С момента моего возвращения из поездки прошло уже полгода и вот, наконец, я всё-таки решил взяться за описание своих впечатлений. Такого рода поездки бывают только раз в жизни - потом можно ездить сколько угодно, но первые впечатления будут всегда особенные.
К этому путешествию я подготовился довольно тщательно, по такому случаю даже приобретя видеокамеру. Всё-таки фотография не даёт такого же уровня погружения в прошедшие события, какое может дать видео. Вместе с динамичной картинкой пишется окружающий звук, можно диктовать собственные комментарии и объяснения нашего гида. А когда-нибудь потом, одним тёмным зимним вечером, когда за окошком будет шуметь морозная вьюга, за чашкой горячего чая с облепиховым вареньем можно запустить подряд ролики из этой поездки и как будто заново окунуться в то самое время...
Итак, позади остались хлопоты и переживания по поводу виз и билетов - нам всё выдали меньше чем за неделю до отправления. На вокзал мы по привычке прибыли аж за час до отправления поезда, тем не менее, он уже стоял на своём месте.
Пожалуй, большинство путешествий начинается именно с фото транспортного средства, на котором это самое путешествие и начинается. [показать]
Неоновая вывеска с указанием номера поезда и станций отправления - назначения в окне каждого вагона. Такую вывеску хорошо видно и днём и особенно в ночное время. В центре вывески фирменный вензель поезда. Вообще, в вензелях недостатка не было - они красовались как снаружи вагонов так и везде где можно внутри.
Внутри купе нас уже ждали полностью заправленные кровати, каждая с двумя подушками, телевизор и одиноко стоящая бутылка минералки. Если с подушками они явно переборщили, то вот насчёт минералки как-то не подумали. Впрочем, соседний вагон как раз был рестораном, где я и нашёл недостающий напиток.
Особенно мне понравились информационные табло в каждом конце вагона - можно было узнать текущее время, температуру внутри вагона, его номер, а также состояние туалета - свободен или занят. Красная лампочка в правом верхнем углу означала "занято". Не надо идти через весь вагон, дёргать ручку и стоять потом в проходе. Хорошо придумано.
А это - телевизор, по которому нам крутили "Иронию судьбы - 2". Ниже, в центре, кнопка вызова проводника, левее выключатель для дополнительного света, а также есть розетка на 220V. Это особенно полезно, если брать с собой ноутбук.
Ещё запомнилась такая деталь: вагон практически не качало по ходу движения, несмотря на приличную скорость. Может быть это из-за достаточно новой модели вагона, с хорошими амортизаторами, а может просто до Хельсинки сделали хорошую дорогу. Наш поезд относился к категории "международный", поэтому на всём пути следования мы слышали объявления о нашем прибытии и отправлении в России - сначала на русском, затем на английском, а потом даже на финском. В Финляндии, соответственно наоборот: сначала на финском, а затем на русском. Про английский финны как-то позабыли.
В 8 утра - станция Выборг, где мой телефон впервые обнаружил сеть "3G". На этой станции к нам подсаживается десант российских пограничников, которые проводят проверку документов уже по ходу движения, что, разумеется, сокращает время стоянки на границе и общее время в пути соответственно. Последняя станция со стороны России - Бусловская, где нас покидают наши пограничники и вот настаёт момент, когда нужно перевести время на час назад, потому как далее все остановки идут по финскому времени. Первая станция на территории Финляндии - Вайниккала. Стоянка всего 20 минут, но тем не менее доблестные финские пограничники чётко уложились. Всё, что интересовало финна - это виза в загранпаспорте и как мы едем: сами по себе или в составе группы. Узнав, что в группе сразу потерял к нам интерес.
Примерно через час после пересечения финской границы мой мобильник каким-то образом узнал, что на нём неправильное время и сам предложил перевести на местное. Должно быть, финский оператор сотовой связи передаёт сигналы точного времени.
[показать]
В сельской местности, во дворах многих домов я замечал надувной мини-бассейн. Здесь невысокая температура в водоёмах, а вот прогреть небольшой объём воды несложно, наверное уже к вечеру можно побарахтаться в тёплой водичке :)
Отсутствие бытового мусора на обочинах дорог для нас вначале было как-то даже непривычно, а потом мы просто перестали обращать внимание. Действительно, к хорошему очень легко привыкнуть.
Я думаю, что у финнов (и вообще скандинавов) нет какого-то особенного стремления быть аккуратными, просто они так воспитаны и то, что нам может показаться "финской аккуратностью" - для них на самом деле является нормой.
А вот расписывать граффити различные поверхности вдоль железной дороги - здесь это тоже пожалуйста.
Обратите внимание на реющий красно-оранжевый сачок: таких вдоль железной дороги я видел немало, но вот их назначение для меня осталось непонятным. По идее, они должны показывать силу и направление ветра, но как это может помочь машинисту вести локомотив - загадка.
Станция с весьма необычным для нашего слуха названием - Тиккурила :-)
Обратите внимание на велосипеды на заднем фоне - в Скандинавии это, пожалуй, самый массовый вид транспорта.
Велосипедов здесь не меньше чем жителей и уже точно больше, чем автомобилей. Удивительно, как они среди такого огромного их количества находят свой собственный.
Нам даже показалось, что велосипеды просто брошены как попало и никак не защищены от чужаков. Велики здесь самые обычные и, похоже, что ни для кого ценности не представляют. Финнам явно не нужны дорогие велосипеды типа горных - зачем, у них везде хорошие дороги. Вот только интересно: а как у них обстоят дела с этим зимой?
Совсем немного отъехав от станции Тиккурила, мы увидели вот этот довольно примечательный мост. Мост через речку "Тиккуриловка" :)
Ну а если без шуток, то примечателен здесь сам факт наличия моста, несмотря на глушь. Явное отсутствие автомобильного трафика, а при этом финны не поскупились и всё равно сделали здесь мост, причём видно, что к этому делу они подошли довольно серьёзно.
