РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ХУДОЖНИЦА-АВАНГАРДИСТКА ЕЛЕНА ВАРНАВОВНА НАГАЕВСКАЯ (1900-1990), УЧЕНИЦА Н.А. УДАЛЬЦОВОЙ И А.В. ЛЕНТУЛОВА. ЧАСТЬ I10-11-2025 17:15к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Елена Варнавовна Нагаевская. Фото 1930-е гг.
Елена Варнавовна Нагаевская (1900-1990), русская советская художница-авангардистка, график, искусствовед. Родилась в 1900 г. в селе Япринцево, Оренбургской губернии. Училась на курсах росписи тканей (1927), трехгодичных ИЗОпрофкурсах (1927–1930) у Н.А. Удальцовой и в студии А.В. Лентулова (1930-е). В конце 1920-х годов сблизилась с участниками Общества московских художников (бывшими членами объединения «Бубновый валет») и группы «Тринадцать». Её творчество формировалось в тот период, когда русские художницы Н. Гончарова, Л. Попова, А. Экстер, В. Степанова своими оригинальными идеями и незаурядным мастерством завоевали не только Россию, но и Европу. Под их влиянием Нагаевская выполнила ряд кубистических композиций и работ в духе «московского сезаннизма». Ее первым мужем был Семен Волин, член организации РСДРП (меньшевиков), находился в Туркестане в политической ссылке. В 1923 г. он был арестован и сослан в г. Енисейск. Нагаевская становится его женой и идет за мужем по этапу в Сибирь. После неудачной попытки уехать за границу в Германию, остается в Москве и выходит второй раз замуж за художника и искусствоведа Александра Георгиевича Ромма.
Елена Нагаевская в гимназии (стоит вторая справа). 1913 г.
Елена Варнавовна Нагаевская родилась 21 мая 1900 года в селе Япринцево, в Оренбургской губернии недалеко от Актюбинска. Её родители – небогатые украинские крестьяне, переселенцы из-под Киева – занимались земледелием. В 1907 году семья переезжает в Актюбинск, в котором Елена поступает в начальную русско-киргизскую школу, которую окончила с отличием. В 1912-1917 годах училась в актюбинской Мариинской женской гимназии, в 1917-1920 годах там же - в прогимназии, которую окончила с отличием.
Похвальный лист за окончание гимназии Е.В. Нагаевской. Выдан 31 мая 1914 г.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Парк Минеральных вод. Боржом. 1927 г.
Бумага, акварель. 25 х 18,2 см. Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). На берегу реки Боржомки. 1927 г. Бумага, акварель. 19,7 х 27,6 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Вид с балкона. 1927 г. Бумага, акварель, гуашь. 21 х 27,5 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). В горах Грузии. 1927 г. Холст, масло, 14 x 16,5 см. Артократия.ру
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Рыбы. 1927 г. Холст, масло. 35 х 39,5 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2007 г. Эстимейт 110.000 - 150.000 руб.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Москва праздничная. 1928 г. Бумага, тушь, перо. 22 х 17,2 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). В будущее. Полёт ракеты. 1929 г. Холст, масло. 45,5 х 53 см.
Симферопольский художественный музей.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Коктебель. Дом Юнге. 1930-е гг. Картон, масло. 25,2 х 36,8 см.
Частное собрание.
Дом Юнге или «Вилла Киммерия». Ранее усадьба семьи Александра Эдуардовича Юнге (1872-1921), основателей дачного посёлка творческой интеллигенции и промышленного виноделия в Коктебеле. В настоящее время «Дом Юнге» - база отдыха Дом Юнге и отель «Baza Otdyha Dom Junge»
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Дом в горах. Картон, масло. 17,5 х 23,8 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Первый муж Елены Нагаевской Семён Волин. 1923 г.
