Екатерина Великая и «Грамота на права и выгоды»
07-09-2019 20:27
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Первые попытки устройства городского общественного управления принадлежали еще Петру I, но его идеи избирательной системы и обустройства города в соответствии с потребностями жителей так и не были реализованы и остались лишь на бумаге. А вот кто привел механизм в действие, так это императрица Екатерина II. Именно она решила, что государство должно не только обеспечивать безопасность граждан от внешних угроз, но и заботиться об их бытовых и повседневных нуждах. Причем определять потребности должен сам народ. Так, 21 апреля 1785 года появилась «Грамота на права и выгоды», которую Екатерина II пожаловала всем городам Российской империи. Этот важный документ состоял из манифеста и 16 разделов, содержащих 178 статей, определяющих правовой статус «городских обывателей» (горожан), всесословность органов власти и порядок их создания. Свою Жалованную грамоту (а с ней и городскую думу) получила и Москва. И в будущей столице появились Общая дума (законодательный орган власти) и Шестигласная дума (исполнительно-распорядительный орган власти). Изначально в основу российской системы городского народовластия было заложено магдебургское право. Местные жители выбирали своих представителей в Общую думу сроком на 3 года, при этом кандидаты были из разных сословий. Любой житель города, обладающий правом голоса, мог или сам стать самовыдвиженцем, или предложить в «депутаты» уважаемого человека. Конечно, люди вы-двигали только тех, кому доверяли: купцов-благотворителей, известных ремесленников и даже простых рабочих. Однако официально голосовать имели право далеко не все. Это были исключительно мужчины старше 25 лет, платящие налоги с недвижимости, торговли или промысла. На начало 1800-х годов в выборах в Думу принимали участие не более 10% жителей Моск-вы. По закону 1862 года в Москве учреждались Общая дума и ее исполнительный орган — Распорядительная дума. Право участия в городских выборах получили мужчины старше 21 года при условии, что они прожили в городе не менее двух лет и владели недвижимостью или капиталом, приносившим 100 и более рублей серебром чистого дохода в год. Женщины, отвечавшие условиям ценза, также вносились в списки избирателей, но в выборах не участвовали — по доверенности они передавали свой голос родственникам мужского пола. На тот момент право участвовать в выборах получили около 4% москвичей (примерно 13,2 тысяч человек), и лишь 16% из них (чуть больше 2 тысяч человек) воспользовались этим правом. Городовое положение 1870 года отменило имущественный ценз и деление избирателей по сословному признаку. Голосовать на выборах имели право русские подданные, возрастом не менее 25 лет, которые платили городской сбор с недвижимого имущества или содержали торговое или промышленное заведение по купеческому свидетельству. В московских выборах 1870−1880-х годов участвовало от 3 до 8% избирателей. Во второй половине XIX века и начале XX века порядок выборов и деятельности городской думы регламентировался двумя документами — Положением об общественном управлении города Москвы и Городовым положением Александра III. Исполнитель-ной властью являлась Распорядительная дума, куда входили по два представителя от каждого сословия (потомственные дворяне, личные дворяне, почетные граждане, купцы, мещане и ремесленники). Органы городского самоуправления Москвы занимались местным благоустройством, хозяйством, а также сбором налогов с владельцев недвижимости. Из этого бюджета финансировалось в том числе содержание административно-полицейского аппарата. После Февральской революции 1917 года положение городских органов власти стало меняться. Летом того же года впервые состоялись выборы в соответствии с постановлением Временного правительства от 15 апреля 1917 года. По этому закону избирательные права получали все жители города в возрасте от 20 лет, любого пола и национальности, независимо от имущественного положения и времени пребывания в городе. К избирательным урнам не допускались сумасшедшие, глухонемые, монахи, содержатели домов терпимости, а также осужденные, отбывшие срок наказания. Менялось и положение «депутатов»: в гласные могли избираться как жители города, так и лица, не связанные с ним. С приходом к власти большевиков городская дума была распущена, а управление городским хозяйством перешло Совету районных дум. В марте 1918 года городское управление возложили на Президиум Московского совета рабочих и солдатских депутатов. Интерес-но, что в годы Великой Отечественной войны Моссовет руководил еще и деятельностью оборонных предприятий, а также формировал боевые резервы. Современная история Мосгордумы началась с выборов I созыва 12 декабря 1993 года. Тогда депутатам пришлось практически с нуля разрабатывать нормативно-правовую базу и принимать основные законы для экономического развития столицы. По сути, законодательства у города Москвы (именно как у субъекта Российской Федерации) не было. Народные избранники по-следующих созывов постепенно дополняли и совершенствовали законодательство и продолжают это делать до сих пор. Деятельность депутатов Московской городской Думы I созыва была сосредоточена на принятии основных законов в сфере социального и экономического развития столицы. В 1994 году ими была создана Контрольно-счетная палата, которая следила за исполнением городского бюджета. Дума II созыва реорганизовала бюджетную систему и ввела систему соцподдержки. Депутаты III созыва учредили герб, знамя и флаг Москвы, а также приняли Избирательный кодекс. При полномочиях IV созыва были разработаны и приняты два кодекса Москвы — Градостроительный и об Административных правонарушениях. Депутаты V созыва разработали положения об усилении общественного контроля и упрощении административных процедур, учредив Общественную палату Москвы и должность Уполномоченного по защите прав столичных предпринимателей. Народные избранники VI созыва внесли изменения в выборы в Мосгордуму: число депутатов увеличилось с 35 до 45 человек, а срок их полномочий — с 4 до 5 лет. В отличие от предыдущих созывов выборы прошли по мажоритарной избиратель-ной системе. Кроме того, был изменен и порядок работы Думы: председатель, два его заместителя и 15 руководителей комиссий работали на постоянной основе, остальные 27 депутатов — без прекращения основной деятельности.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote