Эрик Булатов с работой «Брежнев. Советский космос». 1977 г.
В воскресенье 9 ноября, в возрасте 92 лет в Париже умер советский и российский концептуалист Эрик Булатов. Булатов вошел в историю как один из самых влиятельных и дорогих современных российских художников. В 1988 году после серии крупных персональных выставок (в цюрихском Кунстхалле, Центре Жоржа Помпиду и других, а также после участия в Венецианской биеннале) стремительно получил международное признание - был назван «художником перестройки» и признан ЮНЕСКО лучшим художником года. Многие произведения Эрика Булатова попали в западные коллекции и музеи. С 1989 года жил в Нью-Йорке, в 1992 году переехал в Париж. Его узнаваемый стиль, сочетающий фигуративную живопись с плакатными текстами, стал классикой отечественного современного искусства. Картина «Слава КПСС» (1975), ушедшая с молотка за 2,1 миллиона долларов, много лет удерживала его на первом месте в рейтинге самых дорогих российских авторов.
Эрик Булатов. Фото 1976 г. Музей «Гараж», Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Улица Красикова. 1977 г. Холст, масло. 157,5 х 206,1 см.
Художественный музей Джейн Ворхиз Зиммерли, университет Ратгерс, США.
В этой картине главное - противодействие, столкновения разнонаправленных движений: люди, идущие по тротуару вперёд, в перспективу сужающейся аллеи, машины, мчащиеся по дороге, противостоят шагающему навстречу всем им монументальному Владимиру Ильичу Ленину на большом плакате, перед которым выстелена дорожка неухоженного газона. Динамичная фигура Ильича на «сакральном» белом поле кажется более реальной, чем городской пейзаж, символизирующий мир социума, существующий как будто в параллельной плоскости. В этом произведении художник противодействует советской идеологии, стремящейся заполонить собой всё искусство, используя его в качестве механизма для пропаганды.
Э.В. Булатов (1933-2025). Поэт Всеволод Некрасов. 1981-1985 гг. Холст, масло. 201 х 201 см.
Художественный музей Джейн Ворхиз Зиммерли, университет Ратгерс, США.
Всеволод Николаевич Некрасов (1934, Москва - 2009, там же) - русский поэт и эссеист, один из лидеров «Второго русского авангарда» и основателей «московского концептуализма», друг Эрика Булатова. Самое цитируемое его стихотворение:
Свобода есть,
Свобода есть,
Свобода есть,
Свобода есть,
Свобода есть,
Свобода есть свобода.
1964 г.
Э.В. Булатов (1933-2025). Голубой горизонт поэта Севы Некрасова. 1979 г.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Портрет Всеволода Некрасова. 1980 г.
Бумага, карандаш. 43 х 30,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Севина синева. 1979 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Художественный музей Джейн Ворхиз Зиммерли, университет Ратгерс, США.
Э.В. Булатов (1933-2025). Севина синева (Посвящается поэту Всеволоду Некрасову).
1979 г. Бумага, цветные карандаши. 26 х 24,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Обложка сборника стихов Всеволода Некрасова
«Живу и вижу». 1979 г. Сборник под таким названием был издан был в 2002 году.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Брежнев в Крыму. 1981-1985 гг. Холст, масло. 190,5 х 259 см. Частное собрание.
Генеральный секретарь ЦК КПСС появился еще раз в работе Булатова «Брежнев в Крыму» (1981–1985, частное собрание), которая явно перекликается с изображением И.В. Сталина на картине Ф.С. Шурпина «Утро нашей Родины» (1946–1948, ГТГ).
Ф.С. Шурпин (1904-1972). Утро нашей Родины. 1948-1949 гг. Холст, масло. 167 x 232 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Дружба СССР и ГДР навеки (Брежнев и Эрих Хонеккер).
1980 г. Бумага, графитный и цветные карандаши. 23,4 x 18,1 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Небо. 1978 г. Бумага, цветные карандаши. 44 х 32 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Зима. 1980 г. Бумага, цветные карандаши. 30 х 30 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Крымский пейзаж. 1982 г. Бумага, чернила, цветные карандаши. 35 х 47 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Крымский пейзаж. 1981 г. Бумага, цветные карандаши. 32,6 х 42,7 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Композиция с цветком. 1980 г. Бумага, цветные карандаши. 29 х 40,5 см.
Галерея «VLADEY», Москва.
Наталия Сергеевна Годзина и Эрик Булатов. В 2023 году супруги отпраздновали 45-летний юбилей
совместной жизни.
Семья и личная жизнь
Эрик Булатов был трижды женат. После безвременной смерти поэта Михаила Соковнина Булатов в 1978 году женился на его вдове Наталье, с которой находился в браке и по состоянию на 2023 год своего 90-летия, вместе с ней снимался в документальном фильме к юбилею. Впервые эта абсолютная теплота и пронзительное чувство проявляются в композиции 1978 года «Наташа»: в обезличенном, дистилированном мире, где жизнь кажется невозможной, «цветная» Наташа побеждает мёртвую белизну снега. И для Эрика Булатова этот мир всегда открывается образом Наташи, её лицом, её просветлённым ликом, её внутренним светом.
Э.В. Булатов (1933-2025). Наташа. Этюд. 1978 г. Холст, масло. 50 х 40 см.
Собрание Натальи Годзиной.
Э.В. Булатов (1933-2025). Наташа. Фрагмент. 1983 г.
Холст, масло. 63,5 х 37 см. Собрание Натальи Годзиной.
Э.В. Булатов (1933-2025). Не прислоняться. 1982-1987 гг. Холст, масло. 240 х 170 см.
Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Тающие облака. 1982-1987 гг. Холст, масло. 259 х 190 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Э.В. Булатов (1933-2025). Обложка сборника «Стихи. 1956-1983»
Всеволода Некрасова. 1983 г.
Э.В. Булатов (1933-2025). Запрещается. Запрет запрещен. Запрещается-разрешается.
Эскизы к неосуществленным картинам. 1983 г.
Э.В. Булатов (1933-2025). Крымский пейзаж. 1984 г. Бумага, чернила, цветные карандаши. 23 х 31,5 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Фигура в голубом ящике. Рисунок. 1985 г. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Небо и море. 1985 г. Холст, масло. 200 х 200,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Эстимейт GBP 600.000 – 800.000 фунтов.
Эрик Булатов в мастерской на Чистопрудном бульваре в Москве. 1975 г.
Фото Игоря Пальмина.
Предел отчаяния и безысходности Булатов выразил в картине «Программа “Время”», как бы воспроизводящей фотографию из журнала «Огонек». Пожилая женщина смотрит телевизор, слушает диктора Игоря Кириллова. Булатов изобразил бытовую каждодневную и общераспространенную ситуацию идеологической интоксикации, возможно осознаваемую, но не отменяемую из-за естественного стремления одинокого старого человека к общению, пусть даже и фиктивному.
Э.В. Булатов (1933-2025). У телевизора. Программа «Время». 1982-1985 гг. Холст, масло. 116 х 160 см.
Художественный музей Джейн Ворхиз Зиммерли, университет Ратгерс, США.
Э.В. Булатов (1933-2025). У телевизора. Программа «Время». Эскиз. 1981 г. Бумага, цветные карандаши.
The Kolodzei Art Foundation, Нью-Йорк.
Э.В. Булатов (1933-2025). Фотография на память. 1984-1985 гг. Холст, масло. 120 х 180 см.
Собрание В.А. Бондаренко, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Знак качества. Эскиз к картине. 1984 г. Холст, масло. 33 х 46 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Знак качества. 1986 г. Холст, масло, бронзовый порошок. 200 х 200 см.
Музей Людвига, Кёльн.
«Пространство есть свобода», - утверждает Эрик Булатов, располагающий советский знак качества на фоне неба. Движение облаков отрывает буквы от небесного фона, намекая на возможность просочиться сквозь идеологическую преграду. Художественный язык Булатова узнаваем и известен: тексты в формате плакатных лозунгов накладываются на реалистичное изображение (с использованием традиционных для графики и живописи материалов). В нем безошибочно угадывается стилистика советских и постсоветских пропагандистских плакатов. Именно эта разработка пространства картины как философской концепции стала магистральной в его творчестве. В Советском Союзе многое было построено на передёргивании литургической символики. У Булатова ещё есть золотой «Знак качества», где золото тоже фальшивое, как пародия на божественный свет.
Э.В. Булатов (1933-2025). Эскиз к картине «Знак качества». 1986 г.
Бумага, масляные цветные карандаши. 24,5 х 24,5 см. Галерея «VLADEY», Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Живу - Вижу. Эскиз. 1987 г. Бумага, цветные карандаши.
42,5 х 39,2 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Живу - Вижу. 1988 г. Бумага, литография. Размер изображения 30 x 30 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
Э.В. Булатов (1933-2025). Единогласно. 1987 г. Холст, масло. 80 х 249 см.
Собрание Фонда имени Эммануэля Хофмана, Художественный музей, Базель.
Фонда имени Эммануэля Хофмана, Художественный музей, Базель.
В картине «Единогласно» (1987, собрание Фонда имени Эммануэля Хофмана, Художественный музей, Базель) художник позаимствовал из газеты изображение голосующих на собрании и перекрыл его словом «единогласно», повторяющимся трижды: так Булатов, «поставил под сомнение язык коллективного одобрения на примере советской системы открытого голосования как одного из механизмов политической манипуляции» (Большая российская энциклопедия. 2022 г.)
Э.В. Булатов (1933-2025). Народ и партия едины. Эскиз к картине «Единогласно». 1987 г.
Бумага, цветные карандаши. 11,5 х 26 см, Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г.
Эстимейт GBP 10.000-15.000 фунтов.
Э.В. Булатов (1933-2025). Единогласно. Эскиз. 1987 г. Бумага, карандаш, цветные карандаши.
11,4 х 25,4 см. Частное собрание.
На фотографии легендарные художники-концептуалисты, эмигранты - Эрик Булатов (слева) и Олег Васильев
(эмигрировал в США в 1990 г.)
Эрик Булатов эмигрировал в 1989 году и с того времени жил между Москвой, Нью-Йорком и Парижем, пока окончательно в 1992 году не осел в Париже. Он был «медленным» художником и создал всего около 250 картин. На каждую из них уходило от одного года до двух с половиной лет. В Париже у Булатова была мастерская - «светлая, с высокими потолками, окнами выходит на узенькую улочку». Автор интервью с ним писала, что «мастер работает за любимым стеклянным столом, в окружении набросков и карандашей».
Э.В. Булатов (1933-2025). Горбачев. Эскиз. 1988 г. Бумага, карандаш, цветные карандаши. 25 х 23,5 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Революция – Перестройка. Эскиз. 1988 г. Бумага, карандаш, цветные карандаши.
29,5 х 24,5 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Революция-Перестройа. 1988 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Фонд Sepherot Foundation, Лихтенштейн.
Это творение Булатова «Революция – Перестройка» также ушло на аукционе за миллион долларов.
Э.В. Булатов (1933-2025). Весна в доме отдыха для рабочих. 1988 г. Холст, масло. 169,2 x 239 x 4 см.
Приобретена Центром Жоржа Помпиду, Париж в 1989 году.