В 1920-1923 годах Елена Нагаевская училась в Ташкенте на факультете общественных наук 1-го Среднеазиатского университета, по окончании которого получила диплом преподавателя. В университете познакомилась со студентом Семёном Юльевичем Волиным (1883-1976). Волин, член организации РСДРП (меньшевиков), находился в Туркестане в политической ссылке и в 1923 году был арестован и получил 3 года ссылки в Енисейск. Нагаевская становится его женой и идет за мужем по этапу в Сибирь как декабристка. В 1923-1926 гг. Волин и Нагаевская находились в Енисейске. После окончания ссылки, не имея права проживать в Москве, Волин и Нагаевская были вынуждены жить в провинции, в Саратове.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Композиция с тремя фигурами. 1928-1930 гг. Холст, масло. 112 х 136 см.
Частное собрание.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Конструктивистский натюрморт. 1920-е гг. Картон, масло.
Дом-музей Е. Нагаевской и А. Ромма, Бахчисарай.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Хроматическая таблица (Двухсторонняя картина). 1930 г. Холст, масло. 70,5 х 70 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус (Узбекистан)
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Абстрактная геометрическая композиция (1). 1930 г.
Бумага, акварель. 40 х 40 см. Частное собрание.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Абстрактная геометрическая композиция (2). 1930 г.
Бумага, акварель. 34,9 x 34,9 см. Частное собрание.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Абстрактная геометрическая композиция (3). 1930 г.
Бумага, акварель. 34,9 x 34,9 см. Частное собрание.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Лодки на Истре. 1930-е гг. Картон, масло. 70 х 90 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Город. 1930-е гг. Картон, масло. 49 х 49 см. Частное собрание.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Москва. Вид из окна (Крыши дома-кафе «Арагви»). 1934 г.
Холст, масло. 43 х 43,5 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Крыши Москвы. 1934 г. Картон, масло.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Московские крыши. 1932. Картон, масло. 48 х 72 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Строительство московского метро. 1935 г. Бумага, акварель, уголь.
21 х 27 см. Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
Елена Нагаевская (сидит первая справа) и Семён Волин (стоит первый справа) в ссылке в Енисейске. 1924 г.
В Саратове Волин и Нагаевская готовились к выезду за границу. Нелегально выехали на Кавказ, откуда собирались перебраться за границу. Первая попытка переезда за границу через Закавказье окончилась неудачно. Но два месяца, проведенных на Кавказе в ожидании благоприятного момента для перехода границы, стали началом творческой жизни будущей художницы – она начала рисовать, писать акварелью и маслом. В конце 1926 года состоялась вторая попытка уехать за границу в Германию на поезде с Брестского вокзала. Нагаевская в последний момент сошла с подножки вагона, оставшись в Москве. Решиться на эмиграцию из России она не смогла. Вся ее дальнейшая жизнь была связана с Крымом, Коктебелем и Бахчисараем.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Пейзаж в Коктебеле. 1935 г.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Коктебель. Мастерская дома М.А. Волошина. 1938 г.
Холст, масло. 54,4 х 62,5 см. Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Коктебель. Мастерская дома М.А. Волошина. 1938 г.
Холст, масло. 54,4 х 62,5 см. Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Мастерская М.А. Волошина. Лестница. 1938 г. Холст, масло. 34,7 х 53,6 см.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Интерьер в доме М.А. Волошина. Верхний кабинет. Библиотека. Эскиз.
1938 г. Картон, дерево, масло. 51 х 72,5 см. Дом-музей М.А. Волошина, Коктебель.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Интерьер в доме М.А. Волошина. Верхний кабинет. Эскиз. 1938 г.
Картон, дерево, масло. 50,5 х 73 см. Дом-музей М.А. Волошина, Коктебель.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Интерьер в доме М.А. Волошина. 1936-1970-е гг. Бумага, смешанная техника.
20 х 28 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Интерьер в доме М.А. Волошина. 1936-1970-е гг. Бумага, смешанная техника.
20 × 28,5 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Интерьер в Доме М.А. Волошина. Комната М.С. Волошиной. Эскиз. 1949 г.
Фанера, масло, гуашь. 52 х 61 см. Дом-музей М.А. Волошина, Коктебель.
Е.В. Нагаевская. Фото 1925 г.
В 1927 году в Москве Нагаевская начала заниматься на курсах росписи тканей. В 1930 году окончила ИЗОПРОФкурсы Краснопресненского района у М.М. Плаксина и в студии «амазонки русского авангарда» Надежды Андреевны Удальцовой (1885-1961). На начальном этапе творчества в конце 1920-х Нагаевская увлекалась кубизмом. В это время она сблизилась с участниками Общества московских художников (бывшими членами объединения «Бубновый валет») и группы «Тринадцать», участвовала в выставках художников-авангардистов. Выполнила ряд кубистических композиций и работ в духе «московского сезаннизма»: «Городской пейзаж (Москва)» (1928), «В будущее (Полет ракеты)» (1929), «Композиция с тремя фигурами» (1928–1930), «Натюрморт с красным графином» (1929), «Автопортрет», «Пейзаж с дирижаблем (Дирижабли над Москвой)» (Оба – 1930 г.), и другие. Впоследствии, её имя вошло в российские каталоги и издания «Авангард, остановленный на бегу» (Москва, 1989) и «Московские художники 20-30-е годы» (Советский художник, 1991).
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Пейзаж с дирижаблем (Дирижабли над Москвой). 1930 г.
Холст, масло. 70,5 х 70 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого, г. Нукус (Узбекистан)
В 1930 году Елена Нагаевская пишет «Пейзаж с дирижаблем», с обратной стороны холста выкрашивая хроматическую таблицу. Обе стороны актуальны: на аверсе дирижабль как призрак будущего оттеняет собой ландшафт, на реверсе теоретическая база нового живописца, изучающего колористические системы. Исследовательский интерес к физическим и психологическим законам восприятия цвета сходил на нет по мере обострения борьбы с формализмом и был погашен к середине 1930-х годов. Схемы по цветоведению успели начертить многие художники, от Малевича до Самохвалова, заложив новый, «служебный» жанр живописи, который опирается на область факта.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Самолеты над Истрой. 1932 г. Бумага, масло. 30,6 х 38,6 см. Auction.ru, 2025 г.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Азиса - одно из утраченных зданий Бахчисарая. 1930-е гг.
Дом-музей Е. Нагаевской и А. Ромма, Бахчисарай.
Азиса в Бахчисарае - это комплекс памятников мусульманской архитектуры, представленный
несколькими мавзолеями-усыпальницами (дюрбе).
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Крым. Кок-Кая. Коктебель. 1938 г. Картон, масло. 38,8 x 48,3 см.
Новокузнецкий художественный музей.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Море. 1938 г. Холст, масло. 44 х 60 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2012 г. Эстимейт 45.000 - 90.000 руб.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Пляж в Крыму. 1938 г. Холст, масло. 80 х 100 см. Частное собрание.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Натюрморт с подсвечником. 1937 г. Картон, масло. 51,5 х 71 см.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Натюрморт с чайником. 1937 г. Холст, масло. 44 х 54 см.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Цветы и фрукты. 1939 г. Холст, масло. 49 х 63 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Татарская деревня. Крым. 1938 г.
Александр Георгиевич Ромм. Фото 1930-е гг.
Начиная с тридцатых годов Нагаевская работала в реалистической манере, писала пейзажи и натюрморты. Главной темой творчества художницы становятся пейзажи Москвы и Подмосковья: «Крыши Москвы», «Цветной бульвар», «Улицы Москвы», «Москва. Вид из окна (Крыши дома-кафе Арагви) и другие. А с 1936 года – Коктебель и его окрестности.
В 1931 году Елена вышла замуж за талантливого художника, искусствоведа и художественного критика Александра Георгиевича Ромма (1886-1952), который был на 14 лет старше её. В 1933 году Нагаевская вступила в Союз художников СССР. В 1935 году супруги купили дачу в Истре под Москвой. Там Нагаевской были созданы впечатляющие светлостью и нежностью акварели.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Портрет А.Г. Ромма. 1939 г. Бумага, карандаш. 21,3 х 16,8 см.
Симферопольский художественный музей.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Вид с горы от могилы М. Волошина. Коктебель. Картон, масло. 24,5 х 27 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). В горах Атыл Кая. 1940 г. Холст, масло, 31,5 x 50 см.
Галерея «АртПанорама», Москва.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Коктебель. Вдали мыс Киик-Атлама (Крымский пейзаж). 1940 г.
Холст, масло. 37 х 47 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Берег моря. Камни. Фанера, масло. 20,5 х 32 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Коктебель. Мыс. Картон, масло. 26 х 36 см.
Музей, Московская область, г. Люберцы.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Крымский пейзаж. 1940-е гг. Картон, масло. 59,5 х 45 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2013 г. Эстимейт 210.000 - 300.000 руб.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Москва. Интерьер на улице Горького. 1939 г.
Картон, масло. 82 х 61 см. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Натюрморт. 1940-е гг. Холст, масло. 37 х 45 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2012 г. Эстимейт 45.000 - 90.000 руб.
А.Г. Ромм (1886-1952). Портрет Е.В. Нагаевской. 1930-е гг. Холст, масло.
https://www.jewage.org/wiki/ru
В 1936 году, по рекомендации Анастасии Ивановны Цветаевой, сестры Марины Цветаевой, супруги впервые приехали в Коктебель. В течение всех последующих лет Е. Нагаевская приезжала сюда уже как близкий друг Марии Степановны Волошиной. В Крыму Нагаевская познакомилась с художником Константином Фёдоровичем Богаевским (1872-1943) и его женой. Совместная работа с корифеем крымского пейзажа на этюдах в Коктебеле и в Феодосии оказала большое влияние на творчество художницы. Богаевский одобрительно отзывался о некоторых работах художницы: «Сюрюк-Кая», «Коктебельская бухта» и др. Живописные работы этого периода исполнены лирического романтизма. После гибели Константина Федоровича, Е. Нагаевская до конца жизни Жозефины Густавовны поддерживала с ней дружеские отношения. Кроме пейзажей, Нагаевской были запечатлены для сохранности интерьеры волошинского дома в Коктебеле и его кабинетов.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Двор с сиренью. Холст, масло. 77,7 х 101,5 см.
Симферопольский художественный музей.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Натюрморт с нарциссами, пионами и сиренью. Холст, масло. 69 х 97 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Натюрморт с графином. Холст, масло. 59,5 х 90 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Натюрморт с луком. Картон, темпера. 47,5 х 65,5 см.
Симферопольский художественный музей.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Натюрморт с овощами. Картон, масло.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Натюрморт с хозяйственной сумкой. Картон, масло.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Цветы в синей вазе. Холст, масло. 59,5 х 50 см.
Симферопольский художественный музей.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Автопортрет. 1930 г. Холст, масло.
Дом-музей Е. Нагаевской и А. Ромма, Бахчисарай.
В 1939 году А.Г. Ромм и Е.В. Нагаевская совершили поездку в Киргизию и Узбекистан; посетили Фрунзе, Ташкент, Бухару и Самарканд.
В 1940-1941 годах Елена училась в пейзажной мастерской Института повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве. В 1941-1943 годах находилась в эвакуации во Фрунзе. В эти годы создала цикл работ: «Строительство Чуйского канала», «Город Фрунзе», «Горы Киргизии», «Цветы Киргизии».
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Миру - мир. 1942 г.
Бумага, акварель, гуашь. 36 х 16 см. Частное собрание.
Е.В. Нагаевская (1900-1990), А.Г. Ромм (1886-1952). Беседа во время перерыва на строительстве Б.Ч.К.
(Большого Чуйского Канала) в Киргизии. 1942 г. Бумага, смешанная техника. 19 х 24 см.
Галерея Леонида Шишкина.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). В горах Киргизии. 1942 г. Картон, масло, 25,5 х 37 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Пржевальск. 1942 г. Картон, масло. 30,5 х 38 см.
Галерея «Арт-Бульвар», Москва-Севастополь.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Редис из Ферганы. 1943 г. Бумага, акварель, картон, белила. 22,5 x 35,3 см.
Артократия.ру
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Коктебель после оккупации. Развалины амбулатории. 1945 г.
ДВП, масло. 12,8 х 18 см. Дом-музей М.А. Волошина, Коктебель.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Коктебель после войны. 1946 г. Картон, масло. 37 х 56 см.
Дом-музей М.А. Волошина, Коктебель.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Дорога в Старый Крым. 1946 г. Холст, масло. 51,5 х 84 см.
Дом-музей М.А. Волошина, Коктебель.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Коктебель. Дом Юнге. 1946 г. Холст, масло. 16,4 х 20,8 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Коктебельские рыбаки. Эскиз. 1946 г. Картон, масло. 49 х 60 см.
Дом-музей М.А. Волошина, Коктебель.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Монастырь Сурб Хач. 1946 г. Картон, масло. 32 х 20 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская. Фото 1930 г.
В 1945-1949 годы Нагаевская училась в Московском государственном университете (МГУ) им. М.В. Ломоносова на историко-искусствоведческом отделении филологического факультета, регулярно сдавая зачеты, экзамены и курсовые работы. Важным моментом в жизни Нагаевской стало получение в 1949 году «красного диплома» искусствоведа МГУ - за исследование о киргизском художнике Семене Афанасьевиче Чуйкове (1902-1980), одном из основоположников современного изобразительного искусства Киргизии, академике АХ СССР (с 1958 г.). Всего Нагаевская написала более 50 статей по вопросам искусства; в том числе монографию про русского скульптора Ивана Петровича Витали (1794-1855), изданную в Москве в 1950 г. и другие.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Завод им. Ильича. Москва. 1948 г. Картон на фанере, масло. 22,4 х 37 см.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Городской пейзаж. Картон, масло. 24 х 34 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Восточный Крым. Источник. 1948 г. Картон, масло. 35,5 х 26,3 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Корчевка леса. 1950 г. Картон, масло. 62 х 90 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Вид на Форос. 1950 г. Картон, масло.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Кикинеиз (старое название села Оползневое в Крыму). 1950 г. Картон, масло.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Оползневое. Скалы. 1950 г. Картон, масло. 51 х 70,5 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Крымский пейзаж. 1950-е гг. Картон, масло. 29 х 39 см.
Собрание Александра ARTAspb
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Крымский пейзаж. 1950-1960-е гг.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Натюрморт с флоксами. 1950 г. Холст, масло. 57,5 х 84 см.
Частное собрание.
Е.В. Нагаевская. Фото 1929 г.
После окончания МГУ, имея два диплома о высшем образовании, Нагаевская не могла найти работу в Москве. Неожиданная поддержка ее бывшего научного руководителя Е.В. Веймарна помогла получить интересную для молодого художника и искусствоведа работу в Бахчисарайском историко-архитектурном музее, куда она была приглашена на должность научного сотрудника. Первая поездка в Бахчисарай состоялась в 1950 году, в город, с которым она уже не расставалась до конца жизни.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Мангуп. 1950-е гг. Холст, масло. 100 х 285 см. Бахчисарайский музей-заповедник.
Мангуп - средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Мангуп-Кале. 1950-е гг. Холст, масло. 106 х 207 см.
Бахчисарайский музей-заповедник.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Раннее утро на турбазе в Соколином. 1950-е гг. Холст, масло. 75 х 100 см.
