В последний день пребывания в Тихвине решили посетить главную Тихвинскую достопримечательность. Я этот монастырь помню еще в состоянии полнейшего запустения и импровизированного сортира для отдыхающих на лоне природы.
Сейчас его местами облагородили, подмалевали и открыли для посещения.
Не очень люблю православные храмы/церкви/соборы, в них какая-то гнетущая атмосфера и удушливый запах церковных свечей. Если верить православным ресурсам, эти свечи отливаются из пчелиного воска, а в некоторые еще и елей добавляют, и этот специфический «аромат» называют благостным.
Что приятно удивило:
-В соборе было свежо и достаточно светло. Толи из-за открытых дверей, толи из-за того, что свечей мало горело.
-Фрески. Реставраторы потрудились на славу и отскоблили с них копоть и гарь. Часть сохранилась довольно прилично, некоторые едва различимы. Надеюсь, что их не будут восстанавливать, а просто не дадут осыпаться больше.
А дальше будет пятиминутка гнева.
Современная иконопись находится в глубокой жопе, и погружается в нее все глубже и глубже.
Для тех, кто захочет возразить, милости прошу полюбоваться на икону Богоматери в Чесменской церкви (о, этого ассиметричного криволицего монстра я не скоро забуду) и повтыкать на портретец семейства Романовых в Казанском соборе (да, мои далекие от православия пупсики, нынче имеем икону с канонизированными ликами Романовых).
Так вот, поскольку тихвинский собор в свое время был разорен и засран, то реликвии нынче приходится восполнять, и чтобы стены не пустовали, там повесили дареные шедевры современной иконописи.
Которые на фоне старинных фресок выглядят так же уместно как кислотные плакаты с азиатками начала 90-х в баррочном убранстве Зимнего.
Что мешало написать иконы «под старину», чтобы они органично вписывались в атмосферу собора XVI века?
Чудовищный контраст, уж лучше бы обошлись вовсе без икон. Может было бы еще терпимо, если бы иконы были небольшого размера, а не полутораметровые махины, на которых каждый косяк художника мозолит глаза.
А теперь перейдем к самому вкусному, собственно, то, ради чего православный люд катается в славный город Тихвин.
Икона стоит слева от входа в самом темном углу, в специальном киоте, чтобы особо рьяно верующие ее не залапали.
На фотографии выглядит лучше. В полумраке храма, да за зацелованным стеклом сложно что-либо разглядеть. Ликом Богородица темна и смурна, а младенец Иисус вовсе похож на сморщенного турецкого старичка с лицом -изюмом.
Пока разглядывал ризу, ко мне подошла девушка в платочке и сказала:
-Это самая сильная икона, защитница Северо-запада. Помолитесь ей, она всем помогает.
Сунула мне свечу в руки, улыбнулась ободряюще и ушла. Я огляделся и понял, что стою в соборе совсем один, разве что бдительный охранник наблюдает за мной через объективы натыканных видеокамер, да измученная иконописная парочка взирает из-за бронированного стекла.
Покрутил свечку в руках, зажег, поставил в подсвечник.
-Я не особо верю, что ты мне поможешь, но попрошу, может хватит говна? Или хотя бы лопату с противогазом ниспошли, а то барахтаться уже сил нет.