• Авторизация


О блокадном дневнике 28-01-2023 15:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


По второму разу подняли хайп на тему скандального "Блокадного дневника". Если честно, на мой взгляд, неудачный объект для хайпа, даже если он сделан не так. Но обществу не прикажешь, народ требует хлеба и хайпа.

Коробит то, что высказываясь негативно о фильме, критики неосознанно попадают и по книге Ольги Берггольц, которая легла в основу. Не знаю, по недомыслию или специально Зайцев оставил сюжет книги нетронутым, слегка сместив акценты, чтобы критикой задело достойного человека.

Я смотрела фильм дважды, чтобы понять, почему мне не просто больно, а еще и мерзко. И нашла несколько причин.


Первая - это использование художественного произведения человеком, который либо не умеет воплощать прочитанное, либо осознанно искажает смысл.
И делает это двумя способами. Как раз вторая причина, по которой невозможно смотреть фильм без ощущения соприкосновения с мерзостью - неудачные противопоставления. Вроде бы ничего криминального: первым эпизодом страдающим жителям блокадного Ленинграда противопоставляются злобные фашисты.

Но на деле получается совсем не тот эффект. Немцы в первом эпизоде: утонченные, образованные и очень вежливые. Это впечатление не портит даже нарочитый момент, когда солдат мочой вырисовывает на снегу нацистский крест - он же рядовой, ему положено быть туповатым. Зато офицер - прямо няшка, искренне влюбленная и обожающая Моцарта. Видеоряд моментально сменяется воспоминаниями героини, где "правильная" советская продавщица мороженного с беломором и диалектным говором совсем невыгодно выглядит на фоне утонченной немецкой Гретхен. Не будь этого противопоставления, высказывание Гретхен "Не сердись, сусличек!" выглядело бы пошло. Но на фоне жирной советской коровы с беломором Гретхен - просто влюбленная невеста, которая еще не совсем отошла от счастливой ночи с женихом.

Почти сразу же появляются мать, отказавшаяся кормить грудного ребенка и запугивающая остальных детей сдачей на котлеты. Эпизод этот есть у Берггольц, кажется. Но выглядит все иначе: несчастная мать принимает такое решение от бессилия, ее эмоции смазаны из-за длительного голода и невыносимой необходимости решения, кого из детей спасать. У Зайцева эта мать - просто опустившаяся женщина готовая на все ради выживания своих детей. Чувствуете: разница небольшая, но она есть. Мать у Берггольц - это трагедия, мать у Зайцева - мерзость.

Это и есть третий и самый главный недостаток режиссерской работы - смещение акцентов. И у меня серьезные сомнения, что это просто режиссерская ошибка. Для начала, закадровый голос читает дневник женщины. Но почему голос мужской? Чтобы метания несчастной Оли не воспринимались сразу так, как должно быть? Или... простите, но в контексте популярного на западе сдвига по фазе - гендер не важен?

Затем возникают вопросы, зачем использовать утрированные декорации замерзшего Ленинграда? Существует множество фотографий, которые позволили бы воспроизвести картину замерзшего города реалистично. Блокада - это была трагедия, но не апокалипсис. Однако, планы города сделаны режиссером именно в стиле постапокалипсиса. Просто переборщил с выразительностью? Или провел осознанную подготовку к созданию образа блокадников?

И это самое главное смещение акцента. Да, блокадники той зимой красотой не отличались. Голодный замерзший человек на самом деле заторможен, слаб и не может фиксировать взгляд из-за сильного желания спать. Глаза таких людей обычно полузакрыты. Я бы поверила, что режиссер не знает этого, но слишком уж хорошо он подготовил антураж зомби-апокалипсиса. Блокадники Зайценва - зомби. Их глаза широко открыты и взгляд, хоть и бессмысленный, хорошо фиксирован на дальней точке. Их движения неуклюжие, но это не заторможенность, а именно неуклюжесть. Их реакции слишком быстры, особенно в эпизоде с хлебом для детдомовцев. Их речь очень четкая: женщина, потерявшая руку с карточками, ровным голосом просит их найти - сразу после того, как ей руку оторвало. Шок, да. Но у человека в шоке не бывает такого голоса. Это - зомби!

И даже крик голодного ленинградца, обращенный к немцам "Монстры, выблядки!" выглядит, как вой монстра, а не исстрадавшегося человека. Монстра, которого тут же настигает его же проклятие.

