Одной из самых больших ошибок которую может совершить начинающий исследователь Юнгианства это рассмотрение наследия Юнга как «еще одной философской школы».
При таком подходе основные понятия юнгианства постепенно превращаются в абстракцию и лишаются своего жизненного наполнения. Нельзя забывать, что ключевое прозрение Юнга – знание о том что психика столь же реальна как материальный мир – это не просто еще одна философская идея. Это данность, которая при определенных условиях становится реальным опытом. Все концепции Юнга соответствуют живой и крайне заряженной реальности души.
Чтобы понять красоту этой идеи – мы рекомендуем следующую практику. Наблюдая за своими друзьями и знакомыми в разных ситуациях и коллизиях – спрашивать себя – а кто сейчас это говорит в нем или в ней? Как правило мы привыкли считать, что всегда имеем дело с Эго – основной и монолитной личностью. Но так ли это? Эго лишь центр сознания, который время от времени захватывает один из автономных комплексов. Когда вы хорошо знаете человека вы можете наблюдать разные грани его психики. Вот например, говорит персона, роль, которую он или она очень хочет сыграть, отождествится с чем то таким простым, даже элементарным, что становится болезненным в этом отождествлении. А сейчас – это уже Тень, «демон» незримо для эго оспаривающий позиции сознания». А в следующий момент это может быть Капризная Анима или догматичный и несгибаемый Анимус, или Великая мать и Великий отец, трикстер.
Это главные силы которые мы можем научится узнавать после непродолжительной практики наблюдения. По мере углубления, мы можем различать среди них множество других подсил. Важнейшее и непонятое понятие юнгианской психологии – интроэкция. Сколько интроэктов мы носим? Сколькие интроекты говорят в нас? Встречаясь с значимым другим человек сам того не замечая интроецирует этого другого, или по крайней мере ту часть, фрагмент, комплекс, которым другой был повернут к нему. Основные интроекты – отец, мать, брат – чаще всего влияют на нас на протяжении всей жизни (если конечно мы не проходим анализ до трансформации) но существует множество перефирийных интроектов.
А бывает и так что устами другого Говорит Самость. Это совершенно особая ситуация, в которой трансцендируются границы и пределы. Часто такими выразителями Самости становятся Адепты сами продвинувшиеся глубоко. Например, в биографии Юнга мы знаем множество примеров, когда оказавшись в незнакомом обществе он начинал сходу придумывать историю жизни которая оказывалась историей одного из собеседников. Поэтому так важно взаимодействие с реальными носителями традиции, прошедшими на этом пути дальше чем мы. Но иногда Самость говорит устами другого, невольно констелирующего послание Самости. Этот другой мог просто зазеваться и вообще не думать о том, что и зачем он сказал и почему, но его слова или образы, оказываются троектратным разрешающим Амен. Поэтому не всегда Самость должна проявляться «из бури и огня». Чаще это тихий шепот ветра который мы не слышим поскольку наш собственный шум не позволяет прислушаться. Как спел старина БГ – «В кого ты стреляешь, ведь кроме Бога здесь никого нет». Это позиция пантеизма но она же – позиция предельного психологического реализма.