Это фильм только боком о гражданской войне, на самом деле он о творчестве как алхимическом процессе. Творец и власть, власть и народ, народ и творец – все эти взаимодействия блестяще раскрыты мастерами советского кино. Очень актуально все это в сегодняшнем нашем дне, ибо пока у кинодвижка все еще сидит герой Леонова и трактует сюжет своей единственной ленты под белогвардейскую публику. В нем на раз угадывается Н. Михалков, который при смене власти всегда шустро переобувается, приспосабливается и радикально меняет свои взгляды. Остается ли он творцом при всем при этом? Судя по фильму да, они там все трое подружились после бани и с достоинством встали на защиту жизни.
Герой Табакова вышедший из народа профессионал, который считает советскую власть своей, благодарен ей, мечтает только о том, как лучше послужить и принести больше пользы. А настоящий народный герой, сыгранный Ефремовым – немой художник, который никуда не вышел, пребывает в народе и молча созидает бытие. Мы застаем его за странным занятием, он расписывает убитую бандитским снарядом яблоню...замечательная метафора мироустройства, простой народ всегда нем, ему никогда не дают слова во вселенском театре, остается только одно – молча приукрашивать свою реальность. Табаков обалдевает, когда попадает в дом к Ефремову, который тот превратил в Храм искусства, не ожидал он узреть в народе такой глубины, вкуса, сакральных знаний...
Последнее время думаю о том, что нормального определения слову «фашизм» еще не придумали. Мне кажется, что это просто дегуманизация, этап сброса старых представлений вместе со старым человечеством. Недавно мое внимание вернули к фильмам К.Муратовой, в связи с чем пересмотрела «Вечное возвращение» и «Настройщика», и да, не случайно я от нее отошла – это то же самое телешоу Малахова про ничтожных людей, только для дебилов с претензией на избранность. Все современное искусство поражено вирусом постмодернистской дегуманизации и если по телевизору тебе просто внушают, что ты говно вместе со всем, что тебя окружает, то для элиты немного мягче, мол ты то умный, ты то понимаешь, что плох только народ, а раз ты это понимаешь, то уже не народ...Да, эстетического в этих фильмах есть «трошки для сэбэ», хорошие операторы, художники, местами профессиональная работа режиссера, но этовсе плохо отвечает на вопрос «зачем мне это смотреть».
Но вернемся к фильму «Гори, гори моя звезда». Есть там еще один интересный момент – бандит, мечтающий о творчестве. Наверное можно провести параллель с сегодняшним положением нашей подбандитскобуржуазной культурки, которая и в политике прослеживается...
У Ефремова там, пожалуй, единственный стопроцентно положительный герой, а героиня да, состоялась у Прокловой. Простую, чистую девушку из народа все же удалось Табакову заставить поверить в себя и свою роль Жанны де Арк. Роль то она сыграла, заставила людей победить страх и банду зеленых, но в конце Искремас говорит ей «спи детка, спи» и она засыпает...тут то его и убивают. То есть без бодрствующего, активного народного духа никто и ничто не может победить, ибо народ – это зритель, ради которого и существует вселенский театр. Если зритель спит, то любое представление теряет смысл. Так что я согласна с мнением Пучкова про выступление Пригожина во вчерашней изоленте.
ПС. Обзорный ролик по фильму на мало минут для тех, кто уже смотрел и для тех, кто не захотел.
aia0, большое спасибо за интересную рецензию) Взглянул на героев с новым, вскрытым вами контекстом) Появилось желание пересмотреть фильм. Надо будет сохранить это желание до следующих выходных) Артисты конечно уникальные и без всякого преувеличения великие. Нынче не просто нет таких, а даже нет почвы для взращивания талантов такого уровня, к сожалению.
А Пригожин сегодня уже говорит совсем другое) Так что возможно Гоблин прав и в том, что это все информационная деза)
Ответ на комментарий Сим_Никин #
Говорить правду легко и приятно). Тем более на основе такого замечательного фильма, как бы с позиций коллектива его великих создателей. Сама ведь мимо прошла когда то, а теперь совсем по другому посмотрела. Есть смысл пересмотреть теперь многое из забытых советских фильмов. В этом фильме еще много смыслов - так к примеру главный белогвардеец ведет себя во всех отношениях как фашист, а я сейчас прихожу к выводу, что теория избранности лежит в гностицизме. Так что и фашизм где то там. Течений разных там много было, но избранность везде. Ведь именно это позволяет одним людям легко убивать других. Но это отдельный пост писать нужно.
Ответ на комментарий Сим_Никин #
а зачем им творцы-гуманисты в период фашистского слива? Нет и долго еще не будет на верху талантов такого уровня. Нам остается внимательно изучать и осмысливать то, что уже есть. Спасибо интернету с гуглом)
Ответ на комментарий Сим_Никин #
Не могли бы вы сделать видео из кадров с сеансами героя Леонова? Их там три - когда он гонит кино для обывателей, потом для красных, а потом для белых. Одно и то же, но с разными комментариями. Не нашла в интернете такой нужной нарезки. Не знаю, кого бы еще озадачить. Сама не умею, но если что буду учиться и пытаться.
Ответ на комментарий aia0 #
Наверное каждому произведению свое время. Создавали фильм люди, которым те события были достаточно близки. А нынешние реалии снова делают фильм актуальным.
Ответ на комментарий aia0 #
Как-то писал у себя, что новую культурную элиту надо создавать из поколения, взрослевшего под бомбежками в Донбассе. Они должны прийти на смену выросшим в халявном благополучии кэвээнщикам.
Ответ на комментарий aia0 #
Не представляю, как это делается) Знаю только, как публиковать ролик с привязкой по времени к определенному моменту. Так можно тремя комментами показать нужные места. Но сейчас уезжаю в деревню)
Ответ на комментарий aia0 #
Главное, чтобы враги слопали дезу. А работающий народ, от которого зависит благополучие страны, за всякими фейкометными новостными лентами не следит) Ну а пенсионеры и офисный планктон переживут)))
Исходное сообщение Сим_Никин
Наверное каждому произведению свое время. Создавали фильм люди, которым те события были достаточно близки. А нынешние реалии снова делают фильм актуальным.