Ушёл из жизни один из самых знаменитых российских художников, «один из последних титанов». 14 ноября в Париже простились с художником Эриком Булатовым. В церкви Святой Троицы прошла церемония прощания с художником Эриком Булатовым, передает корреспондент ТАСС. Ее посетили родственники, друзья и коллеги художника. Речь на прощании произнес посол РФ во Франции Алексей Мешков. Он отметил вклад Эрика Булатова в мировое искусство, сообщает корреспондент «РИА Новости». Тело художника кремируют и перевезут в Москву. Дата похорон в России еще не объявлена. В своих поисках Булатов пошел дальше авангардистов. О его уникальном стиле, культовых полотнах, о том, почему не может быть «Булатова номер два» рассказывает наш пост.
Военный дирижабль над Парижем. Французская открытка 1906 г.
Дирижабль
Эрик Булатов, из книги «Мемуары художника»:
«В 1989 году, когда мы еще жили в Нью-Йорке, меня пригласили в Париж оформить дирижабль к двухсотлетию Французской революции. Предполагалось, что дирижабль должен символизировать единство Востока и Запада. Поэтому работу предложили сделать мне и американскому художнику Киту Харингу. Я уже был знаком с ним ранее. Через некоторое время я получил заказ. Нам с Наташей прислали специальные приглашения, и мы приехали в Париж, где опять увиделись с Китом Харингом. Предполагался диалог полярности – Америка и Россия, поэтому с одной стороны русское изображение, с другой – американское. Что касается меня, я выбрал вариант с текстом и написал слово «Перестройка». А Кит Харинг готовил огромную черную змею на белом фоне, у нее лилась изо рта кровь, т.е. революция убила эту змею. Вместо гонораров за эту работу нам предложили бесплатное проживание в парижском отеле в течение месяца. Когда дирижабль подняли в воздух, то рисунок оказался немножко мелкий и дробный. А дальше произошла вообще анекдотическая ситуация: выяснилось, что в конце концов этот дирижабль не будет запущен. Изначально организаторы намеревались поднимать его над Парижем, предполагая, что в дирижабле существуют какие-то окошки, через которые стражи порядка смогут наблюдать за толпой. Но что-то пошло не так. Скорее всего, они испугались надписи «Перестройка», которая в центре соединялась в такой кулак, как серп и молот. В итоге дирижабль над Парижем не запустили. Но он, пролетев через всю Англию, где было производство дирижаблей, приземлился, и его отправили в Нант. Дальше мы о его судьбе ничего не знаем».
В парижской мастерской. Портрет Наташи. 1993 г. Фото из личного архива Эрика Булатова
и Наталии Годзиной.
В 1993 году художник Эрик Булатов создал картину под названием «Футболка» (T-shirt). На этой картине изображена девушка Наташа на берегу моря. Она словно растворяется в солнечном свете, и мы видим перед собой морской берег, волны и горизонт. Её образ становится частью картины, как будто она растворилась в солнечном свете. Это делает картину похожей на фрагмент произведения Рене Магритта, но при этом позволяет увидеть реальность такой, какая она есть. В том же году Булатов сделал фотографию, на которой он стоит перед белым холстом и как будто «выявляет» на нём лицо Наташи. Это не просто рисунок, а процесс, в котором образ Наташи проявляется сам по себе. Она как будто приходит к нам из другого мира и предстаёт перед нами, как персонаж из библейских историй. Мы видим, что этот священный образ появляется благодаря творчеству художника. Лик Наташи можно увидеть только внутри картины, где художник создаёт свою собственную историю. Это не просто изображение, а событие, которое соединяет земное и небесное. Художник не просто называет её имя, а создаёт её образ через своё искусство.
Э.В. Булатов (1933-2025). Футболка (T-shirt). 1993 г. Холст, масло. 140 x 190,5 см.
Из коллекции Фонда «Синара», Екатеринбург.
Э.В. Булатов (1933-2025). Специальный выпуск журнала «SantE» для женщин. 1993 г.
Холст, масло. 140 х 210 см. Галерея современного искусства «Skopia», Женева.
Э.В. Булатов (1933-2025). Специальный выпуск журнала «SantE» для женщин. Эскиз. 1993 г.
Бумага, карандаш, цветные карандаши. 28 х 37,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г.
Эстимейт 5.000 – 7.000 фунтов.
Э.В. Булатов (1933-2025). Франция. 1993 г. Холст, масло. 200 х 200 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Красная женщина (Rouge a Levres). 1994 г. Бумага, цветные карандаши.
