Артур Владимирович Фонвизин с кистями. Фотография 1962 г.
Артур Владимирович Фонвизин (1883–1973) – выдающийся мастер акварельной живописи, оставивший значительный след в истории отечественного искусства. Его произведения отличает уникальный стиль, основанный на свободе цветового выражения и выразительности графической линии.
В его творчестве нашли отражение различные жанры:
Портреты – от театральных звезд до интимных автопортретов;
Пейзажи и натюрморты, в которых мастер воплотил гармонию природы;
Цветочные композиции – центральная тема его творчества;
Сюжетные композиции, среди которых особое место занимают цирковые сцены;
Книжная иллюстрация, где художник работал над произведениями русских и зарубежных авторов.
Фонвизин был признанным новатором в сложнейшей технике акварели, в которой достиг подлинного эстетического совершенства. Его живопись поражает артистической свободой, богатством цветовых решений и пластичностью формы.
Артур Владимирович Фонвизин. Фрагмент семейной фотографии 1946 г.
По акварелям Артура Фонвизина трудно догадаться, насколько сложной была судьба художника. Детство в глубинке, отчисление из училища, бедность, клеймо формалиста, критика, голод, ссылка, болезни. Несмотря ни на что, художнику удавалось сохранять присутствие духа и осознание уникальности собственного творческого пути. Вопреки, а быть может, и благодаря всем трудностям, работы Фонвизина всегда наполнены радостью и светом, и именно за это они ценятся коллекционерами. Женщины высшего общества советской эпохи просто преклонялись перед ним, честно и реалистично писавшим то, что он видел. Его волшебными принцессами теперь были Бабанова, Зеркалова, Глизер, Богуславская, Левитина, Тихомирова, Плисецкая…
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет дамы в розовом. 1954-1956 гг. Бумага, акварель.
78,5 x 63,5 см. Калужский музей изобразительных искусств.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Аллы Беляковой. 1955 г. Бумага, акварель.
WordPress.com.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет в красном. 1954 г. Бумага, акварель. 66 х 51 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет девушки в красном. 1955 гг.
Бумага, акварель. 65 х 50 см. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирк. Лошадь с чёрной гривой. 1954 г.
Бумага, акварель. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирк. Мисс Заира. 1954 г. Бумага, акварель. 38,1 х 29 см.
Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Still Life. 1954 г. Бумага, акварель.
Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Красные гладиолусы. 1954 г. Бумага, акварель. 55,8 х 43,8 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Роза в бокале. 1955 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Ваза с цветами. 1955 г. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Большой букет. 1955 г. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Натюрморт с розами. 1955 г. Бумага, акварель.
43,6 х 32,7 см. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Белые розы. 1955 г. Бумага, акварель.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекционер литературы и искусства Николай Харджиев говорил об акварелях Артура Фонвизина: «Его искусству присущ ритм юношеской походки. Не удивительно, что оно так легко перешагнуло через столетие его жизни».
Этот ритм узнается в его ранних работах, показанных на легендарных выставках «Голубой Розы», «Золотого руна», «Мира искусства»… Но странность в том, что «шаг» Фонвизина со временем не только не становится тяжелее, а, напротив, обретает воздушную легкость. В 47 лет он перешел от живописи маслом к акварели.
Слухи об этом из советской Москвы дошли до его приятеля Михаила Ларионова в Париже. И Ларионов написал старому другу, однокашнику по Московскому училищу ваяния и зодчества: «Артур, ты, кажется, сошел с ума. Акварель - это же баловство. Подумай, на что ты будешь жить?»
Артур Владимирович не сошел с ума. Он влюбился и женился на художнице Наталии Малкиной. А жил с семьей в коммуналке, в комнатке, единственное окно которой выходило на кирпичную стену, рисовал для детских журналов «Зорька», «Пионер», работал для лучшего тогда издательства Academia, которое выпускало классику.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет искусствоведа Михаила Алпатова. 1956 г.
Бумага, акварель. Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет архитектора Льва Руднева. 1956 г. Частное собрание.
В некоторых источниках иногда неправильно указывают, что это автопортрет. Портрет архитектора
Льва Руднева опубликован в альбоме-монографии «Я посылаю вам портрет», М., 2012 г., стр. 43.
А.В. Фонвизин (1883-1973). М.М. Плисецкая в партии Черного лебедя. 1956 г.
Бумага, акварель, гуашь. 75 х 53 см. Государственный Центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет А.М. Беляковой в лиловом платье. 1956 г.
Бумага, акварель. 64 х 44,9 см. Ярославский художественный музей.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет А.М. Беляковой в образе Леди Гамильтон. 16 июля 1957 г.
Бумага, акварель. 70 х 51 см. Российская Академия художеств, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет А.М. Беляковой в шляпе. 1957 г.
Бумага, акварель. 57,5 х 38,4 см. Ярославский художественный музей.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Обнаженная. 1957 г. Бумага, акварель. 51 х 35 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет балерины М.В. Колпакчи. 1956 г.
Бумага, акварель. 64,2 х 44 см. Калужский музей изобразительных искусств.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет балерины Риммы Клавдиевны Карельской. 1957 г.
Бумага, акварель. 65,1 х 44,2 см. Государственный исторический музей, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Солистка балета Большого театра А. Богуславская. 1957 г.
Бумага, акварель. 65 х 44,5 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»,
Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Букет в синей вазе. 1956 г. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Розы. 1956 г. Бумага, акварель. Открытка.
В истории акварельной живописи в России, пожалуй, не было другого художника, внесшего такой огромный вклад в её развитие, как Артур Фонвизин. До него, как, впрочем, и после, никто не мыслил и не работал столь свободно, легко, самобытно. И даже несмотря на то, что Фонвизин воспитал своих учеников, никому из них не удалось достичь такого качества, такой свободы, которые были в листах мастера. Казалось бы, секрет изобразительного языка Фонвизина прост и ясен: берёшь лист бумаги, смачиваешь его водой и начинаешь наносить мягкой крупной кистью мазки краски, позволяя ей свободно растекаться по листу. Потом кое-где подправляешь ещё влажный лист тампоном, наносишь новые мазки, добиваясь проявления образа или сюжета, а затем уже по совсем просохшему листу уточняешь рисунок полусухой кистью.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет молодой женщины. 1958 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Аллы Беляковой в образе Кармен. 1959 г.
Бумага, акварель. 65,5 х 48,2 см. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет с распущенными волосами. 1959 г. Бумага, акварель.
45 х 38 см. Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Майя Плисецкая в роли Хозяйки Медной Горы,
балет «Каменный цветок» С. Прокофьева. Начало 1960-х гг. Бумага, акварель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Галина Вишневская в роли Наташи Ростовой.
1960-1962 гг. Бумага, акварель. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Всадница с плюмажем. 1956 г. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Наездница в голубой пачке с красным седлом.
1956 г. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирк. Наездница в лиловом. 1958 г. Бумага, акварель. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирк. Амазонка в сером. 1959 г. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Флоксы с рюмкой. 1957 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Нарциссы с голубой кружкой. 1958 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Гурзуф. Домик Чехова. 1960 г. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Автопортрет. 1952 г. Бумага, акварель. ВКонтакте.ру.
Это очевидно любому внимательному зрителю. Однако все попытки повторить фонвизинский прием почему-то оказываются тщетными! У всех почти сразу наступает какой-то ступор; вещи теряют живость и темп, в них пропадает сиюминутность, свежесть впечатления, лёгкость дыхания и спонтанность. Даже лучшие ученицы мастера, такие как Алла Белякова и Вера Яснопольская, не смогли добиться этого ощущения непосредственности и лёгкости в работе акварелью.
Возможно, только Анатолий Зверев, художник совсем другого склада, но тоже экспрессионист по своему мироощущению, мог достичь схожего состояния в акварельных работах, хотя разница творческих методов здесь очевидна: если Зверев - экспрессионист мощный, ташистского толка, то Фонвизин - лирик, поэт, вдохновенный импровизатор.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет неизвестной. 1960-е гг. Бумага, акварель.
43,6 х 32,1 см. Ярославский художественный музей.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет артистки В. Караваевой. 1960-е гг.
Бумага, акварель. 63,5 х 45 см. Ульяновский областной художественный музей.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет оперной певицы Раисы Гайсовны Биляловой.
1962 г. Бумага, акварель. 74,8 х 53,2 см. Государственный исторический музей, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет А.П. Огнивцева в партии Мефистофеля в опере «Фауст».
1960-е гг. Бумага, акварель. 65 х 49 см. Музей Государственного академического Большого театра.
