Много было всяческих восторженных и превозносящих отзывов на последней странице обложки фаулзовского "Коллекционера". И вроде возражать - нечем и незачем, но просто неприятно это... как если бы семнадцать лет назад, в 1986, когда Queen неофициально признали лучшей группой 80х, EMI стала бы рекламировать их A Kind Of Magic. Книга, о которой пишу, уже успела стать легендой - зачем лепить сверху чужие розовые слюни?..
Но не об этом.
Я сочувствовал Коллекционеру примерно до середины. Он не делал плохо - он делал неправильно; справедливости ради нужно отметить, что правильно было трудно. И всё же.
Действующее лицо: маниакально увлечённый накалыванием бабочек на булавки субъект. Ставит цель: удержать девушку рядом с собой. Строит клетку, строит хорошо, надёжно и безнадёжно - не понимая собственных рефлексов; ведь параллель идёт только с ловлей бабочек (прижатый к земле сачок или осторожно - не повредить крылья - сжатые ладони), которая мимолётна. Крайне неуклюжая попытка остановить мгновение, которое прекрасно. Он поливает бабочку нектаром и не понимает, почему она всё ещё хочет улететь.
Наблюдатель - коллекционер мгновений. Он знает, что жизнь - в действии, в движении, в свободе, а не в агонии, он должен быть послушной горой, идущей за Магометом, а не настырным homo vulgaris, разрушающим ландшафт в процессе созерцания...Нет, конечно, гора к слову пришлась, наблюдатель должен быть невидимым. Единственное - есть возможность повлиять на течение событий, в некотором роде эксперимент, чтобы разворошить осиное гнездо и посмотреть - что будет? Если же взять одну осу и сунуть под стекло...
LI 3.9.25