3
08-10-2004 10:23
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Глобализация и люмпенизация: социальные корни преступности
Самая модная проблема последнего десятилетия, над которой бьются специалисты всех отраслей знаний и политики - устойчивое развитие. Что понимают под этим термином -понятно не всегда, но интуитивно понимается что-то типа 'чтоб у всех все всегда было ипостоянно становилось еще больше, и никому за это чтоб ничего не было'.
С этим согласны все, кроме природы, но она не человек, не государство и санкции против нее
применить невозможно. Несмотря на то, что она все же объект, но ведет себя - как
субъект: реагирует, возмущается, протестует и чем дальше, тем больше. И мы точно
знаем, что шансов победить природу у нас нет. Стремление к социальной стабильности
требует постоянного роста производства, чтобы обеспечить занятость и покупательную
способность людей. Естественно, необходимо и увеличение потребления производимой
продукции. В противном случае - социальный коллапс. Экологический же императив требует
обратного: сокращения производства и потребления. В противном случае - экологический
коллапс.
Работа Римского клуба разбудила политиков. На это ушло около четверти века. И в 1992
г. в Рио-де-Жанейро собрались главы государств всего мира, чтобы выработать стратегию
устойчивого развития. Итоги подводили через пять лет в Нью-Йорке, так называемое
'Рио+5'. Информации о второй встрече было гораздо меньше, чем о первой, поскольку
радоваться нечему. Крупнейший специалист в мире по проблеме устойчивого развития Дэвид
Кортен, Американский ученый, почти 40 лет посвятивший этой проблеме, которого я хотел
бы назвать Марксом ХХ века, автор книг 'На пути в 21 век', 'Когда корпорации правят
миром', 'Мир после капитализма' и других, так оценил итоги 5-ти лет после Рио:
'Собственно, все 5 лет мы двигались не к устойчивому развитию и равным экологическим
правам и ответственности, а по пути наращивания неустойчивого потребления, что выгодно
менее чем 1% населения - держателям акций ТНК. Но официальные круги не видят и не
хотят признать этого - поэтому мы не на шаг не продвинулись по пути действительно
устойчивого развития' [3, с. 22]. Фактически об этом же пишет сподвижник и
единомышленнык Д. Кортена, русский мыслитель и общественный деятель Святослав Забелин:
'Технический прогресс в обществе, основанном на обмене результатами труда, привел к
его необратимому расслоению на все уменьшающееся численно и процентно производящее и
пользующееся деньгами меньшинство и растущее численно и процентно самообеспечивающееся
за счет натурального хозяйства и не пользующееся деньгами большинство (доход меньше
доллара в день трудно назвать деньгами, даже если они и попадают иногда в руки
человека с таким доходом). В статистике этот процесс отражается разницей доходов 10%
самых богатых и 10% самых бедных, которая на глобальном уровне давно перевалила за 1:
50 и стремится к отношению 1:100, увеличиваясь с каждым годом' [2, с. 44]. Т.е. к тому
самому 1% богатых и 99% бедных. В геологии есть понятие 'мульта' - проседание почвы на
больших территориях в районах подземных горных выработок. По аналогии я бы назвал
процесс падения уровня жизни в масштабе всего человечества 'социальной мультой'.
Что следует из выше сказанного? В таких условиях появятся не только ессеи, но и
зелоты и секарии. С.И. Забелин так оценивает ситуацию и прогнозирует ее развитие:
'Очевидно, что устроенное таким образом общество в принципе не может быть правовым,
поскольку громадное количество его законопослушных членов каждый день оказываются
перед дилемой - нарушить закон или умереть с голоду. Принуждение их следовать закону
равносильно вынесению смертного приговора. А уж в такой среде (социальные условия -
Е.С.) все изначально склонные к криминогенному поведению (генетика - Е.С.) оказываются
просто в родной стихии. Удивляющая всех в конце ХХ века повсеместная криминализация
общества, под таким углом зрения, оказывается неизбежным и естественным порождением
технического прогресса' [2, с. 44...45]. Сказано абсолютно точно, но позволю себе
добавить один штрих. Техника, технология - это средства. Находятся они все же в руках
человека, а значит и подчиняются его целям. Поэтому лучше сказать, что технический
прогресс, неадекватно используемый в условиях неадекватной социально-економической,
политической и моральной (!) модели общества современной реальности ведет к его
криминализации.
Для иллюстрации нашей концепции приведем еще некоторые примеры. В книге видных
специалистов в области генетики и правовых наук Н.П. Дубинина, И.И. Карпеца и В.Н.
Кудрявцева 'Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков
и путях их предупреждения' сделан прекрасный обзор концепций преступности [1].
Приводится там и статистика [1, с. 120, 121, 122, 125 и др.]. Так, в царской России за
1856...1861 годы число подсудимых возросло с 383 тысяч до 433,5 тысяч человек, т.е. на
13,2%. В 1862 г. было 456,3 тыс. подсудимых, а в 1865 г. - 510,5 тыс. Темпы роста
преступности за этот период превышали темпы роста населения России: рост преступности
в среднем составлял около 2% в год, а населения - менее 1%. За период с 1876 по 1889
гг. общее число возникших дел возросло на 57%, по 4% ежегодно при росте населения за
тот же период на 1,5%. Далее, с 1885 по 1899 гг. число осужденных возросло на 12%, с
1899 по 1908 г. - на 66%. Причину роста преступности авторы справедливо усматривают в
тяжелых социально-экономических условиях жизни, усилившемся гнете
буржуазно-дворянского государства. Разворачивание капиталистического способа
производства везде ведет к росту преступности, развитие техники - лишь ускоряет этот
процесс. В Германии за период с1882 пол 1898 год преступность росла вдвое быстрее
численности населения. Во Франции с 1831 по 1880 год число обвиняемых росло в 7 раз
быстрее, чем население. То же наблюдалось в Италии, Англии, США. И еще немного о
недалеком прошлом, но ставшем совершенно чужим.
Такой всплеск преступности, безусловно, вызван революцией 1905...1907 гг. Но чем
вызвана революция? Разрушением традиционного образа жизни и люмпенизацией населения в
условиях разворачивающегося капитализма.
Абсолютное число убийств в России в 1909 г. составило 30 тысяч, в 1913 - более 34
тыс. Православные, где ваш Бог?! Умер!
(продолжение следует)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote