• Авторизация


Образование. Всякое. 05-03-2008 12:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Трону больную тему: образование в школах, ВУЗах и т.п. и т.д.

Сейчас сын учится во 2м классе и я припоминаю себя в том же классе и возрасте. Класс у них продвинутый в математике (спецпрограмма) и учительница пока одна - в начальных классах, насколько понимаю, везде так. Она из старых еще кадров, лет ей этак 55, а то и поболе, держит детей в ежовых рукавицах, ну и - учатся. Более старшие классы являют собой печальное зрелище. Я даже не в смысле молодежной субкультуры, она во все времена была и с взрослого взгляда ничего кроме жеребячьей дурости не представляла. В смысле знаний. Школа подверглась и подвергается многочисленным переменам в образовании, которые, имея благую цель, зачастую достигают противоположного результата.

Чему же стоит учить и учиться в школе? К сожалению я слабо знаком с западными (и восточными) методиками образования, а со слов Задорнова - америкосы все тупые еще со школы. Однако, если не юродствовать, а разобраться в том, что получают за 10-12 лет дети у нас и у них - еще вопрос кто продуктивнее использует это время. Я не беру те 10-15 процентов детей, которых можно выделить из любого класса - это хорошие ученики и они учатся не потому что  "так надо", а  потому что им интересно. Не факт, что они будут успешны в жизни, но старт у них хороший, главное не загубить. Так же есть 10-15 процентов "паршивых овец", которым в школе в принципе делать нечего. Читать-писать-считать до ста и - к лопате. Ничего обидного, просто такие мозги. Зачем в них вбивать то, что им не нужно и в них не ляжет?..
Остается большая "средняя" часть. Что же надо среднему тинэйджеру к моменту окончания школы? Сам он (она) конечно вряд ли разберутся в том, что им потребуется во взрослой жизни, однако сердцем чуют, что многое из изучаемого - излишне. А чего не хватает - даже и не знают.

Вот мой скромный взгляд на то, "как надо".
Предметы делятся на две группы: 1) фундаментальные 2) инструментарий

Фундаментальные предметы - это те, которые дают понимание об устройстве мира, общества и развитии оных.
Математика, которая царица наук.
То, чему учили нас - классически, с 1 класса до матанализа, тензоров и всякого объемного интегрирования - крайне излишне.Стоит оставить именно школьный курс, урезав его на моменте, когда начинается изучение вещей виртуальных, не имеющих приложения к реальности. Т.е. например что такое производная функции - легко понять физически. Что такое интеграл - тоже. А учиться это считать - во многом излишне. граница этого сильно размыта, тем более математика в сущности больше тренировка для мозгов, чем обучение чему либо сосчитать.
Физика. Непременно оставить и вообще начинать с 1 класса. Дети вполне способны осознать базовые понятия. Только надо их не формульной херней пичкать, а именно понятиями. Был такой физик Ричард Фейнман (есть у него автобиографичная книжка, рекомендую почитать), там как раз понятно, почему он как ребенок вырос, интересуясь окружающим миром и стал знаменитейшим физиком. Не то, чтобы всех детей надо воспитывать для Нобелевской премии, но вот создать для них условия, когда окружающий мир - это не жвачки-сникерсы-дом2, а гигантское количество интересного для изучения - вот это вот необходимо.
Химия. Та же ситуация, что и с физикой. Формулы - долой. Нафиг не нужно знать, что с чем мешать, чтобы изменилась валентность или разомкнулось бензольное кольцо. Химия должна давать представление о том что, из чего и почему. А вовсе не то, как латинские буквы сплетаются в формулы.

Биология-ботаника-анатомия-прочееподобное. Упростить до невозможности. Большинство взрослых людей понятия не имеют ни о Дарвине с его теорией, ни о том, что у кого внутри и почему оно так. И не страдают.

Русский язык. Редко найдешь школьника или взрослого, который без ненависти его вспомнит. При этом подавляющее большинство не умеет грамотно писать или строить свои мысли в соответствии с правилами. Стало быть... точно, вся эта система неэффективна. Потому что сводится не к живому общению и обучению эффективности оного - как устно, так и письменно, а тупому заучиванию правил, которые мало кто помнит. Вот этот мой текст например, написан совершенно не вдаваясь в правила. Однако, подавляющему большинству он будет ясен и понятен. Но это большинство на деле само не сможет так писать именно по причине косноязычия и недоученности - а ее, доученности, быть и не может. Кроме отдельных энтузиастов-языковедов.

Литература. Отменить. Изучение набора рекомендованных кем-то книг и их критики - бессмысленнейший процесс. Вместо этого, в рамках русского языка (а и английского тоже - см.ниже) знакомить детей с жанрами, принципами построения, сюжетированием. Когда человеку ясно, что книга может быть не примитивна, он и сам не опустится до покетбуков Донцовой-бушкова и прочих джанк-букс.

Музыка - аналогично литературе. Рассказать детям как и что, но не надо заставлять что-либо изучать и заучивать. Кроме отвращения не будет ничего. А когда будет понимание жанров и принципов  музыки -  примитив будет  неинтересен,  люди сами найдут свой интерес.

Английский язык. Обязательно, с 1 класса, везде и всегда. Вплоть до преподавания на нем же части других предметов. Мир велик и ограничивать его только русским (который тоже не все нормально знают) просто глупо.

Прочие языки. Не бессмысленно, но изучать в общеобразовательной школе почти потеря времени. Со знанием английского любые другие постигаются куда легче, а часто этого и не потребуется.

Опускаю многие другие предметы - подразделы математики вроде геометрии и алгебры, с ними так же все; историю в разных видах, сводящуюся к зубрежке дат и событий и прочее - не развивающее мозг, а забивающее его формулами и ненужными абзацами. такие предметы нужно сокращать до оставления в них фундаментального скелета, дающего общее понимание. Кому надо заполнить скелет - велкам, но сугубо добровольно.

2. Инструментальные вещи

Физкультура, труд, домоводство, военная подготовка, обж, гроб, научный коммунизм и прочие искусственные хреновины, чтобы занять детей - отменить к черту. Вместо этого: нормальные спортивные секции с тренерами и по желанию. Кто хочет - будет вкалывать. Кто не хочет или не может - пусть на диване сидит. Вместо труда - нормальные мастерские, с обучением по выбору профессии. Не вытачивание хреновины из херовины, а обучение профессии сантехника, маляра, штукатура, автомеханика. Детям вполне по силам. И сразу будет начало нормальной работы и профессии. Как вариант - и за деньги. А то современный мужик не знает как кран поменять или розетку. Военную подготовку - убить нафиг. Вместо этого - летние лагеря для желающих, где профессионалы из пацанов сделают подобие солдата. Кто не желает - и не надо. обж, гроб и прочее фуфло сократить как выдумку идиотов от образования.

Информатику и программирование - отменить. Не нужно программировать. Это отдельная профессия, ей нужно учиться, зная уже много чего другого. Плюс прикладные области - ЧТО программировать. В школе этого нет, соответственно будет только трата времени. Впрочем о интернете и программировании в школах уже писал...

Вместо перечисленной ботвы нужно дать детям ИНСТРУМЕНТЫ, которым они будут пользоваться в жизни.
- Компьютер. Не программировать и не заучивать менюшки винды. Использовать. Он должен просто быть инструментом, удобным и полезным.
- Наука общения с госучреждениями, с банками, с милицией, с жэком, с налоговой, с вообще любым учреждением, с которым по жизни придется сталкиваться
- Основы права и законодательства-  только упаси бог не заучивать, это нафиг не надо; оно все меняется да и смысла нет. Именно основы, понимание своих прав, обязанностей, возможностей и ограничений в жизни
- Экономика. Не та фигня, что в институтах, а обычная жизненная. Построение бюджета - личного и семейного, планирование трат, сбережений, кредитование и его грабли. Стандартный тинэйджер хоть и с паспортом и жениться может, а в отношении перечисленного как правило чист, как лист бумаги. В голове - вакуум.
- Трудоустройство. Какие бывают работы, как устраиваться, с чем столкнешься, как решать проблемы, как общаться с начальством и коллегами и т.п.
- Примитивный бизнес-процесс. Как открыть собственное дело, с чем придется столкнуться, как нанимать людей, как с ними общаться;  что можно  получить, а чем придется жертвовать и т.п.

upd! Забыл архиважную вещь: вождение автомобиля и пешехода [sic!] Каждый тинэйджер, исключая физически негодных для этого, должен выходить из школы с правами на вождение легкового автомобиля. И пешехода. И учить должны взаимопониманию на дорогах. С экскурсиями в травматологию и морги и свалки развороченных в авариях машин.
Многое еще не упомянуто. Важно то, что в школе не учат жить и понимать как все устроено. А надо. Базовый набор знаний вполне можно уложить в 2 года из 11. А язык учить - напротив надо с пеленок и вперед и постоянно. Плюс то, с чем постоянно придется в жизни сталкиваться. Но этого нет. Вот и имеем стадо инфантильных подростков, которые и детей сами делают и автомат в руки берут, а мозгов-то еще...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Pola_Negri 05-03-2008-14:40 удалить
Спасибо. Очень правильно все.
Значит нужно, по-вашему, учить только английский, а родной язык и не нужен вовсе? Со многим у вас согласна, но и до абсурда тоже доводить не нужно.
Уважаемыйzaxxon, не трогайте общебольную тему, не ваша она, не надо. Не приведи всевышний, почитает Ваш опус кто нить из министерства образования, да и возьмутся ретиво... А у них рэволюционеров предостаточно. Не надо легендарных переворотов в педагогической науке, там и так черт ногу сломит. Вы уважаемыйzaxxon, когда нибудь работали в школе, либо в ВУЗе? Вы батенька, постойте там по другую сторону парты альбо кафедры. И пообщайтесь с коллегами по работе и с руководством всякоразличным. Ознакомьтесь с руководящими документами. И посмотрите на ситуацию изнутри... Чем Вы там на хлеб насущный зарабатываете? Вот этим и занимайтесь. А систему образования не трогайте, не Ваше это. Надеюсь, что тон моего комментария Вы не сочтете оскорбительным. ЗЫ А за Историю Вам персональное "спасибо". Люди не знающие и не понимающие Историю никогда не смогут понять политических, социальных и культурных процессов, происходящих в окружающем их мире. Отсюда - решительные победы "приемников" на выборах и всеобщий социо-политический бардак, сторонником которого, как я понимаю, Вы не являетесь.
zaxxon 05-03-2008-15:31 удалить
Р_Е_Ф_Л_Е_К_С_И_Я, Вы буквально правы, но речь не идет о том, что родной язык не нужен вовсе. Смею думать, что родной (в данном случае речь о русском) язык отложится вместе со всеми идиомами, оттенками, смысловыми слоями и т.п. просто в силу того, что человек растет в своей стране в русскоязычном окружении. Знание того, чем сложносочиненное предложение отличается от страдательного залога или деепричастного оборота не добавит ему знания языка, а вот сил на запоминание этих заклинаний - отнимет предостаточно. У меня в средней школе - отняло. При этом сейчас для меня это не более чем заклинания, я убей не помню что все это значит. Оно мне и не нужно. Можно было бы меня упрекнуть в том, что из-за этого я что-то потерял или меня не понимают, но... меня понимают и пока никто не довел до меня, что же я потерял. То же самое и с английским. Большинство англоговорящих (native speakers) понятия не имеют о сложной структуре времен английского. Они им просто пользуются, причем даже не всеми временами. Может быть это не делает им чести (как и мне) в смысле глубоких лингвистических познаний - но в жизни это может помешать только тогда, когда устраиваешься работат лингвистом или соотв. преподавателем языка. Тогда - в колледж, универ, получай специализированное филологическое образование, будешь знать все правила и нюансы и телемаркет. Замечу - это будет осознанно необходимое получение этих знаний. Когда оно неосознанноее (и не необходимое) - получается такая вот ботва, как со мной и еще с миллионами людей, для которых русский - родной; они ни черта не помнят из собственно правил русского языка. Английский же нужен исключительно по той причине, что за границей русскоговорящих территорий есть масса того, чего русскоговорящие не знают, не видят, а если и узнаЮт, то только в том виде, в котором кто-то сочтет нужным им перевести. А есть в том, забугорном виде, поверьте, много всего, чего стоит внимания.
zaxxon 05-03-2008-15:41 удалить
Зубастик-пажирательмосга, в ВУЗе работал, правда недолго, слава богам. В школе нет. Но я и не претендую на суперистину в последней инстанции, как это делают те самые, стоящие у кафедры, в министерствах и т.п. Я рассуждаю как потребитель образования. К сожалению, самое лучшее в мире образование (а оно действительно, без прикола, одно из лучших) имеет сильный перекос в сторону, гм, того, чего в реальной жизни нет. И нехватку того, чего в реальной жизни есть. И чиновники от образования этого не поймут никогда, будь они трижды революционеры. Насчет истории, удивитесь, но я с Вами согласен на все сто. Люди, не знающие Историю, не знают и не понимают процессов. Все так. Однако речь о знании истории, так? Так вот, то, что преподается в школах - историей не является. Там - зубрежка событий и дат. Кабы являлось - без разговоров, я только ЗА Историю с большой буквы. Это как раз и есть фундаментальная основа - знание что как и почему происходило, чего ожидать, первопричины и следствия. Но этому же не учат в школах, не так ли? Социо-политический бардак - тема отдельная, в которой я увы, не профессионал. Но как потребитель и обыватель данного бардака вполне его чувствую и с этой стороны пообсуждать могу.
Спасибо за такой подробный ответ. Даже приятно стало. А иностранные язык изучать просто необходимо, с этим я согласна, особенно английский и скоро, похоже, и китайский...
05-03-2008-23:19 удалить
Еще надо, на мой взгляд, обязательно учить следующим вещам: - поиск информации (пользование библиотечными каталогами и сетевыми поисковиками); - составление реферата (не перекачивание кусков чужого текста, а пристойный пересказ чужой мысли своими словами, с надлежащими ссылками; как минимум, подразумевает грамотное и стилистически... мнэээ... приемлемое письмо, а также умение понимать прочитанное); - устная презентация (с использованием технических средств, уж пауэрпойнт-то точно); - навыки ведения дискуссии (аргументировать, ййййа сказала!!!); Список честно стащен здесь (уж если кто-то за меня его красиво сформулировал :) ): http://radadar.livejournal.com/91439.html И оттуда же, извиняюсь, перепосчу свой коммент: -- Считаю, что это основное чему должны учить. При умении грамотно работать с информацией остальные знания добываются легко и, часто, не требуют преподавателя (ну или минимальное вмешательство в виде указания направления поиска информации). Почему-то подавляющее большинство моих знакомых считает, Что этому должны учить в институте. На самом деле в школе даже заложены механизмы обучения – рефераты по истории, географии, литературе. Ученик должен уметь найти информацию (сам в библиотеке, а не по списку литературы выданному учителем), написать связный реферат (со ссылками на источники), презентовать его перед классом и перед классом же защитить. А не работает это, по-моему, по одной простой причине – учителя не понимают зачем по их предмету пишутся рефераты, соответственно не учат детей ни правильно к ним готовиться, ни грамотно их защищать. -- Посему литература нужна. Причем именно не в формате отдельно прочитанных книжек, а в понимании истории литературы + работа с информацией, выступления с последующей защитой. Причем это надо всем, даже тем кто не пойдет дальше в ВУЗы - поднимает общий уровень общения => снижается быдловатость населения.
06-03-2008-00:07 удалить
Еще у меня есть устойчивое мнение по поводу "инфантильных подростков". Проблема, собственно, не в школе, а в обществе - "половозрелые индивиды" (13-16 лет), биологически являющиеся взрослыми воспринимаются обществом как дети со всеми вытекающими... Основная проблема, что по правилам текущего общества такие "дети" должны жить умом старших. Взрослые диктуют (как могут) что и как должен делать их ребенок. Отсюда проблемы переходного возраста (когда человек хочет и, по идее, должен мочь жить своим умом, но ему не дают) и дальнейший инфантилизм (желание жить своим умом забито в зародыше). Частичный рецепт решения вижу следующим (согласных с моей точкой зрения встречала единицы): Детям надо давать рабочие специальности с 7 лет и с 11-13 дети должны начинать работать в обязательном порядке (начиная с 1.5-2 часов в день, как часть образователного процесса). В результате к 15-16 годам это уже будут более-менее взрослые люди, имеющие представление, что они хотят от жизни. Сейчас же идет обратный процесс. "Детство" постоянно пытаются растянуть, усугубляя тем самым проблемы в обществе. Ну не может человек вдруг в 21 год начать принимать правильные и разумные решения, если до этого за него думали и отвечали другие. Рассуждения у меня не праздные, а проверенные на собственной шкуре :) Кстати и школьную жизнь "по ту сторону" я тоже видела. В 14 лет несколько месяцев вела в 3-м классе природоведение (пост-перестроечное время, тогда, кажется, все было возможно). И детям и мне было интересно. Никаких проблем с поведением и вниманием класса никогда не было - фотографии саванны, извергающихся вулканов и ледников никого не оставлли равнодушными :)
zaxxon 06-03-2008-08:33 удалить
happysummer, все верно. Подписываюсь под каждым словом. Еще короткая история про "там" и "тут". Есть у меня друзья, а у них двое детей, примерно равного возраста, сводные братья, одному лет 17 другому 15. Сами родители женились лет 12 назад; т.е. у жены на тот момент был сын от другого отца, а у отца - соотвестственно сын от другой жены. Лет 10 они в штатах живут уже. Один мальчишка там же с ними, второго как раз не отпустила туда мать (первый брак отца) и он тут, в России. И я их всех вижу. Так вот разница между этими парнями налицо. Тот, который учился в штатах - действительно не интеллектуал. И образование там у него - обычная школа, где учили по принципу - "не хочешь - не учись". Оценки средние, литературы не знает, математика при 17 годах на уровне 5 класса. Но вот по жизни он совершенно не такой как брат из России. Американец шустрый, никого не боится, ни перед кем у него никаких комплексов, не боится высказывать и отстаивать свое мнение, давно готов уйти из дома, т.к. работе научился - как раз автомехаником, сам нашел и осознанно учился, знает все и про налоги там и про кредиты и про отношения с государством. Его брат, который тут - умный парнишка, учится только на 5, но - никакой жизненной самостоятельности не проявляет. Мнения своего высказывать не может, не говоря уж о защите, об окружающей жизни и отношении к ней знает столько же, сколько обычный российский тинэйджер. Т.е. почти ничего, инфантильность обыкновенная, российская. Обоих, кстати, практически не воспитывают, т.е. давления со стороны родителей на тему "как жить надо" на них почти нет.
to happysummer Браво!!! Богатейший жизненный опыт! Наблюдения аж за двумя подростками, из разных систем образования! Про третий класс в 14 лет - эт просто феерично!!! Безусловно это гигантский опыт, позволяющий Вам абсолютно верно расставлять приоритеты в системе образования и говорить о проблемах школы. Не, всё таки очень оказывается живучий тезис о "кухарке и государстве". Ничего личного, просто комментарии у Вас барышня, весьма забавные. Вы нашим юмористам, тем которые из телевизора, тексты не пишете?
06-03-2008-10:54 удалить
Зубастик-пажирательмосга, извините, но каждый строит свое мнение ТОЛЬКО на основании СВОЕГО жизненного опыта. "Наблюдения аж за двумя подростками, из разных систем образования!" Про подростков, между прочим, zaxxon писал, а Ваш наезд, как я понимаю персонально на меня. "Про третий класс в 14 лет - эт просто феерично!!! Безусловно это гигантский опыт, позволяющий Вам абсолютно верно расставлять приоритеты в системе образования и говорить о проблемах школы." Школу я знаю не только по своему личному опыту, но и по опыту родственников (нескольких). Мама у меня долго проработала в школе (причем это была далеко не первая ее работа - начинала она как инженер, но желание учить детей пересилило и она ушла в школу, для чего ей пришлось второе образование получать - в те времена нельзя было учить детей без специального педагогического диплома). Сейчас у нее своя школа раннего развития, уже более 10 лет, причем, заметьте, своя. И ясно что в 14 лет я с бухты барахты не могла попасть "по ту сторону" школы. Кратко: это были одни из экспериментальных классов, которых на рубеже 80-90-х было много (не все были удачными, но большинство были очень хорошими т.к. занимались этим учителя-энтузиасты), основные предметы вела классная учительница, но некоторые предметы, в том числе и природоведение, веди отдельные учителя. Так вот, учительница по природоведению в начале учебного года не вышла, срочно нужна была замена. Остальные учителя были загружены по пределу (школы работали в 2-3 смены, а учителей было очень мало), т.е. кто-то бы все таки за это, конечно взялся, но я была в курсе всей "внутренней кухни" (дома постоянно обсуждались школьные проблемы и новые идеи), мне было интересно попробовать, остальные учителя были не против (все меня прекрасно знали и большинство были уверены что я справлюсь). Я проработала до выхода штатного учителя. Детям было интересно. У некоторых родителей, конечно, по началу были вопросы, но после посещения моих уроков они отпадали - родителям тоже было интересно :) "Не, всё таки очень оказывается живучий тезис о "кухарке и государстве". Ничего личного, просто комментарии у Вас барышня, весьма забавные. Вы нашим юмористам, тем которые из телевизора, тексты не пишете?" Кстати, Зубастик-пажирательмосга, а каково Ваше мнение по поводу образования? Вы пока высказались по поводу поста и комментария, но не по сути вопроса. Вам все-все-все в нашем образовании нравится? Или вы считаете что это не Ваше дело и пусть у всяких чиновников от образования по этому поводу голова болит? И еще замечу - какое бы мнение Вы не высказали (если оно у Вас есть) его так же можно будет откомментировать в духе "кухарки и государства".
zaxxon 06-03-2008-14:55 удалить
Исходное сообщение Зубастик-пажирательмосга to happysummer Не, всё таки очень оказывается живучий тезис о "кухарке и государстве". Ничего личного, просто комментарии у Вас барышня, весьма забавные. Вы нашим юмористам, тем которые из телевизора, тексты не пишете?
Забавно - уже хорошо. Только давайте без перехода на личности, окей? Про кухарку и государство могу я ответить. Нашим государством много лет управляют кухарки. При этом, кстати, это не самый плохой способ управления - государство до сих пор не сдохло и отдельные его части неплохо себя чувствуют. Другие, правда, плохо - но и кухарка не идеал. Так вот, мы тут говорим о том, как тему образования видит потребитель. Я свое видение примерно описал.happysummer тоже добавила. Это не означает, что это лучшее из того, что можно придумать. Но это взгляд потребителя, который, применительно скажем к торговле - голосует рублем. К социальной системе - старается съехать из гетто в коттеджный поселок. К государству - выбирает то, где ему удобно жить, работать и выращивать детей. Так вот наше государство - возвращаясь к аналогии - становится все менее и менее удобным. Образование становится все более замороченным и все более ориентированным на галочки, а не на фундаментальные основы. Не стану утверждать, что где-то образование лучше; но оно явно другое и, судя по людям, которые достигают немалого в жизни имея именно то образование - вполне имеет право на рассмотрение и на извлечение из такой вот системы самого лучшего или очевидного. А что "один единственный пример" - так не один и не единственный. Много. Достаточно вокруг себя посмотреть. В компанию, где я работаю, регулярно приходят люди на собеседование при устройстве на работу. И я много участвую в этих собеседованиях как консультант и работодатель. И увы, процент пригодных хотя бы для начала работы ничтожно мал. Просто беда. И именно со вчерашними студентами. Тупость непроходимая жизненная - никто ведь не научил. Зато дипломы с пятерками. Правда не помнят уж ничего из пройденного... А бывают ребята, которые побегали-поварились в жизни, получали и кнута и пряника. Эти гораздо шустрее мозгами ворочают и прописные истины им объяснять не надо. хотя и возраст тот же и высшего образования порой нет. Школа должна готовить к жизни, а не к аттестату с пятерками. Он конечно тоже важен, но только как приложение к мозгам и заднице человека. А если он мозгами ворочает с трудом, а задницу оторвать для него - проблема, то аттестату этому грош цена, хотя б он был весь золотой, а диплом красный.
Reeder 07-03-2008-00:30 удалить
:) я уже высказывался на тему образования. здесь же в другом постинге. и я гораздо ближе у хозяину дневника по восприятию чем остальные учатстники дискуссии несмотря на то что смотрю с другой точки зрения. для 99.9. % обсуждающих продолжает оставаться неизвестным то, что существует такая дисциплина как сравнительная педагогика. где то что обсуждается изучается давно с конкретными примерами и статистикой. и гораздо более формально формулируемыми выводами. - всем рекомендую почитаь - мегаинтересная информация. сам на сегодня промолчу. дополню только о кухарках. т.к. перестроечная пропаганда действует как кислота до сих пор. "Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту. Мы знаем, что кадеты тоже согласны учить народ демократизму. Кадетские дамы согласны читать, по лучшим английским и французским источникам, лекции для прислуги о женском равноправии. А также на ближайшем концерте-митинге, перед тысячами людей, на эстраде будет устроено целование: кадетская дама лекторша будет целовать Брешковскую, Брешковская бывшего министра Церетели, и благодарный народ будет обучаться таким образом наглядно тому, каково республиканское равенство, свобода и братство... Да, мы согласны, что кадеты. Брешковская и Церетели, по-своему, преданы демократизму и пропагандируют его в народе. Но что же делать, если у нас несколько иное представление о демократизме? " УДЕРЖАТ ЛИ БОЛЬШЕВИКИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ? http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/VLADLEN/VIL_01.HTM
zaxxon 07-03-2008-08:19 удалить
Reeder, ответ ему на "Но что же делать, если у нас несколько иное представление о демократизме? " был дан уже давно: "надо было взять для экспериментов другую страну, которую не жалко".
Reeder 07-03-2008-10:02 удалить
zaxxon, т.е. вы ближе к кадетам? :) а страну то никому было не жалко. им другая была не нужна. вообще чем больше я читаю разных книг на тему революции тем больше у меня ощущения сюрреализма её картины. и полного сюрреализма её восприятия. Меня удивляет практически полное отсутствие Февраля в современной медийной картине. о нём говорится настолько вскользь, что его как будто и небыло. т.е.восприятие упрощённое - плохие коммунисты с лениным и сталиным свергли царя потом его убили и устроили террор против собственного народа. вопрос - куда делась вся структура управления гос-вом почему то даже не возникает. ну это я так - разворчался. надо уДусТТ книгу по сравнительной педагогике забрать - и вам на радость цитату оттуда кинуть. я над ней долго медитировал.
zaxxon 07-03-2008-11:12 удалить
Исходное сообщение Reeder zaxxon, т.е. вы ближе к кадетам? :)
Я не ближе к кадетам. Мы, кстати в теме об образовании, поэтому сползание в политику наверное заслуживает отдельного топика. Но картиной идеального мироздания могу поделиться. Она совпадает с кем-то из древних, то ли Конфуций, то ли Аристотель (лень уточнять) сказал, что лучший правитель тот, которого не видно и не слышно. Вот по мне - хоть царь, хоть Ленин, хоть Путин, хоть кто. И как назвать правящуюю партию - хоть эсеры, хоть коммунисты, хоть фашисты, хоть саксофонисты - совершенно пофиг. Все это символы, которые становятся видны, когда власть старается проявить властность. Ее, власти, забота - осуществлять функционирование государства с последующим его экономическим развитием. В рамках нормальных рыночных отношений, пресекая воровство и минимизируя издержки на управление. Это собственно обыкновенный менеджмент, который вне политики. Как только менеджеры любого предприятия начинают заниматься политикой (я имею в виду в рамках именно предприятия) - эффективность управления падает, все друг друга едят, тырят и предприятие хиреет. Иногда до коллапса. Так вот идеальных менеджеров не бывает конечно, и - что при царе, что при Ленине, что при Сталине и т.п. менеджмент государства в разной степени занимался всякой хреновиной помимо своего прямого предназначения. Причины этому как раз меня не сильно волнуют - плохие ли там коммунисты или хорошие - занимались они политикой вместо управления. Результаты известны.
вопрос - куда делась вся структура управления гос-вом почему то даже не возникает.
