Подъём* после падения* оси*
28-08-2008 10:52
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
«Силён не тот, кто никогда не падает, а тот, кто всегда поднимается».
Речь пойдёт о мерзопакостной, но (что уж тут поделать?) наиболее распространённой оси – винде*. Когда соотношение числа админов* и юзеров* примерно один к ста или к двумстам, как в моём случае, проблема падений оси становится, пожалуй, наиболее актуальной. Юзеры из-за своей некомпетентности и почти тотального профессионального несоответствия занимаемой должности роняют* оси постоянно, а поднять их самостоятельно они, конечно, не могут, так что это приходится делать админам, вне зависимости от того, сколько у них текущей работы. Причём всё это, как обычно, срочно, нужно сделать ещё вчера, а юзер, конечно, никогда ни в чём не виноват, он вообще «ничего такого не делал, работал, как всегда», но это всё лирика. Наша задача – потратить минимум времени и сил максимально эффективно.
Итак, для начала нужно уяснить, в каких случаях винда падает чаще всего и когда только кажется, что она упала, а на самом деле упало железо*. Буду банален. В большинстве случаев дело в вирусах, которые юзеры приносят из дома, получают по почте или скачивают из сети, так что грамотный админ, прежде всего, займётся налаживанием антивирусной защиты своей конторы, автоматизирует её периодическое обновление как на серверах, так и на компах* юзеров и никогда не станет подключать новый комп в локалку*, пока там не установлен антивирусный клиент. О профилактике заражения здесь я говорить не буду, потому что это общеизвестно, а вот админам неплохо бы добиться от руководства приказа о том, чтобы доступ к периферийным устройствам ввода (флопы*, флешки, вертушки* и т.п.) выдавался по мере рабочей необходимости, это позволит несколько сократить поток дерьма вирусных атак.
Если дело в вирусах, тут всё проще простого. Всегда держите наготове свободную (назовём её стендовой) машину в локалке, которая обновляется вместе со всеми, но к которой имеете физический и удалённый доступ только вы, то есть априори «чистую». Тушите* её, подключайте к ней вторым (ведомым) заранее снятый винт* с поражённой машины, прогоняйте его антивирусом и затем сразу же какой-то программой диагностики и коррекции файловой системы (например, ScanDisk’ом), пока всё это крутится, делайте свои текущие дела. Затем, если нашли кучу вирусов и все вылечили, снова тушите и возвращайте винт на место. Если ничего не найдено, либо найдено нечто незначительное (не среди системных файлов), а ось всё ещё лежит на боку*, то вряд ли проблема в вирусах. В этом случае можно пробовать стартовать ось в безопасном режиме с целью убить все установленные драйверы с последующей их переустановкой.
Если безопасный режим не грузится, возможно, каких-то системных файлов просто не хватает. Определить это «на глаз» даже не пытайтесь, экономьте своё время, просто подключайте вертушку на упавший комп, стартуйте с установочного компакт-диска и попытайтесь сделать восстановление оси штатными средствами. Системные файлы будут водружены назад, а вы увидите, в них дело или нет. Если ось всё ещё не поднялась либо штатное восстановление системы недоступно (программа установочного диска не смогла обнаружить ось на винте), значит винду придётся поднимать по полной программе. Конечно, если у вас нет библиотеки образов, о которой я расскажу чуть ниже, ось придётся ставить «дедовскими» методами, то есть долго и занудно, потом поднимать дрова*, затем софт*, потом всё это настраивать, в общем, хлопот на несколько часов, поэтому лучше как можно раньше обзавестись упомянутой выше библиотекой.
Чтобы создать такую библиотеку, вам понадобится любая программа для создания и развёртывания образа жёсткого диска. Я, к примеру, пользуюсь ghost32. Образ, в данном случае, – это файл, в котором находится вся информация о структуре и содержании актуальной файловой системы жёсткого диска. Однажды, подняв ось на новом винте, поставив все дрова и весь необходимый среднему юзеру софт, прежде чем отдать комп ему на растерзание, подключите вновь подготовленный винт ведомым на свою стендовую машину и создайте образ этого эталонного винта. В дальнейшем, когда вы дойдёте в процессе диагностики упавшей винды до момента необходимости полной переустановки оси, просто подключите винт юзера пассивным к стендовой машине, скопируйте с него все нужные ему документы на стендовый винт, а затем просто восстановите из заранее созданного файла образ жёсткого диска. Потом останется вернуть документы обратно, сделать настройку и отдать машину на продолжение её мучений.
Поскольку восстановление образа делается за десятки минут и при этом не нужно будет заново ставить весь софт, вы можете сэкономить несколько часов, а это очень важно, если у вас в кабинете очередь из десяти упавших машин, а вы хотите ночевать всё же дома, а не на работе.
Остаётся добавить, что, если железо поднимаемой машины отличается от железа, на котором вы создавали эталон для образа, то вам придётся переустанавливать все дрова, так что, если на стендовом винте у вас достаточно свободного места, лучше создавать разные образы для разного железа и давать им имена по наименованиям используемых чипсетов. Так вам не придётся возиться с дровами, а подъём упавшей оси в любом случае будет занимать не больше пятнадцати минут плюс копирование всех документов в две стороны, во время которого работаете не вы, а комп.
И помните, что, если ось упала по железу, то это нужно определять прежде всего, потому что лучше сразу железку заменить и отдать комп назад, чем впустую ковыряться несколько часов, а потом всё равно заменить эту же железку. Ось может упасть из-за неисправных мозгов*, блока питания, в крайне редких случаях – камня*, вертушки или флоповода (этих двоих нужно сразу же откинуть* при диагностике) либо из-за вздутия конденсаторов на мамке*, в последнем случае, скорее всего, придётся прибегнуть к услугам сервисного центра, а в первых двух просто последовательно меняйте железки и смотрите на эффект. В любом случае, познакомьтесь через книги с архитектурой винды и железа, учите технический английский и пытайтесь понять сообщения на «синем экране смерти», так вам будет легче понять, где именно собака порылась. Если «синего экрана» вы не видели, то могут помочь сообщения, которые появляются вместо загрузки оси, а они тоже, как правило, на техническом английском и ссылаются на архитектуру винды или железа.
Использованный сленг:
* подъём – восстановление работоспособности, в некоторых случаях - установка
* падение – выход из строя (упасть – выйти из строя, уронить - вывести из строя)
* ось – операционная система
* винда – Windows
* админ – системный администратор (тот мальчик на побегушках, которому звонят при любой проблеме с компьютером)
* юзер – пользователь
* железо – аппаратное обеспечение (системная плата, оперативная память, блок питания, жёсткий диск и т.д.)
* комп – компьютер
* локалка – локальная сеть
* флопы – дискеты (флоповоды – накопители на магнитных дисках)
* вертушки – компакт-приводы (CD/DVD)
* тушить – корректно завершать работу операционной системы
* винт – жёсткий диск
* лежать на боку – находиться в неработоспособном состоянии
* дрова – драйверы, специальные программы для управления устройствами
* софт – программное обеспечение
* мозги – оперативная память
* камень – центральный микропроцессор
* откинуть – отсоединить от источника питания
* мамка – системная («материнская») плата
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote