Вчера посмотрела "Чебурашку". Совсем рядом со стоматологией, где я успешно, быстро и бесплатно вылечила зуб, находится хороший многозальный кинотеатр "Слава". Боялась, что билетов не куплю так уж сразу, но решила прогуляться. Оказалось, что фильм идет в несколькох залах практически без перерыва и едва успела на очередной сеанс, ждать не пришлось совсем. Народ закомплектовался на две трети зала, но после начала рекламы подходили еще, так что можно сказать наполнился целиком. Потому как рабочий день и третья неделя проката, а народ валит, приготовилась наслаждаться. Однако, пришлось изрядно потрудиться досматривая до конца фильм лишенный сюжетной единосвязанности типа "сейчас мне это в голову пришло, а продолжение мысли через несколько эпизодов совсем про другое. Одно из достоинств фильма - в нем нет русофобии, потому как нет совсем ничего русского, в том числе духа. Герои несколько раз упоминают о России, но как то вскользь и поэтому впечатление создается, что фильм сделан не о нас, не у нас, но все же для нас. Это успокоило. Картинка в целом уютная, напоминающая Грина с его внегеографическим Лиссом. Интерьеры понравились, в отличии от жутко страшных героев. Ну Гена, он крокодил, чего с него взять, а вот почему его вполне положительный зять похож на трактор, так и не поняла. Я вообще ничего не поняла, выходя из зала. Всю ночь думала кто, как и зачем сделал этот фильм...Потребовалось включить на полную мощность свой интеллект и духовный опыт.
Чебурашка заявляется к людям как опасный сельскохозяйственный вредитель, пожирая апельсины со скоростью корзины за секунду. Естественно, что страшные садоводы его ловят в капкан, но тут начинается смерч и уносит его в Генен дендрарий вместе с апельсиновым дождем. "Пожалели мол апельсинов, вот вам!". В саду этом растут пальмы - людоеды, (чисто мясоедящее дерево из "Дядюшки Ау"), они наказывают мальчишек за плохое отношение к животному и растительному миру. Ну не съели никого, просто пугают и так воспитывают. Блестящая каббалистическая вставка для детского фильма о том, что обидев малое, получишь от большого. Я не шучу, дальше на весь фильм смотрела через каббалу и все уложилось.
И так, Чебурашка, это безусловная душа, заброшенная в мир людей на запах апельсинов. Он ничего не знает о себе и по началу хочет только апельсинов. Люди встречают его лопатами, хотя садизма от Вани Диденко там нет, они просто хотят избавиться от того, что пожирает их урожай. Приходит в мир он со смерчем и хаосом, о чем и бардак в комнате Гены. Естественно, что Гене это не понравилось, но тут к нему приходят обвинители по поводу его мизантропских выходок, он ласково берет Чебурашку на руки, гладит и заявляет, что взял на воспитание щенка белорусской овчарки как раз для того, чтобы исправиться. Почему белорусской, а не к примеру немецкой, не поняла, видимо создатели решили блеснуть широтой политического кругозова, на русофобию это все равно не тянет. В общем Чебурашка воспринял это как обещание любви, а Гена выпер его сразу после визитеров. Главная мысль и цель фильма стала понятна - люди дерьмо, которое судят Чебурашки, безусловные души, мечтающие о безусловной же любви. То есть фильм все про тоже - про плохих взрослых, не умеющих прощать. А вот кому прощать и что, мы должны определить сами, потому как детьми тоже были когда то. Взрослые детей понять могут, а вот дети родителей вряд ли. Фильм такой дерганый наверное еще и потому, что его делали дети со своей непосредственностью и дробной картиной мира.
Если кто то ждет ответа на вопрос идти ли смотреть, то честно скажу, не знаю. Это трудно воспринять, как трудно воспринять такое же наше теперешнее бытие. Поэтому люди идут...а вовсе не потому, что быдло, как определил процесс В.Диденко. Возвратом гуманизма там и не пахнет, Чебурашка вернулся, чтобы судить...
Вот это чебурахнуло! Не могу успокоиться, забыть, как большинство зрителей, зачем и о чем этот фильм. Раздулась, разрослась проблема смысла и сути творчества как сам тот Чебурашка в одном из эпизодов фильма. Наверное и это было заложено в Замысел, о котором сами ребята- типа создатели не подозревали. Безлюбость всего современного общества ощутима во всем, но особенно в творческих продуктах, важнейшие из которых кино. Не хочу критиковать, не хочу чтобы у киношников руки опускались, поэтому буду писать про общие тенденции. Чебурашка хоть как сделал первый шаг к решению и спасибо ему за это. Попробую сделать анализ процесса кинодеградации по тем фильмам, которые смотрела или пересматривала за последнее время.
Главная причина по моему, это перепресыщенность злом, ужасами, безобразностью, которые принесло к нам западноевропейской мифологией с жанром фэнтэзи. Все это большоеиужасное вытеснило из зоны общественных интересов нормального человека с его эмоциями, проблемами, а значит выбросило из процесса. Даже церковь сейчас упирает на "страх Божий", как бы забыв, что Христианство, это про Любовь. Причастие, это сопричастность к творению, интерес к миру и любовь к Творцу. "Сою́зом любве́ апо́столы Твоя́ связа́вый, Христе́, и нас Твои́х ве́рных рабо́в к Себе́ тем кре́пко связа́в, твори́ти за́поведи Твоя́ и друг дру́га люби́ти нелицеме́рно сотвори́, моли́твами Богоро́дицы, Еди́не Человеколю́бче."...
В современном кино авторы не удосуживаются раскрыть образ героев, типа за что мне любить или ненавидеть их, поэтому они и не вызывают никаких эмоций. Сделать кого то внешнестрашным не значит впустить зрителя в образ. Примером может служить фильм "Кин-Дза-Дза", в котором не только дядю Вову с Гедеваном любят создатели но и бедолаг артистов (Яковлев и Леонов), потому как в них выражена идея преображения. И так авторы должны любить своих героев или хотя бы интересоваться их миром, уважать своего зрителя и конечно же любить свое дело. Без этой любви получается туфта на продажу. Произведение искусства отличается от ремесленной поделки именно духовной составляющей, а она определяется эмоциональным откликом зрителя...он должен становиться лучше от соприкосновения с творением, а не забывать о нем, выйдя из зала. Отсутствие зла не есть добро, это пустота.
Знаковым фильмом о границе ужасного, за которой полное безумие был для меня "Антихрист" фон Триера. Посмотрела сразу как вышел, сейчас я на такое уже не способна. Фильм про уход любви из человеческой сферы, это конечно же "Небеса обетованные" - авторы так любили своих героев, что люди плачут до сих пор, о чем читаю в комментариях к фильму и плачу сама. Из военных, вернее антивоенных "Альпийская баллада". В советских мультфильмах вообще ничего кроме любви к людям и особенно детям не было, но полезно таки авторам посмотреть мультфильм "9", он как раз о возвращении и надежде...