На станции Пасила на всех платформах можно было воспользоваться помощью эскалатора. Нигде не было видно никаких турникетов.
Железнодорожный вокзал Хельсинки - конечная станция. Поезд прибыл точно минута-в-минуту. Таким образом, до сбора всей группы оставалось около полутора часов. Дело в том, что группа частично прибывает из Москвы поездом, частично - поездом из Санкт-Петербурга, а некоторая часть едет из того же Питера автобусом. Кто-то мог взять билеты на самолёт до Хельсинки. Но как бы там ни было, все мы должны собраться на привокзальной площади возле памятника Алексису Киви (Aleksis Kivi).
Памятник нашёлся сразу - на привокзальной площади он был единственным.
Из живности, прямо здесь, на привокзальной площади нас встретили чайки.
[показать]
Всё-таки Хельсинки - это морской город. Похоже, именно чайки вытеснили всех ворон, потому как нигде этих, привычных нам "птичек" мы не встретили. Правда, мы по ним особо и не скучали.
Кстати, в Скандинавии совсем нет бездомных животных. Имеются в виду собаки и кошки. Если кто-то из них и окажется по каким-то причинам без хозяев, то такую кошку или собаку отдадут в специальный приют, где она будет дожидаться своих новых хозяев.
Трамвайчики мне у них понравились - шустрые, тихие и аж на 5 вагонов.
Оставшееся свободное время мы решили потратить на поиски какой-нибудь кафешки, в надежде чем-нибудь перекусить с дороги.
В конце концов мы сделали свой выбор, увидев показавшееся нам знакомым слово "CHILLI". Под этим названием скрывалась точка быстрого питания с достаточно приемлемыми ценами, особенно если учесть, что до вокзала тут 3 минуты пешком.
С места, где мы присели в ожидании заказа, прекрасно видна привокзальная площадь. Мы боялись потерять её из виду, поскольку заблудиться в незнакомом городе, да ещё без нормального знания языка - с этого лучше не стоит начинать своё знакомство ни с одной страной.
Сначала мы несколько беспокоились: как нам тут всё правильно заказать, а вдруг у нас о чём-то спросят, а мы не поймём. Но всё-таки чувство голода пересилило и первой спрашивать меню пошла мама. Вернувшись, она рассказала, что даже не стала ничего придумывать с английским, а просто сказала: "Дайте меню, пожалуйста". Меню тут же выдали, причём сразу же на русском :-)
Здесь принято оплачивать заказ вперёд. Наверное, уже были случаи, когда люди покушав, теряли интерес к оплате. Но потом выяснилось, что в Скандинавии везде так принято: сначала платишь, а затем кушаешь. Исключение - рестораны, но их мы обходили, экономя для покупок более важных вещей - сувениров, конечно :) Кстати, оплатить здесь нужно было только само блюдо, а напиток к нему шёл без оплаты. Напиток можно было выбрать - чай, кофе. Я выбрал Колу. На двоих покушали на 17 Евро. Порции оказались настолько большие, что я со своей так и не смог управиться.
Между прочим, вон та дорожка только для велосипедистов, о чём, кстати, есть специальный знак. Мы же попёрлись именно по ней, не обращая никакого внимания на знаки :-)
Пожалуй, нигде в мире велосипедисты не чувствуют себя более уверенно, чем в Скандинавии. Здесь развитая система велосипедных дорожек, а повсюду на обочинах специально отведённые места для парковки своего велика. Для такой велодорожки выделяется часть пространства от автомобильной трассы и помечается особыми знаками. Не только автомобилям но и пешеходам пересекать такие дорожки можно только в специально отведённых местах, обозначенных "зеброй". Причём такие дорожки могут быть как с одной так и с двумя полосами движения. Если одна полоса - это не значит, что можно ехать только в одну сторону, просто когда нет разделительной полосы, то можно занимать всю площадь такой дорожки.
Если вы на своём авто попробовали чуть заехать на такую велодорожку - любой велосипедист запросто может рукой постучать вам по стеклу, высказывая таким образом своё возмущение. В случае конфликта тут же вызывается полиция и будьте уверены - они приедут весьма быстро и слушать будут именно человека на велосипеде.
Да, за все предстоящие почти две недели нам ещё предстояло многое узнать о Скандинавии :-)
Ещё один финский трамвай. Как я уже говорил - отличается большой вместимостью и удивительной резвостью. Вообще, по своему размеру он мне напомнил мини-электричку.
Этот автобус возил нашу группу по всей Скандинавии. Когда мы садились на паром, то этот самый автобус мы брали туда с собой :-) Но о паромах я расскажу позднее.
Итак, наша первая остановка - Сенатская площадь Хельсинки. Здесь наш автобус встал в очередь из таких же экскурсионных автобусов. И очередь эта опоясывала собой весь её периметр. Особенность данной площади - она была построена на месте бывшего городского кладбища, на котором хоронили не только людей, но и животных. В центре площади виден памятник российскому императору Александру II.
Александр II и чайка. В Скандинавии я практически не встречал памятников без чайки. Исключение составляют только "низкорослые" памятники :-)
Чайки здесь твёрдо уверены, что эти тёплые от солнца железные изваяния с отличным обзором сверху добрые люди установили именно для них :-)
Здесь же, на главной площади позади памятника Александру II, находится главный лютеранский собор Хельсинки.
Следующая остановка - главный православный собор Хельсинки - Успенский собор. Внутрь я не пошёл из-за запрета проводить там съёмку, а вместо этого решил поснимать городские окрестности, на которые открывался замечательный вид со смотровой площадки прямо перед собором.
Автомобильное движение здесь не очень интенсивное, для города с полумиллионным населением. За всё наше путешествие по всем скандинавским столицам мы ни разу не попали в пробку. Мы их даже не видели. Думаю, что если бы местные жители забросили свои велосипеды и выехали на машинах - пробки им были бы обеспечены. Но вот всё же интересно: а как же зимой? Неужели тоже на велосипедах?
