• Авторизация


Туристические планы - И в монастырь, и к синему камню - ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ 14-01-2019 16:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения К-Валентина Оригинальное сообщение

Одном из самых интересных городов русского Золотого Кольца — Переславль-Залесский.

5685413_5684 (700x431, 62Kb)

https://country-resort-hotels.ru/public/sites/pages/64/5684.jpg

История города Переславль-Залесский началась в 1152 году, когда князь Юрий Долгорукий перенес свою крепость из города Клещина, стоявшего на высоком берегу Плещеева озера, в низину. Князь Юрий, будучи родом из города Переяславль, что на реке Трубеж, впадающей в Днепр, решил назвать новый город в честь своей родины, и даже местную реку повелел именовать Трубеж. Впоследствии буква «я» в названии города потерялась, и в летописях он стал фигурировать как город Переславль-Залесский. Именно с присоединения города Переславля началось собирание русских земель вокруг Москвы: одолев в битве тверскую рать, также претендовавшую на богатый Переславль, Москва впервые заявила о своих притязаниях. В честь победы над Михаилом Тверским был построен один из главных монастырей Переславля-Залесского Федоровский женский монастырь.

5685413_3266674_jpgSergei_Syomin (700x467, 110Kb)

Фото Сергея Семина (http://fotokto.ru/photo/view/3266674.html)

Почти все основные достопримечательности Переславля-Залесского расположены в районе местной Красной площади (собственно, это никакая не площадь, а уютная зеленая лужайка), историческое название которой — Соборная.

Спасо-Преображенский собор

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero1 (700x471, 64Kb)

Древнейший архитектурный памятник Северо-Восточной Руси домонгольского периода. По сравнению с нарядными храмами Западной Европы собор весьма аскетичен и напоминает сурового воина, вставшего на защиту родной земли — что ж, история у наших стран очень разная.

Рядом с храмом расположена лестница, по которой можно взобраться на Земляной вал.

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero10 (700x466, 61Kb)

Судя по диаметру (насколько это слово применимо к фигуре «овал») вала, древний Переславль-Залесский был невелик — всего 500 на 700 метров.

Переславль-Залесский, памятник Александру Невскому.

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero3 (466x700, 224Kb)

Переславль-Зелесский является родиной великого князя — именно отсюда он уезжал на княжение в Новгород, и сюда же возвращался, когда «демократы»-новгородцы призывали себе другого князя.

Город Переславль-Залесский, Церковь Александра Невского и Владимирский собор.

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero12 (700x466, 63Kb)

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero2 (466x700, 244Kb)

Если говорить коротко, именно Александр сохранил на Руси православие. После разорения страны татарами и превращения ее в провинцию Орды, римский папа предложил новгородскому князю свою военную помощь в борьбе с Ордой, но взамен православие должно было быть заменено на католичество с признанием главенства Рима. Князь Александр оказался единственным правителем не только Руси, но всей Европы, кто отказался от столь заманчивого предложения ради сохранения личной власти. Вместо этого он выбрал путь временно покориться Орде (и с этой целью ездил в далекую ханскую столицу Каракорум), а все оставшиеся силы направить против экспансии латинян. Мотив был прост: при всех ужасах своих набегов, татар не интересовала религия покоренных народов и они не претендовали на их душу. Католические же рыцари, при внешней «цивилизованности», в первую очередь стремились изменить мироощущение народа, вывернуть души наизнанку. По мнению многих историков, именно выбор Александра и его сохранение «стержня» нации предопределили будущую судьбу России как великой империи.

Церковь Петра митрополита.

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero13 (700x466, 63Kb)

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero9 (700x466, 63Kb)

МУЗЕИ ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО.

Успенский Горицкий монастырь Переславля, ныне в нем расположен государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero2_1_ (700x466, 62Kb)

С Горицким монастырем связана легенда.

