"- Не согласен я!
- С Энгельсом или с Каутским?
- С обоими!"
М.А.Булгаков, "Собачье сердце"
Интервью-диалог - здесь:
http://www.ateismy.net/content/polemika/nikonovkuraev.html
Откровенно говоря, я бы не обратил на это интервью никакого внимания: мало ли кто чего болтает, насмотрелись и наслушались за годы "свободы слова" всякого. Но тут интервьюируют друг друга не публичные политики, а те, к кому думающий люд пока ещё прислушивается: православный батюшка Андрей Кураев и журналист-западник Александр Никонов. Спорят о вещах, можно сказать, фундаментальных идеологи наши!
Вот и рассмотрим, в чём суть идеологии у того и у другого.
А. Кураев:
-- Земная история кончается поражением христиан. Об этом в Библии честно предупреждается словами Иоанна Богослова в "Апокалипсисе": И будет дано Сатане вести войну со святыми и победить их. Нет, сохранится, конечно, сообщество людей, собравшихся вокруг веры, чаши с причастием... Но церковь в социальном смысле проиграет. Не будет христианской школы, христианской политики, христианской культуры. Во многом этого нет и сейчас. В историческом смысле я пессимист, и мне кажется, что большевистский режим сломал хребет русскому народу. Поэтому сейчас русский народ похож на собаку, которая еще может лапками скрести, но ни свою конуру, ни хозяйский дом охранять не может. Взять хоть то обстоятельство, что в России нет православного терроризма, нет русского националистического терроризма.
-- Это плохой признак?
-- С точки зрения диагностики жизнеспособности общества это плохой признак. Терроризм сам по себе -- это выплеск злой, разрушительной энергии. И если русский националистический терроризм в России начнется, я первый буду против него проповеди произносить.
Мало того, что взят оскорбительный тон по отношению к собственному (?) народу (кто вообще такой этот Кураев, чтобы делать подобные обобщения?), так ещё звучат прямые призывы к терроризму. Что там по этому поводу говорит УК?
При этом, обратите внимание на последнюю процитированную фразу: он, видите ли, в душе за национализм, но публично будет против. Поповское лицемерие во всей красе: пусть за мои убеждения под пули идут другие, а я в любом случае присоединюсь к победителю. Пардон за плохой французский и за субъективность мнения, но это рассуждения типичного чмо.
Не говорю уже о пропаганде пораженческих настроений, за которые во Вторую мировую войну ставили к стенке, и нельзя сказать, что это было необоснованным решением.
Далее он же:
Тысячу лет назад греки совершили подлинный подвиг -- на излете Византийской империи они смогли растождествить национальное и религиозное. Они вернули православию, скажем так, вселенское дыхание, передав его варварам -- славянским племенам, которые в ту пору были злейшими и опасными врагами Византийской империи. В этом смысле Византия смогла умереть достойно. Она смогла факел мира передать дальше, причем своим врагам. И вот прошла тысяча лет... Наверное, прав Гумилев, когда предрекает национальным организмам предельный срок жизни в тысячу лет... И если сейчас настала пора умирания России, нам нужно задуматься, как мы умрем -- в судорогах и проклятиях или же сможем найти наследника, которому передадим самое главное, что у нас есть, -- нашу веру и нашу душу. Мы передадим православную эстафету китайцам. Славяне, когда они вторгались через Дунай, не помышляли о том, что станут продолжателями православных традиций. Может быть, и с Китаем произойдет так же -- они станут хранителями наших святынь.
Секрет такого гениального продукта мыследеятельности прост: церкви (и в частности, православная) видят, что теряют власть над умами, и делают хорошую мину при плохой игре, пытаясь оправдать своё дальнейшее существование. Пусть к нам лезут китайцы, безумно растрачивающие ресурсы и загадившие все свои территории, ещё не занятые пустынями, - лишь бы православие жило и процветало. Тот факт, что православие китайцам нужно, как зайцу стоп-сигнал, батюшку нисколько не смущает. Главное, выход найден!
Согласен с ним и Никонов (но до него я ещё доберусь...).
И напоследок:
-- Электронные деньги -- это серьезное покушение на права личности в обществе. Они делают прозрачными твою частную жизнь -- когда, где и что ты покупал, куда ездил. По твоим счетам можно определить каждый твой звонок, купленную газету, книжку. Они, таким образом, позволяют выявить мир твоих убеждений.
Я не сторонник жизни по западному образцу, но не против её отдельных полезных элементов. В частности, прозрачность финансовых операций, которую дают электронные деньги, честный человек может только приветствовать. Чего бояться деятелю церкви, который вроде бы по своим убеждениям вообще не должен "искать земных благ"?
И что плохого, если мир ваших убеждений будет открыт для других? Или убеждения у вас настолько слабые и необоснованные, что открывать их опасно из страха постороннего переубеждения?
Дальнейший бред о "православных гуманитариях от рождения" в комментариях не нуждается.
Теперь Никонов.
Этот ещё опаснее для мозгов, потому что местами - и очень многими - говорит вроде бы правильные вещи. Однако уже его согласие с планом сдачи Сибири китайцам должно настораживать. Вы, господа, мнение жителей той самой Сибири спрашивали вообще, прежде чем публично вещать на такие темы?
Ну, и самое главное, что его выдаёт:
Пусть себе китайцы в XXI веке мессианствуют, размахивая нашими идеями и задумываясь о загадочном китайском характере, который умом не понять, юанем общим не измерить. Пусть мессианствуют. А мы... К черту! Будем, немногочисленные, раскачиваться в креслах-качалках и ездить на службу на мини-вэнах с зимней шипованной резиной. Пусть все идет, как идет.
Обратите внимание на слово "немногочисленные". Этим сказано всё, и едва ли тут нужны комментарии. Вряд ли даже самый убеждённый западоид захочет, чтобы он и его потомки были "немногочисленными". Если, конечно, мозги у него ещё не совсем свёрнуты пропагандой.
В общем, господа ревнители православия (да и вообще любой религии), равно как и господа либералы-западники, задумайтесь, кто есть ваши идеологи и формирователи мировоззрения. А я всё сказал.