Это цитата сообщения
Dr_Grig Оригинальное сообщениеГотовился к тренигу. Раскопал интересный материал по суициду.
Думаю, что он будет интересен, особенно на фоне весенне-депрессивного настроения поселившегося в некоторых дневниках.
Начну с того, . Потом и продолжение будет.
Дюркгейму (1897) Разделил самоубийства на:
q Эгоистические.
Саморазрушение возникает потому, что индивид чувствует себя отчужденным от семьи, общества, друзей.
q Аномические.
Следствие неудач в приспособлении в обществе, нарушении связей личности и социальной группы (наиболее частые в период социально-экономических кризисов).
q Альтруистические.
Жертва собой во благо общества, религиозной или философской идеи.
Фрейд считает, что в человеке существует два основных влечения: Эрос - инстинкт жизни и Танатос - инстинкт смерти. Человеческая жизнь - поле битвы между ними. Человек не только хочет жить, быть любимым, продолжить себя в своих детях, но бывают периоды или состояния души, когда желанной оказывается смерть. По Фрейду суицид и убийство оказываются проявлениями разрушительного Танатоса. Человек убивает в себе объект любви к которому испытывает амбивалентные чувства. Но Танатос никогда не бывает абсолютным. Это открывает возможности предотвращения самоубийства.
Адлер считал, что быть человеком означает, в первую очередь, ощущать собственную неполноценность. Жизнь заключается в стремлении к цели, которая может не осознаваться, но направлять поступки индивида и формировать жизненный стиль. Чувство неполноценности появляется в детстве. Основано на беспомощности и усугубляется различными дефектами. Для человека экзистенциально важно ощущать единение с другими людьми. Поэтому всю свою жизнь человек преодолевает комплекс неполноценности, находится в поиске его компенсации и гиперкомпенсации. Он реализуется стремлением к власти, самоутверждению.
Однако он может натолкнуться на значительные трудности, привести к кризисной ситуации и привести к суициду. В итоге суицид, - который одновременно является актом мести окружающим, тем, кто ответственен за непереносимое чувство собственной неполноценности, и поиском сочувствия к себе.
Адлер подчеркивал, что, поскольку человеку свойственно внутреннее стремление к цели, то аутоагрессию можно предотвратить.
Менингер (последователь школы психоанализа) развил идеи Фрейда.
Он выделил три основные части суицидального поведения. По его мнению, для того чтобы совершить самоубийство необходимо:
q Желание убить. Самоубийцы в большинстве своем инфантильны, и реагируют на препятствия и помехи, на пути удовлетворения своих желаний, яростью.
q Желание быть убитым. Если убийство является высшей степенью агрессии, то суицид - высшая степень подчинения. Человек может не выдержать укоров совести и страданий, поэтому видит смерть - наиболее легким способом избежать этого или искупить вину.
q Желание умереть распространено среди людей, склонных подвергать свою жизнь риску, а также среди больных видящих в эвтаназии единственно лекарство от телесных и душевных мук.
Юнг. Рассматривая самоубийство, он указывал на стремление человека к духовному перерождению. Это стремление обусловлено актуализацией одного из архетипов коллективного бессознательного:
q Метемпсихоза. Переселением душ - непрерывным перерождением в человеческом теле.
q Перевоплощения. Непрерывность личности в новом теле.
q Воскрешение. Воскрешение после смерти. Нетленность "тонкого тела".
q Возрождение. Восстановление в пределах индивидуальной жизни с превращением смертного существа в бессмертное.
q Переносного возрождения, происходящего прямо, а не вне личности.
Архетип Возрождения несет в себе мыслеобраз о награде, ожидающей человека, находящегося в невыносимых условиях и тесно связан с архетипом Матери, влекущем человека к метафорическому возвращению в чрево матери, туда где спокойно и комфортно.
Хорни. Полагала, что при нарушении взаимоотношений между людьми возникает невротический конфликт, порожденный базисной тревогой. Она появляется еще в детстве из-за ощущения враждебности окружения. Кроме тревожности и враждебности человек чувствует одиночество, беспомощность, зависимость. Это может стать причиной суицидального поведения - несоответствие зависимости с чувством неполноценности идеальному Я или стандартам, существующим в среде. Враждебность в этом случае направлена на разрушения себя. Это не обязательно суицид, может быть отрицание или отвращение, презрение. Они усиливаются, когда трудности сочетаются с эгоистическими установками. Тогда презрение к себе и другим, враждебность могут стать привлекательными в качестве мести.
Покорность судьбе Хорни тоже рассматривала, как латентную форму самоубийства.
Роджерс. Полагал, что основная тенденция жизни состоит в актуализации, сохранении и усилении Я. Если структура Я остается ригидной, то не согласующийся с ней реальный опыт, воспринимается как угроза жизни личности, искажается или отрицается. Человек как бы заключает себя в темницу, не переставая от этого существовать опыт отчуждается от Я и человек теряет контакт с реальностью. Таким образом, вначале не доверяя собственному опыту, Я в дальнейшем теряет доверие к себе. Это приводит к осознанию полного одиночества, утрате веры в себя, ненависти и призрению к жизни, идеализации смерти и суицидальным тенденциям.
Франкл. Идея самоубийства противоположна постулату, что жизнь при любых условиях полна смысла для каждого человека. Но сама идея самоубийства, возможность выбрать его, бросить вызов самому себе - отличает людей от животных. Человек, которому свойственна осмысленность существования, свободен в выборе своего бытия. Однако при этом он сталкивается с ограниченностью на трех уровнях: терпит поражения, страдает, должен умереть. Поэтому главная задача в жизни научиться жить перенести все страдания. Ф. Относился к самоубийству с сожалением и настаивал, что ему нет законного нравственного оправдания.
Шнейдеман.
Первый танатолог. Создал типологию людей, играющих, часто сознательную, роль в приближении смерти:
q Искатели смерти, намеренно расстающиеся с жизнью, сводя возможность спасения к минимуму
q Искатели смерти, намеренно приближающие ее (тяжелобольные, отказывающиеся от лечения, отключающие себя от систем жизнеобеспечения).
q Игроки со смертью, где жизнь - это ставка, а возможность выживания имеет небольшую вероятность.
q Одобряющие смерть. Не стремятся активно к ее приближению, но не скрывают суицидальных намерений.
Выделил три типа суицида:
q Эгоистические
В их основе интрапсихический диалог, конфликт между частями Я, внешние обстоятельства играют дополнительную роль. Например, самоубийства психически больных людей.
q Диадические
Их основа - нереализованные потребности и желания, относящиеся к близкому человеку. Внешние факторы доминируют, делая этот поступок мктом отношения к другому.
q Агенеративные
Причина - желание исчезнуть из-за утраты чувства принадлежности к поколению или человеку. Например, суициды в пожилом возрасте.
В последних работах он подчеркивал важность "душевной боли", лежащей в основе суицидального поведения. Он возникает из-за фрустрации таких потребностей, как потребность в принадлежности, достижении, автономии, понимании.
LI 3.9.25