• Авторизация


Транспортирующая сила искусства: когда реальность растворяется 11-11-2025 12:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Настроение сейчас - Публицистское



Транспортирующая сила искусства (700x466, 395Kb)

 

«Когда двери восприятия очистятся, всё предстанет перед человеком таким, каково оно есть — бесконечным».
— Олдос Хаксли


Вступление

Что делает искусство по-настоящему живым?
Почему перед великим полотном мы чувствуем почти физический сдвиг сознания?
От Хаксли до Ардженто, от реверсивного пения до «Новеллы о снах» — искусство способно не просто тронуть, но перенести нас за пределы реальности.


🌌Выход за пределы привычного

Искусство начинается там, где привычный мир трескается. Картина, книга, музыка — это не просто формы выражения, а переходы.
Художественное переживание — не акт созерцания, а перемещение сознания, где исчезают координаты времени и пространства.
Мы не просто воспринимаем искусство — оно переживает нас.


🔮Об этом писал Олдос Хаксли


Олдос Хаксли, автор книги «Двери восприятия» (1954). Источник: Wikimedia Commons.

Олдос Хаксли, автор книги «Двери восприятия» (1954). Источник: Wikimedia Commons.

В своей книге «Двери восприятия» Хаксли описывает, как привычный мир теряет очертания и превращается в поток чистых форм, света и цвета. Суть его откровения — не в психоделическом переживании как таковом, а в мысли, что искусство способно вызывать подобные состояния без психоактивных веществ. Великий художник открывает «двери» для зрителя: картина, поэма или партитура становятся ключом к подлинному видению.


🎨Сила эстетического шока: Ардженто и Боттичелли

«Красота — это бездна, в которую можно упасть».


Кадр из фильма Дарио Ардженто «Синдром Стендаля» (1996).
Кадр из фильма Дарио Ардженто «Синдром Стендаля» (1996).

Перед полотном Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» героиня Анна испытывает не просто восхищение, а предельное поглощение образом — размывается грань между зрителем и картиной, реальность «входит» в полотно.


«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли, ок. 1485. Галерея Уффици, Флоренция.
«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли, ок. 1485. Галерея Уффици, Флоренция.

У Ардженто красота не утешает — она обнажает тёмные пласты психики; столкновение с прекрасным оборачивается встречей с собственной тенью. Анна создаёт альтер-личность — маньяка, отражающего её тень.
Эта закольцованность роднит фильм с «Сердцем ангела» Паркера и «Жильцом» Полански: герой идёт по следу чудовища, чтобы обнаружить, что чудовище — он сам. От себя не убежать.

 


🎭Азия Ардженто — актриса как медиум

Превью image005 (466x700, 298Kb)
Азия Ардженто — исполнительница роли Анны в «Синдроме Стендаля». Источник: Wikimedia Commons.

Азия Ардженто играет не просто персонажа — она проявление восприятия. Её образ функционирует как мембрана: художественное воздействие проходит через телесность актрисы и становится явным переживанием аудитории.


🎵Музыка как портал


Филип Гласс. Минимализм как звуковое путешествие во времени.

Музыка — древнейший способ войти в изменённые состояния: ритм, повтор и гармонический ряд воздействуют на тело и нервную систему, обходя разум. В кино звук часто выступает воротами в иную реальность (примерно так использовали звук Кубрик, Линч или Ханс Циммер). Визуальная картина «звучит», а музыка — «показывает»: восприятие становится многосенсорным полем.


🌀Саблиминалы и инвертированный звук


The Beatles в студии Abbey Road (1966)
The Beatles — одни из первых популярных групп, экспериментировавших с обратной речью и таинственными слоями звука.

Современная культура использует подсознательные сигналы как усилитель воздействия: реклама, кино и музыка внедряют микросигналы, обратные записи, частотные «подсолевы», которые вызывают эмоцию без явного осознания причины. Реверсивное пение и инвертированная речь действуют как акустическое зеркало — звук идёт вспять, привычная логика распадается, остаётся чистая чувствительная вибрация.

Примеры:The Beatles — «Rain», «Revolution 9»; Pink Floyd — скрытые вставки в «Empty Spaces»; Coil, Björk, Dead Can Dance — экспериментальная работа с инверсией; в академической музыке — Лигети и Пярт.


