Сравнительный анализ межличностной и массовой коммуникации.
21-05-2008 12:44
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Тема 2: Сравнительный анализ межличностной и массовой коммуникации.
1. Сущность и основные особенности межличностной коммуникации.
2. Понятие и признаки массовой коммуникации
3. Структура массовой коммуникации
4. Функции массовой коммуникации.
Под межличностной коммуникацией понимается процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействие друг на друга. Свойства межличностной коммуникации:
1. Неотвратимость и неизбежность
2. Необратимость: Результаты межличностной коммуникации невозможно уничтожить.
3. Непосредственная обратная связь.
4. Межличностные отношения – это определяющий фактор процесса
5. Многоканальность: именно при межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации.
Массовая коммуникация:
1. Процесс распространения информации с помощью технических средств на численно большее рассредоточенные аудитории
2. Массовая коммуникация может быть определена как институционализированное производство и систематическое распределение сообщений среди численно больших аудиторий с целью воздействия на оценки мнении и поведения людей
3. Массовая коммуникация понимается как социально отдельное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Явление массовой коммуникации невозможно представить без целого ряда условий:
1. Наличие технических средств, которые обеспечивают регулярность и тиражированность массовой коммуникации
2. Социальная значимость информации, которая способствует повышению мотивированности массовой коммуникации
3. Массовая аудитория
4. Многоканальность – возможность выбора коммуникативных средств, которые обеспечивают вариативность массовой коммуникации.
Структура массовой коммуникации:
1. Технические средства
2. Значимость информации
3. Массовая аудитория
4. Способы и средства массовой коммуникации
Технические средства. Среди технических средств, обеспечивающих процесс коммуникации, выделяют средства массовой информации и СМИ, собственно технические средства. Средства массового воздействия – кино, театр, цирк, художественная литература (основное свойство – нерегулярность воздействия). Технические средства коммуникации – это те же средства, которые обеспечивают доставку информации. Не имеют массовой аудитории, не связаны с социально-значимыми реалиями – телефон. Социальная значимость информации: воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории, и насколько она актуальна и регулярна. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет информация оценочная. Получатель информации вольно или невольно описывает оценочную информацию. Это связано с тем, что СМИ как социальные институты имеют статус официального источника информации, к которому массовая аудитория имеет доверие. Именно оценочная информация в значительной степени способствует формированию общественного мнения.
Массовая аудитория. Как компонент массовой коммуникации характеризуется неоднородностью, рассредоточенностью, анонимностью.
Способы и средства массовой коммуникации характеризуются направленностью, многоканальностью, нормативностью, вариативностью. Нормативность – наличие или отсутствие обратной связи. Многоканальность – использование визуального, аудиального и аудивизуального каналов, которое обусловлено спецификой СМИ. Нормативность – в процессе передачи сообщении СМИ передают некий набор норм. Вариативность – природное свойство языка.
Функции средств массовой коммуникации:
1. Информативная – предоставление массовому читателю, зрителю актуальной информации в самых различных сферах деятельности, тем самым люди расширяют свои познавательные возможности и увеличивают свой творческий потенциал.
2. Регулирующая – массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, влияет на формирование общественного мнения.
3. Культурологическая – массовая коммуникация знакомит аудиторию с достижениями культуры и искусства, способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры и сохранение культурных традиций.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote