• Авторизация


О профессионализме 01-02-2008 10:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Есть такие фразы, которыми, как пионеры флагами, многие люди любят размахивать, не особенно задумываясь, что в них, этих фразах, зарыто. Очень напоминает пресловутую обезьяну с гранатой. Одной из таких фраз является "ему можно доверять, он - настоящий профессионал". Слово "профессия" не случайно является однокоренным слову "профессор". И речь не только и не столько о научном подходе ко всему, на что человек тратит ресурсы, но и о том, что вообще значит это слово изначально, и чем оно стало после многих лет надругательств над ним.

Прежде всего, корень английский. К нему и обратимся. "To profess" означает "признавать". То есть всё упирается в признание. Людское признание. А оно достигается не дипломами и служебным удостоверением, а реальными делами на благо людей. Сейчас же, чаще всего, то ли ради простоты, то ли от безалаберности, то ли от неосведомлённости, профессионалами в любой деятельности именуют тех, кто на этой самой деятельности делает деньги. То есть зарабатываешь этим - уже профессионал. Но ведь смешно - это мягко сказано. Допустим, завтра я очень сильно ударился головой и решил, что мне от жизни надо совсем мало, да и нет в жизни смысла, а значит и нет смысла работать, так что пойду-ка я присяду на крыльцо ближайшей церкви и стану милостыню просить. Теперь я зарабатываю деньги этой деятельностью. Так что же я - профессиональный попрошайка? Я так не думаю.

Откуда вообще мог взяться этот стереотип, что, если человек делает на чём-то деньги, то он в этом хорошо разбирается? Я могу стать, к примеру, наркодилером (головой придётся удариться, правда, ещё сильнее), у меня полно сомнительных связей, думаю, найду, куда сливать ненавистное дерьмо, делая на человеческих слабостях, грязи и крови этом деньги. И что же, я сразу встаю в один ряд со всеми теми, кого я бы сейчас голыми руками душил? А как же мотивы? Далеко не всегда человек совершает глупости из-за своих невысоких умственных способностей, намного чаще из-за неосведомлённости и узкого кругозора. Ну не видит человек иных путей и иных выходов. Они (всегда) есть, а он их не видит. А покажи ему, он ведь только рад будет. И одно я знаю точно. Никогда не станет профессионалом тот, кто занимается своим делом по нужде или тупо за деньги. А стереотип появился, я думаю, от того, что люди возомнили (точнее, кто-то возомнил, а остальные, от лени думать, поддержали), что будто бы, если человеком движет голод, то ради денег, дающих доступ к еде, он будет стараться делать свою работу хорошо. А если, мол, не зарабатывает этим, значит любитель, "кустарь" и доверия не заслуживает.

Да зашибитесь конём устрашитесь своей умственной лени! Чтобы найти, чем набить брюхо, много ума не нужно. И тех, кто работает тупо на желудок, днём с огнём не найти. А если и найдёте, то это будут настолько отчаянные лентяи, тупицы или криворукие убожества, что ужаснуться и повеситься. Чаще всего, человек (целенаправленно) работает не только и не столько на желудок, сколько на свои амбиции. Амбиции в список физиологических потребностей не входят, отнюдь, а потому стимуляции на самом действенном, то есть инстинктивном, уровне ждать, увы, не приходится. Что же имеем, как говорится, в сухом остатке? А то, что и стараний особых тут не жди.

Хотя, конечно, смотря какие амбиции. Я тут говорю о простых, наиболее распространённых, легко укладывающихся в нехитрый список квартира/джип/дача/отдых_на_канарах/казино/любовница или подобных. Любой, даже обладающий умом ниже среднего, обыватель, ещё в детстве самостоятельно доходит до простой истины. Мир уже достаточно велик, чтобы не было нужды держаться за каждого потенциального клиента. А потому, на практике, чаще всего, бывает так, что деньги делаются не на людском признании, а на грамотном обмане потребителя, пиаре своих (часто, вымышленных) успехов и своевременном подтирании собственного социального дерьма. Тот, кто выше всего ценит своё доброе имя, никогда не станет богатым. В лучшем случае, среднеобеспеченным. Больше того, на современном рынке он зачастую неконкурентоспособен, как наивняга, честно играющий краплёными картами с шулерами.

Единственная амбиция, приводящая человека к людскому признанию, это самоубеждённость в том, что счастье не в деньгах и даже не в их количестве, а в том, каким образом они заработаны, по каким принципам и с какими мотивами. А когда "чиста рука и цели человечны", ощущение счастья придёт само. Для меня профессионализм связан не со знанием предметной области и матчасти, не с опытом работы и доходами, не с рентабельностью и прочими экономическими показателями, а, прежде всего, с тем, что за человек передо мной, искренне ли он любит то, чем он занят, знает ли, зачем и для кого он это делает, ценит ли свой и чужой труд, осознаёт ли, какое место он занимает в социуме и как его труд способствует развитию всего общества. Это и есть научный подход. И имя этой науке - человечность. От таких мастеров своего дела людское признание никогда не уйдёт, даже после их смерти. От них его просто не отлепишь, даже смешав их имя с грязью. Потому что они работали для людей, и люди, ещё не разучившиеся быть благодарными, это понимают и помнят. И таких профессионалов, поверьте, к счастью, не так уж мало.

Прошу прощения за некоторый пафос, отдаю себе в этом отчёт, но не могу не высказаться по этому поводу в том ключе, что пафосными, за компанию, порой называют и совершенно обычные человеческие суждения, просто выходящие за рамки привычных стереотипов. Я не сказал ничего нового и никого ни к чему не призывал, лишь изложил своё мнение, которое у меня, конечно, никто не спрашивал и которое, по большому счёту, никому, кроме меня, не нужно. Но которое я, как и любой другой человек, имею право высказать.