Эпоха Брежнева, с середины 1960-х до начала 1980-х годов, ознаменовалась постепенным упадком социалистического реализма в СССР. Булатов был противником советской социальной и культурной ортодоксии, и эта неоднозначная картина, написанная в 1988 году, после начала перестройки, использует коды официальной советской живописи, одновременно подрывая их. Здесь, в угасающем свете сада дома отдыха, нет пролетарских героев. Напротив, картина, кажется, навевает меланхоличные мысли о том, что они устали или ушли.
Э.В. Булатов (1933-2025). Небо/Sky. 1987-1988 гг. Акрил на японской бумаге, наклеенной на шёлк.
198 х 198 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Я живу, я вижу (нем. Ich Lebe, Ich Sehe). 1988 г.
Бумага, цветные карандаши. 42 х 29,5 см.
Э.В. Булатов (1933-2025). Советский Флэш Арт. 1988 г. Бумага, цветные карандаши.
30,5 х 23,7 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Мир. 1989 г. Бумага, хромолитография. 15,8 x 21 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина,
Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Зима. 1988-1989 гг. Холст, масло. 230,5 х 229,9 см. Частное собрание.
Эрик Булатов в мастерской с картиной «Брежнев. Советский космос». Москва, 1987 г.
Фото: Лев Мелихов.
Первым коллекционером Эрика Булатова оказалась не кто-нибудь, а сама Дина Верни — муза Аристида Майоля и впоследствии известная галеристка. В 1969 году она приехала в Москву и прицельно купила булатовский «Автопортрет», репродукцию которого видела во французском журнале L’Art vivant. Первая продажа - и сразу за границу: подобным стартом мог похвастаться далеко не каждый художник. В 1977 году работа Булатова «Горизонт» была напечатана на афише 38-й Венецианской биеннале, что, правда, принесло немало неприятностей на родине.
Э.В. Булатов (1933-2025). Закат (Заход или восход солнца). 1989 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Музей Сюрмонда – Людвига, Ахен.
Интересно, понимал ли Булатов и другие «мастера» соц-арта, что закат СССР является и их собственным закатом, поскольку всё их «творчество» было востребовано ровно лишь до тех пор, пока идёт «деконструкция» марксизма и социализма? И не надо обвинять ни Горбачева, ни Ельцина в распаде Советского Союза. Это исторический ход событий. Картина написана в 1989 году, за два года до Беловежских соглашений.
Э.В. Булатов (1933-2025). Нью-Йорк. 1989 г. Холст, масло. 106 х 177,8 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). New York II. 1989 г. Холст, масло. 269,2 х 196,2 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Нью-Йорк III. 1989 г. Холст, масло. 275 х 201 см.
Музей Людвига, Кёльн.
Э.В. Булатов (1933-2025). Нью-Йорк. 1989 г. Цветная литография. 76,2 x 57,2 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Перестройка. Сюита из 15 частей. 1989 г. Холст, масло. 269,2 × 273,7 см.
Лот продан в 2007 году на аукционе в Лондоне за GBP 500.058 фунтов.
В работе «Перестройка» (1989, частное собрание) Булатов интерпретирует соединённые в скульптуре «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной молот и серп. На полотне слово «перестройка» согнулось пополам и небесным ледоколом надвигается на зрителя. На носу литеры «Т» и «Р» встретились и слились в ростральный серп-и-молот. За кораблем, в открывшихся багровых советских небесах, воссияли лучи надежды. Надежды на Свободу.
Э.В. Булатов (1933-2025). Перестройка. Эскиз. 1989 г. Бумага, цветные карандаши. 62,2 x 44,5 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Перестройка. 1989 г. Холст, масло.
Э.В. Булатов (1933-2025). Перестройка. 1989 г. Холст, масло.
Э.В. Булатов (1933-2025). Перестройка. (белая надпись на красном). 1989 г. Бумага, цветные карандаши.
17 х 34,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 см. Эстимейт 900.000-1.200.000 руб.
Э.В. Булатов (1933-2025). Эскиз к картине «Перестройка» (PeresTroika). 1989 г. Бумага, цветные карандаши.
