Овладев основами алгебры формальных аргументаций, архимандрит Евфимий использовал ее для описания философско-религиозного опыта. В его изографической подаче схематические ряды контрапозиций полюсов (или «фаз») понятий соотносятся с полифонической полнотой природного и духовного мира.
В Бургундии мы наблюдали удивительный закат. Это была спайка света, стиснутая с двух сторон: снизу -- линия горизонта, а сверху -- изменчивые тональности неба.
«Фазовые изменения, – пишет о. Евфимий, комментируя рисунок на стр. 248 своего трактата, – столько же теория, сколько и натура! А вслед за натурой логические законы мышления блюдут и Сам Религиозный Символ Натуры! “Се жених грядет в полунощи” с первой же секунды прибавления света. “Христос рождается, славите” с первой же секундой по самой длинной ночи в году. “Демон полуденный” приражается с первой же секундой уменьшения света. В этих Пунктах суточных и годовых действителен Закон Исключенного Второго!
Подобную партитуру смены дня и ночи «в интерпретации солнечным светом» мы и наблюдали в Бургундии.