Ерусалим
17-12-2024 10:54
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Я участвую в проекте изучения истории семьи для детей и взрослых, там онлайн-лекции и два посещения музеев. Один из музеев - Яд Вашем, так что это стало отличным поводом ещё разок посмотреть Иерусалим. Начало экскурсии было в час дня, а я поехала пораньше, сразу после того, как отвела детей в школы-садики. Пешком до автобуса, потом поезд с пересадкой, а потом трамвай. То, что на трамвае можно доехать до Храма Гроба Господня, неизменно меня поражает. Наша соседка в Жаворонках Людмила Сергеевна неизменно просит меня привезти ей иерусалмские свечи. В прошлом году я их ей из Хайфы привезла, а в этом решила уж не лениться. Хотя вообще-то их можно и на озоне заказать. Ну ладно. Приехала на поезде, вскочила в трамвай и вышла возле старого города. Сам факт, что ко Гробу Господню можно приехать на трамвае, меня неизменно заставляет задуматься о том, кто я и как тут оказалась.
В Иерусалиме традиционная холодища, все утеплены и гуляют по солнышку. Женщина у ворот играет на виолончели. Но в самом старом городе практически никого нет, из-за войны нет ни туристов,ни паломников, ни торговцев. Практически все лавки закрыты - и это выглядит так странно. В редких открытых сидят продавцы и смотрят слишком пристально. Я дошла до храма при помощи гуглокарт, сворачивая в паре мест просто по наитию. А в одном переулке на стене висела икона Казанской - такая же, как у моей мамы на календаре дома, я прямо инстинктивно туда повернула. В самом храме не было практически никого, камень обильно полит миром и блестит в полумраке. Постояла я там и пошла обратно. Не буду, думаю, покупать у этих странных торговцев свечи, вот я на карте видела русское подворье, схожу-ка я туда, там и куплю свечи. Прихожу к русскому подворью, а там от "русского" только дореволюционные вывески на домах: "русская больница", "русская духовная миссия". В реальности в одном доме суд, в другом полицейский участок. Церковь есть, но стройкой окружена. Никаких свечей для бабушки-соседки. Ну, думаю, это не беда, навернка в самом городе есть сувенирные лавки, куплю уж эти свечи. А в сувенирных лавках-то ханукии, волчки и всё такое, а христианскими свечами и не пахнет. Где евреи и где свечки, как я могла быть такой деревещиной - я сама себе удивляюсь. Но я не сдалась и подумала, что уж в сувенирной лавке Яд-Вашем можно будет найти эти свечки. Конечно же, нет. Но зато я съела отличный сабих на площади у Ицхак Навон, сходила на лекцию и в 5 вечера совершенно освободилась от всех дел. Настало время вернуться к поиску свечей. Может, думаю, там теперь всё ожило, в старом городе? Нет, это вообще было ошибкой, там закрылись даже те редкие лавочки, которые работали днём, в паре оставшихся продавцы совершенно взбеленились и бесконечно орали мне на английском: стой, откуда ты, заходи ко мне, ответь на вопрос!!!! Я выбрала наиболее мирных мужичков и спросила у них на иврите, сколько стоят свечи. Мужичок немедленно ответил мне на английском и назвал абсолютно безумную цену - 50 шекелей (полторы тыщи рублей). Я бешено повращала глазами, сообщила, что это ненормально, и покинула его под его вопли: ладно, десять! С другой стороны, я понимаю, что это для скучающих продавцов развлечение и загадка: я выгляжу не как евреи (которые вооще туда не ходят), но спрашиваю на иврите христианские свечи. Свечи, кстати, все в Китае деляются, как и прочая сувенирка. В пустых закоулках, где не было уже вообще никого, кроме мальчика, который крикнул мне, что храм в другой стороне (и показал при этом в неправильную сторону), мне даже стало страшновато. Тут-то я и нашла-таки магазинчик со спокойным дедом, который сразу сообщил про 10 шекелей за пучок, так что я его чуть не расцеловала.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote