Эрик Владимирович Булатов в Музее современного искусства «Гараж». Фото Garagemca.
Garage Museum of Contemporary Art, 2016 г.
9 ноября 2025 года в возрасте 92 лет в Париже скончался Эрик Булатов. Эрик Булатов – одна из ключевых фигур современного российского искусства, один из реформаторов картины во второй половине ХХ века. Это выдающийся российский художник, один из основателей московского концептуализма и современного российского искусства. Он известен картинами, объединяющими фигуративное изображение и текст. Эрик Булатов прославился после того, как его работа «Горизонт» появилась на афише Венецианской биеннале в 1972 году. Также международное признание пришло к художнику в 1988 году после серии крупных персональных выставок, в том числе в цюрихском Кунстхалле, Центре Жоржа Помпиду и других. Тогда Булатов был назван «художником перестройки» и признан ЮНЕСКО лучшим художником года. Он удостоен званий Почётного члена Российской академии художеств (2008) и члена-корреспондента Саксонской академии искусств (1997). Прощание с Эриком Булатовым пройдет в церкви Святой Троицы в Русском культурном центре на Набережной Бранли в Париже. Художника Эрика Булатова кремируют в Париже 14 ноября. После церемонии прощания останки художника-концептуалиста перевезут из столицы Франции в Москву по решению его вдовы Наталии.
Список эвакуированных в Саратов в 1942 г. Эрик Булатов последний в списке под №25.
Эрик Владимирович Булатов родился 5 сентября 1933 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Отец - Владимир Борисович Булатов (1901-1944), родом из Саратова, выпускник Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, был партийным работником (вступил в партию в 1919 году), батальонный комиссар, капитан, 7 июля 1944 года погиб на фронте; награждён орденом Красной Звезды (1944), другими наградами. Мать - Раиса Павловна Шварц (1907-1986), родом из Белостока (Гродненская губерния, позже Польша), в возрасте 15 лет нелегально эмигрировала в Россию и уже через три года устроилась на работу стенографисткой - несмотря на то, что по приезде не знала русского языка (владела только идишем и польским). До войны семья жила в Москве, где мать работала стенографисткой в Наркомате связи СССР. В 1941 году Эрик с матерью был эвакуирован в Саратов и позже в Свердловск.
Э.В. Булатов (1933-2025). Кувшин. 1950 г. Картон, масло.
Э.В. Булатов (1933-2025). Чукотка. Бухта Провидения (Сопки). 1955 г.
Картон, масло. 33 x 21,7 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Портрет жены художника. 1956 г. Холст, масло. 121 х 80 см.
Художественный музей им. Махарбека Туганова, Северная Осетия, Алания.
Э.В. Булатов (1933-2025). Натюрморт с табуреткой. 1957 г. Холст, масло. 60 х 45 см.
Аукционный дом MacDougall's, Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 18.000-24.000 фунтов.
Э.В. Булатов (1933-2025). Весной (At the Spring). 1957 г. Холст, масло. 50 х 39 см.
Музей русского искусства (TMORA), Миннеаполис, штат Миннесота, США.
Э.В. Булатов (1933-2025). Гончарная мастерская. Средиземноморская улица.
1957-1958 г. Бумага, карандаш. 40,5 x 29 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Индийский рынок. 1957-1958 гг. Холст, масло. 90 х 70 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Портрет Василия Ситникова. 1959-1960 гг.
Холст, масло. 102,5 x 59,5 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Портрет Ирины. 1960 г. Холст, масло. 50 х 70 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Гладильщица. 1961 г. Бумага, цветные карандаши.
42 x 30 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Натюрморт с табуреткой. 1961 г. Холст, масло. 62 х 45 с.
Коллекция Н. Годзиной.
По словам Эрика Булатова, его отец почему-то очень верил в то, что он станет художником. В 1947 году Эрик поступил учиться в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) в Лаврушинском переулке, но поступил не сразу, а до того целый год занимался в городском Доме пионеров у Александра Михайловича Михайлова. А уж потом Булатов учился и в 1958 году окончил московский Художественный институт имени В.И. Сурикова, где учился у педагога Петра Покаржевского и посещал занятия в мастерских Роберта Фалька и Владимира Фаворского.
Э.В. Булатов (1933-2025). Портрет Н.К. Касаткина. 1962 г. Холст, масло. 70 х 50 см.
Коллекция Н. и З. Касаткиных.
Э.В. Булатов (1933-2025). Сосны. 1961 г. Холст, масло. 58 х 40,5 см.
Эрик Булатов – popoffart.
Э.В. Булатов (1933-2025). Армянские горы. 1962 г. Холст, масло. 55 х 65 см. Коллекция Н. Годзиной.
Э.В. Булатов (1933-2025). Армянские горы. 1962 г. Холст, масло. 60 х 75 см. Эрик Булатов – popoffart.
Э.В. Булатов (1933-2025). Пляж. 1962 г. Бумага, акварель. 29,5 х 41,5 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Блюдо с двумя гранатами. 1962 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Эрик Булатов – popoffar.
Э.В. Булатов (1933-2025). Гитара. 1963 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Частное собрание, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Ели и сосны (Букет). 1963 г. Холст, масло. 90 х 75 см.
Коллекция Н. Годзиной.
Э.В. Булатов (1933-2025). Ели. Эскиз. 1963 г. Бумага, карандаш. 26 х 20 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Ель. Эскиз. 1963 г. Бумага, карандаш. 40,7 х 27,8 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Эрик Булатов (второй слева) и Олег Васильев (первый слева) за работой.
После окончания института с 1959 года Булатов работал в детских издательствах «Детгиз» и «Малыш» вместе с И.И. Кабаковым и О.В. Васильевым. В 1961 году работу художников публично раскритиковал известный иллюстратор Евгений Кибрик, обвинивший Кабакова и Булатова в «формализме». В результате они полгода не могли найти работу, несколько лет их не принимали в Союз художников, но в 1967 году Булатов, как иллюстратор детских книг, все-таки был принят в секцию графики Союза художников СССР. Практически тридцать лет источником средств для Булатова служило иллюстрирование детских книг (по принципу: «полгода на книжки, полгода на живопись»). Первые выставки Булатова состоялись в 1957 году. В те годы они проходили исключительно в России, но имели успех у зрителей, так как, говоря устами Виктора Цоя, общество «ждало перемен». А с 1973 года выставочную деятельность художник продолжил уже за границей.
Э.В. Булатов (1933-2025). Иллюстрация к сказке Шарля Перро «Кот в сапогах». Фото mamm-mdf.ru
Э.В. Булатов (1933-2025). Пейзаж. 1963 г. Холст, масло. 75 х 90 см. Собственность автора.
Э.В. Булатов (1933-2025). Натюрморт со спичечной коробкой. 1963 г. Холст, масло. 65 х 80 см.
Коллекция Н. Годзиной.
Э.В. Булатов (1933-2025). Осенние сосны. 1963 г. Холст, масло. 89,5 х 50 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Осенний пейзаж. 1963 г. Холст, масло. 93 х 73 см.
Музей актуального искусства Art4.ru, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Кактус. 1963 г. Холст, масло. 74 х 57 см.
Коллекция Н. Годзиной.
Э.В. Булатов (1933-2025). Композиция. 1963 г. Бумага, карандаш. 27 x 19,2 см.
Коллекция Якоба и Кенды Бар-Гера, Германия.
Э.В. Булатов (1933-2025). Композиция с цветком. Бумага, карандаш. 30 х 35,5 см.
Э.В. Булатов (1933-2025). Поверхность – пространство картины. 1963 г. Оргалит, масло. 45 х 55 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Пейзажный (вечерний) мотив. Эскиз. 1963 г.
