Я сторонник конкуренции во всем и везде. Конкуренция заставляет наш мир изменяться, и как правило это изменение к лучшему. Практика показывает, что там, где нет конкуренции происходит стагнация. Приведу пример с офисами «Билайн» в регионах. В тех регионах, где у «Билайн» были конкуренты их проникновение на рынок было в два, а иногда и в три раза выше, чем в регионах без конкуренции. Не имея конкурентов офисы не видели смысла увеличить ассортимент услуг, внедрять новые технологии, увеличивать количество передатчиков. Они были довольны текущей ситуацией и старались сохранить существующее положение дел, а не развиваться. Типовая фраза относительно внедрения изменений была следующая: «Не раскачивайте лодку! И так все хорошо».
Я сторонник конкуренции с минимальным гос. регулированием. Я сторонник снятия налога на ввозимые иностранные автомобили, не смотря, что живу в Автограде и это прямая угроза благосостоянию г. Тольятти. Я за либерализацию рынков. Я за глобальную конкуренцию.
В ближайшее время мы должны столкнуться с конкуренцией в виртуальном пространстве, а, именно, появляется конкурент нашему флагманскому Интернет проекту Arriva.ru (информационный сайт о досуге и развлечениях в городах Тольятти и Самара). Этим конкурентом будет сайт журнала «Рекомендовано». Сайт начнет функционировать с 30 июля.
http://www.recomendovano.ru/
Пока мне не известна их политика поведения на рынке, какие будут разделы сайта и какой будет контент на страницах сайта. Есть только слухи и обещания, что это будет лучше.
Тем не менее, я хочу сделать свой прогноз направления их деятельности и представлю это виде возможного сценария. Тем более что позже будет интересно сравнить результат с прогнозом.
Исходя из слухов и амбиций конкурентов, нас ждет сценарий «Лобовой атаки». Этот сценарий подразумевает, что на новом сайте в первую очередь будет размещена афиша всех кинотеатров г. Тольятти, а так же афиша клубных вечеринок. Размещать афишу новый сайт будет бесплатно, что с радостью поддержат и кинотеатры, и клубы. Афишу клубов мы размещаем на Арриве за деньги, поэтому она не отражает всех событий в городе. Вполне вероятно, что на новом сайте будет «более» полная афиша.
Следующий шаг по этому сценарию – выкладка отчетов о вечеринках. На сайте Аррива это второй по популярности раздел. Людям очень нравиться себя рассматривать на сайте. Уверен, что на новом сайте будет попытка запустить клубный форум.
Суть этого сценария будет в копировании основных разделов Арривы с целью вытеснить наш сайт с занимаемой позиции.
Этот сценарий для Арривы как самый опасный, так и самый выигрышный. Опасный, т.к. атака производиться на нашу ключевую позицию на рынке. Конкурент, реально может сделать более подробную афишу, чем у нас и будет представлять больше информации посетителям. Выигрышная, т.к. конкурент начинает следовать за нами, а тот, у кого есть последователи, называется лидером. Копируя нас, конкурент подтверждает наш статус лидера.
И так, какие могут быть сильные стороны у конкурирующего сайта. Во-первых, более полная афиша. Во-вторых, больше отчетов со всевозможных мероприятий. В-третьих, более качественные фото отчеты. В-четвертых, более масштабный промоушен («Рекомендовано» проводит массу собственные вечеринки в клубах, Аррива это делает только в исключительных случаях.)
Теперь, возможные слабые стороны конкурента. Во-первых, система обновления сайта. Я не уверен, что они создадут интерфейс, через который даже секретарь сможет обновить сайт. У Арривы такой интерфейс присутствует. Это обеспечивает оперативную выкладку информации. Во-вторых, сайт делает внештатный дизайнер. Снижает оперативность и гибкость работы с сайтом. (Про программиста я не слышал). В-третьих, у «Рекомендовано» нет опыта создания сайтов и их раскрутки. В-четвертых, не опыта оптимизации сайта для поисковых машин
И самое главное препятствие для нового сайта это привлечение посетителей и удержание их интереса. Я не уверен, что этот сайт достаточно быстро сможет повысить свою посещаемость: люди достаточно медленно меняют свои привычки. А если к этому добавить оптимизацию сайта для поисковых машин, то можно утверждать, что в течение полугода новый сайт по поиску будет значительно отставать от Арривы.
И в заключение о стратегии.
Пример из истории. Когда японские автостроители выходили на американский рынок, то они не делали больших дорогих автомобилей. Они делали небольшие экономичные модели по низкой цене. Такая стратегия позволила им занять пустую нишу на рынке. Закрепившись на этой нише, японцы стали делать большие автомобили, но предлагали их по гораздо ниже цене, чем их американские конкуренты. В результате национальные торговые марки отдали пальму первенства японцам.
Мораль этой истории в том, что нужно иметь свою, отличную от конкурента стратегию, которая позволит занять пустующие ниши. «Лобовая атака» самая затратная стратегия, и мы будем рады, если конкурент её выберет. Но на месте конкурентов, я бы выбрал другую стратегию. Есть не занятые ниша специализированного сайта ди джеев города Тольятти, где была бы размещена информация про всех местных ди джеев, их дискография, семплы для скачивания, система резервирования ди джеев (букинг) и т.д. Пустая ниша путеводителя по ресторанам города, где были бы меню со всех ресторанов, фотографии интерьеров и система заказа столика и меню. Пустая ниша экстремального спорта. Пустая ниша казино, стрипбаров, бань и прочего. Начните с любой из этих ниш и позиция на рынке вам обеспечена. Это позиция будет настолько сильной, что в будущем даже Аррива не сможет вытеснить их из этой ниши.
Джек Траут давно говорит, что надо дифференцироваться или умирешь. Будь отличным, ищи свою уникальную нишу. Уникальность - это и есть стратегия. А подражание - это смерть.
Только со стратегией бизнес может добиться успеха. У вас могут быть самые низкие издержки на производство, самое высокое качество, но если нет стратегии – вы в опасности.
И так, я свой прогноз сделал. Будем ждать появление нового конкурента.