Впервые Смоленск упоминается в Устюжском летописном своде, датируемым второй половиной IX столетия. За свои двенадцать веков существования он обзавелся богатой историей с огромной коллекцией объектов, заслуживающих особого внимания.
Смоленск получил звание города-героя благодаря своей героической обороне против нацистской Германии. Такого звания удостоены всего лишь 12 городов.
Смоленская крепость (на снике) возводилось с 1595 по 1602 годы Ее начали строить при царе Федоре Иоанновиче, известным также по имени Федор Блаженный, и завершили, когда государством правил Борис Годунов. Деревянная крепость была заменена на каменную, благодаря нововведениям Федора Коня, главного архитектора.
Громовая башня — также известна как Круглая (1609 г.), Топинская (1706 г.) и Тупинская — одна из самых красивых башен «Ожерелья земли русской» — Смоленского Кремля, возведенной зодчим Федором Конем.
Сегодня внутри Громовой башни расположены экспонаты, рассказывающие о военной истории Смоленска. Музейная экспозиция состоит из карт боевых действий, планировки Смоленского Кремля, доспехов и знамен Средних веков, а также многих документов и предметов, благодаря которым посетители могут узнать, как проходили военные действия в пережитых Смоленском столкновениях.
Собор Успения Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится он в центральной части города на Соборной горе и возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века.
В соборе до 1941 года хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери, но после оккупации города немецкими войсками образ бесследно пропал. В соборе находятся мощи Меркурия Смоленского.
Само здание собора во время наполеоновского нашествия и при гитлеровской оккупации не пострадало.
Удивительное.
Впрочем это не помешало тому, что во время нашествия Наполеона исчез хранившийся в храме железный шлем, принятый французами за золотой, а во время Великой Отечественной Войны и копье св. Меркурия.
В настоящее в соборе выставлена единственная сохранившаяся реликвия св. Меркурия — железные сандалии небесного покровителя Смоленска.
Свято-Троицкий монастырь.
В этом небольшом соборе некогда был захоронен князь Симеон Вяземский, возносила молитвы к Богу дочь великого князя Московского Елена. В середине XVII столетия Троицкий монастырь стал главным храмом на Руси, он даже был местом спасения от бушевавшей в то время в Москве холеры для царя Алексея Михайловича и московского патриарха Никона.
В 1812 году французские войска превратили храм в хранилище. После Октябрьской монастырь закрыли. Он вновь открыл свои двери в начале самой разрушительной и кровопролитной войны - Второй мировой. В настоящее время храм остается действующим и считается главным собором Смоленска.
Церковь Иоанна Богослова - памятник культурного наследия России; номер на информационном сайте Министерства культуры Российской Федерации: 6710005000 .
Церковь была возведена в 1173 году по указу князя Романа Ростиславича. Согласно сохранившимся летописям, церковь была богато украшена золотом и финифтью. В годы Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, были уничтожены все её пристройки. В 1970 годы была проведена реставрация церкви, которая продолжается до наших дней.
Вознесенский монастырь — женский монастырь. Монастырь основан в 1630 годы иезуитами. В феврале 1665 года превращён в женский православный монастырь.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы стоит на высоком холме над Днепром, почти примыкая изнутри к крепостной стене. Построена она на средства священника В. Брянцова в 1789-1794 годах.
Сад Блонье.
Эта достопримечательность города стала одним из самых посещаемых мест. Главное наследие парка – светомузыкальный фонтан, меняющий не только цвет подсветки, но и форму струй под музыкальный аккомпанемент.
Художественная галерея.
Здание галереи в былые времена было Александровским училищем, нынче же является памятником гражданской архитектуры XIX столетия. Это трехэтажное сооружение можно смело назвать самым красивым зданием Смоленска. В качестве основы экспозиции выступает не только отечественное искусство, но и древнерусские изображения святых, скульптуры из дерева XV-XVIII столетий?а также творчество современников. Среди экспозиций древнерусской живописи имеются иконы псковских, новгородских и московских школ. «Спас Нерукотворный», «Покров Богоматери» и новгородская икона конца XV века «Чудо о Флоре и Лавре» считаются наиболее уникальными из всех имеющихся в галереи.
Смоленский вокзал.
Смоленск имеет еще одно название – «Западные ворота» России, поэтому именно вокзал принято считать визитной карточкой города. Мало того, Смоленский вокзал – одна из интереснейших достопримечательностей одного из самых древних городов Руси. Казалось бы, что может быть такого примечательного в обыкновенном железнодорожном вокзале? Дело в том, что Смоленский вокзал – это примечательный архитектурный ансамбль: над созданием скульптурных сооружений работали известные художники, скульпторы и архитекторы, само же здание вокзала построено в стиле неоклассицизма, для которого характерны симметричные формы, ряды колонн и прямоугольные фасады.
Мемориальный комплекс «Катынь».
В Катынском лесу, расположенном всего в 18 километрах от Смоленска, находится международный мемориал жертвам политических репрессий под названием «Катынь». Открытие мемориала состоялось в 2000 году благодаря стараниям организаций России и Польши. С мемориалом связано трагическое событие, которое произошло в 1930-1940 годах. На территории Катынского леса расстреляли 21 тысячу человек. Это были польские офицеры, оказавшиеся в плену, и репрессированные советские граждане. Массовые убийства получили название «Катынский расстрел».
Соборная гора.
Почти из каждого уголка Смоленска видно Соборную гору, являющуюся символом города. На самом деле это всего лишь боковая вершина холма, где и располагается Старый город, а не самая высокая часть Смоленска, как думают многие. Подняться на гору можно по лестнице, построенной в 1767 году. Архитектурный ансамбль этой достопримечательности состоит из Успенского собора, колоколен, оград и Богоявленского собора. Кроме того здесь располагается церковь Иоанна Предтечи и Архиерейский дворец. Все мы привыкли считать достопримечательностью исторические памятники и сооружения, но если говорить о Соборной горе, то великолепный вид на город, открывающийся с вершины, также можно отнести к достопримечательностям Смоленска.
Памятник Оленю.
Творение немецкого скульптора Рихарда Фризе расположено в центре Смоленска, в городском саду имени М.И. Глинки. Скульптура изготавливалась для последнего кайзера Германии и короля Пруссии Вильгельма II. Памятник оленю с 16 отростками на рогах в 1909 году установили в Роминтенской Пуще перед охотничьим домом императора. Спустя 35 лет скульптура исчезла, но в 1945 году солдаты Красной армии обнаружили ее на даче политического, государственного и военного деятеля нацистской Германии Германа Вильгельма Геринга. Один из красноармейцев родом из Смоленска и привез скульптуру в свой родной город.
Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».
В музее видно: какое оружие использовали немцы и солдаты Красной армии, личные вещи освободителей Смоленска, Ельни и Вязьмы. Кроме того в этом месте собраны ордена, медали и награды французского истребительного авиационного полка «Нормандия-Неман», а также трофеи побежденной нацистской Германии.
Церковь Архангела Михаила.
У этой достопримечательности Смоленска есть и другое название – Свирская церковь. Строительство храма происходило в начале 90 годов XII столетия по указу князя Давида. Церковь была, так называемым, складом для православных святынь. В храме, вобравшем в себя лучшие достижения русской художественной культуры, происходили боевые столкновения войск, и утверждалась иноземная вера. Церковь Архангела Михаила пережила долгие годы запустения, вернувшись к новой жизни только в 1963 году. В начале 90 годов XX столетия храм перешел к Смоленской епархии. В 2000 году состоялось освящение белокаменного престола отреставрированного храма.
Исторический музей.
Отдельного внимания среди всех имеющихся в Смоленске достопримечательностей достоин Исторический музей города. Даже путешественники, посетившие огромное количество тематических выставок, удивятся имеющейся в музее экспозиции. Гостям города экскурсоводы рассказывают о событиях, происходящих в области до и после того как город вошел в состав Древней Руси. К великому удивлению среди тысячи экспонатов есть даже скелет мамонта.
Дом-музей Михаила Глинки.
В мире есть только один музей основоположника русского симфонизма и оперы, и находится он в селе Новоспасском. Именно здесь прошли первые 12 лет жизни русского композитора. Неоднократно наведывался Глинка сюда и когда стал взрослым. Возле входа в главный дом до сих пор растет любимый дуб Глинки, именно сидя под ним, композитор написал партитуру эпической оперы «Руслан и Людмила».
Церковь Святого Духа.
Строительство храма с необычным фасадом завершилось более века назад. По задумке архитекторов и художников древнерусский стиль, в котором выполнен фасад, должен был как нельзя лучше передать увядающее величие отечественных ценностей. Окаймления крыши и козырьков напоминают кокошники, а над главным входом изображен Иисус Христос. Церковь Святого Духа – настоящее олицетворение исконного отечественного достояния, которое было утрачено несколько сотен лет назад. Чтобы посетить храм, надо выехать за пределы города, в село Талашкино.
Историко-архитектурный комплекс «Теремок».
В восемнадцати километрах от города в имении, которое раньше принадлежало княгине Марии Тенишевой, создан необычный художественный центр. В конце XIX столетия это место нередко посещали знаменитые русские художники, скульпторы и авторы музыкальных произведений. В настоящее время на территории имения работает историко-архитектурный комплекс. Экспозиции, представленные в музее, расскажут посетителям о том, как осуществлялась деятельность местных мастерских, о собирательной и просветительской деятельности самой княгини. «Теремок» знакомит с оригинальными произведениями искусств, которые создавались при поддержке Марии Тенишевой.
Памятник княгине М.К. Тенишевой.
В 1893 году Тенишевы приобрели имение у княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской - подруги детства Марии Тенишевой. Это старинная смоленская усадьба к сожалению не сохранилась до наших дней, но сохранились остатки регулярного парка начала XVIII века.
Совместно с бывшей хозяйкой имения, княгиня Тенишева сделала Талашкино центром просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры. В 1894 году Тенишевы купили у разорившейся помещицы Красноленской хутор Фленово, в 2 километрах от Талашкино, для устройства сельскохозяйственной школы. Школа преобразила Фленово в своеобразный школьный городок с фруктовым садом, озером с запрудой и купальней. Были приглашены учителя, закончившие специальные учебные заведения. Кроме грамоты преподавались ремесла: столярное, резьба и роспись по дереву, чеканка по металлу, керамика, окраска тканей и вышивание. Музыкальные педагоги учили играть на балалайке и других народных инструментах, а для создания оркестра был приглашен профессиональный музыкант, выпускник Петербургской консерватории, участник андреевскогооркестра народных инструментов В. А. Лидин. Княгиня Тенишева Мария Клавдиевна Тенишева, организатор талашкинского художественного центра, сыграла большую роль в русском искусстве конца XIX — начала XX века. По размаху деятельности это сопоставимо с работой С. И. Мамонтова, который организовал подмосковное Абрамцево.
М. К. Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. Н. К. Рерих назвал ее «Настоящей Марфой-Посадницей». Тенишева собирала акварели, предметы старинного искусства, занималась живописью и эмалью, была знакома с художниками Репиным, Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, Нестеровым, Коровиным, Поленовым, скульптором Трубецким, композиторами А. А. Андреевым и И. Ф. Стравинским, а также многими другими великими людьми искусства того времени. Они гостили и работали в имении княгини. Ими были придуманы рисунки для разнообразных росписей балалаек, предметов мебели и интерьеров. В столярной, резной, вышивальной и керамической мастерских были заняты больше 2000 человек из 50 деревень. С 1900 года мастерские возглавлял художник С. В. Малютин, автор росписи первой русской матрёшки.
Католический костел.
Эта достопримечательность Смоленска привлекает особый интерес туристов из-за сильно отличающейся типичной религиозной постройки: не характерные для обычных церквей стрельчатые окна, острые шпили и устремленные вверх линии. Здание строилось в готическом стиле, который больше проявлялся в архитектуре храмов, находящихся в странах Центральной, Восточной и Западной Европы. Находится Римско-католический костел в юго-восточной части города, неподалеку от него находится площадь Победы и польское кладбище. Строительство костела происходило с 1894 по 1896 годы, а вот история его восходит к времени возвращения Смоленска в состав Великого Московского княжества после четырех десятилетий пребывания под властью княжества Литовского.
В 1812 году Католический костел подвергся сильным разрушениям. Спустя время на его месте появилось деревянное здание, а в 1838 году — каменное. С ростом общины потребовалось и расширение храма, ведь к 1896 году церковный округ населения состоял уже из 9 тысяч верующих. После революции 1917 года из католического храма исчезли метрические книги и все серебряные и золотые изделия, дарованные приходящими людьми. С 1937 года в храме перестали проводиться богослужения, спустя несколько лет храм закрыли из-за распада католической общины. На протяжении долгого времени в католическом костеле размещался архив, но и он переехал в 2012 году. В настоящее время состояние недействующего костела очень удручающее.
Музей «Смоленский лен».
В мире не найдется больше ни одного музея, где все экспонаты посвящены льну и всему, что с ним связано. Находится музей в здании некогда существовавшего Троицкого монастыря, где жила и осуществляла свою деятельность мужская община. В качестве экспонатов представлены настоящие орудия, используемые при выращивании и обработке льна, одежда крестьян в ассортименте, из образцов традиционного производства волокон на ткацкий станках в музее имеются узорчатые скатерти, шторы, полотенца, рубахи, набожники, поневы, фартуки и современные изделия, которые производятся на Смоленском льнокомбинате. При желании можно попробовать работать на старинном ткацком станке.