• Авторизация


День святого Валентина 14-02-2006 02:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В этом году мне окончательно надоела неразбериха в моей голове, относительно дня святого Валентина. Я совершенно не знал как относиться к этому празднику. Поиски мои оказались весьма и весьма неожиданными.

Кем же был святой Валентин? Прежде всего я начал рыскать по интернету. На поисковом сайте вылезло множество различных легенд о его жизни, т.к. очень многие сайты посчитали необходимым написать хоть пару строк о столь нашумевшем празднике. Какое же представление я получил о святом из этих статей?

Никакого. Но удивился я от души. При жизни он был не то пресвитером, не то епископом*. Мнения на сайтах разнятся. Особо упоминаются несколько эпизодов. Он был славен тем, что знакомил молодые пары, помогал людям признаваться друг другу в любви и т.д. Иными словами, он был сводником – что уже в те времена было запрещено Церковью. Во многих местах говорилось о том, что он знакомил и венчал легионеров, хотя жениться им было запрещено законом из-за предвоенного времени. Далее дословно: «Не страшась императорского гнева, молодой христианский священник Валентин продолжал тайно венчать влюбленных легионеров». – (умолчим о том, что чинопоследования Таинства венчания тогда не было), - «Согласно некоторым данным, его покровительство влюбленным простиралось еще дальше - он мирил поссорившихся, писал любовные письма за косноязычных и туповатых вояк, дарил брачующимся парам цветы». Ладно. Грустно поулыбались и поехали дальше. За это, по легенде, святой и был посажен в тюрьму. Там он, уже будучи в сане, полюбил слепую дочь тюремщика, как и она его. «Силой любви» он исцелил девушку от слепоты, а за день до казни написал ей трогательное любовное послание, подписавшись «Твой Валентин». Отсюда и пошли валентинки. История трогает до слёз, однако за что человека, занимающегося сводничеством и пишущего любовные записки девушкам, будучи уже в сане, нарекать святым?.. И это при строжайше соблюдавшихся в 3м веке канонах! Но это всё мелочи. Толпа прожуёт.

Глубоко разочаровавшись в сайтах романтической направленности, я решил посмотреть его житие в книге, которой можно доверять больше, нежели им. Логично, что если этот святой жил в 3ем веке, то есть до разделении Церкви на Восточную и Западную, то должен быть этот святой и в наших святцах. И правда. Священномученик Валентин Римлянин, день памяти – 6 июля (!). Открываю на этот день репринтное переиздание книги 1910 года «Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Дмитрия Ростовскаго». В это время был третий период гонений на христианство. Император Клавдий II (268-284) «повелел без суда предавать смерти всех тех, кто окажется принадлежащим к христианской вере». За исповедание Христа попал в оковы и святой Валентин. Он был приведен на допрос к императору. Подробно передан их диалог. В какой-то момент император даже склонялся к христианству сам, но один из епархов заметил, что справедливее придерживаться веры в тех богов, которым покланялись с детства. Тогда Валентин был передан одному из сановников епарха – Астерию, известному своим умом, чтобы тот склонил Валентина к единомыслию. Но произошло наоборот. Астерий услышал, как Валентин молится Богу-Свету и спросил его почему. Тот ответил, что Христос – Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. Тогда Астерий попросил его вернуть зрение его ослепшей дочери, названной в житиях отроковицей (значит ей было меньше 14 лет). По молитве Валентина зрение ей вернулось, а Астерий со всем домом своим (46 человек) крестились. Император же велел схватить их и заточил в темницу на 20 дней. После чего решил предать мучениям. Но львы в яме и огромный костер не причинили им вреда. Тогда одних обезглавили, а других побили камнями.

Разумеется, я не остановился и на этом. Логично предположить, что раз этот обычай пришел к нам с запада и день памяти святителя Валентина нам предлагают отмечать 14 февраля, значит, быть может, у католиков, которые установили именно эту дату, были другие сведения о его житии. Я обратился к книге Golden Legend, написанной в 1206 году католическим историком по имени Jacobus de Voragine. По сути это сборник житий святых католической Церкви. Там было приведено очень краткое житие этого святого, совпадающее по фактам с тем, что было у Дмитрия Ростовского. Затем, на страницах Catholic Encyclopedia, которая составлялась с 1905 года, я прочитал в чем была еще одна ценность для католиков творения Golden Legend. Автор этого творения использует новый метод: Jacobus обыгрывает этимологию имени каждого святого, награждая святых некими прозвищами, сопоставляя их с некоторыми моментами из житий, которые можно аллегорически связать с этим прозвищем. Имя святого Валентина было истолковано, как «содержащий доблесть», с чем действительно сложно спорить. Далее в энциклопедии, как бы ответом на мой вопрос стоит пометка, говорящая о том, что никаких «сердец» и слов «Твой Валентин» в житиях нет и в помине, и что это либеральная выдумка людей, несколько далёких от Церкви. На этом официальная позиция Католической Церкви заканчивается.

Нигде нет никаких сводничеств, легионеров и любовных историй.

Подведя итог, хотелось бы обратиться ко всем, кто так или иначе собирается отмечать этот праздник. Если вам нужен повод для того, чтобы хорошо провести время друг с другом, лишний раз поцеловаться, обняться и заняться любовью – не приплетайте, пожалуйста, к этим грехам нашего священномученика, лишний раз попирая его память. Да и вообще, не ждите конкретного дня, который укажут вам бизнесмены и маркетологи, чтобы выразить любимым свои чувства.
___________
*Как у католиков, так и в Православной Церкви есть несколько святых Валентинов. Два из них жили в Риме, один был епископом, другой – пресвитером. Очевидно тот, кто пытался составить историю этого святого, сколько-нибудь связанную с праздником, был настолько некомпетентен, что не смог различить двух разных святых. То, что святой Валентин Римлянин был пресвитером – достоверный факт, отраженный в житиях этого человека у нескольких Церквей.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (67): вперёд» последняя»
MorgenBrise 14-02-2006-02:20 удалить
Да уж.. Это как восьмое марта...
Но с другой стороны, лучше уж так - с подачки "праздника", - чем совсем никак
Всполох 14-02-2006-02:25 удалить
Crazy_Mary, мне кажется, что и до укоренения этого праздника наши влюблённые вполне умели оказывать друг другу знаки внимания :)
MorgenBrise 14-02-2006-02:29 удалить
Всполох, влюблённые - да, а давно-встречающиеся - ... :/
Всполох 14-02-2006-02:33 удалить
Crazy_Mary, да праздником ситуацию не изменить :) Те, кто не уделяют внимания так - будут считать это обременяющей обязанностью и на праздник.
MorgenBrise 14-02-2006-02:41 удалить
Всполох, тоже правда, но всё-таки так оно лучше... Романтичнее
siverka 14-02-2006-02:53 удалить
Маленькое исследование :)
...чтобы хорошо провести время друг с другом, лишний раз поцеловаться, обняться и заняться любовью – не приплетайте, пожалуйста, к этим грехам нашего священномученика, лишний раз попирая его память. Да и вообще, не ждите конкретного дня, который укажут вам бизнесмены и маркетологи, чтобы выразить любимым свои чувства.
Что-то мне подсказывает, что те, кому действительно надо бы это увидеть, - не увидят.
Всполох 14-02-2006-03:04 удалить
siverka, кому НАДО - те увидят :) А вообще я больше для себя разобраться хотел. А потом и опубликовал :)
Windwalker 14-02-2006-10:53 удалить
Всполох, полностью согласен с крайним абзацем. Хоть ты и опять ворчишь про грехи :)

Если любовь вспыхивает только по праздникам - это не любовь, а фигня какая-то.
Рижанин 14-02-2006-10:57 удалить
Спасибо, прочитал с большим интересом
Спасибо!
мне уже так давно хочется сделать дидактический материал по этому поводу, чтобы раздавать всем терзающим меня вопросами: "а что тебе муж подарил? как ничего?! праздник же!!!" :)
Исходное сообщение Рижанин
Спасибо, прочитал с большим интересом

И я тоже.
Циана 14-02-2006-13:38 удалить
Я спрашивала у многих батюшек - можно ли отмечать день св. Валентина? Многие говорили, что можно, но вот - нужно ли?
Андрей Кураев утверждает, что ничего сверхужасного в этом празднике нет, что православию нужно либо принять его, и установить свои правила по празднованию, либо так же "разрекламировать" Петра и Февронью.
Лично я этот праздник не отмечаю совсем. Не потому, что св. Валентин в том смысле, какой ему предают по празднованию 14 февраля - неизвестно кто - а потому, что праздник американизированный, католический, и пропиаринный.
Да и мое отношение к нему почему-то негативное. Ну, не чистой любовью от него несет - не спокойной, не крепкой, не православной, не смиренной - а какой-то бесшабашной страстью, какой-то... не знаю, с чем связана ассоциация, но - грязной, что ли...

Может быть, не совсем ясно изъяснилась, но - вот так вот оно.. )
Aiwar 14-02-2006-13:55 удалить
с одной стороны полностью согласен с идеалистическим выводом автора, с другой стороны.... праздник, который никому не приносит вреда, пусть даже он и неправильный, на мой взгляд имеет право быть. в жизни большинства наших людей уже так мало осталось радости - так почему же их нужно лишать еще одной возможности?

а насчет того, что праздник указали бизнесмены и маркетологи.... давно известно, что в рождество те самые бизнесмены получают основную часть прибыли. ну так ведь не отменять же теперь рождество только по той причине, что кто-то на этом зарабатывает.
Aiwar, на мой взгляд, Вы несколько путаете католическое Рождество, которое у них связано с началом распродаж и скидок, на чем собственно и зарабатывают бизнесмены и нашим ПРАВОСЛАВНЫМ РОЖДЕСТВОМ, когда важно совсем другое. Исправлять ошибки никогда непоздно. А про лишение бедных людей праздников...Мне вот, например, всегда было приятно получать подарки на 8-е марта. Как хорошо женский день каледаря, тюльпаны, мимозы и все такое, но теперь, когда я знаю, что именно произошло этого 8-го марта...даже мысли в голову такой не приходит!!! Так что с этим я тоже не согласна :)))))
Всполох 14-02-2006-16:09 удалить
Stormentrooper, Aiwar, я ворчу о грехах и делаю идеалистический вывод лишь по одной причине. Поясню :) Грубо говоря, есть Церковь со своими порядками, традициями и установками. В Церкви есть понятие греха - того, что вредит душе человека и неприемлемо для христианина. В Церкви есть святые люди - те, кто всю волю направили на отказ от греха и стали примером для других христиан.

Праздник дня святого Валентина отмечается в Европе с 13го века. Тогда он носил совершенно иной характер, по крайней мере вписывающийся в концепции Церкви. Грех оставался грехом, а любовь - любовью. Затем общечеловеческие ценности претерпели большие изменения, особенно в эпоху гуманизма. Любовь стала пониматься совершенно по-другому. Но праздник-то хотели оставить (причем люди, мало относящиеся к Церкви). И начался привычный нам процесс. Люди не хотели стремиться к святому, а напротив изменяли святое под то, что им нравилось. Итог - праздник, носящий имя ХРИСТИАНСКОГО святого, отмечают который АНТИХРИСТИАНСКИМИ методами. Не больше, и не меньше.

Разумеется я никому не указываю как себя вести, с кем спать и прочее. Просто хочу сказать о том, что в Церкви любовь понимается совершенно не так, как в современном обществе, а намного более возвышенно.
Всполох 14-02-2006-16:16 удалить
Aiwar, насчет бизнесменов добавочка к словам МЫШУ_МЫШЬ. Даже если взять католический праздник Рождества, то он всё же остаётся католическим, и ничего плохого в том, чтобы дарить подарки, не забывая о традициях Церкви, нет (хотя, надо сказать, что Церковь в Америке уже хотят отстранить от Рождества - это я про скандал с открытками от Белого дома). День же святого Валентина и манера его праздновать установлена далеко не Церковью, более того, в том виде, в котором это есть - это противоречит церковным установкам. Просто люди попытались оправдать именем святого то, что в общем-то не слишком высоконравственно.
Всполох 14-02-2006-16:29 удалить
Циана, Вообще есть хорошие слова в Новом Завете. "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною".
(1Кор.6:12) Всё, кроме греха. Как и сказал Кураев, этот праздник можно отметить, установив свои правила для него. Мне кажется здорово подарить девушке цветы и сводить в кино, или на каток (по поводу праздника, или без). Но не стоит переступать некоторых граней. А второй вариант - отметить праздник Петра и Февроньи. Пойти в этот день в храм, поставить им свечку и помолиться о крепком браке. Что ж еще нужно? :)
Aiwar 14-02-2006-16:37 удалить
МЫШУ_МЫШЬ, ну так как это праздник не православный, то и рождество я привел в пример не православное, а католическое. в нашей же стране празднуется даже китайский новый год, поэтому бизнесменам для заработка большое раздолье.
Всполох 14-02-2006-16:42 удалить
Исходное сообщение Aiwar
МЫШУ_МЫШЬ, ну так как это праздник не православный, то и рождество я привел в пример не православное, а католическое. в нашей же стране празднуется даже китайский новый год, поэтому бизнесменам для заработка большое раздолье.
Стоп :) День святого Валентина в отличии от Рождества тоже не католический праздник :)
Aiwar 14-02-2006-16:43 удалить
Всполох, в общем-то я согласен с твоей позицией. собственно и написал, только потому, что не разделяю всеобщего фанатизма по поводу этого праздника. но вот расценивать этот ь день как пропоганду греха все-таки наверное не совсем правильно. ведь основная традиция этого праздника - это валентинки. а остальное - это уж кто во что горазд.

