• Авторизация


Подъём* после падения* оси* 28-08-2008 10:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


«Силён не тот, кто никогда не падает, а тот, кто всегда поднимается».

Речь пойдёт о мерзопакостной, но (что уж тут поделать?) наиболее распространённой оси – винде*. Когда соотношение числа админов* и юзеров* примерно один к ста или к двумстам, как в моём случае, проблема падений оси становится, пожалуй, наиболее актуальной. Юзеры из-за своей некомпетентности и почти тотального профессионального несоответствия занимаемой должности роняют* оси постоянно, а поднять их самостоятельно они, конечно, не могут, так что это приходится делать админам, вне зависимости от того, сколько у них текущей работы. Причём всё это, как обычно, срочно, нужно сделать ещё вчера, а юзер, конечно, никогда ни в чём не виноват, он вообще «ничего такого не делал, работал, как всегда», но это всё лирика. Наша задача – потратить минимум времени и сил максимально эффективно.

Итак, для начала нужно уяснить, в каких случаях винда падает чаще всего и когда только кажется, что она упала, а на самом деле упало железо*. Буду банален. В большинстве случаев дело в вирусах, которые юзеры приносят из дома, получают по почте или скачивают из сети, так что грамотный админ, прежде всего, займётся налаживанием антивирусной защиты своей конторы, автоматизирует её периодическое обновление как на серверах, так и на компах* юзеров и никогда не станет подключать новый комп в локалку*, пока там не установлен антивирусный клиент. О профилактике заражения здесь я говорить не буду, потому что это общеизвестно, а вот админам неплохо бы добиться от руководства приказа о том, чтобы доступ к периферийным устройствам ввода (флопы*, флешки, вертушки* и т.п.) выдавался по мере рабочей необходимости, это позволит несколько сократить поток дерьма вирусных атак.

Если дело в вирусах, тут всё проще простого. Всегда держите наготове свободную (назовём её стендовой) машину в локалке, которая обновляется вместе со всеми, но к которой имеете физический и удалённый доступ только вы, то есть априори «чистую». Тушите* её, подключайте к ней вторым (ведомым) заранее снятый винт* с поражённой машины, прогоняйте его антивирусом и затем сразу же какой-то программой диагностики и коррекции файловой системы (например, ScanDisk’ом), пока всё это крутится, делайте свои текущие дела. Затем, если нашли кучу вирусов и все вылечили, снова тушите и возвращайте винт на место. Если ничего не найдено, либо найдено нечто незначительное (не среди системных файлов), а ось всё ещё лежит на боку*, то вряд ли проблема в вирусах. В этом случае можно пробовать стартовать ось в безопасном режиме с целью убить все установленные драйверы с последующей их переустановкой.

Если безопасный режим не грузится, возможно, каких-то системных файлов просто не хватает. Определить это «на глаз» даже не пытайтесь, экономьте своё время, просто подключайте вертушку на упавший комп, стартуйте с установочного компакт-диска и попытайтесь сделать восстановление оси штатными средствами. Системные файлы будут водружены назад, а вы увидите, в них дело или нет. Если ось всё ещё не поднялась либо штатное восстановление системы недоступно (программа установочного диска не смогла обнаружить ось на винте), значит винду придётся поднимать по полной программе. Конечно, если у вас нет библиотеки образов, о которой я расскажу чуть ниже, ось придётся ставить «дедовскими» методами, то есть долго и занудно, потом поднимать дрова*, затем софт*, потом всё это настраивать, в общем, хлопот на несколько часов, поэтому лучше как можно раньше обзавестись упомянутой выше библиотекой.

Чтобы создать такую библиотеку, вам понадобится любая программа для создания и развёртывания образа жёсткого диска. Я, к примеру, пользуюсь ghost32. Образ, в данном случае, – это файл, в котором находится вся информация о структуре и содержании актуальной файловой системы жёсткого диска. Однажды, подняв ось на новом винте, поставив все дрова и весь необходимый среднему юзеру софт, прежде чем отдать комп ему на растерзание, подключите вновь подготовленный винт ведомым на свою стендовую машину и создайте образ этого эталонного винта. В дальнейшем, когда вы дойдёте в процессе диагностики упавшей винды до момента необходимости полной переустановки оси, просто подключите винт юзера пассивным к стендовой машине, скопируйте с него все нужные ему документы на стендовый винт, а затем просто восстановите из заранее созданного файла образ жёсткого диска. Потом останется вернуть документы обратно, сделать настройку и отдать машину на продолжение её мучений.