🐇Алиса, 🕊Синяя птица и 🌪Дороти — три пути в себя

 


 File:John Tenniel - Alice in Wonderland - Pool of Tears.jpg - Wikimedia Commons / ИллюстрацияДжонаТенниелак«Алисевстранечудес» (1865).

File:John Tenniel - Alice in Wonderland - Pool of Tears.jpg - Wikimedia Commons / ИллюстрацияДжонаТенниелак«Алисевстранечудес» (1865).

Алиса: падение в кроличью нору — метафора «потери опор», необходимой для нового видения; абсурд здесь — инструмент прозрения.

Синяя птица: люди ищут счастье повсюду, не замечая, что оно рядом — история о возвращении взгляда внутрь.

Дороти: смерч вытаскивает героиню из привычного мира; её путешествие — движение к осознанию собственной силы.
Во всех этих сюжетах искусство — путь, ведущий обратно к себе, но с новым зрением.


Артур Шницлер — «Новелла о снах» (Traumnovelle): сон как пространство истины

«Всё, что мы называем реальностью, — лишь один из множества снов.»
— Артур Шницлер

Вместо раздела о перформансе — развёрнутый слой о литературе сна: Шницлер в «Новелле о снах» пишет историю врача Фридолина, чьё ночное скитание по венским улицам постепенно превращается в исследование подсознания — эротического, тревожного, влекущего и в то же время просветляющего. Сон у Шницлера — не бегство от реальности, а её расширение: там всплывают вытесненные желания, вина, страхи; там формируется тот самый опыт, который позволяет герою вернуться изменённым.

Странная атмосфера венских ночей, клубы, маски, странные общества — всё это превращается у Шницлера в архитектуру сна. Каждая сцена ощущается как серию картин, где свет и тень выстраивают смысл иначе, чем в дневной логике.

Когда Стэнли Кубрик адаптировал текст в фильме «С широко закрытыми глазами» (1999), он перенёс эту философию сна на экран: ночной город, мистические собрания, маски и ритуалы — всё это служит средством исследования желания как социального и субъективного явления. В кинематографе, как и в прозе, сон становится формой знания — способом увидеть то, что дневная рациональность закрыла от взора.

 Постер фильма Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами» (1999).

Постер фильма Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами» (1999).

Шницлер и Кубрик показывают: сон и искусство — синонимы. Оба формируют пространство, где скрытое становится видимым, и где внутреннее структурирует внешнее. В этом смысле «транспортирующая сила» литературы и кино проявляется наиболее явно: они дают нам шанс «прожить» иную реальность и вернуться с новым знанием.


🚪Художник у двери

В рассказе Герберта Уэллса «Дверь в стене» герой видит зелёную дверь, ведущую в сад детства, но боится войти. Этот страх — образ нашего сопротивления трансформирующему опыту. Искусство предлагает дверь; шагнуть — значит отказаться от прежнего самоощущения и согласиться на риск преобразования.


🔔Почему это необходимо

Искусство — не роскошь, а необходимость.
В эпоху информационного шума и убывающего внимания оно возвращает умению глубоко воспринимать — соединять чувство и мысль, тело и смысл. Хаксли, Ардженто, Шницлер, Кэрролл, Метерлинк — все говорят об одном: искусство не просто отображает мир, оно растворяет его и даёт нам возможность увидеть вновь.


✍️Редакторское послесловие

Перед «Рождением Венеры» Анна стоит не как зритель, а как человек, чья реальность рушится и собирается заново. Фридолин из «Новеллы о снах» — тот же странник, который в ночи находит фрагменты себя. Алиса, Дороти, Тильтиль — все они возвращаются с другим зрением.

