СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЯКОВЛЕВ (1902-1944), ПОГИБ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ05-12-2025 15:25к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Андрей Владимирович Яковлев. Фотография 1924 г.
Андрей Владимирович Яковлев (1902-1944), советский художник-авангардист, живописец, график, художник театра, занимался монументальной росписью. Участник Гражданской войны (1918-1921). В 1922-1924 гг. учился в Петроградских художественно-промышленных мастерских, бывшего Общества поощрения художеств. С 1925 года работал ассистентом в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУКе) у Павла Андреевича Мансурова (1896-1984), известного художника-авангардиста. В 1930-е годы Яковлев работал по договорам театральным художником в ленинградских театрах и оформил несколько оперных постановок. С 1935 года в Эрмитаже рисовал таблицы и карты. В начале Великой Отечественной войны Яковлев был призван в армию. В декабре 1944 годя погиб на фронте, убит разрывом снаряда. Пропали все его работы, оставленные в бомбоубежище Эрмитажа.
Андрей Владимирович Яковлев родился 14 января 1902 года в Петербурге в семье известного ученого-химика. В 1910-1918 гг. учился в частной гимназии.
Художник В.В. Милютина: «Яковлев рисованием занимался у опытного педагога. Дома брал уроки игры на рояле. В мастерской «Поощрения» (Общества поощрения художеств), где мы учились в 1922 году, рисуя, часто пел саратовские частушки, русские народные песни, сохраняя характер интонирования и говор различных областей. А когда мы вместе делали декорации для самодеятельных оперных спектаклей, мог сыграть и пропеть едва ли не все эти оперы целиком».
А.В. Яковлев (1902-1944). Три женщины. Конец 1920-х гг. Бумага, тушь, перо,
цветные карандаши. 26,8 х 15,5 см. Московский музей современного искусства,
ул. Петровка, 25.
Художественно-производственные мастерские, позднее Художественно-промышленный техникум,
в 1992 г. переименованный в Ленинградское художественное училище им Н.К. Рериха.
В 1918 году Яковлев вступает добровольцем в Красную Армию. Воюет на Севере, в Карелии, в Донбассе. Три раза был ранен и контужен. В 1921 году после демобилизации возвращается в Петроград.
В 1922 году Яковлев поступает в художественно-производственные мастерские бывшего Общества поощрения художеств.
В. Милютина: «Помню Демидов переулок, дом №6. Длинный узкий двор, мрачные ворота, мрачное здание когда-то здесь была Демидовская пересыльная тюрьма. В этом не радующем глаз помещении в 1922 году устроили мастерские. Внизу помещалась литография, там стучали станки, на них работали довольно известные уже тогда художники Н. Альтман, Г. Армянов, Б. Цехановский. Наши голодные работяги могли иной раз у них что-то подработать. Преподавали нам мастера с именами теперь забытыми, а тогда много выставлявшиеся, немолодые люди, трудно справляющиеся с тяготами быта. Они не имели последовательной системы преподавания, сначала удивлялись, потом гордились тем, что кто-то из нас поступил в Академию художеств».
А.В. Яковлев (1902-1944). Обнаженная. Конец 1920-х гг. Бумага, свинцовый карандаш.
30 х 18 см. Картинная галерея «Миракль», Москва.
М. Димкова-Епифанова: «Как выделялся Андрей из всех нас учеников А.Ф. Белого, и необычным обликом и исключительной работоспособностью. Я помню индивидуальную выставку его работ в мастерской. Все у него жило, двигалось, краски горели».
К. Нелиус: «Высокий, стройный, смуглый, с черными прямыми волосами, часто торчащим хохолком, весьма экспансивный, он был похож на индейца, чем мы и воспользовались для маскарада в Академии. Часами любил смотреть книги по искусству, но мог изображать из себя «хулигана», ходить в ярко-красной рубахе-косо-воротке, в пальто нараспашку и немыслимой кепке набекрень... Работал со страстью, рисовал на том, что попадало под руку, на клочке бумаги, на обоях, на стене».
