Настроение сейчас - Молитвенное
Православная экклезиология по сути своей евхаристична. Это опыт восприятия «Неба на земле». И в этом контексте становится понятной та эсхатологическая реальность, которой жило подлинное христианство с первого века. Постоянное напряженное ожидание Парусии – явления Христа, как реализующийся eshaton, конечная цель всех чаяний, как спасение дарованное в Спасителе.
В Литургийной жизни Церковь являет собой Таинство Царства Небесного, воплотившегося на земле. Причащаясь на Евхаристии воскресших Тела и Крови, мы уже здесь во времени становимся причастны вечного участия со Христом в его Радости. Именно поэтому Церковь именуется Телом Христовым.
В православной экклезиологии уже нет схоластического разделения на Церковь видимую (in statu viae) и Церковь невидимую (in statu patriae). В сакраментальном опыте Евхаристии мы можем созерцать Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, явленную во всей Полноте. В день Пятидесятницы начался последний решающий рывок к завершению истории, и Церковь получила знамя Посланничества (Apostolos).
Апостольство, к которому призваны все члены Тела Христова, предполагает ответ человека на призыв Духа Христова, Который также дается в Евхаристии. Через Причастие мы соделываемся храмами Духа Святого. В Литургии мы с благодарностью принимаем спасительный дар, который сам побуждает нас к дарению по слову Христа: «даром получили даром давайте». Таинство Благодарения (Euharistia) получило название «Общее служение» (Leitourgia) потому, что миссия есть дело всей Церкви, а не частное дело миссионеров, специализирующихся в этой области.
После Причащения в конце Литургии поются песнопения «видихом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную…» и священник возглашает «с миром изыдем». Мы выходим в мир «для того, чтобы свидетельствовать о свете», чтобы в Духе проповедовать веру истинную. Мы становимся свидетелями Царства, «пришедшего в силе».
Протопресвитер Александр Шмеман говорит о двоякой ответственности за тот Божий дар, который получает Церковь в Евхаристии. Во-первых, перед Богом. Дабы мы не расплескали в перипетиях мира сего дар благодати и умножили его. Во-вторых, перед всем миром и каждым ближним. Ведь Литургия совершается в знак примирения человечества с Богом, и она есть свидетельство этого примирения свершившегося во Христе. В этом контексте Литургия, как очевидное свидетельство, есть миссионерское служение миру.
Достаточно вспомнить, что в свое время на Русь Православие пришло посредством богослужения, которое привело в восторг послов святого князя Владимира. Князь Владимир, обремененный рассказами проповедников разных религий, отправляет делегацию, дабы они посмотрели, что на самом деле представляет каждая из них. Не одна религия не поразила их так, как Православие, и они с восхищением говорили князю Владимиру: «Когда стояли мы в храме, мы забыли, где мы находились, ибо нигде более на земле нет места такого: воистину там Бог живет среди людей; и никогда не забыть нам виденной там красоты. Никто из вкусивших сладости не захочет более вкушать горечи; ни более можем оставаться в язычестве». Как мы видим, литургическое свидетельство Православной Церкви в истории возникновения христианства на Руси сыграло важную и, можно сказать, решающую роль.
Миссия Церкви состоит в том, чтобы нести Радостную весть Спасения в плачевную юдоль мира сего, погибающего в удушливом комфорте собственного благополучия. Только мы, ставши евхаристическими причастниками Вечной Жизни, можем принести в него Благую весть Воскресения. Эта весть обновления является фатальной для мира сего, потому, что настало новое время, эра Божьего мира. Мир сей, обветшал и близок к разрушению, он уже не живет, а агонизирует, «ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7:31).
«Я пришел не судить мир, но спасти мир, - говорит Христос, - слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Иоан.12:47-48). И это Слово уже в мире, оно раздирает мир изнутри. Оно подводит итоги и зачитывает приговор, который мир сам себе подписал. И уже нет спасения для того, кто отверг своего Спасителя, кто распял в себе свою единственную надежду. Мы приняли эстафету Миссии на финишной прямой. Нам выпала честь стяжать лавры и венчаться победным венцом.
В Евхаристии мы получаем нетварный свет благодати, изначальных энергий Бога, питающих все жизнью вечной. Мы становимся посредниками для тех, кто еще не знает истинного Посредника между Богом и человеком, кто еще не слышал о Христе. Через миссионера Бог влагает Благую весть спасения в человеческое сердце. А Евангелие само выводит человека, способного слышать Слово Божье, из осужденного мира и вводит в райскую обитель. Этот переход из рабства в землю обетованную, на древнем языке Библии называется Пасха.
Миссия Церкви состоит в том, чтобы указать человеку его вечное предназначение. Ни история человечества, ни жизнь конкретного человека не бессмысленны в Божьем замысле. Евхаристия раскрывает в человеке этот замысел Божий о нем. И если человек обретает себя, миссия достигла цели.
Церковь дарует человеку новую жизнь. В этой новой жизни человек найдет смысл и оправдание своего бытия. Он по-новому посмотрит на мир и в творении обретет любовь своего Творца. Человек уже не будет одинок в этом космосе.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)