Поскольку восстановление образа делается за десятки минут и при этом не нужно будет заново ставить весь софт, вы можете сэкономить несколько часов, а это очень важно, если у вас в кабинете очередь из десяти упавших машин, а вы хотите ночевать всё же дома, а не на работе.

Остаётся добавить, что, если железо поднимаемой машины отличается от железа, на котором вы создавали эталон для образа, то вам придётся переустанавливать все дрова, так что, если на стендовом винте у вас достаточно свободного места, лучше создавать разные образы для разного железа и давать им имена по наименованиям используемых чипсетов. Так вам не придётся возиться с дровами, а подъём упавшей оси в любом случае будет занимать не больше пятнадцати минут плюс копирование всех документов в две стороны, во время которого работаете не вы, а комп.

И помните, что, если ось упала по железу, то это нужно определять прежде всего, потому что лучше сразу железку заменить и отдать комп назад, чем впустую ковыряться несколько часов, а потом всё равно заменить эту же железку. Ось может упасть из-за неисправных мозгов*, блока питания, в крайне редких случаях – камня*, вертушки или флоповода (этих двоих нужно сразу же откинуть* при диагностике) либо из-за вздутия конденсаторов на мамке*, в последнем случае, скорее всего, придётся прибегнуть к услугам сервисного центра, а в первых двух просто последовательно меняйте железки и смотрите на эффект. В любом случае, познакомьтесь через книги с архитектурой винды и железа, учите технический английский и пытайтесь понять сообщения на «синем экране смерти», так вам будет легче понять, где именно собака порылась. Если «синего экрана» вы не видели, то могут помочь сообщения, которые появляются вместо загрузки оси, а они тоже, как правило, на техническом английском и ссылаются на архитектуру винды или железа.

Использованный сленг:
* подъём – восстановление работоспособности, в некоторых случаях - установка
* падение – выход из строя (упасть – выйти из строя, уронить - вывести из строя)
* ось – операционная система
* винда – Windows
* админ – системный администратор (тот мальчик на побегушках, которому звонят при любой проблеме с компьютером)
* юзер – пользователь
* железо – аппаратное обеспечение (системная плата, оперативная память, блок питания, жёсткий диск и т.д.)
* комп – компьютер
* локалка – локальная сеть
* флопы – дискеты (флоповоды – накопители на магнитных дисках)
* вертушки – компакт-приводы (CD/DVD)
* тушить – корректно завершать работу операционной системы
* винт – жёсткий диск
* лежать на боку – находиться в неработоспособном состоянии
* дрова – драйверы, специальные программы для управления устройствами
* софт – программное обеспечение
* мозги – оперативная память
* камень – центральный микропроцессор
* откинуть – отсоединить от источника питания
* мамка – системная («материнская») плата
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (27):
у нас на клиентских компах антивирус вообще не ставли (им в лом было закупать столько копий), так они сделали на мой взгляд очень хорошо (но применимо только для таких структур как интернет-зал - в любой момент можно перезагрузить убитый комп и перезалить образ с сервера. Прога работает так же - "привидение" )) Насчет "стендовой машины" это прсто мечта админа.. и даже меня (хоть я и недо-админ), да то лько не дают ее никогда, приходилось бегать по всем компам, которые отличаются конфигурацией и лепить образы в режиме "пока не выгнали".. А про проверку на вирусы - вообще отдельная песня. Обычно рисковали своим админским компом, который якобы считался чистым.. тоже весьма условно. Дали нам как то еще в универе какой то старый комп - типа ставьте его для таких испытаний - так на нем материнка половина железа не потянула вообще.. Начальству кк то было фиолетово, что комп компу рознь: "у ей внутре лпч" - вот и работайте...
Altksey 28-08-2008-11:07 удалить
Какой антивирус используешь? Или всего помаленьку?