Жаль, что нет возможности передать запах. Аромат моря ни с чем невозможно сравнить.
После посещения собора, одухотворённые, мы двинулись дальше. Пока мы перемещались по Хельсинки, наш гид рассказывал нам о самом интересном и необычном на взгляд иностранцев (т.е. нас) в жизни финнов и вообще скандинавов.
В Хельсинки есть специальные скверы для выгула собак. Здесь можно оставить свою собаку под наблюдение работника социальной службы и он, как воспитатель в детском саду, будет гулять с ней, а вы тем временем можете отправляться по своим делам. Здесь также есть специальные дома отдыха для собак и кошек, в которые можно отдавать своих питомцев на время, пока вы будете в отпуске или в командировке. В таких домах существуют салоны СПА, косметические салоны, педикюрные кабинеты, где причешут и подточат коготки вашем любимцам. Датчане пошли ещё дальше: они создали целый аквапарк для собак и кошек :-) Как вам такие новости? ;-)
В автобусе нам достались самые козырные места, откуда открывались самые замечательные виды на город.
Скульптура, окружённая водными струями - это символ студенчества. Когда в городе 30-го апреля отмечается день студента, то на голову этой хрупкой обнажённой девушки одевается студенческая кепочка и именно отсюда начинается шествие студентов по самому красивому и модному бульвару Эсплананда. Ну а поскольку сегодня не 30 апреля, то на голове у девушки традиционная чайка :-)
Здание финского парламента. 1/3 мест в парламенте принадлежит прекрасной половине человечества. В 1952 году рядом с парламентом был построен боковой корпус, где расположена сауна. И по средам депутаты заседают именно там. Нас заверили, что это не шутка :-) Дело в том, что финны сами о себе говорят: все важные решения мы принимаем в сауне, мы нация, рождённая в сауне. Некоторые финские женщины даже приглашают акушера на дом и рожают прямо у себя дома, в сауне. В саунах они накрывают праздничные столы, отмечают дни рождения, даже свадьбы. Другими словами сауна - непременный атрибут в жизни каждого финна.
Наш гид, Лариса, которая и рассказывала нам все эти интересные вещи. Так что если что не правда - все претензии к ней :-) Она сама из Питера, человек очень интеллигентный и скромный, такому человеку нельзя просто так не верить. В первые же минуты знакомства с группой Лариса сказала: "Мы с вами находимся в европейской стране и здесь принято обращаться друг к другу просто по имени. Моё имя - Лариса"
Не смог удержаться от фото. Ну просто красиво и всё.
Насколько же здесь всё продумано, чётко обозначено, достаточно ухожено и самое главное - Удобно. Такое ощущение, что даже листва с деревьев опадает сразу в мусорные контейнеры - ну ни одного листочка не лежит на аккуратно постриженных газонах. А других газонов мы здесь и не видели. В первые дни знакомства с Европой мы были просто потрясены всем этим.
В этом месте я больше уже не мог себя сдерживать и начал фотографировать всё подряд, стремясь увести с собой как можно больше всей этой красоты.
А между тем финны, заметив нацеленный на них объектив, принимались улыбаться и приветливо махать в ответ. Наши люди реагировали несколько иначе: сначала недоверчиво смотрели, потом просто привыкли, а в конце стали такими же :-)
Новая остановка - городской парк Хельсинки, где установлен памятник известнейшему финскому композитору Яну Сибелиусу (Jean Sibelius). Памятник установлен в форме органа. Слева виден сам памятник, а справа - образ Сибелиуса.
Ян Сибелиус.
Утверждается, что если подойти к этому памятнику в ветреный день, то из его труб можно услышать звуки музыки Сибелиуса. А если вам музыку не слышно, то у вас просто нет музыкального слуха :-)
Это не музей, а обычный городской парк, поэтому люди приходят сюда просто отдохнуть, наслаждаясь солнечным днём и обществом друг друга. Здесь очень ухоженная трава, в которой нет собачьих сюрпризов и стёкол от бутылок, поэтому можно спокойно расположиться в любом понравившимся месте.
По статистике, в Хельсинки всего 64 солнечных дня в году и финнам, конечно, не хватает солнца, поэтому они пользуются любой возможностью, чтобы позагорать. В Скандинавии вообще считается неприличным, когда слишком белая кожа, а вот загар, по мнению скандинавов, придаёт лицу аристократический оттенок.
Новая остановка - Церковь в скале (Церковь Темппелиаукио). В момент нашего приезда была закрыта, но напротив был сувенирный магазин, где наконец-то уже можно было начать закупать первые сувениры :-)
Сувенирный магазин напротив Церкви Темппелиаукио. Как и по всей Финляндии все цены в евро.
Вход в сувенирный магазин. Удивительно, пресса и открытки выставлены прямо на улице и никто за ними не смотрит. Вроде и цена есть, а всё равно хозяева не беспокоятся насчёт тех, кто может и так просто взять. Наверное потому, что всё это интерес представляет только для туристов, а туристы - они самые честные :-)
Тихая, уютная улочка рядом с сувенирным магазином. Машины здесь ездят редко, можно, расслабившись почитать в тенёчке, посреди зелени.
Ну а это... Хм, точно не достопримечательность. Просто и в Скандинавии тоже есть люди весьма разного уровня достатка.
На этом наша совсем краткая экскурсия по Хельсинки заканчивается и мы направляемся в город Турку.
До Турку всего 165 километров, т.е. примерно около 2 часов езды, однако мы уже прилично поездили по Хельсинки, поэтому у нас по плану где-то должна быть полноценная остановка.
В Скандинавии (да и вообще в Европе) на крупных магистралях располагаются так называемые кофе-стопы, которые объединяют в себе функцию гостиницы, автозаправки, супермаркета и всего того, что может понадобиться в путешествии. На фото указатель такого оазиса.