35 х 32 см. Частное собрание. Источник: Майкл Бжезинский.
Э.В. Булатов (1933-2025). Нью-Йорк IV. 1993-2004/2005 гг.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Земля и Небо. Из серии «Несоизмеримые пространства». 1994 г.
Холст, масло. 150 х 150 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вход. Этюд. 1994 г. Холст, масло. 46 x 33 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Красный пейзаж. 1994 г. Бумага, пастель, цветные мелки. 27,7 x 36,8 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Действующие лица. Из серии «Война и мир (Битва монументов)».
1994 г. Бумага, шелкография.
Э.В. Булатов (1933-2025). Норвегия - Небо. 1993 г. Бумага, цветные карандаши.
31,7 х 24 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Без названия. 1993 г. Бумага, цветные карандаши.
32,5 х 25 см. Галерея Дины Верни, Париж.
Игорь Глебович Макаревич (род.1943). Триптих. Золотое пространство Булатова
(Портрет Эрика Булатова). 1988 г. ДВП, алкидная смола. 200 х 105 х 22 см.
Идеальный мир, наполненный любовью, у Булатова действительно существует, он всегда рядом с нами, и его границы не так уж и важны для тех, кто умеет видеть. Это видно на примере картины «Рай» (из серии «Несовместимые пространства», 1995). На ней изображен плоский, «социальный» мир, который сталкивается с многомерной реальностью вечного лета. В этой реальности есть тени, солнечные блики и светящаяся женская фигурка в арочном проеме. Любовь художника захватывает этот образ, как солнечный зайчик, превращает его в базовый образ или символ, который становится частью культурных традиций. Художник видит мир так же, как Вермеер (в триптихе 1996 года) и Магритт. Конфликт между нашей обычной жизнью и идеальной, о которой мы мечтаем, разрешается через образ Наташи. Художник превращает её в посредника и персонажа, который может создавать рай вокруг себя и перемещаться в идеальное пространство на картине.
Э.В. Булатов (1933-2025). Рай. Из серии «Несовместимые пространства». 1995 г.
Холст, масло. 150 х 124,5 см. Коллекция Н. Годзиной.
Наташа. Фотография Э. Булатова. 1990-е гг.
Э.В. Булатов (1933-2025). Тропинка. 1994 г. Бумага, пастель. 32,7 x 24,8 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Прыжок. 1994 г. Холст, масло. 153,5 х 180,5 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Девушка. Цветная шелкография. 1994 г. 21,6 x 29,8 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Без названия (Красная пара). 1994-1995 гг.
Цветная шелкография. 27,5 x 20,2 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Выход в красное пространство (Exit into red space). 1995 г.
Бумага, цветной мел. 35 x 27,5 см. Галерея Дины Верни, Париж.
Э.В. Булатов (1933-2025). Венера перед зеркалом. 1996-1997 гг. Холст, масло.
190 х 140 см. Собрание Фонда культуры «Екатерина», Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Без названия (Девушка на стуле). 1995 г.
Бумага, цветные карандаши. 27,7 x 20,7 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Хичкок. 1995 г. Холст, масло. 160 х 140 см. Частное собрание.
Альфред Хичкок (1899-1980) – американский кинорежиссер фильмов-ужасов.
Э.В. Булатов (1933-2025). Московское окно. 1995 г. Холст, масло. 23,5 х 17,1 см.
Галерея современного искусства «Skopia», Женева.
Э.В. Булатов (1933-2025). Береза. 1995 г. Бумага, пастель. 34.7 х 24.2 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Пейзаж. 1995 г. Цветная шелкография. 18,4 x 27,9 см. Частное собрание.
Эрик Булатов. 2005 г. Фото: Анатолий Брусиловский.
В картине Булатова «Свобода есть свобода» визуальная формула стихотворения Всеволода Некрасова 1964 года построена на многократном повторении утверждения «свобода есть». В картине Булатов показал два разных понимания свободы. Первое — это просто слова, которые говорят о свободе, но на самом деле это не настоящая свобода. Мы видим большой текст на плакате, который закрывает небо. Булатов считает, что настоящей свободы не может быть в любом государстве или обществе. Всегда есть какая-то власть, будь то рынок или идеология. Но в центре картины есть дырка, через которую видно синее небо. Небо символизирует настоящую свободу. Настоящая свобода может быть только за пределами общества. И вот эта свобода, которая идет в глубину картины как прорыв сквозь фальшивые лозунги, это и есть подлинная свобода.
Э.В. Булатов (1933-2025). Свобода есть свобода. Версия 1. 1996 г. Бумага, цветные карандаши.
29,6 х 32,1 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Свобода есть свобода. 1997-1998 гг. Бумага, цветные карандаши. 27,8x30 см.
паспарту 52,2х50,5 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Свобода есть свобода. 1996-1997 гг. С выставки в фойе «Мастерской Фоменко»
Э.В. Булатов (1933-2025). Свобода есть свобода II. Из серии «ВОТ». 2000-2001 гг.
Холст, масло. 200 х 200 см. Ahlers collection, Германия.
Э.В. Булатов (1933-2025). Эскиз обложки сборника стихов Всеволода Некрасова «ВОТ».
1998 г. Бумага, цветные карандаши. 21,8 х 16 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Зима. 1996-1997 гг. Холст, цветные карандаши, масло. 200 х 200 см.
Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Дорога. 1994-1995 гг. Холст, масло. 160 х 100 см.
Такие произведения можно найти в творчестве даже самых авангардных художников, таких как Пикассо или Дали – известно, что они были прекрасными рисовальщиками. Дело в том, что у каждого из них за плечами была мощная живописная школа, несколько лет академических классов, где их учили копировать шедевры классической живописи. Вот и у Эрика Булатова некоторые пейзажные картины так гладко написаны, что их даже хочется пощупать – не фотография ли это. Картина «Дорога» также является обложкой музыкального диска «Баста - Смоки Мо», 2015 г.
Музыкант, рэпер-певец Баста (род.1980) и Эрик Булатов. Фото 2021 г.
Э.В. Булатов (1933-2025). Туман. 1996-1997 гг. Холст, масло. 195 х 130 см.
Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Натюрморт с кистями. 1997-2002 гг. Холст, масло.
ВКонтакте.ру.
Фотография с выставки «Гастроном». В кадре художник Александр Попов, Жорж Мачере,
Эрик Булатов и Наталья Булатова. Париж, 1992 г.
Есть очень привлекательная для художника особенность, в той или иной степени присущая всем голландским художникам XVII века: свой домашний, будничный быт они воспринимают как нечто дорогое, важное, как нечто святое. Не явления каких бы то ни было высших сил наполняют их жизнь светом, им пропитаны обычные домашние дела и обиход. Рай голландских художников находится здесь, в жилище, а за его пределами простирается хаос. И Вермеер поразителен именно тем, что он этот материальный мир очень любит, тщательно и любовно его воспроизводит. И предметный мир оказывается материалом, с которым художник работает. Дело в том, что буквально каждый сантиметр его картины наполнен внутренним светом, который просвечивает сквозь предметы, заливает их, и они наполняются подлинной, полнокровной жизнью. Этот глубокий свет, идущий как бы из изображения, из картины, и показывает, зримо, наглядно и просто, этот проход в другое пространство.
Э.В. Булатов (1933-2025). Дань Вермееру, 1996. Триптих. Холст, масло. 99 х 138 см.
Собственность Н. Годзиной.
Э.В. Булатов (1933-2025). Мой автобус уходит. 1998 г. Бумага, цветные карандаши. 29,7 x 30 см.
Галерея современного искусства «Skopia», Женева.
Э.В. Булатов (1933-2025). Мой автобус уходит. Вариант. 1998 г. Бумага, цветные карандаши.
Визуальная арт энциклопедия WikiArt.org.
Э.В. Булатов (1933-2025). В поезде. 1997-1998 гг. Холст, масло, карандаш.
165 x 110 см. Галерея Дины Верни, Париж.
Э.В. Булатов (1933-2025). Лето (Наташа). 1998 г. Холст, масло. 117 х 81 см.
Собственность автора, Париж.
Э.В. Булатов (1933-2025). Окно. 1998 г. Бумага, цветные карандаши.
Галерея современного искусства «Skopia», Женева.
Э.В. Булатов (1933-2025). То-то и оно. 1998 г. Бумага, цветные карандаши. 30,8 х 29,6 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). То-то и оно. 2000 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Коллекция Фонда культуры «Екатерина», Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Живу – Вижу II. 1999 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва.
Эрик Булатов в мастерской. Париж, 1990-е гг. Фото Юрия Рыбчинского.
Э.В. Булатов (1933-2025). Живу - Вижу. 1999 г. Шелкография. 34,6 х 47,8 см. Тираж 300 экз.
«Живу - Вижу» - знаковый образ в искусстве Эрика Булатова и впервые появляется в его работе 1982 года. В ней на фоне вида из окна своей мастерской он размещает фразу «Живу - Вижу» из стихотворения поэта Всеволода Некрасова, друга Булатова:
«я уж чувствую
тучищу
я хотя
не хочу
и не ищу
живу и вижу».
Впоследствии Булатов продолжил создавать работы с этой надписью, меняя лишь изображение на заднем плане. В представленной работе «Живу - Вижу» словно врезается в просторное синее небо с белыми облаками. Этот образ - один из ключевых в искусстве художника и символизирует свободу, место вне давления повседневной реальности. Слова же образуют пространственный коридор и выступают в роли своеобразного мостика, проводника между зрителем и недосягаемыми облаками.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вода текла. 2000 г. Бумага, цветные карандаши. 29,8 x 27,8 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вода текла. 2001 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Коллекция Наталии Годзиной, Париж, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Черный вечер. Белый снег. 1999 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Собственность автора.
Э.В. Булатов (1933-2025). Черный вечер. Белый снег. 1999 г. Бумага, цветные карандаши.
28,8 x 27,8 см. Галерея «VLADEY», Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Ночь. 2000 г. Бумага, графитный карандаш. 29,5 х 28 см.
Частное собрание.
Эрик Булатов в мастерской. Париж, 1990-е гг. Фото Юрия Рыбчинского.
В многочисленных изображениях своей супруги Наташи картина становится моделью мира, состоящего из двух пространств, она утверждает возможность перехода из мира сакрального в мир предстояния перед сакральным (Santa Maria del Fiore, 1998-2003). Пространства «здесь» и «там» («Здесь - Там», 2004¬-2006) фиксируются личностью Наташи, позволяя метафорическим цветом разделить и одновременно соединить две реальности, границей между которыми служит простая прозрачная занавеска, легко пропускающая свет.
Э.В. Булатов (1933-2025). Santa Maria del Fiore (Наташа у входа в Санта-Мария-дель-Фьоре -
собор Святой Марии с цветком во Флоренции). 1998-2003 гг. Холст, масло. 146,5 х 114,5 см.
Собрание Н. Годзиной.
Наташа. Фотография Э. Булатова. 1990-е гг.
Э.В. Булатов (1933-2025). Мэрилин смеётся. 2000 г. Бумага, маркер. 29,7 x 21 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Диалог с Мондрианом. 2000 г. Холст, масло. 220 х 180 см.
Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва.
Решётка и облако
По мнению искусствоведов в работах Булатова сосуществуют два различных понимания картинного пространства. Одно из них, подразумевающее, что за рамой простирается целый мир, было выработано в эпоху Ренессанса и считается классическим. Второе - модернистское - предлагает воспринимать картину исключительно как плоскую поверхность, на которую нанесены краски. В столкновении двух этих идей и разворачивается основной конфликт произведений Булатова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Небо за решеткой. 2000 г. Холст, масло. 220 х 180 см.
Фонд Sepherot Foudation, Лихтенштейн.
До появления образа решётки в искусстве была другая популярная вещь - облака. Они часто встречались в картинах с начала Возрождения и до конца XIX века. Картина Эрика Булатова «Небо за решеткой» (2000) показывает, как облако и решетка могут быть вместе и как они могут конфликтовать. Облако на этой картине находится прямо за решеткой, что необычно и нарушает привычный порядок. Художник предлагает зрителям новый способ смотреть на картину и её смысл. Идея Булатова в том, что зрители должны представить, как они идут от своей обычной жизни, через решетку, и попадают в мир искусства. Он говорит, что таким образом зрители освобождаются от повседневности и начинают смотреть на мир по-другому. За решеткой, в мире искусства, люди чувствуют себя свободными, как облака, которые не зависят от земли и гравитации. Преодолев этот барьер, люди могут вернуться к идеям Возрождения и изменить себя к лучшему.
Э.В. Булатов (1933-2025). Как идут облака - Как идут дела. 2000 г, Холст, масло. 200 х 200 см.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
Кадр из документального сериала «Художник говорит». В кадре художник Эрик Булатов. 2000 г.
Э.В. Булатов (1933-2025). ВОТ. 2001 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Коллекция Наталии Годзиной, Париж, Москва.