Бахчисарайский музей-заповедник.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Чуфут-Кале. Восточные ворота. 1950-е гг. Холст, масло. 68 х 49 см.
Бахчисарайский музей-заповедник.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Греческая церковь в Керменчике. 1951 г. Картон, масло. 25 х 34,2 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Пещерный храм на Тепе-Кермене. 1951 г. Холст, масло. 25,2 х 33 см.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Сюреньское укрепление. 1950-е гг. Холст, масло. 100 х 285 см.
Бахчисарайский музей-заповедник.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Развалины Херсонеса. 1952 г.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Натюрморт. 1950-е гг. Холст, масло. 58 х 65 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2013 г. Эстимейт 120.000 - 250.000 руб.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Розы. 1952 г. Галерея «Арт-Бульвар», Москва-Севастополь.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Автопортрет и портрет А.Г. Ромма. Дом-музей Е. Нагаевской и А. Ромма,
Бахчисарай.
В 1951-1952 году Нагаевская работала научным сотрудником в бахчисарайском Музее пещерных городов. Занималась научной и фондовой работой, исследовала фресковую живопись пещерных городов, создала большие живописные панно: «Эски-Кермен», «Мангуп», «Качи-Кальон»), которые долгое время украшали археологический отдел музея, участвовала в археологических экспедициях, проводившихся музеем совместно с Институтом археологии АН СССР.
Александр Ромм в это время жил и работал в Москве. На приглашение жены переехать в столицу Крымского ханства он отнёсся скептически. Он не хотел покидать столицу, с которой свыкся, и неважно себя чувствовал после инфаркта. Однако искренняя фраза жены «Бахчисарай – это на всю жизнь» сыграла решающую роль. Ромм перебрался из белокаменной в Бахчисарай, но вскоре случился второй инфаркт – и его не стало 19 декабря 1952 года. В январе 1953 года Елена Нагаевская увольняется из музея и занимается приведением в порядок архива мужа.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Коктебельская бухта. 1954 г. Холст, масло. 50 х 74 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Эски-Кермен. Панно живописное. 1953 г. Холст, масло, дерево, 100 х 285 см.
Бахчисарайский музей-заповедник.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Бахчисарай. Памятник архитектуры XVIII в. 1955 г. Картон, масло. 35,3 х 49,5 см.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Дюрбе. Азис. Цикл «Бахчисарай». 1953 г. Холст на картоне, масло. 17,5 х 23,4 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Башня в Табана-Дере на Мангуп-Кале. 1952-1956 гг. Картон, масло. 41 х 59 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Дом в Чуфут-Кале. 1955 г. Картон, масло. 34 х 48,5 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Весенний сад. 1955 г. Картон, масло. 35,5 х 51,5 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Е.В. Нагаевская (1900-1990). Коктебель. Дом М.А. Волошина. 1955 г. Холст на картоне, масло. 27,5 х 36 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка.
Елена Нагаевская запечатлена рядом с мужем Александром Роммом
на набережной Коктебеля. 1946 г.
В 1955 году на гонорар, полученный за искусствоведческую работу покойного мужа «Русские монументальные рельефы», Нагаевская приобрела в Бахчисарае небольшой саманный татарский домик с черепичной крышей. Справив скромное новоселье, согласно завету главы семьи, дом в скором времени превратился в своеобразный культурный центр, в котором она прожила более тридцати лет.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах.
Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии.
Стр. 187, 200.
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» Москва,
Издательство «Галарт», 2008 г. - Стр. 62, 66, 281, 494, 504.
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. - Стр. 190-192.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ХУДОЖНИЦА-АВАНГАРДИСТКА ЕЛЕНА ВАРНАВОВНА НАГАЕВСКАЯ (1900-1990), УЧЕНИЦА Н.А. УДАЛЬЦОВОЙ И А.В. ЛЕНТУЛОВА. ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»