Музыкальный проект Enigma (что в переводе с латыни означает «тайна») появился на свет в 1990 году. Именно феноменальный успех первых альбомов Enigma заложил основы дальнейшей популярности гибридов электронной и эзотерической музыки, а также хоралов грегорианских монахов, записи которых были использованы столь успешно на первой пластинке Enigma.
Главным идеологом Enigma с момента зарождения проекта и вплоть до сегодняшнего дня был музыкант и продюсер Михаэль Крету. Свои первые музыкальные шаги Крету совершил еще в середине 70-х, выпустив под своим именем несколько сольных альбомов. Ни один из них не принес автору особого коммерческого успеха, и Крету в конце концов решил заняться продюсированием. [показать]
Он сотрудничал с такими успешными европейскими диско-коллективами, как Boney M и Arabesque. Сотрудничество с последними оказалось особенно полезным для Крету, потому что именно там он познакомился со своей будущей женой, певицей Сандрой, чья сольная карьера после распада Arabesque вполне успешно развивалась при непосредственном участии Крету-продюсера. [показать] Идея создать «танцевальный-нью-эйдж» проект пришла Крету в голову еще в конце 80-х. При участии Фрэнка Питерсона, Дэвида Фэйрстайна и собственной жены Сандры, он записал первый сингл “Sadeness (Pt. 1)”, довольно необычную для того времени композицию, в которой сочетались хоралы монахов-грегорианцев, весьма откровенный сексуальный речитатив и довольно продвинутый электронный бит. По той же схеме был построен и дебютный альбом Enigma “MCMXC a.D.” (1990-й год, написанный римскими цифрами). При работе над альбомом Крету, волновавшийся о том, как подобный неожиданный проект может сказаться на репутации его супруги, тогда еще довольно популярной певицы, и его самого как поп-продюсера, решил указать в буклете минимальную информацию об участниках проекта, а сам укрылся за псевдонимом Curly MC (Эм-си Кудрявый). [показать] Дебютный альбом Enigma меж тем оказался сногсшибательно популярным, став настоящим культурным феноменом 1990 года. Из-за таинственности указанных в буклете имен вокруг Enigma пошло много разговоров и домыслов – являются ли они полноценной группой, или проектом одного-единственного участника. Смешение в композициях Enigma религиозной и сексуальной тематик также вызвало немало пересудов – в нескольких странах альбом был сочтен «богохульным» и был запрещен, а клип на композицию “Principles of Lust” был запрещен к показу на MTV и многих других телеканалах. Тем не менее, дебютный альбом Enigma возглавил хит-парады около сорока стран, уже к 1994 году разошелся тиражом более 14 миллионов экземпляров и по-прежнему считается самой влиятельной пластинкой в жанре нью-эйдж. Он не только повлиял на множество исполнителей, начавших активно смешивать танцевальную и поп-музыку с различными этническими и эзотерическими элементами, но и практически выдал путевку в жизнь таким коллективам, как Era и Gregorian, эксплуатирующим тот же прием скрещивания современной обработки с грегорианскими хоралами, от которого Крету решил отойти в своих более поздних работах в Enigma. [показать] Занятно, но основателем тех же Gregorian был Фрэнк Питерсон, один из соавторов Крету при работе над первым альбомом. Популярность “MCMXC a.D.” превратила Крету в довольно востребованную фигуру поп-музыки начала 90-х. В 93-м году им даже заинтересовался Голливуд, предложив написать музыку к фильму «Щепка», эротическому триллеру с участием Шерон Стоун. Крету не смог озвучить весь фильм целиком, но, тем не менее, написал по просьбе киношников две эксклюзивные композиции, вошедшие в саундтрек фильма. Параллельно он продолжал работать над вторым альбомом Enigma, на который, благодаря популярности первой их пластинки, поступило около полутора миллионов предварительных заказов еще до объявления даты выпуска. [показать] “The Cross of Changes” вышел в свет в 1994 году, и сразу же попал во все хит-парады, отчасти благодаря запоминающемуся синглу ”The Return to Innocence”, на который был снят очень эффектный видеоклип. На новом альбоме Крету попробовал немного разнообразить свой «фирменный» подход – в этот раз вместо грегорианских напевов он использовал различные этнические мотивы, например, народные песни жителей Тайваня. [показать] Он также сэмплировал творчество легендарной рок-группы Led Zeppelin – голос вокалиста Роберта Планат фигурировал в песне “I Love You, I’ll Kill You”, а в сингле “Return to Innocence” звучали ударные Джона Бонэма из композиции “When the Levee Breaks”. Эти сэмплы стали поводом для нескольких судебных разбирательств, но Крету предпочел урегулировать их полюбовно. Несмотря на очень хорошие продажи (за один только год было продано более 6 миллиона копий альбома), вторая пластинка так и не сумела повторить головокружительный успех первой. В 2001 году Крету решил, что настала пора подвести некоторые итоги существования Enigma, и выпустил подборку лучших вещей под названием “Love Sensuality Devotion”.
В нее вошел и новый сингл “Turn Around”, а также дополнительный диск ремиксов на избранные вещи Enigma. Сам Крету, к тому времени уже обосновавшийся на Ибице вместе с супругой в доме с собственной студией, где и производились все последующие записи Enigma, объявил “Love Sensuality Devotion” концом «первой главы истории под названием Enigma».
Первой страницей второй главы стал альбом “Voyager”, выпущенный два года спустя – на нем не было практически ни единого признака фирменного звучания Enigma. Вместо этого Крету записал пластинку «взрослой электронной поп-музыки». В двух композициях звучал вокал Сандры, еще в двух вернулась Рут-Энн Бойл. Поклонники аплодировали творческой смелости Крету, но покупать неожиданную пластинку не торопились – в результате “Voyager” продолжил общую тенденцию, по которой каждый следующий альбом Enigma расходится тиражами примерно в половину меньше предыдущего.
В 2006 году Enigma вернулась с новой пластинкой “A Posteriori” – и поклонники группы могли счесть этот альбом действительным возвращением, поскольку на нем Крету решил отказаться от поп-экспериментов “Voyager” в пользу более узнаваемого звучания. Ближе к концу года подобный подход наглядно продемонстрировал свою оправданность – “A Posteriori” был номинирован на премию «Грэмми» в номинации «Лучший альбом в стиле нью-эйдж».
Интервью с руководителем группы Enigma Михаэлем Крету (Michael Cretu), любезно предоставленное для публикации на сайте MusicFan.ru журналом PLAY, взял Александр Беляев.
Neonamek, я бы не сказал, что увлекаюсь, но слушаю почти каждый день и с удовольствием. Просто сильно нравится. А "увлекаюсь" - это гораздо серьезнее, наверное.
Спасибо, так порадовал! Впервые вижу клип, и очень удивилась: айвовые деревья, гроздья винограда, овечья шерсть, ломоть хлеба на столе, стадо овец. Всё так знакомо. Так жили родители моего мужа, и так хочу жить я. Ну, когда-нибудь.
Давно слушаю Энигму, и очень люблю.
sir_michael, конечно! Сэр! я очень внимательно смотрю все клипы, у меня инет быстрый. никто вокруг не мешает, сижу в кресле и наслаждаюсь. Этот эффект "задом наперёд", особенно, если смотришь на людей пожилых, навевает грустные мысли. Когда я ухаживала за виноградником, заливала вино, срывала айву с деревьев, растущих много лет рядом с домом, и варила повидло, сидела и долго смотрела на наших пасущихся овечек, возникают ощущения вечности жизни, эти ощущения повторяются, когда я слушаю Энигму. Эх, пока писала, опять захотелось туда, в ту жизнь... Одно НО: наш дом на Украине. Тот регион достался Украине в 1940 году, т.е. тоже даром. Тяжело там сейчас.