К этому слову у художника особое отношение. Так называется одно из его полотен, название «Вот» носила ретроспективная выставка Булатова, прошедшая в 2006 году в Третьяковке. «Вот – это достаточно емкое русское слово, которое что-то показывает, демонстрирует. Вот, смотрите. По сути в нем заключена вся концепция экспозиции. И это название подходит к любой моей выставке, потому что я хочу, чтобы люди прежде всего смотрели и старались воспринять мои картины, а не подходили к ним с готовыми текстами в голове. Как сказал мой любимый поэт Всеволод Некрасов, смотреть надо глазами, а не ушами. Вот это все есть в названии», – отметил Булатов.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вот. Эскизы 1 и 2 к картине «ВОТ» 2001 г. Бумага, цветные карандаши.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вот. Эскизы 3 и 4 к картине «ВОТ» 2001 г. Бумага, цветные карандаши.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вот. Эскизы 5 и 6 к картине «ВОТ» 2001 г. Бумага, цветные карандаши.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вот. Эскизы 7 и 8 к картине «ВОТ» 2001 г. Бумага, цветные карандаши.
Художник Эрик Булатов. Серия «Многопортрет». 1998 г. Фото: Михаил Михальчук.
Э.В. Булатов (1933-2025). Небосвод - Небосклон (из серии «Вот»). 2001 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Фонд Sepherot Foundation, Лихтенштейн. Коллекция Александра Смузикова, Москва.
Также в работе с текстом Булатов использует отражения, играет с направлениями и положением слов: буквы идут снизу вверх, сверху вниз, направо, налево, а то и вовсе по кругу или спирали. При этом он никогда не обращается к каким-то сложным понятиям или терминам: чаще всего это простые абстрактные или конкретные идеи: свобода, небосвод, слава, жизнь, выход или вход.
Э.В. Булатов (1933-2025). Там там по дорогам - а там и дом. Диптих. Из серии «ВОТ». 2002 г.
Холст, масло. 200 х 400 см. Музей современного искусства Великого герцога Жана (MUDAM),
Люксембург.
Э.В. Булатов (1933-2025). Там там а там и дом. Эскиз. 2002 г. Бумага, цветные карандаши, тушь.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Там там по дорогам - а там и дом (из серии «Вот»). Левая часть диптиха.
2002 г. Холст, масло. 200 х 200 см. Музей современного искусства Великого герцога Жана (MUDAM),
Люксембург.
Э.В. Булатов (1933-2025). Авторская книга «Я написал стихо-творенье». 2003 г. Принт. 21 х 33 см.
Э.В. Булатов (1933-2025). Хотелось засветло, ну, не успелось. 2002 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Коллекция Наталии Годзиной, Париж, Москва.
Фраза «Хотелось засветло, ну, не успелось» взята из стихотворения неофициального поэта Всеволода Некрасова. Иногда Булатов пишет поверх изображения целые фразы, которые выхвачены из случайного диалога. Не обязательно разгадывать ребус сочетания визуального и текстового изображений. В работе «Хотелось засветло, ну, не успелось» для Булатова важно то, что находится за окном: художник очень любил старую Москву и часто изображал вид из окна своей мастерской на Чистопрудном бульваре. Белые буквы на фоне вечернего, умиротворённого мегаполиса могут символизировать понимание, что наступит завтра и всё успеется.
Э.В. Булатов (1933-2025). Тучи растут. 2003 г. Бумага, цветные карандаши. 28,9 x 27,9 см.
паспарту 50,2х48,4 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Точка. 2003-2005 гг. Холст, масло, акрил, пастель. 200 х 200 см.
Коллекция Наталии Годзиной, Париж.
Э.В. Булатов (1933-2025). Точка. 2004 г. Бумага, цветные карандаши. 28,8 х 27,8 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
И очень похоже на «Черный квадрат» Малевича.
Эрик Булатов в журнале «Караван историй». Москва, 2011 г.
Э.В. Булатов (1933-2025). Флоренция I, 2000-2001 гг. Холст, масло, 130 х 89 см.
Собственность автора.
Эрик Булатов всю жизнь восхищался итальянскими художниками Возрождения, не раз побывал во Флоренции и ее музеях. Вот некоторые из его впечатлений:
«Благовещение» работы Фра Анджелико расположено в монастыре Сан-Марко. По лестнице поднимаешься, и перед тобой предстаёт фреска. Она не просто существует в этом пространстве, но и создаёт впечатление, что все её события происходят прямо здесь и сейчас. Ряд колонн, изображённых на фреске, продолжается в архитектуре. Простота и наивность мастера оборачиваются такой ясностью и наглядностью изображения, которой я не встречал ни у кого другого. Мария представлена как телесная и очень живая женщина. Если Леонардо стремится создать образ абсолютной красоты, то у Фра Анджелико Богоматерь выглядит живой и настоящей.