Бумага, карандаш. 24,8 х 15,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Сосны. Эскиз. 1963 г. Бумага, карандаш. 26 х 20 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Группа художников в день рождения коллекционера Александра Глезера перед его домом. Москва, 10 марта 1974 г. 1-й ряд (слева направо): Анатолий Васильев (Ленинград), Владимир Янкилевский, Валентина Кропивницкая, Петр Беленок, Георгий Костаки, Александр Глезер, Владимир Немухин, Татьяна Левицкая, Борух (Борис Штейнберг), Николай Вечтомов, Отари Кандауров, Александр Махов, Дмитрий Плавинский, Лидия Мастеркова, Евгений Рухин, Оскар Рабин. 2-й ряд (слева направо): Илья Кабаков, Эдуард Штейнберг, Василий Ситников, Юрий Жарких. Фотография Игоря Пальмина.
В 1960-х годах Эрик Булатов вошел в нонконформистское художественное объединение «Сретенский бульвар». Вместе с ним членами объединения были Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный, Юрий Соболев-Нолев и другие. Помимо работ соц-артовской тематики, ещё в своих ранних работах Булатов разработал теорию взаимодействия картины и пространства (картины «Разрез», «Диагональ I», «Улица»). Согласно этой теории, картина состоит из двух взаимоисключающих частей: конкретной, реальной плоскости - «картинной плоскости», и некого воображаемого пространства, которое можно построить по одну из сторон этой плоскости. В своих произведениях Булатов стремился не сводить воедино по сложившейся традиции, а противопоставлять эти понятия. В этих его произведениях заметно влияние Роберта Фалька, которого художник наряду с Владимиром Фаворским, называл своим учителем. Это был важный этап его творчества.
Э.В. Булатов (1933-2025). Верхушки деревьев. 1964 г. Холст, масло. 99 х 79 см.
Коллекция Н. Годзиной.
Э.В. Булатов (1933-2025). Мак. 1964 г. Холст, масло 72,5 х 62 см.
Собрание Е. и В. Семенихиных, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Сосны. Зеленый пейзаж. Этюд. 1964 г.
Холст, масло. 64,5 x 45 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Пейзаж. 1964 г. Холст, масло. 79 х 54 см.
Галерея Саатчи, Лондон.
Э.В. Булатов (1933-2025). Сосна. 1964 г. Холст, масло. 65 х 84,2 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Цветы. 1964 г. Холст, масло. 60 х 80 см. Коллекция И. и Т. Манашеровых.
Э.В. Булатов (1933-2025). Цветы. 1964 г. Холст, масло. 74,5 х 54,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Диагональ. 1964 г. Бумага, цветные карандаши. 24,7 x 19,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Диагональ. 1964 г. Бумага, цветные карандаши. 24,7 x 19,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Диагональ. 1964 г. Бумага, цветные карандаши. 24,7 x 19,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Автопортрет. Этюд с натуры. 1968 г.
Оргалит, масло. 70 х 49 см. Собственность автора.
«Моё дело как раз совершенно другое, чем дело поп-арта и дело соц-арта. Они старались доказать, что социальная реальность — это единственное, что у нас есть, единственная реальность. Всё остальное просто не имеет значения. А я хотел всегда доказать, что социальное пространство ограничено, оно имеет границу, и свобода - всегда за этой границей» (Эрик Булатов, документальный сериал «Художник говорит», 2018 г.)
Э.В. Булатов (1933-2025). Разрез. 1965-1966 гг. Холст, масло. 110 х 110 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Разрез» - одна из самых известных картин раннего Булатова. «Этот идущий из абсолютной глубины, из бесконечной пространственности свет и составляет основу всякого света, любой освещенности. Настроившись на него, вскрыв этот свет для себя, и не в „жизненной практике“, а прежде всего на картине, внутри картины, Эрик уже навсегда придал своему искусству ту основу и те глубинные абсолютные характеристики, среди которых на равных существует переживание и воздействие этого света как „благого“, „прекрасного“» (Илья Кабаков, из книги «60–70-e…Записки о неофициальной жизни в Москве»).