LI 7.05.22 beta
yesmish 28-08-2008-11:24 удалить
BJohn, алкоголик или демон образа жёсткого диска создают?
TLС v.0.7.31c
BJohn 28-08-2008-12:08 удалить
Исходное сообщение Altksey: Какой антивирус используешь? Или всего помаленьку?

Symantec Antivirus

LI 7.05.22
BJohn 28-08-2008-12:09 удалить
Исходное сообщение yesmish: BJohn, алкоголик или демон образа жёсткого диска создают?

Не понял тебя. Мы, наверное, разным софтом пользуемся.

LI 7.05.22
Kaschei 28-08-2008-12:23 удалить
По-моему надо начинать с залития образа.

Системный раздел (С:) - неприкосновенный для пользователя. Все рабочие столы и мои документы автоматом на диске D: (рабочем), там же хламовник и помойка.
BJohn 28-08-2008-12:35 удалить
Исходное сообщение Nobodys_Wife: Насчет "стендовой машины" это прсто мечта админа.. и даже меня (хоть я и недо-админ), да то лько не дают ее никогда, приходилось бегать по всем компам, которые отличаются конфигурацией и лепить образы в режиме "пока не выгнали".. А про проверку на вирусы - вообще отдельная песня. Обычно рисковали своим админским компом, который якобы считался чистым.. тоже весьма условно.

Тут такая тема, что если руководство не даёт стендовой машины, то хоть из дома личную тащи, но без неё никак. Я даже не представляю себе, как бы я выкручивался, ведь у нас свободных (где бы не выгнали хотя бы десять минут) машин в организации никогда не бывает.

LI 7.05.22
BJohn 28-08-2008-12:47 удалить
Исходное сообщение Kaschei: По-моему надо начинать с залития образа.



Системный раздел (С:) - неприкосновенный для пользователя. Все рабочие столы и мои документы автоматом на диске D: (рабочем), там же хламовник и помойка.

Если сразу же начинать с залития образа, то в ряде случаев (и они отнюдь не редки) можно натолкнуться на проблему того, что "а у меня тут программа вот такая была, а она вот так была настроена, а я её теперь найти не могу" и дале в том же духе, так что там, где можно было просто вирусы почистить, придётся искать эту прогрумму, ставить, настраивать и няньчится с юзером до гробовой доски.

Что касается неприкосновенности разделов, тут всё от политики огранизации зависит. И это всегда палка о двух концах. Если юзерам пообрезать все права, то они мало что испортят, но и мало что смогут, админ замучается бегать, логиниться повсюду своим именем и ставить софт, который требует прописать себя в системе, а потом логиниться назад. Куда проще выдать всем юзерам админские права на свои машины, чтобы они могли сами всё себе ставить. Да, будут ронять время от времени, но так они и себе будут подляны делать, так что у них есть мотив хоть немного думать, а с обрезанными правами у них последняя извилиня выпрямится, а у админа геморрой вылезет.

LI 7.05.22
Исходное сообщение BJohn
Тут такая тема, что если руководство не даёт стендовой машины, то хоть из дома личную тащи, но без неё никак. Я даже не представляю себе, как бы я выкручивался, ведь у нас свободных (где бы не выгнали хотя бы десять минут) машин в организации никогда не бывает.

LI 7.05.22

из доиа.. ну да, если это моя основная работа - одминить, да ще и достойная оплата - тогда пожалуй, таки да... А если временно и перебежками - скорее нет..
BJohn 28-08-2008-13:02 удалить
Исходное сообщение Nobodys_Wife:
из доиа.. ну да, если это моя основная работа - одминить, да ще и достойная оплата - тогда пожалуй, таки да... А если временно и перебежками - скорее нет..

Ну, конечно, я про первый вариант говорил.

LI 7.05.22
BJohn, помню была любимая проблема постоянно на прежней работе
- У меня ничего не работает, говорит места нет
Иду глядеть (просто по доброте душевной. админу то плевать), а там добрый админ сделал раздел С размером 7 гигов и на нем вечно что-то заводтся странное и из 2 гигов свободного места загадочно остается от силы мегабайт 30... Сидишь вылавливаешь то. что завелось - та еще работенка .... ых.. Вроде проблема плевая, а сколько изза нее у народа неприятностей было. Особенно любила загаживать место антивирус Касперского, просто пожирал. ОТключишь в натройках что не надо, админ придет - включит. НЕпорядок ведь!
BJohn 28-08-2008-13:23 удалить
Исходное сообщение Nobodys_Wife:
Иду глядеть (просто по доброте душевной. админу то плевать)

Вот это меня умиляет. У нас бы кто-нибудь мне помогал на добровольной основе, я бы ему приплачивал.

