Музей "Городецкий пряник", Нижегородская область, город Городец.
Музей маленький. Занимает всего три комнаты, но все здесь посвящено одной единственной теме - местному промыслу изготовления пряников.
Из истории изготовления городецкого пряника.
Бахаревы были одной из успешных династий городецких пряничников. Они имели: своё производство, где трудились наёмные работники, лавки и рынок сбыта за пределами губернии. Именно им было предоставлено право представлять Городец на Всероссийской Нижегородской выставке 1896 года. Александр Бахарев собирался экспонировать на выставке в том числе и изобретенные им сиропные и фруктовые пряники, которые уже имели награды - от Великого Князя и почётный отзыв за Нижегородскую ярмарку 1885 года.
Искусство производства печатных пряников известно в Городце уже более трёх столетий. Городецкие печатные пряники были широко известны во второй половине XVIII века. Одновременно здесь производились пряничные резные доски.
К началу 20 века в Городецком районе существовало уже 11 ( по некоторым другим данным 15) фамилий потомственных пряничников.
Городецкие пряники везли в Поволжье, Пермскую и Оренбургскую губернии и даже - в города на Дону и в Среднюю Азию. Этому способствовали наличие торговых путей на Волге, известная Нижегородская ярмарк, активная торговля мукой, и , конечно же, - любовь к делу, творческий подход и изобретательский талант пряничников
Честь поднести в дар царю городецкий пряник выпала старообрядцам - мещанину П.В, Ведерникову, купцам И.М.Скворцову и А.Ф. Дурасову. (фото с экспозиции музея).
Дар возлагался на блюдо, которое до сих пор хранится как раз в городецком музее.
Городецкие пряничные мастерские звались "куренями" и имели большие столы для раскатки теста, деревянные кадушки для жидких продуктов и, конечно, несметное количество резных досок. Оборудованы они были и печами по типу русской.
О тех временах дошли до наших дней и другие вести.
"Зажав семишник, ребятня бежала купить гуськи мятные с красным хвостиком, бомбошки, камфарку, чинёные косячки с изюмом..", - так описывают лавку другой семьи известных пряничников Лемеховых.
Лемеховы выпекали пряники и к религиозным праздникам с соответствующими изображениями, которые хранили наподобие икон до следующего праздника. Особой любовью пользовались изделия ко Дню Ангела. Кстати говоря, именно Афанасий Лемехов и был исполнителем того самого громадного пряника-подарка Николаю II, за что получил от царя грамоту с золотым тиснением: "Благодарю! Благодарю! Благодарю!"
Подарочный пряник трапециевидной формы, изготавливался по доске с косым сечением рисунка или одиночной косой.
Для детей выпекали фигурные пряники в виде петушков, птичек, а ещё - небольшие прянички с буквами.
Доска фигурная "Петух", XIX век. Справа пряник, выполненный по этой доске.
Бывало, что и перед выпеканием наносили узор сразу на тесто, но только если предполагались пряники без начинки. Использовали для этого специальный резной валек - по типу скалки. Им просто прокатывали по пряничной заготовке. Такие вальки упрощали работу, но стоили дороже, так как требовали особой сноровки .
Особыми считались доски с изображением герба, так как "гербовые пряники" дарились исключительно по значительному поводу. Эти музейные доски штучные "Юбилейный пряник" 1971 г, "50 лет Октября" Г.И.Бахарев;
"САХА" — пряник сахарный, "КАН"- канфарка, с корицей.
В таких вот лубочных коробках хранили пряники наши предки.
До сих пор вспоминают добрым словом за добрый нрав, любовь к делу и щедрость ещё одну династию пряничников – Щербаковых, в частности, Логина Ефимовича Он в отличии от других всегда спокойно делился секретами своего производства, не боясь завистников и конкуренции. И это не мешало его делу и росту благосостояния. Именно ими придумали круглые мятные пряники "ербаки" и "сочни" которые выпекают и нынче . Это стало тогда абсолютной новинкой для своего времени.
Наступил XX век - время перемен. Пряничный промысел в Городце не угас, хотя и снизил обороты, но все же перешёл на некий новый этап существования. В 1930 году артель "Красный пряничник" продолжила производить сладкую продукцию в лучших традициях, сбережённых годами. Промысел подхватил пищекомбинат, а потом и хлебозавод. Сейчас в Городце тоже выпекают пряники и не изменяют традициям.
Медовый пряник 19 века. Доска штучная "Кавришка. В..Б. 1907 года" и пряник, изготовленный по ней.
В советское время разработали рецепт, трансформировавшийся в ГОСТ, по которому чаще всего и сегодня делают пряники.
Заглянем в дальнюю комнату музея. Здесь сохранилась резьба по дереву.
Работы Г.Е.Токарева-Казарина из фондов городецкого краеведческого музея.
В 2013 году сотрудники городецкого музея получили письмо из Новгородского областного музея-заповедника, из которого узнали, что там хранится ещё одна работа городецкого мастера. По воле случая работники новгородского музея увидели заметку о городецких шкафах и предположили, что вещи выполнены одной и той же рукой. Так и оказалось."Новгородский" шкаф экспонировался в Городце.
Печь исправная. Ею не пользуются лишь последние годы, а до того она несла свою тёплую службу. Барельеф тоже дошёл до нас со времён первого хозяина дома и также - в первозданном виде.
Экспонаты музея, каждый из которых имеет свою историю.
Мастер Б.В.Стариков. Слева направо: шкатулка "Дед с бабой", шкатулка "Рыбак", шкатулка "Поросёнок с горшком", скульптура "Бык", сундучок "Баба с котом".
Мастер А.В.Денисов. Слева направо: скульптура "Домовёнок Кузя", скульптура "Домовёнок на пеньке".
Мастер А.Я.Колов. Слева направо: шкатулка "Кот и мышь", панно "Окошко", шкатулка "Дед с внучкой и собакой", шкатулка "В лесу", панно "Ёрш".
Слева направо: самовар-кофейник из латуни (завод Ломовых, Тула), самовар-банка (медь, латунь, 19 в.), самовар-репка "тет-а-тет" (завод братьев Козловых), самовар — "кухня" (красная медь, 18 век).
В музее не считают мастеров пряничного промысла из других регионов конкурентами, а скорее почитают как профессионалов и друзей. Потому и знакомят своих гостей с традициями и новинками "индустрии".
Знаменитые архангельские козули и завитки. Лепка из ржаного жгута и сейчас сохранилась в деревнях каргопольской земли Архангельской области. Тетёрки-козули - один из древнейших видов обрядового печенья севера России.
Вот тверские пряники из смешаной муки. Рядом калужские пшеничные пряники-подарки.
А Москва представлена современным, так сказать, искусством - работами мастера по росписи пряников Ольги Надышневой.
А Москва представлена современным, так сказать, искусством — работами мастера по росписи пряников Ольги Надышневой.
Ну а поскольку мёд издревле был неотъемлемой составляющей пряника, то и ему в музее решили посвятить небольшую экспозицию. И она очень нравится детям, которые с удовольствием слушают рассказа о том, откуда мёд берётся.
Источник ( компиляция)