И вроде бы режиссер совершенно не исказил факты. Но почему такое острое ощущение боли от того, что жертв блокадного голода унизили и измазали в грязи?

Почему, когда мужик из похоронной команды говорит героине "До скорого свиданьица!" я вижу не фатальный юмор и горький сарказм человека, привыкшего видеть в еле живых жителях будущие трупы, а сальную шутку? Актер играть не умеет? Или Режиссер старательно добивался этого эффекта, чтобы показать работу похоронных команд блокадного Ленинграда в невыгодном свете?

К счастью, сцены общения дочери с отцом испоганить режиссеру не удалось, как ни старался. Невозможно испачкать добродетель. Невозможно полностью переформатировать "Дневные звезды" Берггольц, написанные не руками, а сердцем.

И я не могу сказать, что фильм надо запретить. История должна знать как своих героев, так и антигероев. В моих глазах блокадники и Ольга Берггольц так и остались героями, несмотря на то, что их обрядили в костюм зомби. А вот Зайцев - номинант на премию мерзости.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (25):
aia0 28-01-2023-16:28 удалить
Теперь все так снимают, смещая акценты. Поэтому ничего нового не смотрю и не читаю.
Уже много наслышан. И ни одного положительного отзыва. Было бы понятно, если этот фильм появился в девяностые. Но когда подобным пачкунам позволяют выпускать фильмы сегодня, это вызывает некоторые вопросы к минкульту.
Вообще считаю, право снимать фильмы на подобную тематику надо заслужить. А что ранее снял режиссер данной ленты? Чем он заслужил такое право?
Запретить однозначно. Именно не только потому, что испачкал священную память о жителях блокадного Ленинграда, но и потому, что теперь и к исходному произведению отношение будет через призму этого киноиспражнения.
aia0 28-01-2023-17:30 удалить
Ответ на комментарий Сим_Никин # У меня уже к минкульту вопросы иссякли - там явные враги верховодят. Посмотрите ролик Пучкова "Кракен Михалкова..." его с ютуба убрали и это только у него на опер ру можно посмотреть.
Ответ на комментарий aia0 # Да я Пучкова только на его сайте и смотрю. А чаще не смотрю, а скачиваю аудиофайл на телефон и слушаю в удобное для меня время)
aia0 28-01-2023-17:59 удалить
Ответ на комментарий Сим_Никин # Обязательно этот посмотрите, он еще летом вышел и тогда Д.Ю. с ютуба выгнали. Именно после этого, а не за политику. Мне бы очень хотелось с вами о нем поговорить. Там с четвертой минуты можно слушать про все наше кино.
aia0 28-01-2023-18:00 удалить
Ответ на комментарий Сим_Никин # https://oper.ru/video/view.php?t=5677
Ответ на комментарий aia0 # aia0, спасибо, посмотрю) Наверняка уже смотрел, но освежу)
aia0 28-01-2023-18:04 удалить
Ответ на комментарий Сим_Никин # Я уже несколько раз смотрела, все надеюсь таким образом на Вселенную повлиять, чтоб она на наш минкульт повлияла). И сейчас пересмотрела.
aia0 28-01-2023-18:07 удалить
Ответ на комментарий Сим_Никин # Он там по "Воланду" здорово вдарил, а там как бы дочка Михалкова снималась. В общем после Гоблину за Михалкова пришлось заступаться в их дрязгах с Минским. Интересный детектив закрутился, не то что в верхних СМИ. А на доснятие Волонда денег таки не дали, что обнадеживает)))
Ответ на комментарий aia0 # aia0, форматом Пушистого Критика предусмотрены и рецензии на ролики известных блогеров https://www.liveinternet.ru/community/7368225/post493703299/
Так что если есть желание разобрать и обсудить, то можете создать для этого специальную тему :)
aia0 28-01-2023-18:25 удалить
Ответ на комментарий Сим_Никин # Отлично!)
Ответ на комментарий aia0 # Тоже пересмотрел. У него все выпуски "Синего Фила" достаточно остры и актуальны. Пучков и по поводу шедевра данной темы на днях высказывался в какой-то передаче.
aia0 28-01-2023-18:55 удалить