Э.В. Булатов (1933-2025). Чёрный туннель. 1964 г. Холст, масло. 99 х 99 см. Галерея Саатчи, Лондон.
Э.В. Булатов (1933-2025). Море и небо. 1965 г. Бумага, акварель. 32,5 х 50 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Солнце (Остров Анзер). 1965 г. Бумага, цветные карандаши.
46,5 х 32 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Три поверхности. 1965 г. Холст, масло. 94 х 74 см.
Галерея Саатчи, Лондон.
Э.В. Булатов (1933-2025). Горизонталь I. 1966 Холст, масло. 100 х 100 см. Частная коллекция, Париж.
Э.В. Булатов (1933-2025). Горизонталь II. 1966 г. Холст, масло. 110 х 110 см. Частная коллекция, Париж.
Э.В. Булатов (1933-2025). Горизонталь III. 1966 г. Холст, масло. 140 х 140 см. Коллекция Н. Годзиной.
Э.В. Булатов (1933-2025). Диагональ I. 1966 г. Холст, масло. 100 х 100 см. Частное собрание, Париж.
Э.В. Булатов (1933-2025). Диагональ II. 1966 г. Холст, масло. 110 х 110 см. Частное собрание.
Работы Булатова постоянно выставлялись и до сих пор выставляются на аукционные торги современного искусства. Так, на аукционе «Филипс» в 2007 году работа «Брежнев. Советский космос» ушла примерно за 1,6 млн долларов, ещё два полотна на советскую тематику, в том числе «Революция - перестройка», были проданы по миллиону долларов за каждое, что сделало Булатова одним из самых дорогих современных русских художников.
Э.В. Булатов (1933-2025). Городская живопись. 1966 г. Холст, масло. 90 х 120,5 см. Предаукционная выставка Sotheby’s, Москва, 28-29.10.2021 г. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 01.12.2021 г. Эстимейт 150.000–200.000 фунтов.
«Городская живопись» относится к серии работ Булатова 1960-х годов, в которых он отошёл от преимущественно фигуративного экспрессионистского стиля, сформировавшегося под влиянием одного из его первых наставников, Роберта Фалька. В 1956 году Булатов впервые встретился с близким коллегой Фалька по ВХУТЕМАС-ВХУТЕИНу, гравёром по дереву и теоретиком Владимиром Фаворским. Именно беседы с Фаворским в конце 1950-х - начале 1960-х годов помогли Булатову сформировать собственные представления о живописном пространстве, которые стали ключевыми в его творчестве.
Э.В. Булатов (1933-2025). Портрет Ольги Андреевой. 1966 г. Холст, масло. 79,2 х 69,5 см.
Аукцион Bonhams, Лондон, 2010 г. Лот продан за 150.000 фунтов.
Портрет Ольги Андреевой - яркий и очень редкий пример раннего портрета Эрика Булатова. Работа написана в так называемый «фальковский период» художника,
Ольга Андреева, внучка известного писателя Леонида Андреева. журналистка, переводчица, художница, автор мемуаров. Будучи художницей и писательницей, Андреева была идеальной моделью для художника. Впоследствии она прославилась тем, что помогала Солженицыну вывозить рукописи из Советского Союза и публиковать их на Западе. Ольга родилась в Париже в 1930 году в семье эмигрантов. В 1951 году Андреева вышла замуж за американского писателя Генри Карлайла и переехала в Америку, часто бывая в Москве, во время одного из таких визитов она и позировала Булатову для этой картины.
Э.В. Булатов (1933-2025). Ночной город. 1967 г. Холст, масло. 99 х 130 см. Галерея Саатчи, Лондон.
