• Авторизация


Без заголовка 21-09-2005 10:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


6. Демонъ
Комментаторы искали прототипы "злобнаго генія" среди знакомцевъ Пушкина (кажется, больше всего голосовъ получила кандидатура А.Раевскаго). Между тѣмъ, самъ Пушкинъ возражалъ противъ такого пониманія, и стихотвореніе безспорно выигрываетъ, если понять Демона какъ внутренній голосъ, какъ бѣса-искусителя. Нѣтъ ничего страннаго въ томъ, что у восторженнаго юноши можетъ быть пріятель-циникъ, и антитеза первой половины (очарованность) второй (голосъ разувѣренія) при такомъ пониманіи рѣзко ослабѣваетъ. Напротивъ, если голосъ демона звучитъ внутри того же человѣка, которому возвышенныя чувства ... такъ сильно волновали кровь, - стройность антитезы возстанавливается, а стихотвореніе заостряется въ психологически очень точный эмоціональный парадоксъ.
Композиція выдержана очень четко: первыя двѣ строфы какъ будто спеціально рубрицированы (I - впечатлѣнья, II - возвышенныя чувства). Въ третьей строфѣ свобода, слава, любовь и искусство обобщаются въ надежды, а взоры дѣвъ, шумъ дубровы и пѣнье соловья - въ наслажденія; волненіе крови появляется для того, чтобы въ слѣдующей строфѣ контрастомъ прозвучалъ хладный ядъ, и тутъ же является - пока еще непонятный читателю - злобный геній, о которомъ повѣствуетъ вторая половина стихотворенія. Она построена (въ соотвѣтствіи съ темой) на отрицаніяхъ: возвышенныя чувства и вдохновенныя искусства  Онъ звалъ прекрасное мечтою, Онъ вдохновенье презиралъ; Свобода, слава и любовь  Не вѣрилъ онъ любви, свободѣ; Всѣ впечатлѣнья бытія ( ничего во всей природѣ. Среди этихъ отрицаній звучитъ, однако, и мотивъ, отсутствующій въ первой части: Неистощимой клеветою Онъ провидѣнье искушалъ, который вводитъ не заявленную прямо религіозную тему.

7. Простишь ли мнѣ ревнивыя мечты...
Любовная элегія съ развернутымъ психологическимъ анализомъ - характерный жанръ поэзіи пушкинской поры. Стихотвореніе начинается съ темы вины (ст.1-2), но далѣе эта тема исчезаетъ совершенно, зато тема ревности каталогизируется по пунктамъ (ст.3-28), причемъ эти упреки постепенно удлиняются: 2+4+6+6+8 стиховъ. Концовка - оправданіе и мольба - звучитъ напряженіемъ голоса: послѣ цѣпочки четверостишій и двустишій единственный разъ появляется пятистишіе ("Но я любимъ... - мученія мои"), причемъ разсѣченное тематическимъ перебоемъ - его послѣдняя строка связана не съ предыдущей темой ("тебѣ смѣшна моя ревность"), а съ послѣдующей ("не мучь же меня").
На это накладывается смѣна лицъ (М.Л.Гаспаровъ, указ. соч., с.375): въ началѣ - "ты", затѣмъ - "я въ тебѣ" ("не видишь ты, когда... терзаюсь я"), затѣмъ - быстрое чередованіе ("хочу бѣжать - ты не смотришь - красавица другая - спокойна ты - укоръ меня мертвитъ..."), потомъ появляется "онъ" (и вызываетъ лихорадочно-учащенные вопросы). Послѣ рѣзкой отбивки ("Но я любимъ!..") постепенно отрывистыя восклицанія переходятъ въ плавныя сложноподчиненныя предложенія, и это - концовка.
Ревнивыя мечты = подозрѣнія. Слово "мечта" выступаетъ здѣсь какъ полный синонимъ французскаго rêve, которое означаетъ всякую не вполнѣ произвольную дѣятельность сознанія (то, что православная аскетика называетъ "помыслы"): невольныя мысли, воображаемыя картины и т.п.
Полуодѣта - конечно, это значитъ "одѣта по-домашнему", а не "полураздѣта" (какъ это хочется понять современному человѣку).


8. Все кончено: межъ нами связи нѣтъ...

Черновой набросокъ элегіи. Въ переводѣ, однако, стихотвореніе выглядитъ болѣе цѣльнымъ (холостой стихъ въ концѣ остается - но Пушкинъ часто игралъ съ умышленной незавершенностью текста - ср. далѣе комм. къ стих. "Зима! Что дѣлать намъ..." и "Отвѣтъ анониму").
Обнявъ твои колѣни - Скорѣе античный жестъ просителя, нежели личное признаніе.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | МощьХаоса - Abyssus abyssum invocat in voce cataractarum | Лента друзей МощьХаоса / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»