  • Спустя два года после поражения в Куликовской битве, татары под предводительством хана Тохтамыша снова вторглись на Русь и подвергли ее основательнейшему разорению. Незадолго до вторжения сюда, в Горицкий монастырь, приехала на богомолье великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Спаслась княгиня чудом — монахи и свита усадили ее на плот и он скрылся за густым туманом в середине спасительного Плещеева озера. В память о своем чудесном спасении Евдокия на личные средства спустя 10 лет восстановила разрушенный татарами Горицкий монастырь. С той поры есть в Переславле-Залесском такая традиция: в шестое воскресенье после Пасхи от Горицкого монастыря к середине озера устраивается крестный ход на лодках.

 «Ботика Петра (село Веськово), вход расположен через дорогу от живописнейшего пляжа на Плещеевом озере. Место сакральное для всех фанатов военно-морской тематики и любителей морской истории России: именно здесь, на Плещеевом озере, родился российский военный флот («Московского моря» тогда, само собой, не существовало и просторы Плещеева озера — 6 на 9 км — показались молодому Петру достаточными для строительства первого «потешного» флота). Ныне Плещеево озеро считается его колыбелью, и на территории музейного комплекса хранится «эмбрион» (знаменитая большая деревянная лодка царя Петра, которую все почему-то называют «ботиком»), из которого затем вылупилось и выросло то, что мы сейчас имеем в качестве российского ВМФ.

Гранитный монумент с двуглавым орлом.

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero1_1_ (466x700, 301Kb)

На нем выбита цитата и указа Петра «воеводамъ переславскимъ» с высочайшим повелением «беречи кораблей, яхт и галер». Не помогло — через 90 лет «потешный» флот сгорел. Правда, к тому времени Российская империя обзавелась флотом далеко не потешным — это на своих шкурах испытали шведы и турки.

Тот самый ботик «Фортуна»:

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero3 (700x466, 64Kb)

Лодка, рассчитанная на 10 гребцов и 10 пассажиров и предназначавшаяся для перевозки пассажиров и грузов к военным кораблям, занимает почти все пространство построенного для нее небольшого ангара.Режим работы музея «Ботик»: 10:00 — 18:00 (май — сентябрь); 10:00 — 17:00 (октябрь — апрель), понедельник — выходной, санитарный день — последний вторник месяца.

Через дорогу от «Ботика Петра» расположен музей граммофонов и грампластинок.

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero4 (700x466, 62Kb)

Город Переславль-Залесский — музей паровозов или «Переславский железнодорожный музей».

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero24 (700x524, 67Kb)

Музей сформировался вокруг местной узкоколейки, по которой возили торф с так называемого Блудова болота. В отличие от обычной железной дороги, узкоколейки (дорога с узкой европейской колеей) использовались в России для перевозки грузов в труднодоступных местах — от рудников, угольных шахт, лесоповалов. Изначально на таких дорогах использовалась западная техника, но с конца XIX века произошло «импортозамещение», в честности, появился знаменитый российский паровоз «Кукушка».

Музей смекалки.

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero14 (700x466, 61Kb)

Плещеево озеро.

gorod-pereslavl-zalesskij-monastyri-muzei-plescheevo-ozero-8 (700x466, 345Kb)
gorod-pereslavl-zalesskij-monastyri-muzei-plescheevo-ozero-5 (700x466, 272Kb)
gorod-pereslavl-zalesskij-monastyri-muzei-plescheevo-ozero-7 (700x466, 319Kb)

Именно это место производит  самое сильное впечатление в Переславле-Залесском.

  • "Глядя на гладкую как зеркало поверхность озера, не мог отделаться от ощущения что оно живое и, в свою очередь, наблюдает за мной. Я видел много разных озер — в Италии, в Чили, в Аргентине и его Бог знает где — но такое чувство у меня возникло лишь на берегу Плещеева озера" -. пишет Роман Мироненко, побывавший здесь..
  • "Посреди озера есть  место - водоворот, которое обходят ,потому что затягивает даде лодки, а вода в озере програзная такая, что уронив манету в озеро,  можно отчетливо увидеть ее", - говорит другой  очевидец Б. Карасев.

