Гюстав Кайботт

Автопортрет, 1892
Забытого на долгое время французского художника и коллекционера Гюстава Кайботта в последние годы все чаще «открывают» поклонникам живописи. На этот раз посчастливилось американской публике: на выставке «Гюстав Кайботт: глазами художника» в Национальной Галерее Вашингтона собраны 50 шедевров из музеев США, Европы и частных собраний.
Гюстав Кайботт (фр. Gustave Caillebotte; 1848—1894) — французский коллекционер и художник, представитель импрессионизма. Один из «отцов филателии».
Гюстав Кайботт родился 19 августа 1848 года в Париже в семье, принадлежавшей к высшим слоям парижского общества. Его отцу, Марсиалю Кайботту (фр. Martial Caillebotte) (1799—1874), досталось в наследство текстильное производство, он также служил судьей в Сенском трибунале по торговле. Марсиаль Кайботт дважды овдовел, прежде чем женился на матери Гюстава, Селесте Дофрень (фр. Céleste Daufresne, 1819—1878). Помимо Гюстава у них было ещё двое сыновей — Рене (1851—1876) и Марсиаль (1853—1910).
Кайботт родился в доме на парижской улице Фобур-Сен-Дени и жил там до 1866 года, пока его отец не построил дом на улице Миромениль в Париже. Семья Гюстава проводила летом много времени в Йере — городе на одноименной реке примерно в 15 км к югу от Парижа, после того как в 1860 году Марсиаль Кайботт купил там поместье. Примерно в это время Гюстав стал заниматься живописью. Многие картины Кайботта изображают членов его семьи и повседневную жизнь. На полотне «Молодой человек у окна» (1875) запечатлен Рене в доме на улице Миромениль, а на «Апельсиновых деревьях» (1878) изображён Марсиаль с двоюродной сестрой Зое в их саду в Йере; на «Портретах в сельской местности» (1875) изображены мать Кайботта, его тётя, кузина и друг семьи.
Кайботт завершил юридическое образование в 1868 году в лицее Людовика Великого и получил лицензию на практическую деятельность в 1870 году. Вскоре после этого он принял участие во франко-прусской войне. После войны Кайботт посещал студию художника Леона Бонна, где изучал живопись. В 1873 году Кайботт поступил в школу изящных искусств, но, по-видимому, учился в ней недостаточно серьёзно. В это же время Кайботт встретился и познакомился с несколькими художниками, работавшими вне рамок официальных французских академий, в том числе с Эдгаром Дега и Джузеппе де Ниттисом, и посетил первую выставку импрессионистов в 1874 году (но не участвовал в ней).
После смерти отца в 1874 году и матери в 1878 году Гюстав получил солидное состояние, что позволило ему заниматься живописью, не заботясь о продаже своих работ. У него также появилась возможность участвовать в финансировании выставок импрессионистов и поддерживать его коллег и друзей-художников (в том числе Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писарро и др.), покупая их работы, а также — по крайней мере, в случае Моне — оплачивая аренду студии.
Кайботт скончался 21 февраля 1894 года во время работы в своём саду в Женвилье. Он похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
ВИКИПЕДИЯ
![]()
Дождливый день в Батиньольском квартале 1877. Институт искусств, Чикаго
Самая известная картина Кайботта — «Париж. Дождливый день». Американский искусствовед К. Варндоу оставил о ней свой восторженный отзыв: «Интересных и значительных картин у Кайботта много, но среди них нет ни одной такой монументальной, такой сложной, такой завораживающей, как этот перекресток в дождливый день. Это одна из его самых красивых и утонченных работ. Каменные здания окутаны серовато-голубой атмосферой. Серые тона, отраженные омываемыми дождем поверхностями, придают картине холодную оловянную тональность. Она подчеркнута синевато-серым и каштановым цветом костюмов прохожих, медно-ржавыми фасадами зданий справа, густо зеленой патиной бронзовых фонарных столбов…».

Паркетчики, 1875, Музей Орсе, Париж. Подобно Дега, Кайботт стремился к реалистичной передаче динамики повседневной жизни
Организаторы выставки вспоминают, что карьера Кайботта началась с… провала! Картину «Паркетчики» Кайботт впервые представил жюри Салона для участия в официальной выставки в парижской Академии. Работа была отвергнута, но Дега и Ренуар, восхищаясь ею, предложили художнику участвовать в неофициальных выставках импрессионистов. Эта картина стала одной из сенсаций на второй выставке импрессионистов в 1876 году. Хотя отзывы были неоднозначны: поклонники оценили ее «правду и реалистическую точность», в то время как критики отметили ее «незавершенность, вульгарность и анти-художественность».
Гребцы
Кайботт был в восторге от свежего нового радикального видения импрессионистов. В течение 6 лет он постоянно принимал участия в их выставках, одновременно выступая их организатором, а нередко — еще и спонсором молодых художников, оплачивая им мастерские и покупая их картины по завышенным ценам. Кайботт, в отличие от многих своих коллег, был обеспеченным человеком. От отца промышленника-текстиляьщика он унаследовал крупное состояние и мог посвящать себя любимому занятию. Во многом неизвестность Кайботта как живописца объясняется тем, что он не продавал свои картины, они оставались в семейной коллекции или в собраниях друзей.



![]()
Балкон на бульваре Осман

Ну, а страсть Кайботта к изображениям городских видов с элегантными прохожими вовсе не случайна. Город преображался! В 1850—1860-е годы Наполеон III задумал осуществить грандиозную реконструкцию столицы и поручил это префекту барону Жоржу Осману. Последняя планировка Парижа была сделана еще в средневековье, и город был опутан узкими улочками, часто заводящими в тупик. И вот буквально за десятилетие город изменился — появились широкие длинные проспекты, доходящие до 30 м. и изумлявшие парижан, были обустроены набережные Сены, а вдоль бульваров высажено множество каштанов, чтобы подчеркнуть симметричность обновленного города. На картине Кайботта «Бульвар. Вид сверху» художник как раз любуется молодым деревцем.

Портреты друзей


![]()
Натюрморты Кайботта и правда менее известны, чем городские виды, но и здесь художник изображает лишь то, что наблюдает в родном городе. Недаром выставка названа «глазами художника»! Кайботт пишет не только архитектуру, но и новый облик витрин магазинов и рынков, которые соблазняли парижан изысканными и аппетитными яствами.
https://artchive.ru/news/1070~Luchshie_kartiny_Gju...otta_na_vystavke_v_Vashingtone

Фрукты на лотке



Подсолнухи, сад в Пти Женневийе

Улица Алеви, вид с шестого этажа, 1878

Villas du mer

Landscape, Banks of the Yerres



Портрет молодой женщины в интерьере

«Мадам Буасьер за вязанием». 1877 г

Мадам Марсьяль Кайботт, мать художника