14 х 32 см. Галерея «VLADEY», Москва.
Эрик Булатов на фоне картины «Вход - Входа нет». 1990-е гг.
В своем концептуалистском творчестве Булатов сначала писал фигуры, но потом главным объектом его картин стали слова. Булатов помещал плакатные лозунги (поначалу из советской идеологии) на бросовые, узнаваемые пейзажи. Позже именно эти работы принесли ему мировую славу. Со временем советские лозунги уступили место игре слов. Булатов стал автором таких картин, как «Живу - Вижу», «Иду», «Тучи растут», «Всё не так страшно», «Враг вдруг друг», «Входа нет», «Вперед» и так далее. «Мое дело как раз совершенно другое, чем дело поп-арта и дело соц-арта. Они старались доказать, что социальная реальность - это единственное, что у нас есть, единственная реальность. Все остальное просто не имеет значения, - объяснял художник. - А я хотел всегда доказать, что социальное пространство ограничено, оно имеет границу, и свобода - всегда за этой границей».
Э.В. Булатов (1933-2025). Сердечный привет из Баварии (нем. Herzliche Grüße aus BAYERN).
1989 г. Картон, цветная шелкография. 68,5 x 49 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Памятники. Конфронтация. Ожидание войны. Битва+фрагмент.
Единоборство. Из серии «Война и мир (Битва монументов)». 1990 г. Бумага, шелкография.
Портфолио - коллекция шелкографических принтов 20-ти московских художников-авангардистов
времен перестройки из книги «Покидая Москву», 1990 г. Тиражная графика.
Э.В. Булатов (1933-2025). Конфликт. Из серии «Война и мир (Битва монументов)». 1990 г.
Бумага, шелкография.
Э.В. Булатов (1933-2025). Конфронтация. Из серии «Война и мир (Битва монументов)». 1990 г.
Бумага, шелкография. 65 х 75 см. Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
Э.В. Булатов (1933-2025). Война и мир (War & Peace). Из серии «Война и мир
(Битва монументов)». 1990 г. Бумага, шелкография.
Э.В. Булатов (1933-2025). Хэппи-энд (Happy End). 1990 г. Бумага, цветные карандаши.
32,5 х 26 см. Нижегородский художественный музей.
Э.В. Булатов (1933-2025). Хэппи-энд (Happy End). Из серии «Война и мир (Битва монументов)». 1991 г.
Э.В. Булатов (1933-2025). Американская мечта (American Dream). 1990 г.
https://ru.pinterest.com.
Э.В. Булатов (1933-2025). Американская мечта. 1992 г. Холст, масло. 180 х 180 см.
Коллекция Яниса Зузанса, Рига.
Э.В. Булатов (1933-2025). С новым годом. 1990 г. Холст, масло. 259,1 х 190,5 см.
Частное собрание.
Эрик Булатов на фоне картины «Странник». 1990-е гг. Фото: Александр Саверкин, ТАСС.
Свою творческую цель Булатов описывал так: «Быть свободным». «Свободным, например, от того искусства, которому меня учили. От государственных заказов, от всего этого принудительного, - пояснял он. - Но поскольку, кроме государственных заказов, никаких других быть не могло, ни выставлять, ни продавать свои картины я не мог. Значит, я ставил себя в совершенно независимое положение. Оставалось понять, как жить, на что жить».
Э.В. Булатов (1933-2025). Странник. 1990-2003 гг. Холст, масло. 259,5 х 190 см.
Коллекция Е. и В. Семенихиных.
«Странник» Эрика Булатова с болтающейся над головой символикой СССР - инсталляция-ребус,
в которой приметы советской повседневности сгущались до какого-то сюрреалистического кошмара.
Э.В. Булатов (1933-2025). Странник. Фрагмент. 1990-2003 гг. Холст, масло.
Коллекция Е. и В. Семенихиных.
Э.В. Булатов (1933-2025). Без названия (Красный пейзаж). 1990-е гг.
