Все, наверное, наблюдали такую картину. Взрослея, ребёнок на каком-то этапе своего развития начинает очень ревностно относиться к попытке помочь ему в чём-то, во что бы то ни стало стремясь к самостоятельности. Он всё чаще решает, что уже и сам может сделать то, что ему нужно, без посторонней помощи. Успешные попытки укрепляют его уверенность, безуспешные несколько осложняют жизнь, но редко меняют линию поведения в целом, потому что оказываются, как правило, в меньшинстве, ведь круг его потребностей сравнительно примитивен.
Далее, в подростковом возрасте, ввиду узости мышления, наивности и острой нехватки информации почти у каждого человека возникает ложное ощущение того, что он уже понял, что из себя представляет мир, в который он попал при рождении. Мол, всё самое главное он уже знает, а остальное никогда и не понадобится. А значит, он теперь не только всё умеет, но и всё знает. Так как информации у него слишком мало, чтобы делать такие выводы, мир представляется ему достаточно простым. А на этой почве возникает масса проектов, как этот мир можно облагодетельствовать. Начать нужно, конечно, с уничтожения старого. Отсюда нигилизм, самоуверенность, импульсивность, за которыми, разумеется, неизбежно последуют разочарование и далее комплекс неполноценности, развитый в той или иной мере.
Накапливая знания и опыт, человек попадает в тот же круг, которым очертил своих учеников Сократ. Чем шире объём знаний, тем протяжённее граница с неопознанным, а любые попытки увеличить объём знаний приводят лишь к расширению границ. Итог известен всем в несколько печальном "я знаю, что я ничего не знаю". Вот это самое «ничего», видимо, отголоски юношеского максимализма, но ограниченная площадь круга наших знаний, деленная на бесконечность, в пределе даёт, как известно, ноль, так что Сократ не далеко ушёл от истины. Забыл он, однако, сказать о том, что площадь этого круга является ресурсом для духовной жизни человека, подобно площади ареала обитания, работающей на физическое тело.
Но если физическая площадь - ресурс ограниченный, и его разделение между двумя и более потребителями чревато массой осложнений, то объём человеческих знаний лишён такого недостатка: делясь знанием, мы не утрачиваем его сами, а в ряде случаев даже укрепляем. Ввиду этого, инстинктивная тяга людей к новым знаниям может быть легко объяснена и названа рациональной, если бы не один факт, способный всё изменить.
Сравнивая получение новых знаний с оккупацией новых земель, легко можно провести параллель с высказываниями ещё древних военачальников о том, что не так сложно захватить территорию, как сложно её удерживать и контролировать. Раздвигая границы своих владений, мы неизбежно начинаем утрачивать часть площадей, находящихся в пределах круга, таким образом, выходя на ту же (а то и меньшую) суммарную площадь. И это при том, что освоение нового всегда встречает некое сопротивление, причём намного большее, чем при осуществлении контроля. А будет ли полезным это новое известно далеко не всегда, тогда как утрата уже освоенного при таком подходе неизбежна. Добавим к тому пару банальностей вроде "лучшее - враг хорошего" и "самое загадочное, чаще всего, таится в наиболее изученном" и получим немало информации к размышлению.
Теперь выводы. Чрезмерная тяга к знаниям при отсутствии плана их использования свидетельствует о неумении эффективно распорядиться уже имеющимся багажом, а значит, крайне малополезна (либо вредна) по определению. Соответственно, стремление к виртуальному знакомству с новыми людьми, общению с массой удалённых людей без чёткой обозначенной на то необходимости свидетельствует о неспособности наладить и эффективно осуществлять отношения внутри уже имеющегося социального круга либо о неспособности создать такой круг. Впрочем, и то, и другое опять же указывает на крайне низкую (а часто отрицательную) полезность такой деятельности.
Проще говоря, хлебая из чужой тарелки, не лишним будет задуматься, а не хлебает ли кто из вашей собственной, если там ещё не всё протухло.
LI 7.05.22