• Авторизация


По Холмсовским местам_часть 1 26-01-2009 02:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Источник: Интернет-памятник фильму "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"

Для того, чтобы побывать в местах Шерлока Холмса и доктора Ватсона совсем не обязательно ехать в Лондон, а можно просто посетить места съемки фильмов о Шерлоке Холмсе в Санкт-Петербурге...

Киностудия «ЛЕНФИЛЬМ»
Каменноостровский пр., д. 10

Пожалуй, логично будет начать именно с этого места, ведь это здесь, в павильонах «Ленфильма», снимались и квартира великого сыщика, и многие другие помещения.
Квартира Холмса была выстроена в третьем павильоне, в котором теперь уже давно ничего не снимают. В нём находятся несколько коммерческих предприятий, туда даже можно зайти со стороны Каменноостровского проспекта, благо вход не за забором.
[485x303]


«КРОВАВАЯ НАДПИСЬ»
- Заброшенный дом, место убийства Дреббера -

ул. Академика Крылова, д. 4 (ст. м. «Чёрная речка»), Дача княгини Е. П. Салтыковой.

Комплекс дачи включает в себя главный дом, служебные корпуса и ворота. 1837-43 гг., архитекторы П.Садовников, Г.Боссе. Ныне памятник федерального значения.
К сожалению, этот дом теперь трудно узнать. Сам он почти не изменился, хоть и претерпел реставрацию в 1990-96 годах, зато существенно изменились его окрестности. Прямо рядом с домом в 1982 году открылась станция метро «Чёрная речка», за воротами пролегла оживлённая магистраль, парк вокруг дома был вырублен, и тихое пустынное место стало многолюдным и шумным.
Там, где Холмс прыгал через лужу, теперь ежедневно проходят тысячи людей, а за воротами вместо кэбов несутся потоки автомобилей.
[700x265]

Справа от кэба виден забор строящегося павильона метро. Теперь под воротами подземный переход.
Фокус этого эпизода в том, что ворота всё время снимались изнутри, со стороны дома. Это хорошо видно по теням.
[700x265]
[700x265]
[700x265]


«КОРОЛЬ ШАНТАЖА»
- Клуб "Диоген" -

Дворцовая наб., д. 26, Дом Учёных им. М. Горького РАН

Он же дворец Великого князя Владимира Александровича, сына Александра II и дяди Николая II. Великий князь занимал должность президента Академии художеств, а в 1884-м стал главнокомандующим гвардии и Петербургского военного округа. Именно он отдал приказ о расстреле мирной демонстрации 9 января 1905 года, после чего был снят с должности.
[700x265]

Дворец был построен в стиле историзма или эклектики с 1867 по 1874 гг. архитектором А. Резановым. Парадная мраморная лестница, по которой поднимаются Холмс и Ватсон, создана Максимилианом Месмахером.
С 1920 г., стараниями Максима Горького, дворец принадлежит Ленинградским ученым, благодаря усилиям которых прекрасно сохранился – по состоянию сохранности интерьеров этот дворец является уникальным в Петербурге.
Первый в СССР клуб научной интеллигенции, «обстановка там – самая успокаивающая».
[700x265]


- Забор напротив усадьбы Милвертона -
Английский пр., д. 8-10
[700x265]

Хотя нам показывают в основном забор, вдоль которого прогуливался Ватсон, дом за забором тоже есть. Арх. В. Иогансен, 1901-02 г. Ранее этот особняк принадлежал голландскому подданному, консулу Нидерландов в Петербурге и предпринимателю Г. Г. Гильзе фан дер Пальсу. Он занимался производством и торговлей галошами и другими резиновыми изделиями, став впоследствии директором товарищества Российско-Американской мануфактуры, известной в советское время под названием "Красный треугольник". Был он и директором Первого Российского страхового общества, поклонником искусств и меценатом.
В 1910-е годы в здании располагалось Нидерландское консульство, позже и до настоящего времени – Военный комиссариат Ленинграда-Петербурга. Мы ещё дважды увидим этот дом изнутри в серии "ХХ век начинается" – как раз за забором видны окна снятых впоследствии помещений.
С той стороны забора, где прохаживался Ватсон, находится детский сад, который вместе с игровой площадкой теперь отделён изгородью, так что пройти путём Ватсона напрямую нельзя, да и идентичные ракурсы нельзя снять так, чтобы решётка не попала в кадр.
Кроме комиссариата за забором находятся в высшей степени интересные постройки, о которых ничего не удалось узнать, кроме того, что в башенке была голубятня. Не исключено, что это служебные корпуса дворца великого князя Алексея Александровича, к парку которого эти здания примыкают с другой стороны, и куда мы отправимся прямо сейчас.
[700x265]
[700x265]