Skopia Art Contemporain, Женева.
Э.В. Булатов (1933-2025). Liberté I (Свобода I). Холст, масло. 140 х 280 см. Художественный музей, Берн.
Через год после плаката «Перестройка» Булатов создал полотно «Liberté I» (Свобода I), где точно повторил идею и композицию «Перестройки». Но на сей раз корабельный клин формирует, как бегущая строка, дважды повторенное слово «Liberté». Картина цитирует работу Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады» (1830, Лувр), которую Булатов считает во французском искусстве одной из самых важных картин. Делакруа выделяет главную фигуру и цветом, и всей пространственной конструкцией картины. Его Свобода является центром и смыслом всего происходящего, задний и передний план утоплены, и всё вращается вокруг неё одной. Очень важно, что весь интерес художника лежит в пределах предметного мира: значение пространства тут подсобное, оно нужно только для того, чтобы сделать главную фигуру более выразительной, дать ориентиры нашему глазу.
Эжен Делакруа (1798-1863). Свобода, ведущая народ на ьаррикады». Холст, масло. 260 х 325 см.
Лувр, Париж.
Э.В. Булатов (1933-2025). Liberté I (Свобода I). Эскиз. 1990 г. Бумага, цветные карандаши.16,5 х 31,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2011 г.
В 1991 г. по заказу галереи Дины Верни Булатов создал вторую версию «Liberté II» (1991, частное собрание).
Э.В. Булатов (1933-2025). Liberté II (Свобода II). 1991 г. Холст, масло. Собрание Шалвы Бреуса, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Моцарт. 1991 г. Холст, масло. 180 х 180 см.
Музей современного искусства АРТ4, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Моцарт. 1991 г. Бумага, цветные карандаши. 25 х 25 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Эрик Булатов. Фото Максима Блинова / РИА Новости.
Э.В. Булатов (1933-2025). Русский XX век I. 1990 г. Холст, масло. 180 х 180 см.
Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва. (Небо безоблачное)
В этой работе Эрик Булатов сталкивает в пространстве одной картины крайние
противоположности: безмятежность и тревогу, полную свободу и тюремную решетку, реалистическую живопись и советский плакат. Картины из цикла «Русский ХХ век» изображают идиллический русский пейзаж, над которым угрожающе нависает графичная римская цифра ХХ. Пейзаж - воплощенное спокойствие русской жизни, перечеркнутой ХХ столетием: возвышается старинная церковь, вокруг - невысокие дома и избенки, на заднем плане извивается река. ХХ век вторгается бесцеремонно и символично. На картине под номером I цифры напоминают лучи прожектора голливудской компании «ХХ век FOX» на фоне страшного красного неба. Вода в реке тоже кровавого цвета - идиома, которой соответствует образ, не требует разъяснений. На работе №II Булатов поступает более лаконично и схематично: огромные красные цифры перечеркивают патриархальный пейзаж.
Э.В. Булатов (1933-2025). Русский XX век I. Вариант. 1990 г. Холст, масло. (На небе темные облака)
Э.В. Булатов (1933-2025). Русский XX век II. 1998-1999 гг. Холст, масло. 200 х 200 см.
Коллекция Шалвы Бреуса, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Живу – Вижу II. 1999 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва.
В 1969 г. Всеволод Некрасов посвятил Булатову стихотворение:
я уж чувствую
тучищу
я хотя
не хочу
и не ищу
живу и вижу
В 1999 году, через 30 лет Булатов создал картину «Живу – Вижу II», посвящённую поэту Некрасову. Художник совмещает пейзаж (вид из окна мастерской на Чистопрудном бульваре) с текстом – последней строкой стихотворения. Слова «живу» и «вижу» выстраиваются согласно законам линейной перспективы и задают направление взгляда – в сторону Кремля. Булатов называет это произведение «формулой определённой художественной позиции – когда художник не старается специально что-то найти в окружающей жизни, чтобы осудить или воспеть, а просто живёт в этом месте в это время, и окружающая жизнь сама себя ему показывает».