А.В. Фонвизин (1883-1973). На балу. 1960-е гг. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирк. Стоящая наездница на вороном коне. 1960-е гг.
Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирк. Наездница. Из Золотой серии «Промокашки».
1960-е гг. Бумага, акварель. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Тюльпаны в зелёной вазе. 1960-е гг. Бумага, акварель.
Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Натюрморт с гранатами. 1960 г. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Два кувшина. 1962 г. Бумага, акварель.
Путь к акварели у Артура Фонвизина был непростым. Начинал он как изысканный, утонченный мастер в духе графиков объединения «Мир искусства». Вскоре сблизился с символистами «Голубой розы», позже присоединился к религиозно-космическим исканиям объединения «Маковец». Пробовал себя, не слишком удачно, в масляной живописи, занимался иллюстрированием книг и журналов, которое приносило скорее заработок, а не удовлетворение, и только обратившись к технике письма акварелью Артур Фонвизин полностью нашёл себя и реализовался как уникальный, ни на кого не похожий художник.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет балерины Марины Семёновой в роли Жизели. 1936 г.
Бумага, акварель. Первое исполнение роли Жизели на сцене Большого театра было 18 апреля 1934 г.
Небольшое дополнение к биографии М. Семёновой. Марина Тимофеевна Семёнова (1908-2010) - советская российская артистка балета, балетный педагог. Герой Социалистического Труда (1988). Народная артистка СССР (1975). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941) и Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2004). До 95 лет преподавала в Большом театре. Умерла в возрасте 102 года.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Майи Плисецкой. 1963 г. Бумага, акварель.
83,5 х 45 см. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет оперной певицы Галины Васильевны Олейниченко.
1964 г. Бумага, акварель. 64,5 х 43,7 см. Государственный исторический музей, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет актрисы Н.И. Слоновой. Бумага, акварель.
WordPress.com.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Екатерина Гельцер в балете Р. Глиэра «Красный мак».
Бумага, акварель. Название балету дано по имени главной героини Тао Хоа,
что означает «красный мак».
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет советского поэта Николая Тихонова. Бумага, акварель. 64,5 х 63,8 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет актера Николая Олимпиевича Гриценко в роли Дон Жуана.
1964 г. Бумага, акварель. 59,7 х 45,5 см. Государственный исторический музей, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет народного артиста РСФСР
и режиссера Бориса Толмазова. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет известного актёра Евгения Самойлова,
отца актрисы Татьяны Самойловой. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет актрисы Татьяны Самойловой. 1963 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Берег реки. 1960-е гг. Бумага, акварель. 37 х 43,5 см. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Деревня Пирогово. Начало 1960-х гг. Бумага, акварель. 44 х 39 см.
Собрание Сергея Александрова.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Пейзаж с дамой. Бумага, акварель.
Если самые первые шаги Фонвизина в акварели были робкими, неуверенными, то позже, уже выработав новые принципы отношения к живописной поверхности и художественным материалам, он начинает понимать, что лёгкость, текучесть красок, их прозрачность можно обратить в новое, никем до него не использованное качество. В конце концов, можно писать и вовсе водой, чуть подкрашенной акварелью. Неожиданная догадка позволила Фонвизину сразу же вывести работы на такой уровень качества, что впоследствии он никогда не опускал поднятой им самим планки. Рассматривая листы, созданные им за сорок лет, понимаешь, что довольно сложно отнести их к какому-то определённому временному периоду: они практически не поддаются точной датировке — настолько ровно и качественно писал Артур Фонвизин на протяжении всей своей творческой жизни.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет балерины Майи Плисецкой. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Пейзаж с обнаженной (Леда и лебедь). Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973) и А.М. Белякова (1914-2006). Грустная балерина.
2-й вариант. 1962 г. Бумага, цветная автолитография. 37,5 х 23 см.
Забайкальский краевой художественный музей, г. Чита.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет ученицы Веры Яснопольской. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет ученицы Евгении Резниковой. Бумага, акварель.
А. фон Визен. Сусанна и старцы. Журнал «Маковец». 1922 г. № 1.