- Забор Милвертона -
Английский пр., д. 2-б, наб. р. Мойки, д. 122
[700x265]

Это место находится в двух шагах от предыдущего, хотя и не в зоне прямой видимости, как это было в Фильме. Этот второй забор примыкает к парку дворца великого князя Алексея Александровича, командующего русского флота, брата Александра III.
Дворец построен в 1882-85 годах архитектором Максимилианом Месмахером. После смерти князя в 1908 г. его наследники передали дворец в аренду германскому посольству. После революции дворец занимали различные организации, после войны – районный дом пионеров, затем трест «Ленинградоргстрой», Дом музыки, а также то ли Институт русской литературы РАН, то ли НИИ геологии РАН.
Сам дворец – это шедевр эклектики, напоминающий средневековый французский замок. Цилиндрические башни, завершающиеся куполами со шпилями, два роскошных въезда с Мойки, отлично сохранившееся чугунное литьё ограды. Окружавший дворец огромный парк существенно урезали после смерти великого князя. Но сохранился общий дух замка, восходящий к романам Дюма, до которых хозяин был большой охотник.
Последним арендатором здание дворца было доведено до аварийности. В 2006–2008 гг. дворец и парк были подвергнуты реконструкции. В декабре 2008 г. во дворце вновь открылся ФГУК «Дом музыки».
[700x265]

Как вы думаете, что увидел Ватсон, заглянув через забор? Дом Милвертона? Не совсем. Вот что он увидел: детский сад и дворик, по которому шёл за пару минут до этого. Со стороны детского сада кирпичный забор в 2008 году покрыли штукатуркой, а проломы в нём были заделаны ещё раньше.
[700x265]

А теперь садимся на электричку и едем к дому Милвертона.

- Дом Милвертона -
Петергоф, парк Александрия, дворец «Коттедж»
[700x265]

Дворец был построен в 1826-1829 гг. по проекту английского архитектора А. Менеласа, по типу английского загородного дома. Коттедж был летней резиденцией Николая I и его жены Александры Федоровны.
После Октябрьской революции дворец был превращен в историко-художественный музей. В живописной коллекции Коттеджа насчитывается более 200 картин, среди них Айвазовский, Кипренский, Щедрин, Воробьёвы, голландские мастера XVII–XVIII вв. Я. Порселлис, Бакгейзен, Велигер, Гойен и др.
В годы оккупации Петергофа дворец сильно пострадал, и только в 1978 году, то есть за пару лет до съёмок, здесь как раз была закончена реставрация.
Только вот никакой кирпичной стены там нет – это всё выдумки Ватсона. Ограда есть, но она металлическая. И многих старых деревьев уже нет.
[700x265]


- Оранжерея Милвертона -
ул. Профессора Попова, д. 2, Ботанический сад

Ботанический сад расположен на Аптекарском острове и занимает территорию между Малой Невкой, наб. Карповки, Аптекарским пр. и ул. Профессора Попова. Функционирует Ботанический институт РАН им. В.Л. Комарова.
[700x265]

Историческая дверь, которую Холмс открыл при помощи стеклореза, находится в самом конце длинного маршрута Тропиков (тропические растения расположены в 13 оранжереях общей площадью 5300 кв. м.) – здесь экскурсоводы потарапливают посетителей на выход. Рукоятка двери сейчас другая.
[700x265]

Далее наши герои оказываются в Большой пальмовой оранжерее – слева видны толстые стебли бамбука. До Октябрьской революции эта пальмовая оранжерея, построенная во второй половине 19 века, была самой высокой в мире – 23,5 м. В ней размещены растения влажного тропического леса. Здесь растут высокие деревья: анчар, манго, красное дерево, гигантские бамбуки и др.
[700x265]

Затем Холмс и Ватсон обходят бассейн водной (викторной) оранжереи, которая примыкает к Большой пальмовой. Сейчас этот бассейн очень зарос, аналогичный снимок сделать трудно. Здесь ежегодно цветёт и плодоносит Victoria amazonica. Выращивается редкое водное растение Barclaya longifolia. Бассейн окаймляют тропические кувшинки с голубыми, синими, розовыми и красными цветками. Здесь же растут лотос, папирус, рис, сахарный тростник, тропические лианы, орхидеи, насекомоядные растения - непентесы.
[700x265]

Последний участок оранжерей – снова на маршруте Тропиков. Пока не установлено, точно ли здесь Ватсон накрывал платком попугая и испачкал свою теннисную туфлю – дело в том, что существует аналогичное место с такой же лесенкой в теплице по другую сторону Большой пальмовой оранжереи, которая сейчас закрыта на ремонт. Пока неясно, то ли дорожки были переложены, то ли это не та оранжерея.
[700x265]

Чтобы накрыть попугая, Ватсон поднялся по красивой лесенке, а потом вслед за Холмсом спустился под неё же.

- Мостовая на Бейкер стрит -
Замковая улица

По этой брусчатке в разное время ходили маркёр, мисс Морстен и сам Холмс в костюме моряка.
На этой улице есть только один дом – Инженерный (он же Михайловский) замок. Деревья, росшие на газоне между дорогой и замком, ветви которых видны в кадре, были спилены к 300-летию Петербурга, в начале XXI века.
[700x265]


- Дом леди Хаксли -
Дворцовая наб., д. 26, Дом Учёных им. М. Горького

Тот же дом на набережной, а за окном видна Нева и Биржевой мост. Кстати, Нева в этом месте в 2–3 раза шире любой Темзы.
Как видите, леди Хаксли жила прямо в клубе «Диоген», а значит, наверняка была знакома с Майкрофтом Холмсом, из чего можно предположить, что Майкрофт сам спланировал убийство Милвертона, а Шерлоком решил прикрыться, зная, что тот всё равно выкрутится.
[400x303]


«СМЕРТЕЛЬНАЯ СХВАТКА»
- Клуб "Багатель" -

Кронверкский пр., д. 3, особняк Кшесинской
[700x265]

Проект постройки особняка разработал в 1904 году А. Гоген. Особняк принадлежал известной балерине М. Кшесинской.
В дни Февральской революции был занят революционными войсками, а в марте 1917 года в нем разместились Центральный и Петроградский комитеты партии большевиков.
В апреле-июле 1917 года в особняке был проведен ряд конференций большевистской партии под руководством и при участии Ленина.
В июле Ленин в последний раз выступил с балкона особняка, а затем особняк был захвачен войсками Временного правительства, а его помещения разгромлены. С конца 1930-х годов и до 1957 года здесь находился Музей С. М. Кирова, а с 1957 года особняк был передан Музею Революции.
[700x265]


- Ватсон возвращается домой -
ул. Куйбышева, д. 4, «Особняк Бранта»

Дом был построен в 1909 году по проекту архитектора Р. Ф. Мельцера для крупного лесопромышленника барона В. Бранта.
Ватсон возвращается домой из клуба «Багатель» – это место действительно находится в двух шагах от клуба, то есть от особняка Кшесинской. В 1955-1957 гг. оба здания были соединены в единый комплекс, где теперь находятся все экспозиции Музея Революции. Кстати, Ватсон только что прошёл мимо крыльца своего будущего дома, куда он переедет после женитьбы.
[700x265]


- Холмс уходит по крышам -
Лиговский пр., д. 2-4, НИИ фтизиопульмонологии

Это здание в стиле немецкой кирпичной готики было построено в 1870-1871 гг. архитекторами Р. Б. Бернгардом и О. Г. фон Гиппиусом, расширено в 1902-1904 гг., арх. А. И. Стюнкель. В 1873 году здесь открылась Евангелическая женская больница, а в 1922 году она была переоборудована в Специализированную больницу для больных легочным туберкулезом.
[700x265]

Вот Холмс вылезает на крышу со стороны Лиговского проспекта (#1 на схеме). В этом домике сейчас больничный морг.
[700x265]
[700x265]

А вот он уже с противоположной стороны, пытается разглядеть, кто там выступает в Большом концертном зале «Октябрьский» (#2).
[700x265]

Сообщники Мориарти поджидают Холмса совсем не там, где он перелез через забор, а со стороны улицы Некрасова (#4).
[700x265]

Но Холмс не искал лёгких путей. Увидев, что его никто не встречает, он перелез через забор ещё раз (#4).
[700x265]

Прямо за этим забором находится улица Некрасова, а за ней – Некрасовский (Мальцевский) рынок (#4).
[700x265]

На этой фотографии из космоса цифрами обозначены перемещения Холмса по кварталу. Номера 1–4 - "Смертельная схватка", номер 5 – "Охота на тигра".
[400x303]


- Лоусерский пассаж -
Шпалерная ул., д. 43 (угол Потёмкинской ул.), Выставочный зал «Цветы»
[700x265]

Это старейшая в Петербурге оранжерея, любимая многими поколениями горожан. Первая на этом месте оранжерея для крупных теплолюбивых растений – пальм, олеандров, лавров, была построена в 1889 году, но в 1928-1930 годах она была разобрана и переведена в Ботанический сад. На её месте в 1935 году была установлена пальмовая оранжерея, перевезённая из бывшего царского садоводства в Царском Селе (архитектор Александр Бах, 1900 год).
В годы войны здание сильно пострадало, и только в 1978 году в реконструированной оранжерее был открыт Выставочный зал «Цветы», где даже в зимние морозы зеленели редкие тропические растения, раскидистые пальмы почти доставали до стеклянного потолка, цвели азалии и орхидеи. Здесь проходили выставки цветочных композиций и живописи, кроме того, здесь всегда можно было купить свежие и недорогие цветы и всяческую тропическую рассаду.
В начале XXI века оранжерея оказалась в центре судебных разбирательств. История эта тёмная и запутанная, как растительность в джунглях. Ходили упорные слухи, что либо всё снесут и построят здесь жилые или представительские здания, либо вместо экзотического сада здесь будет… интернет-кафе.
31 марта 2006 года оранжерея была закрыта, а кооператив «Цветы» выселен отсюда со всем имуществом. Это вызвало широкий общественный резонанс, и только тогда власти выступили с обнадёживающими заявлениями о том, что Выставочный зал закрыт в целях ремонта и откроется к концу года в прежнем виде.
И вот, 29 августа 2006 г. оранжерея вновь открылась для посетителей во всей своей тропической красе. Случилось бы это, если бы не активная позиция горожан? – кто знает...
В начале 90-х годов старое остекление было заменено на современное. Работы производила финская компания.
[700x265]

Увы, эти старые деревья – уже история. Крайнего левого нет уже давно, второе слева и правое за кадром были спилены под корень в апреле 2006 года, а к концу 2008 года все деревья были полностью снесены, а на их месте посажены новые.

- Вокзал Виктория -
Загородный пр., д. 52, Витебский вокзал

Это самый первый железнодорожный вокзал в России. Первый поезд отправился с Витебского вокзала 30 октября 1837 года. Первое каменное здание было построено в 1849-1852 годах, арх. К. Тон. Затем в 1900-1904 годах здание перестраивалось. Это единственный вокзал, где поезда отправляются со второго этажа.
Вот с этого перрона отправился поезд с Холмсом и Ватсоном. Интересная подробность: поезд тронулся с места и поехал… по направлению к вокзалу, а не от него, как надеялись пассажиры.
[700x265]


- Железная дорога -
Озерки, Детская железная дорога (Малая Октябрьская)
[700x265]

В 1980 году дорога пролегала через леса и луга. Теперь всё изменилось – вплотную к рельсам стоят заборы, за которыми выстроились особняки, кондоминиумы и 16-этажные дома.
Холмс и Ватсон едут в задекорированном немецком вагоне Pafawag. Теперь этих вагонов нет, они были списаны в 1987 году, один из них был передан Ленфильму.
[700x265]


- Гостиница в Мейрингене (внутри) -
Пушкин, Московское шоссе, д. 11, дача Великого князя Бориса Владимировича

По преданию, эту дачу Великому князю Борису Владимировичу подарила его крестная мать – королева Виктория. Усадьба была построена в 1896–1897 гг. лондонской фирмой «Мейпл» в стиле английских коттеджей, и даже кирпичи для строительства были привезены из Англии. Архитекторы Шерборн и Скотт. В 1899 г. к ней был пристроен запасной дом, арх. А. фон Гоген – вот в нём и происходили съёмки.
В этом эпизоде мы видим дом только изнутри. Однако в следующей серии мы ещё увидим его снаружи – здесь же снимался дом Рональда Адэра (см. "Охота на тигра").
[400x303]


«ОХОТА НА ТИГРА»
- Ватсон едет к Адэру -

наб. р. Фонтанки, д. 54 / ул. Рубинштейна, д. 15-17, «Толстовский дом».