LI 7.05.22
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
nepal 01-02-2008-11:17 удалить
первый раз, от тебя, слышу что профессионалами величают рубящих бабло. бабло у нас больше всех рубят "руководящие прослойки" (те же думци и правительство), и многих из них величают профессионалами? не, не согласен со "стартовой" точкой))) всегда считал, и от окружающих не слышал других мнений, что профессионал, это человек достигший определенного, достойного уважения, уровня в какой то деятельности. не обязательно даже приносящей доход. мне так видится.
BJohn 01-02-2008-11:37 удалить
Исходное сообщение nepal: первый раз, от тебя, слышу что профессионалами величают рубящих бабло.
Ну уж. Водитель-профессионал, к примеру, это кто? Согласно всевозможным объявлениям о приёме на работу, допустим. Это таксист, либо водитель грузовика. Даже если никакого уважения или уровня, о которых ты говоришь. LI 7.05.22
BJohn 01-02-2008-11:46 удалить
nepal, и потом, а что является свидетельством тех самых уровеня и уважения? Бумажки отпадают, доходы тоже, что тогда? Чужие мнения? А они не ошибочны, не являются следствием хорошо спланированного обмана или пиара, что почти одно и то же? Выходит, сама фраза "обратиться к профессионалам" теряет всякий смысл. Профессионалом мы можем считать только, прежде всего, хорошо знакомого нам человека, получается.
профессионал - это не человек рубящий бабло, а в первую очередь - масте своего дела и, я думааю, любящий свое дело. Профи можно стать не только продавая наркотики, но и дворником, если ты по настоящему полюбишь это ремесло.
BJohn 01-02-2008-12:11 удалить
Исходное сообщение Вспоминатель: профессионал - это не человек рубящий бабло, а в первую очередь - масте своего дела и, я думааю, любящий свое дело. Профи можно стать не только продавая наркотики, но и дворником, если ты по настоящему полюбишь это ремесло.
Всё верно. В основе профессионализма лежит любовь к своему делу. А не к деньгам, которое оно даёт. А чтобы увидеть эту любовь, с человеком пуд соли порой нужно съесть. LI 7.05.22
BJohn, бывают и самородки всякие
BJohn 01-02-2008-12:15 удалить
Исходное сообщение Вспоминатель: BJohn, бывают и самородки всякие
Ты говоришь о таланте? Любой талант, если он не развивается, в конце концов оказывается закопанным в землю, и что есть он, что нет его. А для того, чтобы его развить, человеку нужно полюбить его. К примеру, если у меня прекрасный музыкальных слух, но я терпеть не могу музицировать, я никогда не стану профессиональным музыкантом. LI 7.05.22
nepal 01-02-2008-12:32 удалить
проф-водила это не "таксист/грузчик", а человек имеющий открытой соответствующую категорию. к профессионализму это никакого отношения не имеет, помоему..
BJohn 01-02-2008-12:43 удалить
Исходное сообщение nepal: проф-водила это не "таксист/грузчик", а человек имеющий открытой соответствующую категорию. к профессионализму это никакого отношения не имеет, помоему..
Странно, не находишь? Профессиональный водитель не имеющий отношения к профессионализму? LI 7.05.22
nepal 01-02-2008-12:47 удалить
BJohn, дальше не интересно.
BJohn 01-02-2008-12:51 удалить
Исходное сообщение nepal: BJohn, дальше не интересно.
..потому что ответить нечего? Или потому, что ответить невозможно? Дело как раз в том, что "профессионалами" часто называют тех, кто таковыми вовсе не являются. LI 7.05.22
BJohn, На своём сайте Владимир Соловьёв (как истинный профи) высказывает противоположную точку зрения: настоящие профи купаются в бабле, отсюда и самоуважение и признание. А кто получает 15 тыс. ре, да ещё и скулит - тот "ДЕРЬМО"! Всё просто в НОВОМ АГИТПРОПЕ!
BJohn 01-02-2008-13:48 удалить
Исходное сообщение Сам-по-себе: купаются в бабле, отсюда и самоуважение и признание. А кто получает 15 тыс. ре, да ещё и скулит - тот "ДЕРЬМО"! Всё просто в НОВОМ АГИТПРОПЕ!
Довольно странно. САМОуважение и людское признание - суть есть разные вещи. Совершенно разные, хотя и связанные между собой. Если человеку завидуют в том, что у него много денег, и он себя за это уважает, мне его остаётся только пожалеть, ибо понять его я не в силах. А что касается "скулить", кто скулит - тот и правда многого не стОит, я считаю. Тут я отчасти согласен с Соловьёвым. Не скулить нужно, а дело делать. Большое или маленькое дело, не суть важно, но делать профессионально. Так, чтобы люди, умеющие быть благодарными, признавали. LI 7.05.22
BJohn, слишком быстро Вы ответили. Отсюда и непонятки и противоречия... Перечитайте обе реплики. А за БОЛЬШИЕ дела - не платят НИЧЕГО! Эти, САМЫЕ НУЖНЫЕ всем дела - сплошь самопожертвование. Здесь любые профи вообще не при чём - другой счёт. Вас даже не испугала коварная простота соловьёвского критерия - 15 тыс.?
BJohn 01-02-2008-14:13 удалить
Исходное сообщение Сам-по-себе: BJohn, слишком быстро Вы ответили. Отсюда и непонятки и противоречия... Перечитайте обе реплики. А за БОЛЬШИЕ дела - не платят НИЧЕГО! Эти, САМЫЕ НУЖНЫЕ всем дела - сплошь самопожертвование. Здесь любые профи вообще не при чём - другой счёт. Вас даже не испугала коварная простота соловьёвского критерия - 15 тыс.?
Я не понимаю, что за пятнадцать тысяч, о которых он упомянул. Я не в России живу, в другой стране, у нас не только иные деньги, но и иной уровень и стоимость жизни. И ещё я не углядел противоречия в своих словах. Хотя с ответом, действительно, поспешил, потому что, как мне показалось, я понял достаточно, чтобы отвечать. Вы верно заметили, что порой некоторые дела не оплачиваются, но почему эти дела вы считаете (или кто считает?) большими? Вы о каких делах? Об усыновлении и удочерении осиротевших детей? Так это не экономического характера деятельность, тут разговоры о деньгах вовсе не уместны. Я считаю, что тот, кто решился на такое, должен быть достаточно материально обеспечен для такого шага. Это как минимум. Так о каких больших, но не находящих материального признания, делах идёт речь? LI 7.05.22
Большие и нужные всем дела: в первую очередь все, что требуют восхождения на Голгофу, распятия, далее - помельче: истинно талантливый художник умирает в нищете, его картины дорожают после смерти, так же - с изобретателями, опередившими своё время... Разве были богаты Пушкин, Моцарт, Циолковский?.. Всё это Гоголь разобрал в своём рассказе-притче "Картина". Странный там вывод: менеджерские способности творца, "успешность" профессионала губят его талант - не будет прорыва. Простите за банальность: Ковчег построил дилетант, Титаник - профи. Но вот другое: Пастер испытывает вакцину на себе - это профессионализм или дилетанство?
BJohn 01-02-2008-15:02 удалить
Исходное сообщение Сам-по-себе: Большие и нужные всем дела:
в первую очередь все, что требуют восхождения на Голгофу, распятия
Этого я вообще не понимаю. О революциях речь? LI 7.05.22
BJohn 01-02-2008-15:06 удалить
Исходное сообщение Сам-по-себе: Пастер испытывает вакцину на себе - это профессионализм или дилетанство?
Это - профессионализм. Но ещё более профессионально было бы, конечно, сперва всё точно рассчитать, тогда и самопожертвования не было бы. Но это в идеале, а на практике, тот, кто сегодня пробует вакцину на себе, завтра останется в летописях, а, если захочет, может стать и богатым. Если захочет - ключевая фраза. LI 7.05.22
BJohn 01-02-2008-15:08 удалить
Исходное сообщение Сам-по-себе: истинно талантливый художник умирает в нищете, его картины дорожают после смерти, так же - с изобретателями, опередившими своё время... Разве были богаты Пушкин, Моцарт, Циолковский?..
Я думаю, сравнение малоуместно. Потому что это искусство. И его часто невозможно оценить по достоинству сразу, на это уходят века. Сейчас, воскресни они, они в раз стали бы очень богаты. Потому что у них есть людское признание. Они - настоящие профессионалы. Но они мертвы. Это и есть их проблема, если можно так сказать. LI 7.05.22
Пушкин - первый писатель-профессионал, главный редактор журнала. Циолковский - учёный и изобретатель. Иисус Христос - идеолог, агитатор-пропагандист, учитель - неужели был несостоятелен, как профессионал - ведь всё получилось?!Так что, эти примеры - к месту. Неужели наши позиции так далеки? Я принимаю Ваши рассуждения - но это всё-таки частный случай!
Ларчик открывается очень просто. Слово "профессионал" имеет в русском языке два значения, близких, но все-таки отличающихся по смыслу (как, например, и слово "поляк", которое означает как "принадлежащий к польскому этносу", так и "гражданин Польши"). Первое значение - это "человек, делающий свою работу за деньги", противопоставленное слову "любитель" (по-английски, layman). И второе - "человек, делающий свою работу так, как ее ПОЛОЖЕНО делать за деньги", противопоставленное слову "халтурщик" (по-английски, slacker). И еще по теме, цитата из дневника моей супруги: "Если тебе платят деньги, это еще не значит, что ты хороший специалист в своей области. Иногда это значит, что менеджер по кадрам - плохой специалист в своей." (с)
NeverYoung 12-03-2008-19:38 удалить
Характеристикой СПЕЦ или ПРОФЕССИОНАЛ может, с моей точки зрения, похвастаться лишь тот, кто знает, что его материальное положение и исполнение обязательств, как то: растить детей, помогать пожилым родителям, не зависит от его места работы. Спец поднимется в любом месте, где ему представится возможность. Специалист - это в первую очередь трудолюбие, целеустремлённость и уверенность в СЕБЕ. Не последнее место, как мне кажется, в характере специалиста должно занимать уважение и скромность в отношении окружающих. Иначе он помимо характеристики «специалист» в довесок получит «самодура» в лучшем случае.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О профессионализме | BJohn - B_John_LOG | Лента друзей BJohn / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»