Особое место в творчестве Артура Владимировича Фонвизина занимают циклы «Песни и романсы» и «Цирк». Работая над «Песнями и романсами», художник с юмором и иронией обыгрывает акварелью сюжеты знаменитых «жестоких» романсов, мастерски изображая уличные сцены, коляски и кареты, свидания и объяснения в любви. Но главное место в творчестве Фонвизин отводит своим знаменитым наездницам. Сколько листов на этот сюжет написал мастер, подсчитать вряд ли удастся. Известно, что эта тема занимала художника всю жизнь. Его циркачки на лошадках, как правило, изображены вне конкретной обстановки (например, на цирковой арене), а написаны на условном цветном фоне или на белом листе бумаги, чуть подсвеченном окрашенной водой. Эта невероятная сюита искрится импровизаторским даром художника. Казалось бы, ну сколько раз можно написать, не повторяясь, женскую фигурку, сидящую верхом на лошадке? А фантазия художника не знает границ: наездница то сидит на лошади, то стоит, то одета в трико, то в пачку, а то и вообще полуобнаженная! А сами лошади - разнообразной масти, в разноцветных попонах - то стоят, то гарцуют, то важно вышагивают полные грации и изящества!
А.В. Фонвизин (1883-1973). Незнакомка. Копия с картины И.Н. Крамского И.Н. Холст, масло. 75 х 100 см.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цыганка. Из серии «Песни и романсы». 1940-1950-е гг. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Расстались мы. Из серии «Песни и романсы». 1940-1950-е гг. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Лихач. Из серии «Песни и романсы». 1940-1950-е гг. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Едет к милой корнет молодой. 1959 г. Бумага, акварель. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Гость. Из серии «Песни и романсы». 1940-1950-е гг.
Бумага, акварель.
Сын Сергей Фонвизин (слева) на юбилейной выставке отца. Москва, 1957 г.
Натюрморт, как и пейзаж у Фонвизина - это всегда пиршество цвета, чистоты и свежести изображаемых цветов и фруктов, хрустальных ваз и фарфора, ландшафтов. Здесь кисть у Фонвизина стремительная, затейливая. Словно играя, брызгая красками, создавая лужицы затёков и клякс, оставляя их, не исправляя и не удаляя, художник рассыпает на белоснежной поверхности бумаги драгоценности цвета. Рассматривая эти работы, никогда не устаёшь восхищаться изысканной цветовой гармонией, скрытой музыкой текущих красок и завораживающих линий.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет бабушки Галины Кронидовны. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Зинаиды Костаки, жены коллекционера
Георгия Костаки. Бумага, акварель. 51,5 х 35 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г.
Эстимейт GBP 5.000 – 7.000 фунтов.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет актрисы Розалии Хрущевой в костюме Снегурочки.
Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет актрисы Анны Богдановой. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет певицы Анастасии Вяльцевой. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Дама в шляпке с вуалью. Конец 1940-х - начало 1950-х гг.
Бумага, акварель. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Юлия Борисова в роли Вальки в спектакле
«Иркутская история». Начало 1960-х гг. Бумага, акварель. ВКонтакте.ру.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Юлии Борисовой в роли Настасьи Филипповны.
Конец1950-х гг. Бумага, акварель. ВКонтакте.ру.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет актрисы Елены Гоголевой. 1933 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Н.Ф. Лаврентьевой. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет молодой женщины. Бумага, акварель.
Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Натальи Солодовниковой. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет дамы в шляпке, украшенной цветами.
Бумага, акварель. 42 x 34 см. Аукционный дом Егоровых, Москва, 2019 г.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Девочка с собаками. 1970 г. Бумага, акварель.
Темы и сюжеты его акварельных листов довольно традиционны: это натюрморт, пейзаж, портрет, а также серия цирковых наездниц и цикл «Песни и романсы». Но во всех этих жанрах Артур Фонвизин добивается невероятных успехов, по-новому раскрывая их специфику - и в этом тоже его определённое новаторство. Портретное творчество Артура Фонвизина включает в себя в основном женские образы, преимущественно выдающихся актрис и балерин. Большинство этих работ было написано художником в 1940–1950-е годы. Они удивительно изысканные, утончённые, но Артура Фонвизина привлекает скорее внешняя красота изображенных моделей, их блеск и великолепие. Его редко интересует психология, внутренний женский мир, но если всё же это и происходит, то создаваемые художником образы наделяются им невероятной глубиной и силой.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Женский портрет. Бумага, акварель. 36,2 х 50,6 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Женский портрет. Бумага, акварель.
Собрание Владимира Спивакова, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Нурлейсовой. Бумага, акварель. 70 х 50 см.
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Истат (Неизвестная корреспондентка). Бумага, акварель.
Наталья Гончарова однажды написала об Имасте:
«Я получала письма от неизвестной корреспондентки, которая подписывалась «Имаст». Она утверждала, что она ведьма, которая может предсказать мою судьбу, и говорила, что меня ждёт множество наград и сюрпризов. Письма были очень забавными и эксцентричными. Я никогда с ней не встречалась, но она прислала мне этот портрет через кого-то другого в качестве подарка (Это Фонвизин!!!)»
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Т. Князевской. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет неизвестной. Караганда. Бумага, акварель.
68,7 х 50 см. Аукцион Sotheby’s, 2010 г. Лот продан за $16.342 дол.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Кругликовой в опере «Царская невеста».
Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет племянницы профессора консерватории
Ю.И. Янкилевича. 1950-е гг. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет балерины Натальи Чидсон. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет балерины Нины Чистовой. Бумага, акварель.
73,7 х 52,8 см. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Галины Стрелецкой в возрасте 5 лет.
Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Галины Чаус (Стрелецкой) - дочери художницы
Е.П. Чаус. Бумага, акварель. WordPress.com.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Ордынцевой. 1970-е гг. Бумага, акварель. 57,5 х 53 см.
Томский областной художественный музей.
Артур Фонвизин на юбилейной выставке. Москва, 1957 г.
Поразительно, но Фонвизин неиссякаем в этой теме - не случайно, что уже в конце жизни он подготовил несколько эскизов с циркачками, с которых его любимая ученица Алла Белякова исполнила литографии, передающие лёгкость фонвизинской акварели. Рассматривать акварели Артура Владимировича Фонвизина доставляет огромное удовольствие. Каждый раз, возвращаясь к уже знакомым листам, приходишь в восхищение от способности художника варьировать абсолютно по-новому, казалось бы, сотню раз повторённый сюжет, вносить в него что-то особенное, что заставляет останавливаться, волноваться и испытывать восторг. Сегодня встречи с таким искусством происходят не часто, но когда это вдруг случается, то начинается праздник, счастье общения с большим, настоящим.
А.В. Фонвизин (1883-1973) и А.М. Белякова (1914-2006). Восток. Наездник.
1962 г. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Наездница. Бумага, акварель.
Собрание Владимира Спивакова, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Розовая пачка – черный хвост. 1954 г. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Наездница в цирке. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Выступление в цирке. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Полевые цветы. 1957 г. Бумага, акварель. 51 х 32,8 см.
AI Аукцион. Москва, 18.04.2014 г.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Натюрморт с букетом цветов. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Натюрморт с цветами. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Натюрморт (Цветы и фрукты). Бумага, акварель.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет балерины Большого театра Марины Семёновой. 1958 г.
Бумага, акварель.
В 1958 году в выставочных залах МОСХа состоялась персональная выставка художника, посвященная 75-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности. Фонвизин был удостоен медали на Всемирной выставке в Брюсселе за акварельный портрет балерины ГАБТ М. Семёновой.
Имя Артура Фонвизина стало знаменитым в конце XX века, в 1970 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина приобрел иллюстрации к сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Э. Т. А. Гофмана.
Артур Владимирович Фонвизин (1883-1973)
Артур Владимирович Фонвизин умер 19 августа 1973 года в Москве в возрасте 90 лет. Похоронен на Введенском кладбище.
Могила А.В. Фонвизина и Н.И. Фонвизиной на Введенском кладбище в Москве.
Картины и акварельные портреты актёров и художников, пейзажи и натюрморты Фонвизина хранятся в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Русском музее. Множество произведений хранит и периодически выставляет ученица художника Алла Белякова. Выходит море альбомов и проходят многочисленные выставки его акварелей, как будто галеристы и издатели пропустили такого блестящего художника. Вот только два из последних изданий.
1. Афиша выставка акварелей Артура Фонвизина в Самарском художественном музее. 2019 г. 2. Артур Фонвизин. Мир акварели из частных коллекций. Москва, Издательство «Виртуальная галерея», 2025 г. 150 с., ил.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 489-490, 508.
Артур Фонвизин. Я посылаю вам портрет. Альбом-монография. Авторы проекта
Леонид Лернер, Нина Китаева, Нина Пони-Подгорненская. Москва,
Издательство Артнива, Элита-дизайн, 2012 г. 240 с., ил.