Искусство не делает нас сильнее автоматически — оно делает нас более честными перед собой. Открыть дверь восприятия — значит принять риск быть не тем, кем ты считал себя прежде.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
Вот тут согласна. И в этом трагедия современного детства - они не умеют путешествовать внутрь себя и в своем воображении. Все у них внешнее, пришедшее из сетей и прочих источников. И на себя они смотрят тоже как бы со стороны - постоянно снимая и выкладывая ролики, не не сущие никакой информации по сути. Они просто не понимают, что значит погрузиться в мир книги. Мир весь, как им кажется, перед ними - и он лишен таинственности. Все предельно ясно. Ну а эта картина Рождение Венеры - как раз один из моих идеализированных образов женщины. То есть , примерно такую фигуру я и считаю идеальной.
mortonplazmer 17-11-2025-18:30 удалить
Архивы_Водяной_Девы, новейшая статья :) Текст мой, а корректура, редактура, подбор иллюстраций через нейросети. При нынешнем уровне образования в школе и отсутствии оккультной подкованности родителей (без необходимой родительской библиотеки у родителей, к примеру, Елена Петровна Блаватская не стала бы кем она стала) 99% человечества утратит способность к безмедикаментозному расширению сознания. Великий литературный гений Олдоса Хаксли наиболее четко проявился как раз в книге "Двери восприятия", в которой он сравнивает и противопоставляет транспортирующую силу веществ транспортирующей силу искусства, считаю вторую намного сильнее, что на всю жизнь определило вектор развития психиатрии, клинической и трансперсональной психологии. Теперь это моя самая любимая книга, ничего так не впечатляло за последние лет 15. Как Хаксли, так и Гроф в своих работах противопоставляет вещества политропному дыханию во многих своих книгах упоминая "Двери восприятия", "Дверь в стене" Уэллса и Кастанеду. Да, фильм "Синдром Стендаля" наиболее четко иллюстрируют способность искусства к наиболее сильному расширению сознания. Взявшись на поимку маньяка Анна и не подозревала, что охотиться за самой собой словно детектив Ангел. Режиссер Дарио Ардженто дает в фильме этому много подсказок: связанная маньяком Анна сумела себя развязать, финальная сцена происходит в голове героини, а труп слишком красивого для такого такой роли явно идеализированного преступника не был найден, что реализует переключение личности жертвы на личность преступника и наоборот. Венера страдает лишним весом, на мой взгляд :) Согласно применению той же транспортирующей силе искусства, но уже искусства сна, его загадки (morgana traun, загадка сна - фрейдистский термин) следует и героиня кубриковских Широко Закрытых Глаз. Подобно Алисе Кэррола, Тильтиль и Митиль (предсавляют две стороны одной героини) Метерлинка, Дороти Баума метафизически присутсвует в особняке на вечеринке, когда муж присутсивуав физически и чувствуя вину после рассказа жены об оргии оставил на подушке свою маску при том, что героиня использовала транспортирующую силу сна и это прекрасно согласуется с гениальным пособием по созданию сюжета "Мифический образ" Джозефа Кэмпбела.
mortonplazmer, библиотек больше нет. У моего отца была огромная, а бабушки с дедом...все это в основном кануло в лету при разных переездах и тп. У меня впрочем есть книги, но стоят они просто в шкафах. Я бумажными пользуюсь только детскими теперь ну и коллекционные издания, Мастер вот лежит, не читаю даже, хотя купила, чтоб перечитать очередной раз с картинками (буду еще, наверное в новый год, когда я совершенно одна и никому не нужна, и даже в зале занятий временно не будет, тут самое время для Мастера, кстати наша новая йогиня представилась как Марго). Дверь в стене и Кастанеду...я попыталась накормить этим моего предыдущего спутника (впрочем последнего), не в коня корм оказался, он еще и христианин до кучи, даже не знаю, мне хочется плеваться при одном упоминании ...большего лицемерия я нигде не встречала. Естественно, для тебя Венера толстая...а вот я уже даже и так смогла понравится йогу:) он-то в идеальной форме вообще, в чем душа только держится, еще и мяса не ест...бедолага. Если бы я могла его утешить..., но я не сумела изменить памяти ушедшего. Прям хоть пересматривай С широко открытыми...за последнее время мне удалось пересмотреть только фильм Барака. Но ты видел, полагаю...
mortonplazmer 03-12-2025-16:06 удалить
Архивы_Водяной_Девы, из художественной литературы Зеркало и маска Борхеса, В пьянящей тишине Пиньоля, Дверь в стене Уэллса Алиса в стране чудес Кэрролла, Волшебник в стране Оз Баума обязательны к прочтению. Из научной - вся библиография Грофа, в частности Космическая игра, а так же Око духа Проект Атман Уилбера, Ученик создателя сновидений Минделла, Жизнь после жизни книги Монро об управляемом сне так же обязательны. Не пронимаю кому они вообще могут не понравится или не заинтересовать. Библиография Алистера Кроули так же важна, Блаватской, но это у меня все в электронном виде. По мере возможности для собственного творчества хотелось бы увеличить знания о тайной доктрине, телеме. В отличие от напускного христианства телемические знания лишними не бывают. Это да, Венера ну прямо совсем толстая :) С широко закрытыми глазами периодически пересматриваю.
mortonplazmer, да, В пьянящей тишине произвел впечатление роман. Борхеса уж не помню, читала именно это или нет. Дверь в стене...думаю, она для каждого открывается в какой-то момент, но большинство не заходят туда. Большинство людей вообще не стремятся читать книги о сновидениях, проверено:) уж сколько я пыталась заставить предыдущего, не совсем безнадежного спутника, читать Кастанеду - ну не в коня корм, секс ему только подавай:) а между тем, либо секс, либо управляемые сны. ОСы у него бывали впрочем...но распоряжался ими не слишком умело. Ну, эта Венера еще не совсем толстая...бывает хуже. Точно тебе наша новая йогиня понравилась бы. Вся в черных тату разрисована, стрижка под мальчика и никаких телес вообще нет...но пирсинга впрочем нет тоже. И эдак командным голосом, как на плацу, выдает нам команды, какие асаны принять:)
mortonplazmer 07-12-2025-17:56 удалить
Архивы_Водяной_Девы, книга "Сновидение в бодрствовании" Арнольда Минделла - отвлекся от нее при покупке Полин Реаж, после как закончу снова вернусь. Кастанеду как такового я не читал, но на него многие психологи, изучающие трансперсональную психологию ссылаются. Со временем планирую познакомиться с его книгами. Осознанные сны - практика, которой нужно заниматься в отрыве ото всей остальной деятельности. Я сумел раза три поймать такое состояние сна, в котором я осознаю где нахожусь, но дальше пока что не продвинулся. Так же был спонтанный опыт проекции астрального тела в юности и без всякой подготовки, просто отделился от физического тела, увидел себя в квартире со стороны и плавательными движениями "доплыл" до балкона, после что-то подобное серебряному шнуру из книги РАймонда Моуди вернуло меня обратно. Ни состояние управляемого сна, ни астральной проекции не были похожи на обычный сон и не были результатом расширения сознания. Да, новая йогиня, судя по описанию, выглядит так как нужно :) При прочтении я ощутил прилив небольшого сексуального возбуждения :)
mortonplazmer, ну это все примерно об одном. Не удивлюсь, если Минделл у меня даже стоит тут. Но секрет тут один....достаточно прочитать одного автора, да хотя бы даже и Зеланда, только со сном у меня плохо стало и со сновидениями (именно осозжнанными) тоже. А вот обычные сны по-прежнему яркие и причудливые, если просыпаюсь в активную фазу, я еще успеваю захватить кончик сна, чтобы судить об этом. Большинство я забываю. Не хочу трогать эти миры, вроде как во сне хотя бы я счастлива временами. А контроль убьет и это. Для Осов надо формировать такое намерение еще в течение дня. А техники простые, все дело в намерении. Было время, у меня постоянно были Осы, но да, перевес должен быть в торону той половины жизни, а я увлекалась этой уже давно. Обратно вернуться сложно. Отделение астрального тела - просто разновидность Осов, тоже часто бывало, и потом летала. Вылетала в окно прямо сквозь стекло...это не препятствие, и стены тоже, но со стенами чуть посложнее. Да что, тебе ничто не мешает посетить пробное занятие йоги в нашем клубе, у нас бесплатно. По утрам в 11 в понедельник, среду и пятницу. Только вот потом даже не думай приставать к девушке:) это еще та боевая единица.


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Транспортирующая сила искусства: когда реальность растворяется | mortonplazmer - Dmitry Plusmer | Лента друзей mortonplazmer / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»