"– Я не знаю, киса, в курсе ты или нет, но никаких
литературных критиков в наше время не осталось. Есть блогеры.
– Почему?
– То, что производит критик – это личная субъективная оценка
чужого труда. В точности то же самое выдаёт любой блогер,
кого бы он ни оплёвывал – районную управу, полицейский
алгоритмический роман или Господа Бога. Те же несколько
абзацев про «мне не нра», которые видишь, перейдя по линку.
– Ну, не совсем так. Критики печатаются в СМИ.
– Слово «печатаются» сегодня – трогательный анахронизм.
Все тексты висят в сети."
iPhuck10
Давно пора проанализировать этот процесс, понять что он из себя представляет в современном мире, что изменилось за последние века и какую роль вообще выполняла литература в разные времена.
Наверное смешно говорить о критике во времена Гутенберга, но литература тогда играла строго просветительскую роль. Хотя до Библии Гутенберг издавал календари и даже учебник латинской грамматики, критиковать там можно было только технические моменты. Но вот уже в средние века, с появлением таких писателей как Бокаччо и Рабле литература взяла на себя роль разводилы на разные грехи со страстями.
«Итак, мои милые, развлекайтесь и — телу во здравие, почкам на пользу — веселитесь, читая мою книгу. Только вот что, балбесы, чума вас возьми: смотрите не забудьте за меня выпить, а уж за мной дело не станет!». (Рабле).
Грехоподенческая и просветительная функции литературы всегда шли рядом и шли они к нам в основном с запада. С востока изредка, в виде некоторых рубаев Хайяма. Само собой разумеется, что необразованный человек легче воспринимал плохое, которое лежало на поверхности и не требовало сложного анализа и хоть какой то мировоззренческой базы. Критики тогда не было, хозяев мира устраивало такое положение дел.
Конечно всегда были люди, которые просто не могли читать замаскированную просветительством пропаганду греха, но система их не учитывала – процесс развивался и набирал обороты. Раньше, как и теперь вместо критики была популярность, которая происходит от слова попа. Попса это и есть этикетка на заднице человеческой культуры, так что Даллес припоздал с российским проектом, везде это уже закончилось до того, как СССР развалили и поток пошлятины завалил нашу культуру.
Сейчас, конечно сильно стараются все уравнять путем ручного подкручивания популярности самым вредоносным блогерам, а о них только теперь и стоит говорить. Спокойная, профессиональная критика была в СССР, тоже местами выглядела смешно, но хотя бы заставляла писателя изучать правописание. Сейчас все писатели и нет читателей, так что не то что критиковать, даже вчитываться в этот мутный полуграмотный поток противно. То же самое и с кино, которое снимается по литературе популярных блогеров, которыми являются почти все современные писатели. Они не только пишут, они мыслят коряво, зачем убиваться об такое чтение? Все блогеры непременно деградируют исчерпавшись в гонке за популярность, начинают нести хрень, сами не замечая момента перелома.
Мне, наверное повезло, что рано встретила Пелевина и сейчас могу отделять его настоящего от того, который для популярности. А может это ему повезло найти своего идеального и преданного читателя, который не оставит его тонуть в медийной помойке. Ну что же, больше и добавить нечего, вопрос о критике исчерпан – ищите своих достойных читателей, которые помогут вам уважать самих себя, граждане новыеписатели, а проще блогеры! Цените своих читателей, их остается все меньше, больше только пустых лайков ни о чем ..