[232x294]
Сессия на носу и мне необходимо заняться подготовкой к экзаменам по Истории Государства Российского. Задача не из легких, учитывая то, что я постоянно витаю вне времени и пространства. Даты, имена – жуть. Столько феноменологического груза придется испытать моей и без того страждущей и осуетившейся в стихиях мира душе. Меня, признаюсь, изредка интересуют вопросы историософии. Но отнюдь не в духе Гегеля. Он, пытаясь осмыслить процесс истории, на мой взгляд, слишком замахнулся в своих философских изысканиях. Идея вроде верная, Божественный Дух определяет смысл истории. Но зачем же было сразу постулировать, что история нужна исключительно этому Духу, что Он имеет нужду в ней? Гегель назвал историю саморазвертыванием Духа. Ишь куда замахнулся. С Духом то он и не посоветовался. Может Дух этот все-таки Самодостаточен, все-таки Дух Всесовершенного Бога. Мне думается история человечества нужна именно человечеству, в его неделимом целом. Это саморазвертывание человеческого духа, всечеловека именуемого в Библии Адамом. И осознать эту историю можно только с позиций Божественного Логоса, вочеловечевшегося в истории как Иисус Христос. В Нем сокрыт смысл человечества, Он новый Адам. Только в молитве Премудрости Божьей (так еще персонифицируется Логос в Библии), смогу найти опору моим шатким познаниям. Мои постоянные ПЧ, обращаюсь и к вам, как к «субстанциональным деятелям» (это не ругательство, а понятие Н.О. Лосского, кстати отлично критиковавшего гегелевский пантеизм, историка русской философской мысли) исторического процесса, откликнитесь и вы в молитвенном предстоянии о нерадивом ученике. Может достигнет наш вопль сердца московских профессоров.