При входе указатель где что можно обнаружить. Обратите внимание: здесь есть не только туалет для людей с ограниченными возможностями, но также специальная гигиеническая комнатка для уходя за ребёнком. Скандинавов рождение ребёнка совсем не отягощает, после родов проходит 2-3 недели и родители запросто берут его с собой повсюду. Здесь запросто можно увидеть, как родители спокойно сидят в какой-нибудь кафешке, а под столом у них корзинка с малышом :-) Также, во всех местах общественного питания есть специальные высокие стулья для тех малышей, кто ещё не может самостоятельно сидеть.
Если не хватает приключений в дороге - тут мы встретили немало игровых автоматов.
Супермаркет: здесь можно было закупить всё то, что, быть может, позабыл взять из дома.
Берётся поднос, в него по ходу движения накладывается всё приглянувшееся и поднос этот движется к кассе - таким образом здесь можно пообедать. Вдали видна аптека - может оказаться весьма нужной в дороге.
Девушка на кассе всё время пыталась что-то спрашивать у нас, но финского никто не знал, в т.ч. наш гид, поэтому что же она от нас хотела - так мы и не узнали. Все просто согласно кивали головой и было похоже, что её это устраивало :-)
Вообще, с английским языком в Финляндии не очень - мы это ещё раньше заметили, зато они неплохо понимают по-русски :-)
Все надписи исключительно на финском, поэтому приходилось действовать методом исключения: положить себе немного и попробовать каково оно на вкус. Получалось как в том анекдоте: что не съели - то понадкусали :-)
Ни одна уважающая себя кафешка (ресторан, бар, словом, везде, где можно поесть) не обходится без столиков на свежем воздухе. Причина всё та же - катастрофическая нехватка солнца, поэтому скандинавы пользуются малейшей возможностью, чтобы посидеть на свежем воздухе.
На заднем фоне - детская комната. Что-то типа вольера. Можно запустить туда своё чадо и пока оно там играет - спокойно пообедать, будучи уверенным, что дитё находится в полной безопасности. Не знаю как в остальной Европе, но в скандинавских странах царит полное спокойствие - здесь спокойные не только люди, но и животные. Поэтому может показаться, будто время здесь идёт именно по часам - минута в минуту, не торопясь, но и не опаздывая. Дети берут пример с родителей - они здесь также спокойные, мы не слышали ни разу истерик и плача. Кстати, домашние животные ведут себя также - весьма спокойно и я бы даже сказал благородно. Идут смирно, никуда хозяев не тянут и кстати говоря - за всё время путешествия мы так и не услышали ни разу собачьего лая.
В общем, этот кофе-стоп мне весьма понравился - здесь чисто, аккуратно, не шумно, в меру светло и самое главное - недорого. Всё-таки они здесь фактически монополисты, но тем не менее я не почувствовал какого-либо злоупотребления на этой почве. Это наблюдение позволило мне сделать вывод о том, что скандинавы не стремятся к быстрой наживе - похоже здесь уважается способность зарабатывать пусть не много, зато честно.
Я рассчитывался кредиткой, это оказалось весьма удобно, а для скандинавов, кстати, это обычное дело. Вообще, в Скандинавии я не увидел ни одного кассового аппарата, рядом с которым не было бы аппарата по приёму кредитных карточек - здесь это как бы стандарт. Даже в церквях установлен приемник кредитных карточек.
Вначале путешествия я показывал свою кредитку, стремясь поднести её как можно ближе к лицу кассира, таким образом давая ему как можно лучше рассмотреть и с сомнением произносил: "Credit card?". Таким образом я как бы спрашивал а можно ли вообще этим рассчитываться. А скандинавы, видимо понимая, что эта штука мне самому в диковинку, брали у меня карточку, что-то набирая на картоприёмнике, прося меня только вводить код. А потом, когда я стал демонстрировать карточку всё более уверенно, мне просто показывали на картоприёмник и предлагали самому всё делать, что, кстати, оказалось не так уж сложно :-)
[показать]
Каменное ограждение здесь покрыто дополнительной металлической сеткой. Наверное, чтобы туристы не растащили - тяжёло ведь удержаться, чтобы не прихватить на память такой вот "булыжничек" :-)
Ну, а если без шуток, то всё дело в предусмотрительности и аккуратности - Боже упаси, если хоть один камушек отвалится и кого-нибудь поранит.
Возле этого кофе-стопа имеется самая обычная автобусная остановка, так что и простые граждане, путешествующие без автомобиля, не забыты.
Вы знаете, ничто так замечательно не улучшает любые впечатления, как сытный обед. Поле этого весь мир кажется куда более дружелюбным и откуда-то появляются силы знакомиться с ним дальше. Это, разумеется, при условии, что вас не сморило в сон. Итак, мы покидаем уютный кофе-стоп и продолжаем наше путешествие в сторону города Турку.
В оставшийся час пути до Турку нас консультируют о правилах поведения и наших возможностях на пароме, где нам предстоит провести ночь при переезде в Стокгольм. Но вначале - краткая экскурсия по первой финской столице - городе Турку (шведское название - Або.)
Турку был основан в конце 13-го века по приказу шведского короля. Здесь родилась и была похоронена шведская королева - Катарина, жена шведского короля Эрика XIV. Но здесь она покоится не случайно, дело в том, что она здесь родилась, в семье надсмотрщика местной тюрьмы. В возрасте 14 лет Катарина вместе со своей матерью начала работать на рыночной площади, где торговала орехами и семечками. И именно здесь, остановившись буквально на несколько дней, шведский принц Эрик обратил внимание на миловидную продавщицу семечек и, не долго думая, сделал ей предложение переехать вместе с ним в Стокгольм и стать его возлюбленной. Мать Катарины дала своё согласие на этот переезд. Лишь впоследствии, переехав в Стокгольм и родив Эрику двоих детей, Катарина получила от Эрика официальное предложение руки и сердца, став таким образом шведской принцессой. Однако, вполне естественно, что из-за её неблагородного происхождения шведский двор не принял Катарину в качестве королевы. Катарина была королевой Швеции ровно 87 дней, после чего её муж, Эрик, был свергнут с престола и отправлен в Або вместе с семьёй. Тем не менее, здесь она прожила оставшуюся часть жизни после смерти мужа и была похоронена внутри главного кафедрального собора Турку со всеми королевскими почестями.
