«В наше время почти невозможно говорить о религии, не задев кого-нибудь, справа или слева» (Макса Мюллера). Поэтому спешу оговорится, что мое восприятие Буддизма, высказанное здесь, не имеет отношения к тем историческим формам которые мы наблюдаем в настоящее время. Буддизм для меня принцип возврата к человеку. Буддизм, в моем субъективном восприятии - это философия экзистенциализма, свободного от ярко выраженной теистической или атеистической константы. Это попытка самостоятельного решения онтологических вопросов, опирающихся исключительно на антропо-доктринальные мировоззренческие постулаты. Буддизм - это первая попытка в истории религиозной практики свести психологию и философию религии к субъективному началу. Доктрина Буддизма, изложенная в Дхамападе, носит иррациональный и антиномичный характер. Буддизм – это постановка вопроса без ответа на него. Буддизма нет в «чистом» виде. Исторически сложившиеся формы Буддизма есть ответ на вопрос поставленный человеку о человеке. Ответ, оформившийся в разном этно-конфессиональном культурном поле в соответствии с основными культурными константами. Буддизм – это "дхарма" — производная от арийск, корня dhar — утверждать, поддерживать, защищать; переводится как "система", "доктрина", "религия", "добродетель", "моральное качество", "долг", "справедливость", "закон", "образец", "норма", "идеал", "истина", "форма", "условие", "причина", "порядок мироздания" — значение зависит от контекста. Буддизм родился как протест культовому благочестию брахманизма. Как отказ от закоснения в религиозных формах магизма. Буддизм, в контексте исторического возникновения, есть шаг вперед. Философия Буддизма может стать промежуточным звеном от магизма к деятельному философскому самоанализу.
Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть - разум, из разума
они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом,
то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего.
Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть - разум, из разума
они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом, то
за ним следует счастье, как неотступная тень (Глава парных строф I,1-2).