Итак, мы во Флоренции (21-25 февраля).
Данилка записал в своем дневнике: «В гостинице номер большой, в три человеческих роста высоты». Действительно, первое, что удивляет в архитектуре центра города – высокие потолки, словно бы для великанов: на вырост.
Памятник Козьме Медичи, отцу-основателю города.
Кукла Пиноккио-девочка, выставленная в витрине галантерейной лавки.
Данилка записал: «22 февраля. Проснувшись, пошли в церковь Сан-Лоренцо (нам понравилась одна картина, где Христос – мальчик, стоит у верстака рядом с отцом плотником)».
«…Потом поели пиццу и пошли в собор Санта Мария Дефиора; там были на полу выложенные из мрамора лабиринты, которые сходились в одной точке, и часы, идущие наоборот».
Дарохранительница с частицами мощей св. апостола Петра
Деталь купольной росписи.
На площади перед Баптистерием собора Санта Мария Дефиора; мальчуган с «чупа-чупсом» (фото Д.)
Деталь купола Баптистерия.
Д. записал: «Потом пошли в Баптистерий. Там весь купол сделан из мозаики. Одна женщина вела экскурсию по-французски. Женщина восхваляла реализм живописи Возрождения, а мама этого не принимала. Мама рассказала мне все сюжеты Баптистерия».
И действительно, религиозная, храмовая живопись Возрождения производит скорее гнетущее, тягостное (и уж никак не молитвенное) впечатление. На первом плане непременно младенческие гузна, далее идут портреты знатных горожан, современников и друзей художника, задействованных в том или ином религиозном сюжете…
Кафедра Баптистерия. На первом плане – женщина-экскурсовод (фото Д.).
Данилка записал: «На рыночной площади мы нашли металлическую скульптуру – кабана и потерли ему пятачок».
«23 февраля. Церковь св. Марка (там играл орган), потом – Галерея Академии. Там был оригинал Давида».
В отделении музея музыкальных инструментов при Галерее Академии. Так называемый «чан ключевой воды» (water spring bowl), созданный в 2001г. германским артистом Кристофом Гроссом по мотивам ритуальных объектов династии Минг (1368-1644). При натирании медных ручек таза влажными руками, возникают вибрации и звук. Рисунок вибраций можно наблюдать в воде. Объект находится в свободном доступе, и попробовать, как он звучит, может каждый желающий.
Д. записал: «Вернулись в номер, поели бутербродов и пошли в православную церковь св. Николая, где поговорили с отцом Георгием Блатинским».
Данилка записал: «Вечером шли через весь город и увидели процессию братьев. Они нас поразили тем, что они были в масках, как палачи, с факелами, и несли гроб».
И действительно, мы случайно оказались участниками одного из ритуалов Братства Милосердия, основанного во Флоренции в 1244 г.: ритуал принятия в Братство нового члена.
Братья укладывют живую женщину на старинные погребальные носилки. Дело в том, что изначально в задачи Братства входило, помимо помощи обездоленным, еще и захоронение умерших от чумы. Нынче это только символ, атрибут.
Братья скрывают свои лица под капюшонами, потому что, согласно уставу их организации, милосердие должно быть анонимно.