Если от переславской Красной площади ехать в направлении Ярославля по Советской (Ростовской) улице, то по правую руку будет вот такая самобытная достопримечательность..

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero15 (700x466, 62Kb)

«Дом Берендея» — это «центр сохранения и развития народных традиций» плюс живописная харчевня прямо по дороге из центра Переславля-Залесского в Ростов. 

НИКИТСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырь, как и многие прочие монастыри Северо-Восточной Руси, больше похож на крепость, нежели на святую обитель.На то были веские причины — и крепостные стены не раз спасали обитателей. Монастырь был основан князем Борисом, сыном крестителя Руси князя Владимира в честь святого великомученика Никиты, которого Борис особо чтил.

gorod-pereslavl-zalesskij-monastyri-muzei-plescheevo-ozero-16 (700x466, 292Kb)
gorod-pereslavl-zalesskij-monastyri-muzei-plescheevo-ozero-17 (700x466, 294Kb)
gorod-pereslavl-zalesskij-monastyri-muzei-plescheevo-ozero-19 (700x466, 272Kb)
gorod-pereslavl-zalesskij-monastyri-muzei-plescheevo-ozero-20 (700x466, 270Kb)
gorod-pereslavl-zalesskij-monastyri-muzei-plescheevo-ozero-23 (700x466, 267Kb)

  • .По преданию, Никита был сборщиком податей при князе Юрии Долгоруком. Исправно выполняя свою работу, он притеснял людей до тех пор, пока во время варки мяса его жена не увидела в котле вместо аппетитного варева кровавую пену и куски человеческого тела. Потрясенный этим событием, Никита явился к игумену монастыря с просьбой принять его в обитель, дабы он мог замолить свои грехи. Его приняли, но лишь после тяжелого испытания: он должен был отдать себя на мучение комарам и гнусу на ближайшем к монастырю болоте. Уже став монахом, Никита продолжал изнурить себя ношением железных вериг и каменной шапки. Эти вериги его и погубили: разбойники приняли железо за серебро и убили подвижника; сейчас те вериги хранятся в Никитском монастыре.

Свернув с улицы Урицкого налево и проехав мимо Никитского монастыря, можно добраться до холма Александрова гора, с которого открывается один из лучших видов на Плещеево озеро.

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero21 (700x466, 60Kb)

Чуть дальше на берегу озера расположен знаменитый Синий камень Переславля-Залесского: «сакральный» валун, торчащий из земли лишь наполовину. На мой вопрос — «чем этот камень знаменит?» — кассирша, продающая билеты к камню (он расположен на территории «Клещинского комплекса» и за вход туда берут 50 рублей), посмотрела на меня с укоризной и молвила, что он «и желания исполняет, и хворых лечит» — короче говоря, штука нужная. По легенде, Синий камень Переславля-Залесского или «синь-камень» расположен на месте древнего языческого капища. После принятия Русью христианства адепты новой веры неоднократно сбрасывали Синий камень в воду, дабы пресечь проведение языческих обрядов, но скоро он каким-то образом вновь оказывался на берегу. Местные материалисты считают это заурядным физическим явлением, связанным с особенностями замерзания и таяния воды в озере. Тем не менее, синь-камень до наших дней овеян разными языческими легендами и мистическими преданиями.

Камень представляет собой плиту мелкозернистого биотитового сланца толщиной около 0,6 метра, овальной формы, длиной около 3 и шириной около 2,5 метра. Первые охотники, пришедшие на берега Плещеева озера из тайги Урала, степей Северного Казахстана и кольских скал, не могли не задаться вопросом — откуда в местности, не имеющей скал, могли взяться такие огромные валуны? И, что естественно, объяснение этому факту было найдено в сфере высших сил. Огромные камни стали обиталищами духов — хозяев этих мест; к ним приносили дары — часть охотничьей добычи, домашнюю выпечку, кремниевые наконечники стрел.

