Великий Устюг нам известен, как город Деда Мороза. Но провинциальный городок и его окрестности драгоценны своими достопримечательностями, которые являются его жемчужиной.
Островок Италии в российской глубинке.
Троице-Гледенский монастырь, расположенный в 4 километрах от Великого был построен в конце XII- начале XIII веков. Не смотря на то, что город Гледен был полностью уничтожен, монастырь сохранился и к XVI веку считался крупной обителью. В ведении монастыря находились 60 деревень, 8 мельниц, пасека, а также - собственные суда, на которых монахи ходили торговать. Времена шли - монастырь приходил в упадок. А в 19 веке совсем закрылся. И лишь в начале 20 столетия он отворил свои двери, но уже как музей.
Сегодня Троице-Гледенский монастырь знаменит своим уникальным деревянным иконостасом. Строительство его началось в 1776 г. и продолжалось 8 лет. Над одной только рамой мастера резьбы по дереву из Тотьмы - братья Богдановы трудились три года. Иконы писали устюжские художники Алексей Колмогоров и Егор Шергин. Композиция ликов отличается от общепринятого канона. Считается, что художники ориентировались на гравюры западноевропейских мастеров, поэтому у современных посетителей и возникает ощущение, словно перед ними работа эпохи итальянского Ренессанса.
Художественную ценность иконостаса велика. Контрастируя с чистыми, белыми стенами собора, сложная и яркая композиция представляет собой цельное произведение искусства, в котором каждая деталь создана с учетом общего замысла. Здесь все на своем месте, нет ничего лишнего - каждая фигура, каждая икона, каждый элемент резьбы соединяются в картину.
В Дымковскую слободу за панорамой города.
Дымковская слобода примечательна тем, что кроме расположенных здесь церквей Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского, из слободы открывается чудесный вид на набережную реки Сухоны и на Соборное дворище Великого Устюга.
Маленькое чудо в Музее истории и культуры.
Музей истории и культуры Великого Устюга располагается в самом центре города в бывшем доме купца Г. В. Усова. Коллекция музея представлена четырьмя постоянными экспозициями. Также здесь проходят временные выставки, мастер-классы и интерактивные занятия для детей.
Музей истории и культуры.
Самая крупная экспозиция посвящена истории города. И начинается она с археологических находок XII века, рассказывающих о быте финно-угорского и славянского населения края. Очень подробно представлена история освоения устюжанами Сибири и Приамурья. Отдельные экспозиции посвящены традиционным народным промыслам Русского Севера - резной бересте, северной черни, морозу по жести.
Однако, основатель музея Николай Георгиевич Бекряшев, - выпускник Петербургской императорской академии художеств, хотел, чтобы музей был, в первую очередь, художественным. Он привозил сюда выставки, обучал молодых художников. В поисках экспонатов первые сотрудники музея ездили в экспедиции, налаживали контакты с местными художниками, вели переписку с центральными музеями и Госфондом. В результате сегодня в Музее истории и культуры Великого Устюга находятся картины великих русских художников.
Жемчужиной этой прекрасно подобранной коллекции является картина И. К. Айвазовского «Овцы», благодаря особенным, на грани нереальности, цветам. Айвазовского мы знаем больше как художника-мариниста, но на этой картине изображен пейзаж - пастух с овцами на фоне красочного закатного неба. Отблески такие яркие, что, говорят, хочется прикрыть глаза ладонью.
Святыни в музее.
Музей древнерусского искусства находится в ныне недействующей церкви Вознесения.
Здесь широко представлены памятники устюжской иконописи XV -XII веков, произведения Строгановского лицевого шитья, рукописные и старопечатные книги из библиотек устюжских монастырей и церквей, шесть иконостасов XII-XIII веков.
Интересно, что в музее организована, так называемая, “Мастерская иконописца”, где проводят мастер-классы и занятия для детей, на которых можно узнать о том, как готовилась доска под икону, какие краски и инструменты использовали мастера в своей работе, как наносились контуры будущего изображения. Ребята и сами могут попробовать себя в роли художников.
Коллекция музея очень богата. Но среди всех экспонатов особняком стоят чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» и деревянная скульптурная композиция «Пиета».
Чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» расположена в центре зала на втором этаже музея под резной деревянной Сенью царских врат (XII в.).
Она является доминантой экспозиции.
И даже сейчас, спустя многие века ощущается внутренний свет и сила, исходящая от этой чудотворной иконы.
В отдельном зале музея, посвященном деревянной скульптуре, находится «Пиета», или «Оплакивание Христа». Это работа конца XII века, автор ее неизвестен. Скульптурная композиция - из сосны. В XIII веке. церковная скульптура была в России запрещена. Судьба у этого деревянного шедевра была незавидной. Сначала она хранилась в церкви Александра Невского, а потом ее повелели убрать в кладовую Успенского собора, где она и находилась до 1910 года. Затем «Пиета» была передана в музей.
Кроме постоянной экспозиции у Музея истории и культуры Великого Устюга имеется Фондохранилище. Располагается оно в отдельном здании.
Фондохранилище музея истории и культуры Великого Устюга.
Коллекции, доступные для всех желающих, насчитывают 116 тысяч единиц хранения. Есть здесь, например, целый зал, посвященный самоварам.
Но самой главной экспозицией можно назвать уникальное собрание устюжских изразцов, насчитывающее более трех тысяч единиц хранения. Большую часть коллекции составляют печные изразцы. Из них руками музейных сотрудников были бережно воссозданы изразцовые печи.Изразцовое дело возникло в Великом Устюге еще в XII веке и просуществовало до середины XIX века. Устюжские мастера считались очень искусными и даже создали собственную школу поливной и многоцветной керамики.
Променад по главной набережной Великого Устюга.
Набережная реки Сухоны - тоже как на отдельный, достойный внимания объект
Закат.
Они как нигде хороши в северных краях - величественные и прекрасные, с насыщенными оттенками синего, сливающимися с темной речной водой, с яркими всполохами солнца и уходящей ввысь тишиной.
У храма Прокопия Праведного можно посидеть на камне и загадать доброе желание или просто помечтать о светлом.
Собор Прокопия Праведного.
Справа можно присесть рядом с художником Евстафием Шильниковским, который сохранил в Устюге традиции чернения серебра и привнес в промысел новые художественные мотивы. Этот памятник открыли недавно - к юбилею города, а он уже успел заслужить любовь горожан. Вероятно, потому что так хорошо вписался в общую канву исторического центра.
Памятник Евстафию Шильниковскому.