Памятник архитектуры позднего модерна, шести-этажный доходный дом сооружен в 1910-12 гг. по заказу домовладельца графа М. П. Толстого (арх. Ф. И. Лидваль, Д. Д. Смирнов).
Основу сложной планировочной композиции определяют три двора различной конфигурации, образующие своеобразную "улицу" с хорошо организованным внутренним пространством. Это место полюбилось многим кинематографистам. Его можно видеть, например, в фильме «Вам и не снилось», или у того же Масленникова в «Зимней вишне».
[700x265]


- Дом Рональда Адэра -
Пушкин, Московское шоссе, д. 11, дача Великого князя Бориса Владимировича
[700x265]

Одно из зданий дачного комплекса, арх. А. фон Гоген. В предыдущей серии "Смертельная схватка" внутри этого дома снималась гостиница в Мейрингене.
[700x265]


- Кавендиш сквер -
Пушкинская ул., д. 9–11

Здесь Ватсон разгуливал под зонтом, дожидаясь Холмса с экипажем. Этот сквер с памятником Пушкину посередине находится в двух шагах от Невского проспекта и Московского вокзала. Мы ещё увидим его в «Сокровищах Агры».
[700x265]


- Холмс везёт Ватсона закоулками -
Лиговский пр., д. 2-4, НИИ фтизиопульмонологии

Уже хорошо знакомое нам место, изнутри (#5 на схеме).
[700x265]

Апраксин двор. Михайловский проезд, корпуса 15, 39. Ягодный проезд, корпуса 46, 47, 49
[700x265]

Архитектурный комплекс «Апраксин двор» занимает 14 га территории, ограниченной улицами Садовая, Ломоносова, набережной Фонтанки и Апраксиным переулком, включает 57 корпусов, большинство из которых находятся в городской собственности. Исторически его территория делится на Щукин и Апраксин дворы.
Купец Иван Щукин выкупил свой участок в середине XVIII в. у графа Чернышёва. В 1744 г. императрица Елизавета пожаловала Фёдору Апраксину огромную территорию между Фонтанкой и Садовой улицей, когда она ещё была загородной зоной, и лес подступал к самому берегу Фонтанки. Учитывая выгодное в торговом отношении местоположение этих усадеб, в 1766 г. было решено создать на этих территориях торговые ряды.
Значение Щукина и Апраксина дворов в торговой жизни города постоянно росло. В 1833 г. по указу Николая I их торговые ряды были объединены в один обширный рынок. В 1862 г. произошел крупнейший пожар, который практически уничтожил квартал, но вскоре его отстроили вновь. В 1875 г. был утверждён новый генеральный план А.Д., и в последующие 10 лет были возведены практически все корпуса. Перед Первой мировой войной А.Д. стал крупнейшим в Европе по оптовому товарообороту. На его территории вкупе с Мариинским двором разместилось более 50 корпусов с 650 лавками.
Так продолжалось вплоть до революции, а затем многие корпуса остались бесхозными, в остальных разместились склады. Функциональная структура почти полностью была утрачена. Наибольший урон композиции комплекса был нанесен в 1960-е годы, когда на месте церкви и четырех торговых корпусов был возведен корпус Лениздата, а также застроена Большая линия напротив театра. В годы съёмок фильма это было действительно безлюдное место в центре города.
С 1990-х годов началось возрождение А.Д. как многофункционального общегородского центра, воссоздание его общественной значимости. Но сегодня А.Д. – это хаотичная неконтролируемая торговля, по существу криминогенная зона. По словам губернатора, «это такая, с позволения сказать, экзотика, что туда зайти нормальному человеку страшно». Поэтому давно говорят о кардинальной реконструкции квартала, и многое уже сделано, но останется здесь рынок или нет – неизвестно.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
raddis 26-01-2009-21:22 удалить
Прелесть !!! Ну прямо Лондон ....
CHARMELENA 17-04-2009-21:45 удалить
Благодарю! Очень интересно!
38138089_1cda3e6ff787 (115x115, 15Kb)
Большое спасибо!
Летом я фотографировала усадьбу вел. князя Бориса Владимировича. Сидевшие на крыльце ребята сказали, что здесь снимали Шерлока Холмса, но точный эпизод без Вашей помощи я бы не нашла.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник По Холмсовским местам_часть 1 | Питер - Питер | Лента друзей Питер / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»