Из воспоминаний диакона Георгия Максимова об отце Данииле Сысоеве
У нас, в московских храмах, вынося чашу, священники говорят: «к причастию могут подходить только те, кто исповедовался, постился, был накануне на вечернем богослужении» или нечто подобное. Недавно один семинарист рассказал мне о своём родственнике-кришнаите, который иногда ходит в храм и причащается – по их идеологии допускается участвовать в обрядах «низшей религии», с которой связан семейной традицией. И что бы могло ему помешать причаститься – ведь он соблюдает все перечисленные условия: постится, читает правило, посещает службу накануне и даже может исповедоваться.
Ведь из практики исповеди у нас, как замечал отец Даниил, совсем выпало рассмотрение грехов против веры и против Бога, осталось одно лишь рассмотрение «этического несовершенства», - хотя даже в Требнике указывается, что на исповеди священник «прежде всех вопрошает его о вере».
Отец Даниил, выходя с чашей, говорил: «ко причастию могут подходить только православные христиане, которые веруют в единосущную и нераздельную Троицу, веруют, что Христос есть истинный Бог и истинный человек, единственный наш Спаситель, которые неповреждённо хранят святую православную веру и не держат ни на кого обиды», а потом уже говорил и обычное про подготовку.
Думаю, это очень важно, и не только для того, чтобы отсеивать людей неверующих или неправославных, пытающихся принять причастие, но и для того, чтобы взрастить в прихожанах осознание важности веры как верности божественной истине. Также и в исповеди отец Даниил, если видел человека, пришедшего к нему в первый раз, спрашивал, как он верит, просил вкратце объяснить, как он понимает основные догматы христианства, исправлял, если видел заблуждения.
Распространению невежества среди прихожан способствует и то, что у нас не только при исповедях, но и на проповедях, как правило, учение Церкви не раскрывается и не затрагивается, и речь идёт по большей части о том, что не надо грешить, надо каяться, надо помогать ближним, надо ходить в Церковь… и всё. Догматы не раскрываются.
Может быть, это происходит из-за того, что священники думают, будто прихожане и так все догматы знают, или что им это будет неинтересно, однако опыт отца Даниила показал, что не верно ни первое, ни второе.
Отец Даниил не боялся в проповедях говорить о вере, о православном учении, и люди слушали, им нравилось – самым простым прихожанам. И в этом не было какого-то реформаторства, - просто отец Даниил выполнял то, что, как и всякий священник, обещался делать, когда давал Церкви ставленическую присягу.
http://yurij-maximov.livejournal.com/322279.html#cutid1