что же на руси, так у нас для того было много языческих праздников, которые сохранялись не смотря ни на какие запреты церкви. видимо для сохранения равновесия это необходимо. ведь не бывает идеального общества.
Всполох 14-02-2006-16:46 удалить
Aiwar, ну, пропагандой греха я это не называл, но в общем-то по сути так и есть. Уже не редки статьи в гламурных журналах, типа "Как ублажить любимого на день святого Влентина". Праздник называют христианским, но уж кого хотят слушать в последнюю очередь, когда выясняют как его отмечать - так это Церковь :) Всё-таки с христианскими праздниками не поздравляют поцелуями взасос. Всё хорошо на своём месте. И поцелуи в том числе.
Aiwar 14-02-2006-16:46 удалить
МЫШУ_МЫШЬ, а что простите страшного произошло 8-го марта? я как-то совсем в неведении.... :)
Aiwar 14-02-2006-16:55 удалить
Всполох, насчет прессы... разговор отдельный. они в другие праздники не то еще советуют. некоторые журналы только и живут за счет таких статей.

насчет христианского праздника.... я призднаться не встричал именно такой трактовки названия этого праздника. во всяком случае, то что он не провославный - это известно кажется всем, а уж как расценивает католическая церковь празднование дня святого валентина - это их личное дело, раз уж праздник у них зародился.

а что касаемо того, какими поцелуями отмечать какой праздник. то думается люди верующие разберутся, а остальным никто и не сможет указывать... опять же если бы такой "разврат" у нас происходил один раз в году....

ведь речь не идет о том, что глубого верующие православные как один вдруг поверили в христианскую сущность этого праздника и давай друг дружку целовать в засос....
А откуда такая уверенность, что на западе этот день празднуется с 13 века?
Olya_olenenok 14-02-2006-21:48 удалить
Всполох, спасиБо за инфу... Интересно было почитать.
Всполох 14-02-2006-22:04 удалить
Aiwar, да дело в том, что и католики не признают этот праздник :) Насчет прессы - тут не совсем верно сравнивать с другими праздниками. Одно дело, когда пресса освещает какой-то праздник церковный. Другое - когда она сама на глазах "выдумывает" праздник. Причем с серьёзным видом несёт околесицу про христианского святого. По сути, кто придумывает и устанавливает обычаи этого праздника? Церковь отвечает за свои праздники. А кто ответит за этот? Его именно на глазах выдумывают. Что скажут - то и станет обычаем. Ну и еще два замечания. Первое - верующим тоже никто ничего не указывает, а второе - разумеется, что это не единственный день, когда люди, допустим, занимаются любовью. Но есть одно "но". Давай взглянем трезво и даже немного жестко на то, что сейчас происходит. Людям по сути наплевать на этого святого. Они лишь ищут повод для того, чтобы воплотить какие-то свои планы в жизнь. По сути это некое, может даже неосознанное, святотатство: люди совершают грех в честь дня памяти святого. Это скорее общая тенденция: не стремиться к высоким идеалам, а подстраивать идеалы под себя.

Это личное дело людей что и как делать, я им не указ. Я просто называю всё своими именами, и надеюсь, что может у кого-то проснётся совесть, чтобы не приурочивать свои поступки к реально существующему святому. Собственно, единственная мысль такова.
Всполох 14-02-2006-22:05 удалить
Е_катерина, та же католическая энциклопедия :)
Windwalker 14-02-2006-22:36 удалить
Подстраивать идеалы под себя - это очень свойственно и людям церковным.
"Каждый сам определяет для себя грань" - твои слова.

LI 5.09.15


Комментарии (67): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник День святого Валентина | Всполох - Мой лес | Лента друзей Всполох / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»