Э.В. Булатов (1933-2025). Дом. 1992 г. Холст, масло. 180 х 180 см.
Галерея Юрия Трайсмана.
Э.В. Булатов (1933-2025). Il temp di Roma (Время Рима). 1992 г. Холст, масло. 175 x 203 см.
Частное собрание.
На презентации «Золотого диска» группы «Мухомор». Слева направо: Дмитрий Пригов, Илья Кабаков,
Эрик Булатов, С. Щербаков, Олег Васильев. Фото Г.Д. Кизевальтера, 1982 г.
Булатов говорил, что у него так и не появились ученики. «Не могу, я как-то пытался, - рассказывал он. - В Швейцарии мне предлагали преподавать, но я быстро понял, что нужно вкладывать душу в каждого, потому что каждому мальчишке, девочке, которые пришли учиться, нужны разные вещи. Нельзя их учить одному и тому же. Но чтобы вкладывать душу в каждого, нужно самому перестать работать. Иначе не хватит сил». На вопрос газеты «Культуры»: У вас есть ученики, последователи или эпигоны? Булатов ответил: Учеников нет. Последователей тоже не вижу. Но иногда замечаю собственное влияние на молодых художников, особенно русских, французских и английских. У них очень большой интерес к тому, что я делаю» («Культура», 27.08.2018)
Эрик Булатов с картиной «Вид Москвы из Мадрида». Мадрид, 1991 г.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вид Москвы из Мадрида. 1991 г. Холст, масло.
Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных.
За несколько месяцев до августовского путча 1991 г. (ГКЧП) во время сотрудничества с галереей аукционного дома Fernando Durán S.A в Мадриде, Булатов создал картину «Вид Москвы из Мадрида» (1991, частное собрание), с нависшим над Москвой тревожным красным небом.
Э.В. Булатов (1933-2025). Москва. Этюд. 1991 г. Бумага, цветные карандаши. 34,3 х 25,4 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Натюрморт с Эль Греко. 1991 г. Холст, масло. 49 х 39 см.
Аукционный дом MacDougall’s Fine Art, Лондон, 2007 г. Эстимейт 12.000-18.000 фунтов.
Э.В. Булатов (1933-2025). Воспоминание об Испании. 1991 г. Бумага, пастель. 16 х 18 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Э.В. Булатов (1933-2025). Прощай, Ленин. 1991 г. Холст, масло. 120 х 120 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Обед (Lunch). 1992 г. Бумага, смешанная техника.
21,6 x 15,9 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Маргарет Рисмондо (Бульвар Распай). 1992 г.
Холст, масло. 160 х 160 см. Коллекция И. и Т. Манашеровых.
Э.В. Булатов (1933-2025). Россия в Париже. 1992 г. Холст, масло 220 х 154 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Русское. 1992 г. Бумага, цветные карандаши. 7,8 х 7,8 см. Частное собрание.
Эрик Булатов на выставке «Мыслящий реализм» в ГТГ. 2007 г.
В СССР Эрик Булатов до отъезда за границу практически не выставлялся. Выставка в Курчатовском институте в 1964 году была сразу закрыта властями, 1968 – состоялась однодневная выставка в кафе «Синяя птица». Первая персональная выставка – в 1988 году в Музее изобразительных искусств Цюриха, сразу после – в Центре Жоржа Помпиду (первым среди русских современников). Булатов – участник Венецианской биеннале, Биеннале в Кванчжу (1997, премия). В России в 2003 году в Третьяковской галерее впервые после его отъезда показали графику, а три года спустя провели масштабную ретроспективу.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва-Ленинград
1946-1991. Москва, Издательство «Искусство ХХ1 век», 2012 г. Стр. 53, 139, 210-214, 420 и др.