Александра Прегель в своей нью-йоркской мастерской на Манхэттене. 1949 г.
Александра Николаевна Прегель (Авксентьева, 1907-1984) – забытый художник и график русской эмиграции первой волны. Её жизнь и творчество отражают бурную историю первой половины XX века. Она родилась в 1907 году в Финляндии в семье русских эмигрантов из царской России. Она жила в Париже, где получила образование в Национальной высшей школе декоративного искусства. После начала Второй мировой войны она бежала в США. Александра Прегель активно выставлялась с 1933 года. Городские пейзажи, натюрморты и другие жанры - результат многолетней карьеры художницы, которая длилась с 1930-х годов до её смерти в Нью-Йорке в 1984 году. Нельзя сказать, что ее имя неизвестно в России. За последние 25 лет было немало публикаций и несколько небольших выставок, есть посвященный ей сайт. В 2018-м была издана книга-альбом ее воспоминаний. И вместе с тем еще неизвестно, по каким частным собраниям разбросаны работы художницы. В оценке искусства и личности Александры Прегель до сих пор звучат извиняющие ноты: скромный талант, представительница «незамеченного поколения», так называют русских художников и писателей, выброшенных в 1917-м году в эмиграцию детьми.
Отец Александры, революционер Николай Авксентьев в тюремной камере
Петропавловской крепости. 1906 г.
Александра Николаевна Прегель (в девичестве Авксентьева) родилась 15 декабря 1907 года в Хельсинки, Финляндия, где её родители находились в политической ссылке из-за царского режима в России. В десятилетнем возрасте она была увезена из революционной России во Францию. Отец Александры Николай Дмитриевич Авксентьев родился в 1878 г. в Пензе в семье чиновника. Окончил Пензенскую гимназию с золотой медалью, учился на юридическом факультете Московского университета (в 1899 г. исключён в связи со студенческими волнениями). Учился в Берлинском, Лейпцигском, Гейдельбергском и Галльском университетах, получил степень доктора философии. Участник революции 1905-1907 годов, возглавлял фракцию эсеров в Петербургском совете рабочих депутатов, был членом Исполкома. Вместе с другими руководящими деятелями Совета был арестован, осенью 1906 г. предстал на открытом судебном процессе, где защищал позицию своей партии. Как и все главные обвиняемые, был осуждён и сослан в Сибирь, бежал за границу. Первая жена - Мария Самойловна Тумаркина (Маня), во втором браке Цетлина. Родители художницы прожили вместе недолго. В 1910 г. они развелись, но сохранили дружеские отношения до конца дней. Дочь жила и с матерью, и с отцом. После революции 1917 г. семья вернулась в Россию, и отец Александры, Николай Авксентьев, стал министром внутренних дел в правительстве Керенского. 18 ноября 1918 года был арестован и принудительно выслан за границу. Умер в 1943 г. в Нью-Йорке.
Николай Авксентьев с дочерью Шурочкой. Париж, 1913 г.
А.Н. Прегель (1907-1984). Портрет в интерьере. Портрет И.А. Бунина. 1936 г.
Холст, масло. 55 х 46 см. Орловский объединённый государственный литературный музей
И.С. Тургенева.
А.Н. Прегель (1907-1984). Старые полуботинки (Coupon 17). 1942 г.
Холст, масло. 45,7 х 30,5 см.
Все репродукции картин Александры Прегель, кроме особо оговоренных,
взяты с ее персонального сайта http://www.bnphoto.org/pregel/GalleryNav.htm.
А.Н. Прегель (1907-1984). Гладиолусы. 1942 г.
Холст, масло. 101,6 х 50,8 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Возвращение I. 1942 г. Холст, масло. 55,9 х 45,7 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Возвращение II. 1943 г. Холст, масло. 44,5 х 30,5 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Вяленная рыба. 1943 г. Холст, масло. 40,6 х 50,8 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Гитара и цветы. 1943 г. Холст, масло. 127 х 76,2 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Действительность (Актуальность). 1943 г.
Холст, масло. 101,6 х 76,2 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Дома в Нью-Йорке. 1943 г. Холст, масло. 50,8 х 35,5 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Линкольн-сквер, Нью-Йорк. 1943 г. Картон, масло. 101,6 х 128,3 х см.
Леон Бакст (1866-1924). Портрет Александры Прегель. Париж, 1913-1915 гг.
Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных, Рамат Ган, Израиль.
Художница Александра Николаевна Прегель принадлежит к первой волне русской эмиграции. Когда к власти пришли большевики, Александра покинула Россию, на этот раз навсегда, вместе с матерью Марией Самойловной и отчимом будущей художницы Михаилом Цетлиным. Родители и отчим будущей художницы принадлежали к элите русского зарубежья. Михаил Цетлин, второй муж матери Марии, был писателем, поэтом, переводчиком и издателем. Он был одним из ведущих представителей русской интеллектуальной элиты в изгнании. Они держали в Париже литературно-политический салон. Их дом в Париже был местом сбора всего «русского Парижа» - политиков, писателей и художников, таких как Леон Бакст, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Маревна и другие. Такой уровень русского таланта привлекал богему Монпарнаса - Диего Риверу, Амадео Модильяни, Пабло Пикассо и Эмиля Антуана Бурделя, которые часто бывали в доме Цетлиных, что давало юной Александре возможность впитывать влияние зарождающихся жанров в годы своего становления.
Диего Ривера (1886-1957). Портрет Александры Прегель. Париж, 1917 г.
А.Н. Прегель (1907-1984). Пьета (Оплакивание). 1943 г. Холст, масло. 101,6 х 76,2 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). «Рождество 1944 года». 1944 г.
Картон, масло. 88,9 х 63,5 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Бездомный. 1943-1946 гг. Картон, масло. 55,9 х 66 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Натюрморт на фиолетовой скатерти. 1943 г. Холст, масло. 76,2 х 101,6 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Неприкрашенная картина (Неокрашенный стол). 1944 г. Холст, масло.
Размеры не указаны.
А.Н. Прегель (1907-1984). Натюрморт в белом цвете I. 1943 г. Холст, масло. 50,8 х 76,2 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Стол с книгами. 1943 г. Холст, масло. 76,2 х 88,9 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Натюрморт со стулом. 1943 г. Холст, масло. 76,2 х 63,5 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Радуга. 1943 г. Холст, масло. 55,9 х 45,7 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Цветы. 1945 г. Картон, масло. 66 х 55,9 см.
Шурочка Авксентьева в молодости.
В Париже Александра окончила русскую гимназию. Еще в ранней юности она увлеклась живописью. В 1921 году Александру приняли в студию русских художников-неоклассиков Василия Шухаева и Александра Яковлева на Монпарнасе. В 1928 году Александра окончила Высшую национальную школу декоративного искусства и продолжила обучение у Натальи Гончаровой, одной из лидеров русского авангарда, известного театрального художника и художницы с международной репутацией. Александра и знаменитая художница стали близкими друзьями, и их дружба продолжалась до самой смерти Гончаровой в 1962 году.
А.Н. Прегель (1907-1984). Обнаженная I. 1944 г. Холст, масло. 76,2 х 101,6 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Без названия (Мадонна с Младенцем). 1946 г. Холст, масло.
Размеры не указаны.
А.Н. Прегель (1907-1984). Без названия (Святое семейство). 1946 г.
Холст, масло. 76,2 х 66 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Флаги. 1944 г. Холст, масло. 45,7 х 55,9 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Центральный парк I. 1945 г. Картон, масло. 45,7 х 55,9 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Центральный парк зимой. 1945 г. Холст, масло. 50,8 х 63,5 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Горящий город. 1946 г. Холст, масло. 67,3 х 55,9 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Красная башня. 1946 г. Холст, масло. 50,8 х 61 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Иллюстрация к стихотворению А.А. Блока «Черный человек».
1946 г. Ватман, акварель, тушь, графитный карандаш. 22,8 х 15,2 см.
Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока
«Шахматово», Московская область.
Сергей Чехонин (1878-1936). Портрет Александры Прегель. 1929 г.
