Во-первых, это далеко не то же самое, что "жить в сегодняшнем дне". Все мы живём в сегодняшнем дне. За исключением уже умерших, которые живут в нашей памяти о днях прошедших, ещё не рождённых, которые живут в нашем воображении о будущем и вымышленных героях, которые живут на информационных носителях. Но все эти исключения живы лишь условно - то есть они ничего не могут изменить собственными руками, только нашими и только если мы сами этого захотим. А жизнь - это всегда потенциальная возможность что-либо изменить в мире по своей собственной воле.
Жить сегодняшним днём, как принято считать, это жить, не вспоминая прошлого и не думая о будущем. Я думаю, это жизнь насекомого. Комар живёт в среднем одни сутки. То есть одним днём. Он всё успевает в него. Родиться, подрасти, оплодотворить самку, если это самец или напиться крови, если это самка, дальше высидеть яйца в этой крови, отложить личинки и умереть. Вся передача опыта только на генетическом уровне, всё будущее зависит от завтрашних носителей крови и окружающей среды, которая даст или не даст возможность для спаривания.
Любой, кто имеет наглость считать себя разумным существом, не может жить одним днём. Хотя бы потому, что жизнь его этим днём никак не ограничивается. Именно потому, что мы живём не одним днём, мы можем развиваться быстрее, чем насекомые и жить намного дольше них, успев выполнить не только необходимый цикл, но и массу иных действий, по которым и можно отличить более развитое существо от менее развитого.
Совсем иной аспект темы, сколько мыслительных ресурсов посвящать проблемам дня сегодняшнего, сколько предаваться воспоминаниям, а сколько - планированию. И вот тут начинается самое интересное.
Если понаблюдать, можно легко заметить, что, чем старше человек, тем больше он увязает в воспоминаниях и тем меньше думает о будущем. Собственном будущем, а не будущем популяции. И оно понятно. Смерть всё ближе, а багаж прошлого всё богаче и тяжелей. Люди очень ценят приятные воспоминания. Достаточно представить себе расклад, в котором туристы сразу после поездки забывали бы совершенно всё, что с ними происходило в той стране, которую они выбрали для проведения отпуска. Спрос на туризм упал бы в разы, потому что сиюминутных, но практически не запоминаемых впечатлений на эти же деньги можно получить во много раз больше и куда более безопасным путём. Если же появилась бы возможность имплантировать воспоминания, то спрос на эту услугу был бы огромен, что тоже вполне логично и объяснимо.
Кто-то, не помню кто, сравнивал погружение в воспоминания с мастурбацией. Совершенно естественно, полезно и практически безопасно, однако всё равно суррогат, то есть всегда оставляет осадок и ментальное похмелье. Напрашивается вывод, что нужно делить воспоминания на полезные (их принято называть знаниями или опытом, которым мы хотя бы интуитивно, но всегда пользуемся) и приятные (лишний раз прикасаться к которым не стоит, но иметь в багаже полезно, ибо даже суррогаты могут стать раком на безрыбье).
Теперь о будущем. Обычно много думают о будущем те, кого не устраивает настоящее. Наступление будущего они связывают с переменами, которые, как они надеются, повернут их жизнь к лучшему. Будущего не нужно ждать. Его нужно делать. Делать сегодня. А про завтрашний день стоит думать лишь в ключе последствий сегодняшних поступков, в плане необходимой ответственности за свой выбор и свои решения. Если вообще думать о будущем, то только в том виде, который отражён в песне про "прекрасное далёко". А именно, "сегодня что для завтра сделал я?" Тот же, кто вовсе не думает о будущем, ежедневно рискует уподобиться комару и вовсе его не иметь. Да, солнце взойдёт, оно всегда всходит для всех, но не все смогут его увидеть завтра, а только те, кто вчера хотя бы минимально об этом позаботились. Кто ещё за жизнь насекомого, кто ещё хочет жить лишь сегодняшним днём, отринув вчерашний опыт и забив на день завтрашний?
Мне думается, как всегда и во всём, наиболее беззаботные просто-напросто ездят на шее более дальновидных, спекулируя их терпением и добротой. Вопросы морали и этики здесь не причём. Чистый прагматизм. Ездят ведь на том, кто возит. Но добрый лишь потому добрый, что сейчас ему это удобнее и приятнее, чем, перешагивая через себя, поступать непривычным для себя образом, терпеливый лишь потому терпит, что для него сейчас это дешевле, чем что-то менять. Однако обстоятельства могут измениться. И запас терпения - не запас бензина, стрелка ничего не покажет и щупом ничего не измерить, а потому пользоваться чьей-то благосклонностью - всё равно, что сидеть на пороховой бочке.
Безусловно, наиболее актуален день сегодняшний, и мысли о нём должны превалировать, но отрицать прошлое, мол, оно исчезло, его не существует и не думать о будущем, мол, его ещё нет и неизвестно, будет ли оно вообще, всё равно, что уподобляться насекомому, родившемуся утром, чтобы умереть вечером.
LI 7.05.22