Интересно, что в композиции «Ночной город» 1967 года из коллекции Галереи русского искусства Саатчи в Лондоне, цитируется портрет Ольги Андреевой. Прослеживая творческое развитие Булатова, можно утверждать, что «Ночной город» отсылает к «Фальковскому периоду», включая его в реконструкцию художественных поисков живописца.
Э.В. Булатов (1933-2025). Ночная улица. 1966 г. Холст, масло. 90 х 109,5 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Улица. 1966 г. Холст, масло. 81 х 101 см.
Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Разрез. 1966 г. Холст, масло. 50 х 59,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Портрет молодого человека. 1967 г.
Бумага, графитный карандаш. 35,6 x 30,9 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Портрет женщины. 1967-1968 гг. Холст, масло. 110,4 х 130 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Женский портрет. 1967 г. Холст, масло. 110 х 110,5 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Украшение пространства. Диптих. 1967-1968 гг.
Холст, масло, золотая краска. 90 х 120 см. (каждая часть). Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г.
Эстимейт GBP 50.000 – 60.000 фунтов.
С 1963 года и до конца 1960-х годов Эрик Булатов экспериментирует с различными модернистскими стилями в живописи, проявляя интерес к анализу пространственных, световых и цветовых решений. 1966 год стал переломным для Булатова в стилистическом плане. Он написал «Горизонтали I и II» и «Диагонали I и II», а также другие работы, иллюстрирующие его всё более абстрактный и концептуальный стиль. В СССР художник не мог выставляться по соображениям цензуры, лишь в 1965 и 1968 годах прошли кратковременные показы его работ в Курчатовском институте и кафе «Синяя птица» в Москве. В начале 1970-х годов начал создавать крупномасштабные картины, в которых, как правило, обращался к социальным темам и масс-медийным образам советской действительности, изображая лозунги, надписи и плакаты.
Э.В. Булатов (1933-2025). Автопортрет. 1968 г. Холст, масло 100 х 100 см.
Автопортреты - идеальное начало знакомства с художником. Эрик Булатов за долгие годы работы создал несколько автопортретов. Автопортрет 1968 года - одна из ранних работ Булатова. Только ленивый не распознает на полотне «привет» от Рене Магритта - повторяющиеся лица художника вписаны в черный силуэт человека в котелке. Сюрреализм в творчестве Булатова не прижился, зато концепция «картины в картине» - вполне.
Э.В. Булатов (1933-2025). Художник на пленэре. 1968 г. Холст, масло. 100 х 120 см.
Частное собрание, Москва.
В ранних произведениях Булатова формулы работы с текстом еще не было. Такой Булатов сегодня практически неизвестен. Зато в «Художнике на пленэре» можно найти множество отсылок к истории искусства – и к Малевичу, и к голландскому художнику Питу Мондриану, и к французскому сюрреалисту Рене Магритту.
Э.В. Булатов (1933-2025). Ночной город. 1960-1969 гг. Бумага, гуашь. 42 x 29,5 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 5.000–7.000 фунтов.
Э.В. Булатов (1933-2025). Портрет актрисы Ларисы Соловьёвой. 1971 г. Холст, масло. 120 × 149,5 см.
Художественный музей Джейн Ворхиз Зиммерли, университет Ратгерс, США.
Э.В. Булатов (1933-2025). Эскиз к картине «Лыжник». 1. 1970 г. Бумага, цветные карандаши. 39,4х29,1 см. 2. 1970-1971 гг. Бумага, цветные карандаши. 39,5х29 см. Оба - ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Лыжник. Рисунок к картине. Начало 1970-х гг.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вход. 1971 г. Холст, масло. 120 х 120 см. Частное собрание, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Лыжник. 1971-1974 гг. Frida Project Foundation, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Без названия. 1973 г. Бумага, цветные карандаши. 36 х 48 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 550.000 – 650.000 руб.
Э.В. Булатов (1933-2025). Горизонт. 1971-1972 гг. Холст, масло. 150 х 180 см.
Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва.
В 1972 году Булатов создаёт знаменитый «Горизонт», который в период перестройки был воспринят как пародийное произведение и даже отождествлялся со стилем соц-арт. Историю ее создания он описывал так: «Мы с Олегом Васильевым были в Доме творчества в Крыму, вместе работали над книжками. Февраль, жуткий холод, ветры, штормы. Я застудил спину. Было жутко больно, пришлось ходить на прогревания в поликлинику. Я лежал на животе перед окном, а за окном - море. Все было бы замечательно, но почему-то вид был перегорожен красной палкой. Она закрывала окно именно там, где у меня должен был быть горизонт. Закрывала мне море. Ужасно раздражала меня эта палка. И вдруг я понял, прямо в голову стукнуло: дурак, тебе ж повезло, тебе буквально показывают твою собственную жизнь, где закрыто именно то, что ты любишь. В общем, был сильный негативный импульс. Но из этого не следует, что картина должна вызывать негативные или позитивные эмоции. Может быть все что угодно».
Со своей стороны добавлю. В октябре 1961 году на XXII съезде КПСС Генеральный секретарь партии Н.С. Хрущёв во время своего выступления объявил, что к 1980 году в СССР будет «в основном» построен коммунизм и в учебниках для 9 класса средней школы было записано «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». А в народе ходила легенда – «Коммунизм – на горизонте». Вот картина Булатова иллюстрирует этот тезис.
К.С. Малевич (1879-1935). Красная конница. 1928–1932 гг. Холст, масло. 91 x 140 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Эрик Булатов всегда восхищался авангардистами. «Я годами думал над «Черным квадратом» Казимира Малевича. Он так и остался для меня каким-то абсолютом, - говорил он. - В первый раз он поразил меня двусмысленностью: это такое произведение, про которое нельзя ничего однозначного сказать. Мы даже не можем понять, что это за черное. Это дырка черная в белом фоне или это черный предмет, который лежит на белом фоне? Это одновременно и предмет, и пространство. Невероятная работа Малевича». Другая известная картина Малевича «Красная конница» (1928-1932), стирая все живописные границы, неслась на защиту советской власти. Неслась, неслась и заработала себе раковую опухоль в виде идеологии. Мир Булатова - это мир, уже пораженный метастазами этих злокачественных образований.
Э.В. Булатов (1933-2025). Опасно. 1972-1973 гг. Холст, масло. 109 х 110 см.
Художественный музей Джейн Ворхиз Зиммерли, университет Ратгерс, США.
Э.В. Булатов (1933-2025). Осторожно. 1973 г. Холст, масло. 110 х 110 см.
Частное собрание, Париж.
Э.В. Булатов (1933-2025). Два пейзажа на фоне Красного знамени. 1972-1974 гг.
Коллекция Колумбийского университета, США.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вход. 1973 г. Бумага, цветные карандаши.
Фонд «Колодзей Арт», Нью-Джерси, США.
Э.В. Булатов (1933-2025). Идите, стойте, идите. 1973 г. Бумага, цветные карандаши.
International Arts & Artists, Вашингтон.
Э.В. Булатов (1933-2025). Стойте. Идите. 1974 г. Бумага, цветные карандаши.
Э.В. Булатов (1933-2025). Без названия. Этюд. 1975 г. Картон, масло. 23,5 х 26,8 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вход - Входа нет. 1974-1975 гг. Холст, масло. 180 х 180 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж. Приобретен в 1990 г.
Эрик Булатов с картиной «Вход - Входа нет». Фото 1990-е гг.
В начале 1970-х годов, с работы «Горизонт», Булатов начинает развивать новый своеобразный стиль, соединяя стандартные натуралистичные пейзажи с крупными плакатными символами и транспарантными лозунгами. В результате художнику удаётся предельно доступным образом проиллюстрировать абсурдность действительности, перенасыщенной символикой советской пропаганды.
