• Авторизация


5 ИСТОРИЙ О КАЗИМИРЕ МАЛЕВИЧЕ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПОНЯТЬ И ПОЛЮБИТЬ ЕГО 03-12-2025 15:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1 (629x700, 131Kb)
Казимир Малевич. «Автопортрет», 1910–1911 годы. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург © Public domain

Казимира Малевича привыкли сводить к одному «Черному квадрату» и шуткам о нем. Но за этим стереотипом стоит человек, который от вдохновения терял сон и аппетит, владел приемами традиционной живописи, много шутил и всерьез написал трактат в защиту лени. Давайте знакомиться с этим Малевичем.

ОН БОЛЕЛ ИСКУССТВОМ

2 (607x700, 110Kb)
Казимир Малевич. «Супрематизм (supremus № 56)», 1915–1916 годы.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

«Меня переносит в бездонную пустыню, где ощущаешь творческие пункты вселенной кругом себя» — так Казимир Малевич описывал свои ощущения от супрематических полотен через год после их создания. А в 1915-м, когда «Черный квадрат» только был написан, он не мог найти слов, чтобы формулировать суть своего художественного озарения. Он вообще неделю не мог ни спать, ни есть, ни говорить.

Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. Х, м. 79.5 х 79.5 см. 1915 г. ГТГ (698x700, 748Kb)
Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915 г. Холст, масло. 79,5 х 79,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Идея «Черного квадрата» родилась еще в 1913 году, в эскизах декораций к опере «Победа над Солнцем». Но момент, когда Малевич перенес этот образ на холст и осознал его как новый тип живописи, стал для художника таким потрясением, что он заболел. Вдохновением его ударило, как током.

ОН УМЕЛ ПИСАТЬ КАРТИНЫ ТАК, КАК НЕ УМЕЛ ПЯТИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК

3 (700x525, 168Kb)
Казимир Малевич. «Сестры», 1930 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
© Public domain

«Черный квадрат» Малевич написал не потому, что не умел написать ничего другого, а потому, что так решил. Он отлично знал историю живописи, в его наследии есть картины, отсылающие к иконописи, искусству Возрождения, полотнам импрессионистов.

Картины с узнаваемыми образами реального мира Малевич писал и до, и после «Квадрата». Он даже пошел на мистификацию, чтобы убедить всех, что его творческая эволюция началась с импрессионизма. В 1930-х годах написал серию импрессионистических полотен и датировал их началом 20 века, чтобы никто не сомневался: Малевич вышел из Моне и Сезанна.

ШУТИЛ ОН ТАК ЖЕ ВДОХНОВЕННО, КАК РИСОВАЛ

4 (565x700, 159Kb)
Казимир Малевич. «Портрет Уны», 1932 год. Музей современного искусства, Стокгольм
© Public domain

Однажды Малевич, бедный, непризнанный и голодный, шел по Москве и наткнулся на похоронную процессию. В последний путь провожали маленькую девочку, за гробом шли безутешная мать и еще двое маленьких детей. И вдруг Малевич понимает: это же его первая жена, его дети, хоронят его младшую дочь. «Эх, почему я не передвижник? Тема, тема-то какая для картины!» — восклицал Малевич, пересказывая историю коллеге Ивану Клюну. Клюн был потрясен.

К счастью, в первом браке Малевича было только двое детей, никакой младшей дочери. Всю эту историю он выдумал. Потому что Клюн был очень доверчив. И потому что Малевичу надоело просто теоретизировать о том, насколько несовременны передвижники, охотящиеся за слезоточивыми сюжетами.

Третий ребенок родился во втором браке Малевича. Девочку назвали Уна. Это сокращение от «Уновис» («Утвердители нового искусства») — творческого объединения, основанного Малевичем. Получается, с дочкой тоже пошутил.

ОН УМЕЛ ДОБИВАТЬСЯ СВОЕГО

5 (700x699, 179Kb)
Казимир Малевич. «Утро после вьюги в деревне», 1912 год.
Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк © Public domain

В 1927 году в Польше и Германии прошли выставки Малевича. Художник стремился побывать на своих заграничных выставках лично, но из страны его не хотели выпускать. Ссылались на то, что у молодого государства нет денег на билеты. Тогда Малевич отправил в Главнауку письмо. Он просил отпустить его в Европу и подробно объяснял, как доберется туда пешком: выйдет из Ленинграда 15 мая и будет в Париже к 1 ноября. Абсурд произвел впечатление на чиновников — поездку Малевича оплатили.

И представление того стоило. «Слава льется как дождь», — писал Малевич домой о том, как его принимают.

Немецкий художник и кинорежиссер Ханс Рихтер, который помог Малевичу продать картину «Утро в деревне» во время европейских гастролей, так описал его: «Внешняя неуклюжесть и его (русский) способ выражаться были, скорее всего, чем-то вроде шубы, под которой очень целенаправленно действовали чрезвычайно живой дух и невероятная бодрость».

ОН ЗАВЕЩАЛ НАМ ЛЕНИТЬСЯ

6 (598x700, 152Kb)
Казимир Малевич. «Портрет ударника (краснознаменец Жарновский)», 1932 год.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Казимир Малевич написал целый трактат под названием «Лень как действительная истина человечества». Во времена, когда все вокруг прославляли трудолюбие, он заявил, что не согласен с лозунгом «Лень — мать всех пороков».

Малевич говорит, что лень не просто приятна сама по себе и является мечтой человечества, а еще и мотивирует человека трудиться. Ведь тот, кто славно потрудится, сможет предаться лени в будущем. Художник объясняет, почему люди стремятся копить деньги: «…рубль сам по себе не что другое, как кусочек лени. Кто их больше соберет, тот больше будет в блаженстве лени». По мнению Малевича, лень нужно не клеймить, а стремиться к ней изо всех сил.

ИСТОЧНИК

5 историй о Казимире Малевиче, которые помогут понять и полюбить его


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 5 ИСТОРИЙ О КАЗИМИРЕ МАЛЕВИЧЕ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПОНЯТЬ И ПОЛЮБИТЬ ЕГО | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»