В. Милютина: «Одевался он занятно: то доставал где-то голубую матросскую робу, то выворачивал серой шерстью наружу козлиный полушубок и разгуливал в нем, покуривая белую тоненькую трубочку».
А.В. Яковлев (1902-1944). Красотка. Начало 1930-х гг. Бумага, карандаш. 30 х 20 см.
Дом Мятлевых в С.-Петербурге-Ленинграде со стороны Исаакиевской площади, в котором в 1923-1926 гг.
располагался Институт художественной культуры.
В 1924 году, после преобразования мастерских в Государственный художественно-промышленный техникум, где была введена строгая программа, Яковлев, не приняв академизма, посещает только те занятия, которые его интересуют.
В. Милютина: «В течение одного учебного года приходил в технику чтобы рисовать живую натуру. "Учитесь, учитесь, говаривал он не редко, а я порисую"»,
В 1925 году Яковлев переходит в Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК) ассистентом к Павлу Андреевичу Мансурову (1896-1984), известному художнику-авангардисту. А директором института все эти годы был К.С. Малевич. В августе 1928 г. Павел Мансуров поехал в командировку от Всесоюзного общества культурных связей с заграницей для устройства персональной выставки в Италии, откуда в Россию не вернулся. В ГИНХУКе Яковлев пробыл довольно долго и вынес многое для себя «умение работать над линейными, фактурными композициями, любовное отношение к технологии обработки холста, доски, материала вообще».
Павел Мансуров. Париж, 1930-е гг.
А.В. Яковлев (1902-1944). Две лошади. Начало 1930-х гг. Бумага, карандаш. 29,5 х 20,5 см.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
Вторая половина 1920-х гг.
Яковлев существует на случайные заработки, оформляет массовые спортивные соревнования, устанавливает радио-точки в квартирах, переводит с английского технические статьи, несколько лет работает на заводе «Красный треугольник» и на фабрике «Пролетарская победа».
Т. Бруни: «Об Андрее Яковлеве трудно сказать «два слова», о нем надо писать книги. Живи он веком раньше мог бы стать героем Байрона, Пушкина. Это был человек фантастически и богато одаренный. Прекрасный музыкант, он нередко импровизировал в четыре руки с моим отцом (композитором Г.Ю. Бруни). Часто бывал у нас дома, разыгрывал настоящие спектакли - изображал всех, кто жил в нашей огромной коммунальной квартире: режиссеров, водопроводчика, обезьян, толстую старую собаку, которая кряхтя сворачивается у ног. Абсолютно верилось, что пес толстый и неповоротливый, тогда как Андрей в жизни двигался удивительно легко Пластично. Портреты людей были на редкость меткими и никогда не оскорбительными».
А.В. Яковлев (1902-1944). Тосин кот. Начало 1930-х гг. Бумага, литография, карандаш.
30 х 21,1 см. Картинная галерея «Миракль», Москва.
В.Милютина: «Однажды в компании, собравшейся у сестер Шохор-Троцких, когда Ираклий Андроников "исчерпался" и умолк, Андрей изобразил нечто такое новое и так ярко, живо, что "победу" пришлось признать за ним. Представить он мог не только человека или зверя, но даже и машину, и это было уж совсем удивительным. Но он не всегда "гистрионил", мог долго говорить о вещах очень грустных, и его печальные повествования запомнились на полвека».
Т.Бруни: «Непомерная душевная щедрость также была одним из его талантов, она прокладывала ему путь в сердца людей. Любой совет Андрея подсказывал выход из кажущегося тупика, необыкновенно острый глаз его видел "все" в чужих работах (как и в собственных). Убеждена, что он не отдавал себе отчета в масштабах своего дарования. Лишь единицы имен могу поставить с ним в один ряд. Совершенно не рвался к славе, к известности. Я помню его всегда с карандашом в руке, по-моему, он не рисовал только тогда, когда спал».
А.В. Яковлев (1902-1944). Отъезд на охоту. Начало 1930-х гг. Картон, акварель, гуашь. 22,5 х 35,4 см. Частное собрание.
В. Милютина: «Он не кончал художественный ВУЗ, не выставлялся, отказывался вступать в художественные объединения, и даже позднее в Союз художников. Везде и всегда был поглощен рисованием и живописью. Ходил с толстой пачкой бумаги за пазухой. Тут и казенные дореволюционные бланки из Главной палаты мер и весов (где служили его родные), полосы газетного срыва, а то и амбарная книга, разлинованная под "дебет" и "кредит". Покупная бумага стоила слишком дорого, да и просто ему так нравилось. Рисовал чем придется: свинцовым карандашом и плоским столярным, прессованным углем, кистью, щетиной, спичкой, папиросой. Линия, пятно, тушевка, растирка пальцами все скомпоновано в лист точно, неожиданно. Он говаривал: "Всегда вижу все насквозь, всегда чувствую, что там сзади". Особенно любил рисовать лошадей.
Однажды на рынке с полчаса простоял перед клеенкой с изображением ветвистого оленя на скале. Говорил о наивном рисунке с умилением и восторгом. Портреты своих друзей делал иногда во много раз больше натуральной величины. Чаще по памяти. В смешанной технике писал композиции: «Охота на кенгуру», «Кавказские сюжеты», «Башни Сванетии», виденные во время путешествия на горные перевалы в 1932 году. Детским карандашом исполнил серию «Батуми» - море с одной и той же точки от восхода солнца до заката; в шутку – «Лев лег на стекло, а я его рисую». Иногда одна и та же тема держалась у него неделями, даже месяцами все искал и искал идеальную линию. Сделает сто, двести рисунков - оставит штуки три. Если лист подпишет, значит признает, можно подарить. Прочие же должны быть уничтожены. Ценность работы определялась компоновкой в лист (или холст) или построением».
А.В. Яковлев (1902-1944). Отъезд на охоту. Фрагмент (1). Начало 1930-х гг.
Картон, акварель, гуашь. 22,5 х 35,4 см. Частное собрание.
А.В. Яковлев (1902-1944). Отъезд на охоту. Фрагмент (2). Начало 1930-х гг.
Картон, акварель, гуашь. 22,5 х 35,4 см. Частное собрание.
1930 г.
Композиция «Партизаны» приобретена Музеем Революции в Ленинграде. Совместно с В.В. Милютиной пишет два панно. В. Милютина: «Большая группа студентов географического факультета по собственной инициативе образовала при Центральном государственном географическом музее "МКО" - Методический отдел. Вдохновителем и организатором отдела был студент геофака Константин Осипович Воробьев. МКО предоставили одиннадцать комнат в красивом здании бывшего дома графов Бобринских на Галерной (ныне Красной) улице. Я тогда тоже училась, только не в университете, а в Академии художеств, но меня пленила "одержимость" Кости Воробьева и его друга по факультету Кости Ратнера, и мне тоже захотелось поработать в МКО. Отдел научных зарисовок МКО я взяла фактически в свои руки. Кроме того, мне захотелось сделать художественно привлекательной небольшую комнату, своего рода переднюю перед залами, где разместилась экспозиция материалов МКО, создать к ним как бы «увертюру». Так как вопросы развития советского туризма тоже входили в круг интересов и задач методотдела, то я решила посвятить такой теме роспись, исполнить нечто крупное, хотелось "размаха"!
К работе над росписью я привлекла Андрея. Две противоположные стены комнаты мы расписали с пола до потолка клеевыми красками по штукатурке, в поверхность были вмонтированы выпуклые рельефные детали. На одной стене мы изобразили «Туризм советский» - красивые, загорелые туристы держат в руках стяг ОПТЭ (Организация пролетарского туризма и экскурсий); за ними ввысь поднимались залитые лучами солнца великолепные здания, сверкающие окнами заводы. Архитектурная фантазия небывалой роскоши! Иначе решили мы тему «Туризм буржуазный» на другой стене – тут красовались толстый господин в канотье и пышная дамочка, эффектный охотник и глупая девчонка, позирующая фотографу на фоне искусственного водопада; наконец, шикарный бар на вершине скалы... Расписали. И усомнились - не понравится ли изображение "низменными инстинктами" кому-нибудь из "неподготовленных"? Все решено было оставить без изменений, как есть. Вскоре в помещении появились новые хозяева. И от нашей росписи не осталось и следа...»