С начала 1930-х Александра Прегель принимает участие в художественных выставках Парижа. В 1932 году Александра впервые приняла участие в групповой выставке молодых парижских художников под своей девичьей фамилией Авксентьева (Avksentev). С 1933 по 1940 год она регулярно участвовала во многих групповых выставках. В 1934-м в галерее de l’Elysée она сделала совместную выставку с еще одной в будущем известной художницей - Женей Минаш (1906–1972). Через четыре года, в 1938 году в парижской галерее Bernheim-Jeune прошла её персональная выставка. Картины Прегель экспонировались на Салоне независимых (1935–1939) и Осеннем салоне (1938).
А.Н. Прегель (1907-1984). Струна. Натюрморт. 1946 г. Холст, акрил. 53,5 х 64 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.Н. Прегель (1907-1984). Герань и яблоки. 1946 г. Холст, масло. 50,8 х 76,2 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Голубая чашка. 1946 г. Холст, масло. 55,9 х 71,1 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Металлическая посуда. 1946 г. Холст, масло. 43,2 х 61 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Металл и стекло. 1947 г. Холст, масло. 63,5 х 76,2 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Вход-Выход (Inside-Outside). 1947 г. Холст, масло. 40,6 х 45,7 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Ромашки и кружево. 1947 г. Холст, масло. 76,2 х 63,5 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Гитара. 1947 г.
Холст, масло. 101,6 х 50,8 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Без названия (Центральный парк II). 1947 г. Картон, масло. 101,6 х 129,5 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Стена. 1947 г. Картон, масло. Размеры не указаны.
А.Н. Прегель (1907-1984). Этюд в синем цвете. 1947 г. Холст, масло. 40,6 х 45,7 см.
Александра и Борис Прегель. Нью-Йорк, 1954 г.
В 1937 году Александра вышла замуж за Бориса Прегеля, учёного, работавшего в области радиоактивных материалов. После замужества она подписывала свои картины «А. Прегель». Во время Второй мировой войны госпожа Прегель вместе с мужем активно участвовала в работе организации «Друзья Французской Республики» и Французского Красного Креста. Супруги бежали из Парижа 9 июня 1940 года, буквально за несколько часов до того, как город оккупировала немецкая армия. Их квартира была конфискована. Среди утраченного было более 300 картин и рисунков Александры, которые пропали навсегда. В Нью-Йорке Александра и Борис поселились в квартире на Манхэттене с видом на Центральный парк, который также стал мастерской Александры.
А.Н. Прегель (1907-1984). Обнаженная натура и кружева. 1947 г. Холст, масло. 193 х 208,3 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Обнаженная II. 1947 г. Холст, масло. 101,6 х 76,2 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Благословение. 1948 г. Холст, масло.
Размеры не указаны.
А.Н. Прегель (1907-1984). Вестсайдский район. 1948 г. Картон, масло. 101,6 х 129,5 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Нью-Йорк. 1948 г. Холст, акрил. 65,8 х 56 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.Н. Прегель (1907-1984). Без названия (Натюрморт с цветком и фужерами). 1948 г.
Холст, масло. 40,6 х 50,8 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Бархат и кружева. 1948 г. Холст, акрил. 101,5 х 76 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.Н. Прегель (1907-1984). Парижская улица. 1948-1954 гг. Бумага, акварель.
38,1 х 30,5 см. Фото: Издательство «Русский путь».
Канада. Командировка с Борисом Прегелем по урановым шахтам.
В Нью-Йорке Александре, наверное, пришлось тяжелее из всех русских эмигрантов. «По прибытии в Америку у меня не было даже кусочка бумаги с моими рисунками, я не могла даже никак доказать, что я художница», - вспоминала она позже. Не было с ней ни одной картины, которая могла бы показать новой публике, какой она художник. Ни одного документа, подтверждавшего ее место в довоенном французском искусстве.
Александре пришлось в буквальном смысле начинать с чистого листа, но с трудностями она справилась, о чем свидетельствует множество ее работ американского периода, сохранившихся в музеях и частных собраниях. Помогла крепкая дружная семья, помогла любовь. А еще помог… Александр Сергеевич Пушкин. В первые годы в Америке она увлеклась созданием рукотворных книг по пушкинским сказкам. Их три: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1944-1945 гг.)