Ответ на комментарий Сим_Никин # Давайте все в одну тему складывать. Найдите и ту ссылку, если сможете. Я знаю в каких видео он продолжался, детектив тот. Можно и в этой теме, оно все про наше кино. Как его из вражеских рук вырвать?
Ответ на комментарий aia0 # aia0, эта тема про конкретный фильм. А Пучков говорит о проблеме в целом. Не будете же вы в рецензиях на определенную книгу сваливать все литературные претензии?) Так что лучше сделать отдельную тему, в которой ролик Гоблина задаст вектор обсуждения)
aia0 29-01-2023-17:51 удалить
Ответ на комментарий Сим_Никин # Да, вы правы. Может завтра сделаю тему.
Из-за проблем с мобильной версией Лиру Tatl не смогла оставить здесь свое мнение на близкую ей тему и попросила разместить ее комментарий:
"Моё же мнение двойственное.
С одной стороны, создателям в целом удалось передать тяжёлую атмосферу голода, холода, безнадёжности первой блокадной зимы.
С другой стороны - это хоть и верно, но однобоко. Жители , вроде бы, в массе своей превращены в обмороженных зомби. Но Ленинград же выжил, не сдался, выстоял и победил!!!
И об этом народном феномене почти ничего, никакого объяснения!!! Как, почему, благодаря чему?
На этом либеральный интерес к истории заканчивается. В кадр не поместился, плёнки не хватило?
Конечно, рассказывать о Блокаде нужно особенно молодёжи.
Но как по мне, гораздо больше пользы от просмотра кадров военной хроники тех лет, в том числе и из Блокадного Ленинграда. Там во всяком случае более документально и исторически верно, точно.
И уж точно нет пошлости слюнявых кадров с немецким офицером и его женушкой перед обстрелом Ленинграда под музыку Моцарта. Это что такой художественный приём? Я такое не понимаю.
"
aia0 30-01-2023-07:59 удалить
Ответ на комментарий Сим_Никин # Мне полностью перекрыли доступ к этому видео. Везде. Нужно было пересмртреть, чтобы написать пост. Так что извините.
Ula_El_So 31-01-2023-16:35 удалить
даже не знаю, что и сказать. Прочитала два блокадных дневника. Девочек, которые жили в городе во время блокады. Не сказала бы, что они были зомби. Да, люди были заторможены.От холода, от голода. Но не зомби точно. У Лены Мухиной написано, что по их домам ходил даже патруль и проверял чистоту и порядок в доме. Она же подробно описала, как они обессилевшие убирали город перед наступлением весны. В общем, да, город все равно жил и люди старались сделать хоть что-то, чтобы город продолжал жить.
Кстати, не удивлюсь, если в скором времени выйдет еще один фильм на заданную тему. У нашего дома опять стояла киносъемочная. А у нас снимают либо про войну, либо про бандитов.
aia0 31-01-2023-17:08 удалить
Ответ на комментарий Ula_El_So # Я бы за это пост автору сто плюсов поставила!) Значит там у вас снова собрались "смещать акценты"?
Ula_El_So 31-01-2023-17:13 удалить
Ответ на комментарий aia0 # у нас - это я имела в виду не весь город, а конкретно наш дом и нашу улицу)
У нас тут виды такие - как раз про войну и снимать. Собственно, оно так и происходит. Если рядом киношники, значит, будет новый шедевр про войну или бандюков.
Кстати, у нас тут и много музыкальных клипов снимается) И у Пучкова тут офис))
aia0 31-01-2023-17:33 удалить
Ответ на комментарий Ula_El_So # Не на Олимпе проживаете?))
Ula_El_So 01-02-2023-10:12 удалить
Ответ на комментарий aia0 # Не знала, что Пучков есть один из верховных греческих богов)))
Но нет, не на Олимпе. Просто в старой части города) Да и не уверена, что Пучков до сих пор тут обитает. Но он точно тут имел офис, где записывал свои разборы разных тем)
aia0 01-02-2023-11:23 удалить
Ответ на комментарий Ula_El_So # Шутка). Вы с ним не знакомы?
Ula_El_So 01-02-2023-11:40 удалить
Ответ на комментарий aia0 # нет, к сожалению.
Даже случайно не встречалась нигде.


Комментарии (25): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О блокадном дневнике | Пушистый_Критик - Дневник Пушистый_Критик | Лента друзей Пушистый_Критик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»