Именно возле этого собора мы и делаем свою первую остановку в Турку.
Домскому собору Турку уже более 700 лет и он является не только главным собором города Турку, но и всей Финляндии. Именно здесь находится резиденция архиепископа страны. Согласно лютеранскому вероучению, пост епископа является выборной должностью и на эту должность могут претендовать в том числе и женщины. Епископ избирается сроком на 4 года. Т.е. сегодня вы можете быть епископом, а уже завтра - простым христианином.
Даже в церковь прихожане добираются на велосипедах. Почему? Просто у них это не спорт и не развлечение, а такое же средство передвижения как и у нас автомобиль.
Рядом со входом в собор мирно отдыхают лютеранские священники после работы. Их можно отличить по чёрной рубашке и белому воротничку. Но епископа среди них нет - в этом соборе данную должность сейчас занимает женщина.
Честно признаться, я давно не был в лютеранской церкви, а если быть точнее - никогда, поэтому решил не упускать возможность, тем более что съёмка внутри собора разрешена.
Внутри собора, прямо рядом со входом нас встречает сувенирная лавочка. Напоминает ресепшн в гостиницах.
Лютеранские церкви отличает скромное убранство, как снаружи так и внутри, пусть даже это главный собор страны. Лютеране говорят: Бог живёт в душе и сердце каждого христианина, поэтому для того, чтобы почувствовать Бога не нужно много украшений. Здесь также не было запаха ладана, мы вообще не ощутили какого-либо выраженного аромата.
Служба в лютеранских храмах проводится только по воскресеньям и начинается в 10-11 часов утра и продолжается в течении 2-х часов.
Во время службы прихожане сидят на скамьях, сделанных из липы. Считается, что на них невозможно уснуть во время богослужения. Вообще, лютеране утверждают, что необязательно приходить еженедельно в церковь, поскольку Господь живёт в душе каждого человека, поэтому помолиться можно и в своём доме.
Корабль - символизирует, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном.
Позади скамеечек для прихожан положены псалмы, которые во время богослужения они зачитывают вместе с епископом или архиепископом - в зависимости от того кто ведёт службу. Всё богослужение сопровождается живой органной музыкой.
Алтарная часть храма. Вообще, в лютеранских церквях нет икон как таковых, но в то же время могут присутствовать картины с библейскими сценами.
Как правило, в больших лютеранских соборах сейчас присутствуют два органа: большой и малый. На фото виден большой орган 19-го века, малый расположен в алтарной части собора.
Собор частично представляет собой и музей национальной истории, поскольку здесь захоронено большое количество известных людей.
Музейная атмосфера ещё отчётливее стало проступать, когда нам рассказали, что на втором этаже собора работает самый настоящий музей, посвящённый истории города и собора.
Здесь не только памятники, но и фамильные гербы династий. Под некоторыми есть поясняющие таблички, а под некоторыми - нет. Видимо считается, что итак всё очевидно.
Однако, что долен символизировать данный экспонат, расположенный в здании собора - для нас так и осталось загадкой. Тут без таблички не разберёшься.
По ходу своего путешествия по Скандинавии мы ни раз встречали точно такие же экскурсии наших соотечественников. Маршруты некоторых из них настолько совпадали с нашим, что создавалось ощущение, как будто нас преследуют :-) Привет, вест-тревел и девяти фьордам ;-)
После посещения лютеранского собора, я не почувствовал в себе какую-то особую благодать, которая всегда присутствует после посещения службы в нашей, православной церкви. Может быть потому, что я не был на самой мессе, а может быть всё дело в том что я не лютеранин.
До посадки на паром оставалось ещё уйма времени, а наша скромная экскурсионная программа по Турку, состоявшая всего лишь из посещения Домского собора уже закончилась, поэтому нас просто выпустили из автобуса где-то посреди Турку позагорать на зелёной лужайке.
[показать]
А между тем, экскурсовод продолжила свой рассказ о жизни простых скандинавов, которая нам, иностранным туристам, была весьма интересна в силу своих отличий от собственной.
По свидетельству нашего экскурсовода, воздух в Турку очищен на 100%, вода - тоже на 100%. Своими глазами мы видели, как автомобильную дорогу перебегает белка. Оказывается здесь, в городе, белок ничуть не меньше, чем голубей, что опять-таки связано с отличной экологией. У нас в Москве они тоже живут в городской черте, но в парках, а вот так, чтобы спокойно бегать по городским улицам - такого я в Москве точно не видел.
Вообще у скандинавов особенное отношение к животным. Например, по всей Скандинавии действует закон, согласно которому хозяин собаки небольшого размера обязан завести ей друга (или подругу). Связано это с тем, что когда хозяин отправляется на работу, то его питомец остаётся дома и очень скучает. Именно поэтому в Скандинавии чаще всего можно встретить хозяев, прогуливающих сразу двух маленьких собачек одинаковой породы.
Также, здесь нельзя одевать намордники на собак, поскольку считается, что таким образом ограничивается их свобода, за исключением случаев, когда рядом скопление детей. Можно ошибочно подумать, что свобода животных здесь возведена за грань абсурда, однако это не так. Другой стороной жизни каждой собаки здесь является тот факт, что любую прогулку она будет совершать только на поводке.
В Скандинавии ребёнок - это царь и бог. Стоит ему родиться, как государство уже спешит с выделением различных пособий и субсидий: пособие в с связи с рождением, по уходу за ним, отдельное пособие по уходу за больным ребёнком, субсидии на выделение дополнительной жилплощади (если необходимо), на покупку детской коляски и т.п. Если в семье два разнополых ребёнка, то они обязательно должны жить в разных комнатах. Также, у скандинавов не принято, чтобы дети после достижения 18-летнего возраста продолжали жить с родителями. Выгонять собственных детей, конечно, никто не будет, но дети здесь с раннего возраста привыкают к самостоятельности, поэтому и сами стараются переехать.
На этом мы говорим Турку "до свидания!" и готовимся к посадке на паром, идущий из Турку в Стокгольм.
[показать]
Посадочный терминал компании Silja line. Молодой человек на контроле проводит специальным приборчиком по посадочному талону и всё - регистрация пройдена успешно. Этот посадочный талон на самом деле представляет собой магнитный ключ от каюты.
Зал ожидания Silja line. В этот момент идёт высадка прибывших из Стокгольма пассажиров, по окончании которой наступит наша очередь отправиться в плавание.
Паром Silja Europa (на заднем фоне) стоит в Турку 1 час, за который он должен успеть выгрузить всех пассажиров, подготовить каюты для новых и наконец, принять очередную партию путешественников, число которых может достигать 3000 человек.
В зале ожидания есть всё необходимое, что может понадобиться в ожидании посадки: торговые точки, кафешки, туалеты, комнаты для ухода за грудными детьми, аттракционы для детишек. И всё-таки этот момент стал для многих не самым приятным воспоминанием: было жарко, душно и тесно, сесть было совсем негде. Под потолком висело табло, показывающее текущую температуру в зале. Как только она достигала 28 градусов, откуда-то сверху обрушивался водопад свежего воздуха, который в течении минуты сбивал температуру до 25 и на этом прекращался. С его прекращением температура вновь начинала довольно быстро подниматься, что неудивительно: под закрытым куполом зала ожидания находилось более 2 тысяч человек (а может быть и все 3000, всё-таки турсезон в самом разгаре).
Несмотря на некоторые трудности, нужно отдать должное высокой европейской культуре: никто не толкался, не было слышно никаких споров, ссор и вообще громких разговоров.
Паром Silja Europa является самым большим судном на Балтийском море, имеет 13 палуб и вмещает в себя чуть более 3000 пассажиров. У многих, кто впервые попадает на такой корабль, который вполне можно было бы назвать "плавучим отелем" возникает лёгкое замешательство: "куда мне идти?", "где моя каюта?". На самом деле достаточно обратить внимание на всевозможные указатели, на которых максимально понятно обозначено куда идти, куда подниматься или спускаться. В самом начале нужно определиться с номером палубы, который присутствует в номере каюты, обозначенной в билете. Например, у нас был номер 10511, что означало 10-ю палубу 511-ю каюту. Поднявшись на свою палубу по лестнице (лифты по понятным причинам оказались перегружены вновь прибывшими), можно было без труда сориентироваться по указателям номеров кают. На тот случай, если пассажир совсем растерялся и ничего понять не может на каждой палубе присутствуют очень много стюардов и стюардесс, к которым можно обратиться по любому вопросу. Совсем неважно, если они не говорят по-русски, им достаточно просто показать свою карточку и они рукой покажут куда нужно идти. Нас на всякий случай успокоили, что ещё не было случая, чтобы кто-то там заблудился.
Кстати, компанию Silja line не так давно приобрела эстонская компания Tallink, поэтому большинство персонала прекрасно понимают и говорят по-русски, в чём мы лично убедились, когда услышали от встречающих стюардесс "здравствуйте" едва, вступив на борт. Мы также обратили внимание на то, что много надписей на пароме продублированы в том числе и на русском. Кроме этого, все объявления по громкой связи обязательно дублировались на русском языке со знакомым эстонским акцентом :-)
Паром отправляется в 20:15, а уже в 20:30 нашу группу будут ждать перед рестораном для начала ужина. Т.е. за 15 минут нужно не только успеть найти свою каюту, оставить там вещи и помыть руки, но и отыскать среди всего множества ресторанов и буфетов нужный. И при всём этом нас очень просят не опаздывать, поскольку на всю группу выдаётся только один ваучер, по которому нас всех и пропустят.
Во время ужина нас убедительно просят не оставлять свои вещи без присмотра. Дело в том, что в последнее время участились случаи краж именно в ресторанах. На паромах в каждом таком ресторане работают "профессионалы", которые очень ловко умеют прятать любую вещь, стоит только на секунду отвернуться. Наш гид рассказала, что в её группе такие случаи были неоднократно, а в одном из недавних путешествий туристы из её группы даже за руку сумели поймать воровку и сдали местной охране.
Самое неприятное когда пропадают документы, поскольку в этом случае мы должны будем всей группой ехать в наше российское консульство и подтверждать там, что человек без документов из нашей группы и ждать, пока ему выпишут новые документы. Наш гид, Лариса, рассказала из своего опыта работы, что не так давно в её группе у одной дамы в Дании украли паспорт и чтобы получить новые документы группе пришлось ждать 5 часов у нашего российского посольства в Копенгагене.
Помимо правил безопасности, нам также немного рассказали о правилах поведения во время шведского стола в странах Скандинавии. Дело в том, что здесь нет ограничений по количеству потребляемой пищи - можно есть всё и в каких угодно количествах, однако ни при каких обстоятельствах нельзя брать еду с собой на вынос. Если вы всё же попадётесь при попытке вынести еду, то на сегодняшний день штраф за это составляет 500евро, при этом вся еда, которую в попытались вынести, будет конфискована. Поэтому, администрация просит тех, кто не может наестся за полчаса-час приходить пораньше, чтобы была возможность поесть-отдохнуть и снова поесть :) Тем более что ужин продолжается в течении 2-х часов, после чего ресторан просто закрывается. Разумеется, со своей едой и напитками вход также запрещён. Также стоит знать, что зайти в ресторан можно только 1 раз за ужин. Если вы вышли, то обратно вас уже не пустят. А вся загвоздка в том, что в самом ресторане нет никаких туалетов ;-) Само собой разумеющемся здесь является запрет на курение.