А.В. Яковлев (1902-1944). Буржуазный туризм. Фрагмент росписи стены в Географическом музее
Ленинграда. 1929 г. Гуашь, клеевая краска. Не сохранилась.
1932 год
А.В. Яковлева избирают в члены Горкома художников. Работает по договорам, как исполнитель декораций в театрах Ленинграда.
1933-1940 гг.
А.В. Яковлев делает по эскизам В.В. Милютиной оформление опер: «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Виндзорские проказницы» Отто Николаи, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.
В. Милютина: «В свое живописное воплощение эскиза он вносил иной раз то, чего там не было. В результате же получалось то, о чем мечтал художник-автор».
Т. Бруни: «До войны я оформила в Театре комедии скрибовскую "Лестницу славы". Андрей писал монохромные задники, изображавшие место действия. Выполнены они были в духе книжной иллюстрации времен Гаварни с таким блеском и чувством стиля, что меня, автора этих эскизов, положил на обе лопатки».
А.В. Яковлев (1902-1944). На перевале. 1932 г. Картон, акварель, гуашь. 20 х 28,3 см.
Картинная галерея «Миракль», Москва.
Т. Бруни: «Помню его авторскую работу «Васса Железнова» для самодеятельного спектакля Дома культуры имени Газа (Андрей, великий насмешник, называл его клубом Клары Газуль). Там не было ничего нового в смысле оформительского приема, какой-то новой конструкции. Необходимо учесть, что в предвоенные годы не допускалась театральная условность. Старались все "приблизить к жизни". Без этого не понять, почему это была просто комната. Очень строгая цветовая гамма, серая, с легкой зеленью у потолка и в углах, старомодная мебель в мягких светло-серых чехлах. Белые резные карнизы. Большой фикус. Н.П. Акимов говорил, что верх мастерства художника умение нарисовать стул так, чтобы, глядя на рисунок, можно было разрыдаться. Андрей мог так нарисовать обычный стул. Это реализм глубокий, простой и выразительный до предела. Было в его работе почти начисто теперь утерянное качество: лаконизм».
А.В. Яковлев (1902-1944). На перевале. Фрагмент (1). 1932 г. Картон, акварель, гуашь. 20 х 28,3 см.
Картинная галерея «Миракль», Москва.
1941 г
22 июня 1941 года. Начало войны застает Яковлева за работой для Театра им. Ленинского комсомола. Не мобилизованный из-за давних контузий на Гражданской войне, готовит к эвакуации экспонаты Эрмитажа (где он с 1935 рисовал таблицы и карты).
А.В. Яковлев (1902-1944). На перевале. Фрагмент (2). 1932 г. Картон, акварель, гуашь. 20 х 28,3 см.
Картинная галерея «Миракль», Москва.
В октябре 1942 года все-таки Яковлев был призван в армию. Выпало снова воевать на Севере.
В декабре 1944 годя Андрей Яковлев был убит разрывом снаряда. Пропали все его работы, оставленные в бомбоубежище Эрмитажа. Осколками шрапнели изорваны те, что хранились у Милютиной. Остальное сожгли неизвестные.
А.В. Яковлев (1902-1944). На перевале. Фрагмент (3). 1932 г. Картон, акварель, гуашь. 20 х 28,3 см.
Картинная галерея «Миракль», Москва.
В. Милютина: «В двух письмах ко мне, уже с фронта, Андрей говорил про обязанность художника в военное время работать за двоих, призывал меня изобразить то, что я видела в дни блокады. Я постаралась исполнить это, как могла».
ИСТОЧНИКИ
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Москва,
Издательство «Галарт», 2008 г. Стр. 480-485.
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. Стр. 177-179, 306, 323.