Особенно интересны отношения между архангелом и Марией в этом сюжете. В «Благовещении» Симоне Мартине пространство утопает в сиянии золота. Единственной реальной фигурой в этом свете является Богоматерь, изображённая полулежащей, возможно, даже дремлющей. Рядом с её тёмным силуэтом появляется Ангел, который дрожит и мерцает, то появляясь, то почти исчезая в золотом сиянии. Возможно, он всего лишь снится Марии».
Э.В. Булатов (1933-2025). Здесь - Там. Диптих. 2004-2006 гг. Коллекция Наталии Годзиной, Париж.
Э.В. Булатов (1933-2025). Что – Где - Когда. 2005 г. Картон, цветная шелкография. 60 х 60 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Мой трамвай уходит. 2005 г. Холст, масло. 200 х 200 см. Фонд «Новый», Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). День – Ночь. Холст, масло, цветные карандаши. 200 х 200 см. 2006 г.
Частное собрание, Женева.
Э.В. Булатов (1933-2025). Ночь – День. 2006 г. Холст, масло, цветные карандаши. 200 х 200 см.
Частное собрание, Женева.
Э.В. Булатов (1933-2025). День. 2006 г. Холст, масло, цветные карандаши. 200 х 200 см.
Частное собрание, Женева.
Э.В. Булатов (1933-2025). «Лувр. Джоконда». 1997–1998, 2004–2005 гг. Холст, масло.150 х 225 см.
Лувр, Париж. Дар Е. и В. Семенихиных.
Картины художника Булатова не только о политике и протестах, которые были важны для художников в Советском Союзе. Его работа «Лувр. Джоконда» - это размышления о том, как искусство взаимодействует со зрителями. Художник в этой картине интересуется тем, как картина Леонардо да Винчи обращается к зрителю, т.е. картина, посвящена вопросам восприя¬тия искус¬ства в современном мире. Монохромные фигуры зрителей почти полностью заслоняют пространство зала, в глубине которого виден фрагмент самого знаменитого шедевра Лувра, его главного аттракциона. В работе Булатова воображаемые посетители Лувра вторгаются в залы музея и заполняют их, закрывая собой всё. В картине в контакт с реальным зрителем вступают лишь «Мона Лиза» и свидетель, роль которого пору¬чена мальчику на переднем плане. Видно только загадочную и немного саркастичную улыбку Моны Лизы. Толпа выглядит как фотография из старой советской газеты, напечатанная красными чернилами, в то время как залы музея остаются неизменными и вечными. Можно ли наслаждаться искусством в условиях шумного и агрессивного медийного хаоса, как красный цвет? Этот вопрос остаётся без ответа.
Э.В. Булатов (1933-2025). Между собакой и волком. 2003 г. Холст, масло,
цветные карандаши. 220 х 180 см. Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва.
Кроме того «Между собакой и волком» является названием романа советского писателя-эмигранта Саши Соколова (род.1943), впервые опубликованного в издательстве Ann Arbor (США) в 1980 году и в СССР в 1990 году (М., Огонёк-Вариант).
Э.В. Булатов (1933-2025). Porta Rossa (Улица Порта Росса во Флоренции).
2005 г. Холст, масло. 55 х 38 см.
Эрик Булатов на выставке «Мыслящий реализм» в Государственной Третьяковской галерее. На снимке (слева направо): Главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Екатерина Селезнева, первый заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи Лидия Иовлева (у микрофона), неизвестный, художник Эрик Булатов, искусствовед и арт-критик Екатерина Деготь (вторая справа) на церемонии открытия выставки «Мыслящий реализм». 21 марта 2007 г. Фото: Сергей Бровко / Коммерсантъ.
2006 год. Третьяковская галерея. В залах, где когда-то висел Брюллов и Александр Иванов – картины Эрика Булатова. Тысячи посетителей. Восторженная критика. После Третьяковки цены на картины Булатова взлетают до заоблачных высот. Но самое главное – художника узнает широкая российская публика. Впервые – за полвека его творчества. А затем в 2019 году вышел двухсерийный документальный фильм «Моя Третьяковка» где Мастер рассказывает о том, что значит для каждого человека Третьяковская галерея.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва-Ленинград
1946-1991. Москва, Издательство «Искусство ХХ1 век», 2012 г. Стр. 53, 139, 210-214, 420 и др.