Ресторан «Буфе Европа» является самым большим на пароме и рассчитан на 650 человек. Честно признать, я впервые оказался на столь масштабном ужине типа "шведский стол", где множество людей носятся с тарелками и с немного обезумевшими от ассортимента глазами, пытаюсь как можно всего и побольше положить себе на тарелку. Поразившись, я окрестил это мероприятие "вакханалия еды", а человек, стоящий рядом в очереди и услышавший моё определение выразился похоже: "съестная оргия" :-)
Разумеется, это касалось в основном тех, кто был на такого рода мероприятии впервые. Дело в том, что принцип "хватай, пока всё не разобрали" возобладает над хорошими манерами не просто так, просто большинство из наших туристов ещё с детства не понаслышке знакомы с понятием "дефицит". Разыгравшийся азарт подогревался тем фактом, что за всё съеденное никакого счёта выставлено не будет, поскольку за всё уже заплачено. Более опытные никуда туристы не торопились, поскольку хорошо знали, что все источники еды возобновляемые, и специальные люди следят за этим, регулярно подкладывая недостающее.
Разнообразие здесь было действительно впечатляющим: всевозможные напитки, холодные и горячие закуски, бутерброды, икра, свежие фрукты, рыбные и десертные блюда... В общем всё, что только могло прийти в голову. И разумеется всё это было превосходного качества. Кроме чёрной икры - её нам гид сразу отсоветовала, поскольку она здесь полностью искусственная.
Зная повадки наших людей, администрация ресторанов просит гидов тургрупп из России предупреждать своих туристов, чтобы те рассчитывали аппетит, поскольку очень часто бывает, что наши люди не могут сдерживать себя перед такой вкуснятиной и накладывают себе и того и этого, а потом найдя ещё что-то добавляют и это, а в результате оказывается, что человек переоценил свои возможности и очень много еды потом оставляется на тарелках, что обижает хозяев ресторанов, которые думают, будто нашим людям просто не понравилось качество. Несмотря на предупреждение, увы, так оно и получилось - я не смог всё съесть, что с таким предвкушением понабирал.
Разобравшись с ужином и прихватив из каюты видеокамеру мы с мамой решили немного пройтись и познакомиться с кораблём.
Каюта А - класса. В наличии: телевизор, кондиционер, телефон, фен и душевая кабинка. На телефоне есть дополнительные кнопки: "2", "1.5" и "1". Они означают количество часов до прибытия в Стокгольм, за которые он вас начнёт будить. Т.е. если нажать "2"-ку, то за два часа до прибытия он начнёт яростно пищать.
В туалете есть все необходимые принадлежности. Для меня в новинку стал тот факт, что в Европе, оказывается, принято пользоваться только жидким мылом. Это считается более гигиеничным, с чем трудно поспорить.
[показать]
Вид из иллюминатора нашей каюты. Зря нам советовали не брать с окошком - дескать, корабль идёт ночью и всё равно ничего не будет видно. Видно было всё отлично, что только добавило дополнительных позитивных впечатлений.
Выйдя из каюты, попадаешь в длиннющий коридор из дверей в такие же каюты. Их на корабле более 1тысячи. Этот паром недаром назвали "плавучим отелем", но далеко не в каждом отеле найдётся столько же номеров.
Обратите внимание: рядом с номером палубы присутствует наименование особо важных объектов на ней. В случае с 12-й палубой это сауна, спа-центр и смотровая площадка.
На каждой палубе есть достаточно подробный план корабля, где чётко обозначено ваше текущее местоположение, а также все наиболее востребованные достопримечательности. В схеме присутствуют обозначения в том числе и на русском.
Пока ждёшь лифта (а занятие это может оказаться весьма длительным), можно прикупить холодненькую газировку, автоматов по её продаже на пароме предостаточно.
Внутри лифта ситуация аналогична: все палубы подписаны тем, что на них находится. Действительно, здесь сложно будет заблудиться.
Представьте себе, сколько из 3тысяч пассажиров парома ищут в данный момент себе приключения? Разумеется многие, ведь абсолютное большинство пассажиров - туристы. Причём, среди них немало родителей с детьми. Именно для детишек установлены игровые автоматы, которыми нас сразу по выходу из лифта встречает 12-я палуба.
12-я палуба самая высокая из закрытых от дождя и ветра. Здесь можно взять парочку кружек и неспеша осушить, наслаждаясь проплывающим мимо пейзажем.
Тут же мы обнаружили дамскую парикмахерскую. Даже в дороге кому-то может срочно понадобиться модная стрижка. Где-то здесь же должна быть сауна.
Спа-центр. Здесь есть бассейн, джакузи, а чуть далее мы таки нашли сауну.
Этот спа-центр также рассчитан и на детишек, для них здесь водные горки и "лягушатники".
Вид с кормы. Сами виды и доносившийся аромат очень напомнил мне давнее путешествие на теплоходе по верховьям реки Волги.
Малиновый закат над Балтикой.
Самая крайняя часть кормы. Перила специально отогнуты назад, чтобы любопытствующие могли лежать тут часами, любуясь на бурун, который поднимает наш кораблик :-)
Корма. Здесь даже есть площадка для посадки вертолёта. А вон там наверху - самая верхняя, 13-я палуба.
Посомневавшись, мы всё-таки поднялись на 13-ю палубу, где обнаружили хорошо укрытую от ветра секретную кафешку. Секретной, она была поскольку нигде ни в одном плане не обозначалась.
13-я палуба. Так называемая Sun Desk - солнечная палуба. Кстати, длина Silja Europa составляет чуть более 200 метров, поэтому неудивительно, что когда забираешься на один конец палубы, то другой так сразу и не видно.