Пространство у художника всегда многослойное: поверх изображения кладется либо текст лозунга, либо узнаваемый символ. Подчеркивая контраст пропаганды и реальности, он сближается с соц-артом, но главной его целью остается исследование границы между пространством искусства и социумом. Свою творческую задачу новатор видит в том, чтобы «показать и доказать, что социальное пространство, каким бы значительным и агрессивным оно ни выглядело, на самом деле не безгранично. У него есть предел, и свобода человека и вообще смысл его существования находятся по другую сторону границы. Пространство искусства находится именно там, по ту сторону социальной границы».
Э.В. Булатов (1933-2025). Добро пожаловать. 1973-1974 гг. Холст, масло. 80 х 230 см.
Частное собрание, Москва.
Вот яркий пример предыдущего тезиса художника. На картине Булатова изображен фонтан «Дружба народов СССР» на ВДНХ на фоне Главного павильона. В этой картине много смыслов, и красный запретный цвет лозунга, и простая девушка или женщина, сидящая на парапете, но я не хочу вдаваться в философию, это дело искусствоведов. Моя задача намного скромнее – показать как можно больше репродукций картин, рисунков и эскизов художника. В конце поста есть ссылка на статью Геннадия Мартынова, в которой эта картина и другие работы Булатова подробно разбираются.
Фонтан «Дружба народов» открыт в 1954 году на ВДНХ в Москве. Над ним работали архитекторы Константин Топуридзе и Григорий Константиновский. Вокруг огромной чаши площадью около четырех тысяч квадратных метров. установлены 16 женских фигур из бронзы, покрытых сусальным золотом. Каждая высотой в 4 метра и символизирует одну из бывших республик СССР. Они одеты в национальные костюмы и имеют характерные черты лица. В 1954 году республик было 16, а через два года их стало 15 – Карело-Финская ССР вошла в состав РСФСР, но с фонтана ее решили не убирать.
Э.В. Булатов (1933-2025). Слава КПСС. 1975-2005 гг. Холст, масло. 200 x 200 см.
Собрание Фонда Культуры «Екатерина», Москва.
«Слава КПСС» - одна из главных и культовых картин Эрика Булатова. Он повторял ее в нескольких вариантах, есть она в Москве, есть она в Центре Помпиду в Париже, есть и типографские принты большим тиражом. Эрик Булатов - не слишком плодовитый художник, но виртуоз, получивший образование в лучших традициях московского натурализма, создал за пределами официального мира искусства ряд работ, отражающих советскую пропаганду в эпоху Брежнева. Лозунг «Слава Коммунистической партии Советского Союза», взятый из идеологического репертуара, которым в те дни изобиловало общественное пространство, кажется здесь чем-то возвышенным, чистым графическим знаком, бесконечная плоскостность и тонкость которого оттеняются иллюзорной глубиной неба.
Э.В. Булатов (1933-2025). Слава КПСС. 1975-2005 гг. Холст, масло. 230 x 230 см. Вариант, проданный на аукционе Phillips, в Лондоне в 2008 году за $2.159.673 дол. или £1.084.500 фунтов стерлингов.
Эрик Булатов из его книги «Живу дальше», изданной в 2006 году:
«"Слава КПСС" – казалось бы, это совсем советское, а почему-то запрещённое. Значит, здесь есть какая-то ирония, что-то такое, а что – непонятно. Потому что никакой иронии нет, когда смотришь: обычный плакат. На самом деле для меня единственным смыслом этой работы был пространственный характер двух элементов – неба и букв. С одной стороны, красные агрессивные буквы, формально они написаны по небу, и именно это мне тогда предъявлялось в вину нашими прогрессивными ребятами: как ты мог по русскому небу написать эти страшные буквы? Но дело было в том, что я старался всячески показать, что буквы не приклеены, не привязаны к небу, а между ними большое расстояние. То есть они отдельно существуют друг от друга. Это не увидеть нельзя.