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero22 (700x466, 61Kb)

Постепенно места близ Плещеева озера заселил народ меря (меряне, мерь) — охотники, относящиеся к финно-угорской группе. Меря верили, что по синему небу, средь потоков воды, на гремящей деревянной повозке, в синей накидке на плечах и в окружении своих храбрых воинов, проезжает седой бог грозы Укко. Он поражал стрелами-молниями врагов и вселял отвагу в сердца друзей. Огромные сине-серые валуны, встречающиеся по берегам водоемов, меряне стали посвящать своему богу-громовержцу, и называли их Sini — «синий». Видимо, потому, что при ударе о камень железом раздавался гром и высекались искры, подобные молниям грозного Укко.

Славяне (точнее, ильменские словене), пришедшие на эти берега в IX веке, принесли с собой культ бога Велеса. Согласно их мифам, Велес был сыном небесной Коровы, той, что пасется на лугах Иномирья, где молоко течет по синему небу Млечным путем и росой выпадает на землю, питая собой хлеба и травы. Велес покровительствовал пастухам, охотникам, купцам-путешественникам, а также охранял мир славян от порождений «того света» и провожал души усопших в светлый Ирий, пред справедливые очи славянских богов. Чертоги Велеса стояли на берегу Смородины, отделявшей славянский мир Явь от Нави, синего Иномирья. Именно поэтому огромные валуны синеватого оттенка, также расположенные на границе стихий (берег «земля» — озеро «вода») — славяне также посвящали Велесу.

По мере смешения народов меря и славян произошло и относительно мирное смешение их мифологии, которой вскоре на смену пришла Вера Христова. И тут уже без конфликтов не обошлось: христиане считали синие камни языческими символами и пытались их уничтожать — их разбивали, топили, закладывали в фундаменты христианских храмов (например, Синий камень на Красной площади города Переславль-Залесский), или же, превратив в щебень, использовали при строительстве дорог.

Не миновали эти приключения и знаменитый Синий камень Переславля-Залесского. В одной из православных летописей повествуется, что «в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе из Переславля людей: мужей и жен и детей их…». На самом деле у велесового Синего камня местные жители всего лишь поминали предков по древним славянским обычаям — но происходило это в начале семнадцатого века, да еще и под стенами православного монастыря. Такого вопиющего безобразия церковные иерархи стерпеть не могли и вот, по благословению настоятеля, один из дьяконов закапывает Синий камень в землю — откуда талые воды благополучно вымывают его через несколько лет. Тогда ненавистный камень грузят в сани и вывозят на лед озера с целью доставить его в Духовскую слободу и положить под фундамент строящейся там церкви. Но озерный лед не был согласен с замыслом священников — он трескается и Синий камень опускается на дно озера — чтобы через полвека выйти на берег близ Александровой горы… При желании, все это можно объяснить законами физики и гидрологии, но многие предпочитают верить в мистическую природу этих любопытных явлений. Есть даже слухи, что Синий камень Переславля упорно ползет вверх, от кромки воды к Александровой горе.

Даже в наши дни есть люди, не согласные с существованием «проклятого языческого идола», и настоятельно предлагающие его снова закопать/утопить/взорвать… Лично мне кажется, что лучше оставить валун в покое и, если неймется, взращивать Веру в своей душе, а не искоренять «ересь» и не воевать с булыжниками.

Мостик на Плещеевом озере, неподалеку от Синего камня.

5685413_gorodpereslavlzalesskijmonastyrimuzeiplescheevoozero6 (466x700, 251Kb)

Роман Мироненко.Источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Туристические планы - И в монастырь, и к синему камню - ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ | katya7532 - Дневник katya7532 | Лента друзей katya7532 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»