Малиновый закат над Балтикой. 22:30 по местному (финскому) времени.
Символ компании Silja Line - тюленёнок. Дело в том, "Silja" происходит от английского "seal", что в переводе на русский означает "тюлень".
Прогулки на свежем морском воздухе перед сном необычайно полезны, спросите у любого доктора.
Носовая часть судна.
Нос корабля. Здесь можно расправить руки ласточкой и вспомнить про Д'Каприо. Впрочем, тему про тот самый кораблик мне очень настойчиво рекомендовали забыть и вообще не упоминать о ней. Иначе пригрозили поднять тему про муму :-)
Здесь же, на носу судна установлена защищённая от ветра смотровая секция. Хорошо придумано.
url=http://www.liveinternet.ru/photo/655539/post19062499/] [показать][/url]
Заметив наше внимание, этот товарищ посмотрел на нас так виновато, как будто и правда в чём-то провинился. Может быть он и впрямь на пароме нелегально, а может просто плывёт совсем уж эконом-классом. Но что касается вай-фая, то на пароме он вроде как везде ловится одинаково хорошо.
Паром Silja Line в разрезе. Под автомобили выделено аж 2 палубы целиком. Неудивительно, что здесь одновременно помещается более 300 автомашин. Где-то там должен быть наш автобус.
Мне понравился непритязательный внутренний стиль парома: весь металл блестит так, что в него можно смотреться, всюду ковры и везде мягкое и приятное освещение.
У лифтов на фото есть одна интересная особенность: кроме пола, они почти полностью прозрачные.
7-я палуба, стойка администрации. Именно сюда следует обращаться по всем вопросам. Здесь бесплатно выдают лекарства от качки, хотя при такой погоде и на таком громадном судне ни о какой качке, даже самой малейшей ни может быть и речи. Сюда же следует обратиться в том случае, если дверь в каюту автоматически захлопнулась, а карточка осталась внутри. Здесь выдаётся новая карточка, а взамен они обязательно просят принести старую, хотя они её уже заблокировали через компьютер. Дело в том, что на пароме действуют магазины беспошлинной торговли "Tax free", в которых все товары уже продаются без налога, но это только для пассажиров парома. Может быть вариант, когда вы что-то покупаете на пароме в магазинах tax free и продавцы могут попросить показать вашу карточку, что говорит о том, что вы находитесь на пароме легально.
Здесь же, на стойке администратора можно произвести обмен валюты по весьма выгодному курсу. Для справки, мы обменяли евро по курсу 10.5 шведских крон за 1 евро. Интересно то, что здесь принимаются в т.ч. рубли.
Наш гид, Лариса, посоветовала всем нам обменять свои деньги с тем, чтобы у нас завтра в Стокгольме была на руках шведская валюта, при этом она обязательно рекомендовала попросить администратора на стойке менять так, чтобы в итоге нам дали где-то 5-7 монеток достоинством в 5 крон для туалетных комнат. Дело в том, что в Стокгольме ни один туалет не откроется без монетки в 5 крон.
Далеко не все наши люди были хорошо знакомы с английским, поэтому как до нас объяснялись это просто была песня. Лично я произнёс первое, что пришло мне в голову "Coins for toilets". Думаю, что большой опыт сегодняшнего общения с нашими соотечественниками, уже успевших раздобыть 5-кроновые монетки, помогли девушке за стойкой (увы, не понимающей ни слова по-русски) мгновенно догадаться что же нам всё-таки нужно.
[показать]
При входе на паром делаются фотографии всех пассажиров, некоторые даже не замечают этот процесс, поскольку их головы забиты лишь тем, как найти свою каюту и конечно они просто не успевают пусть даже вымученно улыбнуться. Это я сейчас описывал свой процесс погрузки на паром. Так вот все эти фото затем печатаются и выставляются недалеко от стойки администратора по цене 10евро. Видите наверху знак "не фотографировать"? Я заметил его не сразу, зато наконец-то впервые познакомился с местным security. Меня просто очень вежливо попросили не снимать, вот и всё.
По ходу движения в сторону магазинчиков беспошлинной торговли мы обнаружили карту нашего маршрута, такую огромную, что как бы я не отходил, она всё равно не помещалась целиком у меня в объективе. Красными лампочкам подсвечен наш уже пройденный путь до Стокгольма.
Магазин беспошлинной торговли "Tax Free Market". Лариса нас заранее предупредила, что очень часто здесь можно увидеть финнов и шведов, скупающих пиво ящиками. Дело в том, что пиво в Скандинавии - самый популярный напиток и скандинавы просто не представляют себе жизнь без него. Однако весь алкоголь в Скандинавии можно приобрести только в государственных магазинах "Alko", где он продаётся с весьма порядочной надбавкой. Поэтому и финны и шведу идут на такую хитрость: они покупают билет на паром туда и обратно и здесь закупают пиво ящиками. Им это получается выгоднее, при условии закупки большой партии. Несколько турфирм в Скандинавии уже сориентировались и продают своим клиентам специальные "пивные" туры.
Одним из самых популярных в Скандинавии считается пиво "Lapin Kulta". Обратите внимание, на фото можно разглядеть вариант, когда несколько ящиков пива Lapin Kulta выполнены в форме удобной тележки.
На пароме огромное множество всяческих развлечений, мероприятий и салонов, живая музыка, кинотеатр, дискотека до утра и пр., что для того, чтобы хотя бы всё увидеть даже целого дня точно не хватит. Наш гид предупредила, что если мы хотим завтра познакомиться со Стокгольмом, то сегодня нужно обязательно выспаться, потому как после бессонной ночи нормально экскурсию по Стокгольму мало кому удастся выдержать, не уснув. Поэтому нужно делать выбор: либо мы продолжаем осваивать паром, либо завтра очень внимательно знакомимся со Стокгольмом. Мы выбрали Стокгольм.