Эрик Булатов в своей мастерской на фоне картины «Слава КПСС». Москва, 1981 г.
Просто нужно обратить внимание, глаз ваш показывает, что они существуют отдельно. А раз они существуют отдельно, то у каждого своя жизнь. Облака идут, а буквы неподвижно стоят, они владеют всем этим миром, они прямо на нас набрасываются. Но по ту сторону, за спиной у них – небо, там другое пространство. И они не пускают нас туда, они закрывают от нас это небо. В этом все дело, это очень простая вещь, но это никому почему-то не было понятно. А здесь за границей это гораздо легче воспринималось. Если зритель, как наш русский, не смотрит, а просто читает, "а, это политический плакат, понятно", и пошел дальше. А если он смотрит, а не читает, то он видит здесь что-то другое. Все мои картины построены на пространственном смысле. Пространство нашей жизни, пространство искусства, пространство свободы и несвободы, социальное пространство. В этом противостояние, в этом смысл».
Э.В. Булатов (1933-2025). Иду. 1975 г. Холст, масло. 230 х 230 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Стой. Иди. Эскиз. 1975 г. Бумага, цветные карандаши. 16 х 48 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Стой. Иди. 1975 г. Холст, масло. 81,3 х 248,9 см.
Коллекция Доджа Нортона Таунсенда, США. Фотография.
Э.В. Булатов (1933-2025). Брежнев. Советский Космос. 1977 г. Холст, масло. 260 х 200 см. Продан на аукционе
за $1.600.000 дол. В настоящее время в собрании Джона Стюарта, Нью-Йорк.
«Брежнев. Советский Космос» - еще одна культовая и узнаваемая картина Булатова. Однако ничто не оказалось в историческом времени столь эфемерным, как орудия пропаганды и рекламы. Все лозунги, даже те, что были из стали и бетона, давно исчезли с улиц наших городов, портреты и плакаты пылятся лишь где-то на «бронеполках» хранилищ библиотек. Поэтому картины Булатова теперь являются одновременно и документом и анализом той канувшей в Лету советской цивилизации.
Э.В. Булатов (1933-2025). Эскиз к картине «Брежнев. Советский космос». 1977 г.
Бумага, цветные карандаши. 26 x 20 см. Галерея VLADEY, Москва.
Ироничный взгляд художника нередко принимали за чистую монету. Так, например, произошло с картиной «Советский космос». Но все же портрет генсека Брежнева, как нимбом окруженного флагами союзных республик, запретили. Сам же Булатов рассказывал, что на этой картине пытается обратить внимание на ненормальность жизни, которую большинство принимало как норму.
Э.В. Булатов (1933-2025). Люди на природе. 1976 г. Холст, масло. 140 х 178 см.
Художественный музей Джейн Ворхиз Зиммерли, университет Ратгерс, США.
Э.В. Булатов (1933-2025). Автопортрет. 1971–1973 гг. Холст, масло 110 х 110 см.
Музей Людвига, Кёльн.
После конца советской власти Эрик Булатов уехал за границу. Сначала в 1989 году уехал в Нью-Йорк, а в 1992-м перебрался в Париж, ставший его домом. Это была не эмиграция, а вдруг обретенная возможность жить и зарабатывать своим искусством. В России его картины никто не покупал, и художнику приходилось подрабатывать иллюстрированием детских книжек. Но с Москвой никогда не порывал и не пытался запереть себя в эмигрантском сознании: ему было слишком тесно и в этих рамках. В 2003 году в Третьяковской галерее впервые после его отъезда показали графику, а три года спустя провели масштабную ретроспективу.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва-Ленинград
1946-1991. Москва, Издательство «Искусство ХХ1 век», 2012 г. Стр. 53, 139, 210-214, 420 и др.