Тема 8: Роль СМК в процессе формирования общественного мнения.
1. Общественное мнение. Факторы его формирования и содержание
2. Признаки и функции общественного мнения
3. СМИ в процессе формирования общественного мнения.
4. Состояние общественного мнения в современной России.
Первое выказывание в речи Солсбери в 12 веке в Англии об общественном мнении. Лишь в 18 веке термин ОМ стал общеупотребительным. Лишь в 20 веке ОМ было признано фактором общественной жизни. ОМ является непременным атрибутом демократии. ОМ отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства различных социальных групп общества. В ОМ проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический промежуток времени. При этом ОМ и ОМ находятся в сложных связях и отношениях. ОМ при этом невозможно отождествить ни с одной их форм ОС поскольку предметом ОМ может являться самые разнообразные вопросы, охватывающие различные стороны ОС. Существует целый ряд факторов, является обязательным для формирования ОМ:
1. ОМ возникает лишь по вопросам, имеющим важное практическое значение, то есть по вопросам, затрагивающим социальные интересы людей.
2. ОМ предполагает различие в оценках и заключает в себе элементы дискуссионности
3. Необходим определенный уровень компетентности, знаний
Содержание общественного мнения:
- конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным вопросам. Это своеобразный итог мыслительной деятельности людей
- критериями отбора при формировании ОМ служат общественные интересы и потребности
- массовые суждения обладают разной степенью объективности
- данный феномен выступает в качестве специфической силы, регулирующей поведение людей.
-ОМ представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, некое соединение мнений, процесс образования которых подчиняется правилу нелинейного сложения
Основными характеристиками ОМ являются:
- направленность мнения, которая отражает общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений (да-нет, за-против)
-интенсивность – является показателем того, какую силу приобретает ОМ независимо от его направленности (полностью - не полностью, согласен - все равно)
- стабильность – означает продолжительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств.
-информационная насыщенность – указывает каким объемом знаний об объекте мнения владеют люди
-специальная поддержка – является свидетельством степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной среде люди.
Функции ОМ:
-экспрессивная – ОМ всегда занимает определенную позицию по отношению к различным вопросам общественной жизни. в данной функции ОМ выступает в качестве контролирующей силы и обладает моральной властью.
-консультирующая – общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему, и таким образом заставляет соответствующие социальные институты действовать определенным образом в отношении решения неких значимых для общества проблем.
-директивная – проявляется в том, что общественность или иным проблемам социальной жизни, которые имеют безусловный характер.
В зависимости от содержания суждений, которые сформированы общественностью, мнение может быть оценочным и аналитическим.
4. СМИ и общественное мнение.
До настоящего времени нет и не существует однозначного научного объяснения всех тонкостей механизма формирования развития и функционирования ОМ. Первый фактор формирования ОМ: индивидуальные ориентации (личностные, расовые, религиозные, классовые, семейные). Второй фактор – внутриличностные совпадения – это степень соответствия точки зрения одного лица, его оценки точки зрения другого лица по этому же вопросу. Третий – точность суждений – представляет собой меру совпадения вашей оценки с мнениями другого лица. четвертый – согласие – та степень, с которой два или более лица разделяют одну и ту же оценку по общей проблеме. Пятый – устойчивость мнения индивида – обусловлена относительной ценностью объекта, придаваемой ему индивидом с помощью поообъектных сравнений ряда их свойств. В западной традиции чаще всего употребляется понятие «публичное мнение», тем самым указывается субъект – «публика», которой противопоставляется более старое понятие «Аристократия». Новый этап в развитии ОМ стал возможным благодаря развитию общенациональных СМИ. СМИ способны оформлять ОМ, транслировать его в обобщенном виде, тем самым превращая его в новый социальный институт (креативная функция СМИ). Суть механизма воздействия СМИ на ОМ далеко неоднозначна:
-та значительная роль, которую играют СМИ в рамках гражданского общества, обусловлена в первую очередь тем, что СМИ позиционируют себя в качестве трансляторов ОМ.
- СМИ имеют возможность фокусировать внимание общества на тех проблемах, которые представляют интерес прежде всего для самих СМИ или иных субъектов общественной жизни.
- явно прослеживаются факты прямой манипуляции ОМ.
Читать далее...