LI 7.05.22
Исходное сообщение BJohn
Вот это меня умиляет. У нас бы кто-нибудь мне помогал на добровольной основе, я бы ему приплачивал.

LI 7.05.22

*быстренько собрала чемоданы, спращивает куда точно приезжать :)
а если серьезно - мне же надо учиться? надо! а практика лучшая учеба! вот я и ходила делала за админа работу иногда (когда это было в моих силах), елси сама не додумывала узнавала по знакомым парням кто что знает по этому вопросу и чаще всего решала проблему.
BJohn 28-08-2008-13:38 удалить
Исходное сообщение Nobodys_Wife:
а если серьезно - мне же надо учиться? надо! а практика лучшая учеба! вот я и ходила делала за админа работу иногда (когда это было в моих силах), елси сама не додумывала узнавала по знакомым парням кто что знает по этому вопросу и чаще всего решала проблему.

И? Плоды практики уже есть какие-то? Нашла работу-то, о какой мечтала?

LI 7.05.22
Исходное сообщение BJohn
И? Плоды практики уже есть какие-то? Нашла работу-то, о какой мечтала?

LI 7.05.22

нашла работу с доходом, больше которого конечно можно заработать в нашем городе, но только не женщине ))) првда я такая, что доход извлеку даже там, где его по определению нет... А пригодились ли знания? ну да, часто пригоддаются, админы у нас сидт в другом конце города и если придут раз в месяц - то это праздник. И на работу меня взял. потому тчо на собеседдовании такие умные речи толкла, тчо у них рука не поднялась меня из списка вымарать, а я была на волоске - возраст не тот и вообще...
блин пишу как курица ногой, буквы пропускаю, извиняюсь - это все клиентура и мои длинные ухоженные ногти :)
BJohn 28-08-2008-13:52 удалить
Исходное сообщение Nobodys_Wife: И на работу меня взял. потому тчо на собеседдовании такие умные речи толкла, тчо у них рука не поднялась меня из списка вымарать

Вот это и есть самое главное. Себя нужно правильно подать. А там уже даже не важно, кто лучше, а кто хуже, работодатель всё равно возьмёт, как правило, того, кто себя грамотно преподнесёт.

LI 7.05.22
Исходное сообщение BJohn
Вот это и есть самое главное. Себя нужно правильно подать. А там уже даже не важно, кто лучше, а кто хуже, работодатель всё равно возьмёт, как правило, того, кто себя грамотно преподнесёт.

LI 7.05.22

самое смешное, что я вовсе не старалась, просто отвечала на вопросы. Я ж не слышала, что предо мной отвечали мои "сокамерницы". Мне потом сказалаи. что на их фоне я выглядела почти что админом )))) Но я не обольщаюсь - просто фон такой был.
Куда проще выдать всем юзерам админские права на свои машины, чтобы они могли сами всё себе ставить. Да, будут ронять время от времени, но так они и себе будут подляны делать, так что у них есть мотив хоть немного думать, а с обрезанными правами у них последняя извилиня выпрямится, а у админа геморрой вылезет.
Ни фига подобного! У меня в офисе стоит софт, через который админ ставит апдейты на все 8,000 машин корп-сети. Причем через софт прекрасно регулируется, кому что нужно: скажем, виндоапдейты и мелкомягкий Оффис идут на все машины, всякая презентационная хрень - начальству, рабочую среду и лицензии - программерам, и тэ дэ. А на своей машине у меня из привилегий только букмарки в Эксплорере. О собственных инстоллах даже заикаться не стоит. И ничего, прекрасно работаю...
BJohn 29-08-2008-06:42 удалить
Исходное сообщение Субурбанит: Ни фига подобного! У меня в офисе стоит софт, через который админ ставит апдейты на все 8,000 машин корп-сети. Причем через софт прекрасно регулируется, кому что нужно: скажем, виндоапдейты и мелкомягкий Оффис идут на все машины, всякая презентационная хрень - начальству, рабочую среду и лицензии - программерам, и тэ дэ. А на своей машине у меня из привилегий только букмарки в Эксплорере. О собственных инстоллах даже заикаться не стоит. И ничего, прекрасно работаю...

Ну тут ещё важен момент архитектуры сети, если сеть не вся в одном здании, а раскидана по области, причём где-то связь настолько отвратная, что удалённо вообще ничего невозможно сделать, только на месте с компакт-диска или с флешки, а где-то связь опосредованная, причём посредник не позволяет никаких переходных "роботов" ставить, а просто даёт возможность работать через терминальный сервер, то так красиво, как ты описываешь, не очень-то и получится. И потом, даже с урезанными правами криворукий юзер винду уронит на раз. И с собой сравнивать не стоит. Если бы у меня были юзеры типа тебя, я бы среди них две трети своей зарплаты делил.

LI 7.05.22
BJohn, у нас фоисы по всему миру - два в Штатах, один в Голландии, один в Японии, плюс маркетинговые отделы еще в хрен знает скольких местах. Правда, со связью проблем нигде нет.

А насчет юзеров, ты не прав. С урезанными правами даже самый криворукий юзер не может сделать с Виндой ничего. И даже злоебучий отморозок вроде меня, любящего прикончить антивирус из Process Explorer, чтобы комп работал с диском немного быстрее. :)
BJohn 29-08-2008-08:13 удалить
Исходное сообщение Субурбанит: BJohn, у нас фоисы по всему миру - два в Штатах, один в Голландии, один в Японии, плюс маркетинговые отделы еще в хрен знает скольких местах. Правда, со связью проблем нигде нет.

Вот последний момент наиболее важен, конечно, а не расстояние. Просто для Казахстана (по его уровню развития коммуникаций) даже сто километров - уже огромное расстояние, чтобы нормальную связь наладить. Куда нам до вашего.

LI 7.05.22
BJohn 29-08-2008-08:13 удалить
Исходное сообщение Субурбанит:
А насчет юзеров, ты не прав. С урезанными правами даже самый криворукий юзер не может сделать с Виндой ничего. И даже злоебучий отморозок вроде меня, любящего прикончить антивирус из Process Explorer, чтобы комп работал с диском немного быстрее. :)

Ну да, не может. А потушить комп по питанию во время плановой проверки винта на вирусы, проблемы файловой системы или дефрагментации? Да запросто. А воткнуть в работающий комп PS/2 клавиатуру? Всегда полно вариантов. Однако, если права обрезаны, а связь дерьмо, то подрываться и ехать сто вёрст с компакт-диском что-то не улыбается, проще выдать права, а диск почтой передать.

LI 7.05.22
BJohn, вот она, принципиальная разница в парадигме! Мысль о втыкании клавы в работающий комп здесь не придет даже уборщице, потому что если обнаружат - уволят нах без выходного пособия. :)
BJohn 29-08-2008-08:23 удалить
Исходное сообщение Субурбанит: BJohn, вот она, принципиальная разница в парадигме! Мысль о втыкании клавы в работающий комп здесь не придет даже уборщице, потому что если обнаружат - уволят нах без выходного пособия. :)

Это если обнаружат и докажут, что именно она, так ведь? Под столом ведь камер слежения нет, а мало ли кто там зачем шарился, может авторучку уронили просто-напросто. Это менталитет и/или образование, наверное.

LI 7.05.22
BJohn, скорее, менталитет. Русский думает "а не поймают ли меня?", а американец - "а что я с этого наживу?"
BJohn 29-08-2008-08:35 удалить
Исходное сообщение Субурбанит: BJohn, скорее, менталитет. Русский думает "а не поймают ли меня?", а американец - "а что я с этого наживу?"

Учитывая, что оплата труда, по большей части, повременная, если удастся не нажить неприятностей, то всегда можно нажить свободный оплачиваемый день.

LI 7.05.22


Комментарии (27): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Подъём* после падения* оси* | BJohn - B_John_LOG | Лента друзей BJohn / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»