А.Н. Прегель (1907-1984). А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».
1944 г. Обложка.
Собственно «Сказки» А.С. Пушкина были скорее не книги, а альбомчики - нарезанные на листочки куски ватмана, вложенные в самодельные переплеты. Годы «издания» 1944 и 1945. На обороте «Сказки о попе и о работнике его Балде» и «Сказки о царе Салтане…» надписи: на первой «Нарисовано для Б. 6-го февраля 1944 г. А.Н.П.», на второй «Нарисовано для Б. 6-го февраля 1945 г. А.Н.П.». «Б.» - конечно, муж, Борис Прегель. 6 февраля - день его рождения.
А.Н. Прегель (1907-1984). А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». 1944 г.
Иллюстрации с рукописным шрифтом.
А.Н. Прегель (1907-1984). А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».
1944 г. Иллюстрация.
А.Н. Прегель (1907-1984). А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».
1944 г. Концовка.
А.Н. Прегель (1907-1984). А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
1944 г. Обложка.
А.Н. Прегель (1907-1984). А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». 1944 г. Форзац и заставка.
А.Н. Прегель (1907-1984). А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». 1946-1947 гг. Иллюстрации 1-2.
А.Н. Прегель (1907-1984). А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». 1944 г. Иллюстрации 3-4.
А.Н. Прегель (1907-1984). А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». 1944 г. Иллюстрации 5-6.
А.Н. Прегель (1907-1984). А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». 1944 г. Иллюстрация 7 и концовка.
А.Н. Прегель (1907-1984). А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
1944 г. Иллюстрация 8.
А.Н. Прегель (1907-1984). А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
1945 г. Обложка
А.Н. Прегель (1907-1984). А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». 1945 г. Иллюстрации 1-2.
А.Н. Прегель (1907-1984). А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». 1945 г. Иллюстрация 3.
Александра Прегель в своей студии на Манхэттене в Нью-Йорке. 1943 г.
Но уже в 1943 году у Александры Прегель состоялась первая выставка в США. Тридцать шесть картин, написанных за первые три года её пребывания в США, были представлены в Новой школе социальных исследований (New School for Social Researche) в Нью-Йорке. Вот несколько комментариев критиков:
«Она придаёт красоту простым вещам…»
— The New York Times, воскресенье, 31 октября 1943 года.
«Стиль миссис Прегель перекликается с работами импрессионистов и постимпрессионистов. Она создаёт интересные образы Америки. Самая впечатляющая черта её работ - простота композиций, выполненных с использованием изысканных оттенков и ровных мазков».
— The Art Digest, 15 октября 1943 года.
Еще через год Александра Прегель стала членом Всеамериканской ассоциации женщин-художниц.
А.Н. Прегель (1907-1984). Без названия (Мать м дитя). 1949 г. Холст, масло. 101,6 х 76,2 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Братья. 1950 г. Холст, масло. 76,2 х 63,5 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Галилея. 1950 г. Холст, масло. 61 х 73,7 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Пастух в Галилее. 1950 г. Холст, масло. 55,9 х 66 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Комната. 1949 г. Холст, масло. 53,3 х 71,1 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Птицы I. 1950 г. Картон, масло. 43,2 х 50,8 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Птицы II. 1950 г. Картон, масло. 53,3 х 36,6 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Композиция. 1950 г. Картон, масло. 55,9 х 45,7 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Блюдо с лимонами. 1950 г. Холст, масло. 40,6 х 50,8 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Натюрморт с чесноком. 1949 г. Холст, масло. 30,5 х 45,7 см.
А.Н. Прегель (1907-1984). Свет. 1950 г. Холст, масло. 76,2 х 61 см.
В 1944 году Александру Прегель приняли в Американскую национальную ассоциацию женщин-художниц. В последующие годы она участвовала в ежегодных выставках в Нью-Йорке и по всей стране. В 1948 году она вместе с такими известными художниками, как Джорджия О’Киф и Сальвадор Дали, участвовала в выставке «Живопись в Соединённых Штатах», которая проходила в Институте Карнеги в Питтсбурге.