Куда там она могла деться... Кто свалил, как бывает при глобальных потрясениях, кого поставили к стенке или отправили копать каналы и валить деревья, а кто и приспособился под новой властью. Ровно то же наблюдаем и сегодня - может в менее маргинальных степенях. Стреляют еще превентивно, до правосудия, сажают меньше, сваливающих тоже поубавилось - ну, революционной ситуации-то нет. Основным стало именно приспособленчество. Аппарат управления - от вшивого сельского поселения до Кремля занимается политикой вместо менеджмента. Дальше можно лезть в критику и анализ причин - но это малоинтересно, так же как и выяснение "плохие ли коммунисты". Никто там не плохой и не хороший. Создана система, при которой по другому функционировать не получается. Либо приспосабливайся, либо вали. Ну, можно взять знамя и пойти на баррикады. Правда без сподвижников, потому как те, кто мог бы ими стать - либо приспособились, либо валят. Пофиг всем на менеджмент. Есть альтернативная сторона - частный бизнес. Это место, где менеджмент превалирует над политикой (в идеале). Поэтому несмотря на весь бардак и давление, частный бизнес имеет прибыльность, в отличие от государственной машины. Частный бизнес меньше склонен базарить и заниматься самоедством, как госчиновничество, в которое выродился гос.аппарат управления. И чем больше государственная машина будет похожа на частный бизнес - тем эффективнее она будет. А какой на ней при этом лейбл и как фамилия директора - пофиг совершенно.
27-03-2008-13:06 удалить
Возвращаясь к теме... тут очередная интересная ссылочка по поводу экстерната попалась. Вот решила сюда скинуть самые интересные из того что нарыто. Может пригодятся... Для меня сейчас основная проблема - как же учить _своего_ ребенка. Нам до школы еще ооочень далеко, но запасаться идеями уже начала. Как вариант рассматриваем экстернат. Собственно инфа: Ксения Подорова. Домашнее обучение. Про то как учиться, про социализацию, про свободу выбора, юридические моменты. Очень живо написано. http://zhurnal.lib.ru/e/ekoposelenie_l/kseniapodorova.shtml Домашнее обучение: постановка проблемы http://community.livejournal.com/home_school/58050.html Семейное образование, Домашнее образование, Экстернат - Систему не исправить: она враждебна ребенку http://www.familyeducation.ru/?module=articles&c=Vzgliad&b=5&a=1 ссылки на закон об образовании http://forum.dmitrov.su/sutra117794.php#117794
zaxxon 27-03-2008-14:00 удалить
happysummer, за ссылки спасибо, почитаю. Но добавлю и пару слов в защиту (точнее о необходимости в наших условиях) обычной советско-российской школы. Без нее, даже если получить отдельно великолепное семейное, домашнее образование, - очень плохо. Потому как ребенок в школе не столько даже образование получает, сколько учится общаться и находиться в среде себе подобных. Та же песня и с ВУЗами - знания, оно, конечно важно. Но там важен еще и процесс, общение со студентами, преподавателями, с системой самой; преодоление ее этапов - как экзаменов, так и просто всяческих препятствий в учебном процессе. Короче, социальная сторона образования не менее важна. У меня вот ребенок в сад не ходил - и это сразу заметно, ему сложнее адаптироваться в незнакомом коллективе, хотя он не страдает от недостатка общительности. А детсадовские - гораздо более, ну не знаю как выразить, наглее что-ли, в хорошем смысле. Агрессивнее, опять же в хорошем смысле. Собственно ему и в школе было первый год сложнее. Все носились сломя голову по переменам, а он не привык - сидит себе в классе, рисует, читает. Сейчас втянулся, но время на адаптацию было потрачено. К образованию как таковому это конечно не имеет отношения. Но быть хорошо образованным и асоциальным (точнее не уметь вертеться в среде себе подобных и вообще людей вокруг) - довольно грустно. Я знаю кстати такого человека; у него с детства серьезная болячка и он часть школы провел дома да и потом эпизодически пропускал. Сейчас ему 33, болячки практически побеждены, но общаться с людьми ему трудно до сих пор, т.е. спокойнее обходиться без общества. Ну и не женат, соответственно, никакой семьи нет и не предвидится. Оно не надо ему. Хотя - умница, профессионал в своем деле и высокообразованный интеллигентный человек. Словом, образование образованием, но обычная школа - и школа жизни в том числе. О чем я и поминал в начале треда; важен не объем впихнутых в голову знаний и даже не качество оных (хотя некачественно лучше и не начинать), а область и умение их применять.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Образование. Всякое. | zaxxon - Buzzing around | Лента друзей zaxxon / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»