• Авторизация


ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ - РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ВАХРАМЕЕВ (1874-1926), ЧАСТЬ II 01-11-2025 23:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1921 Автопортрет. ПКГ (537x700, 86Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Автопортрет. 1921 г. Желтая бумага, карандаш,
акварель, белила. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Александр Иванович Вахрамеев в 1904 г. закончил Императорскую Академию художеств (мастерская П.О. Ковалевского), был постоянным участником выставок в Академии художеств, «Общества А.И. Куинджи», «Нового общества художников», был организатором «Товарищества Независимых», после революции участвовал в выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1921 г. был избран профессором живописи живописного факультета Академии художеств. Он известен как автор жанровых сцен, зарисовок бытовых деталей и уличных типажей. С 1906 г. по 1909 г. художник жил в Пензе, преподавал в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого. Остро сатирически Вахрамеев передал неприглядный быт царской России, выразил озабоченность несчастной судьбой «маленького человека». Работы, относящиеся к периоду 1910-1914 годов, Вахрамеев объединил в серии «Улица» и «Белые ночи». После Октябрьской революции он продолжил сатирическую серию под названием «Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов».

1913 Книга Балабановой, Иоллюстрированная А.Вахрамеевым. Обл (400x555, 108Kb)1913 Книга Балабановой, Иоллюстрированная А.Вахрамеевым. Титул (397x555, 92Kb)
Е. Балабанова. Из моих странствий и приключений. Пиренеи. Рассказы дядюшки Бертрана. С 2-мя картинами
А. Вахрамеева. Санкт-Петербург, тип. М.А. Александрова, 1913 г. – 90 с., 2 с. ил. Обложка и титульный лист.

Остро сатирически А.И. Вахрамеев передал неприглядный быт царской России, выразил озабоченность несчастной судьбой «маленького человека». Его ранние жанровые картинки подсмотрены прямо «на улице», в них яркие типы, ярко выраженные мотивы социальной критики («Свидание на Мойке», «Улица», «В кабачке», «Городовые», «Разгон проституток»). Работы, относящиеся к этому периоду 1910-1914 годов, Вахрамеев объединил в серии «Улица» и «Белые ночи» и продолжал их пополнять до 1917 г. Смелое обнажение пороков Российской империи, острое чувство современности - вот то, что отличает жанровые работы этого мастера. В «злободневных» жанрах Вахрамеева чувствуется подчеркнутый гротеск, сатира. После Октябрьской революции он продолжил сатирическую серию под названием «Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов). Кроме того, в 1913 г. художник проиллюстрировал небольшую книгу Е.В. Балабановой «Из моих странствий и приключений. Пиренеи. Рассказы дядюшки Бертрана».

1913 Илл. к книге Е.В.Балобановой из серии Из моих странствий и приключений (Пиренеи Рассказы дядюшки Бертрана. (489x700, 118Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Иллюстрация (1) к книге Е.В. Балабановой
«Из моих странствий и приключений. Пиренеи. Рассказы дядюшки Бертрана». 1913 г.

Екатерина Вячеславовна Балабанова (1847-1927) - историк литературы, переводчица, прозаик, детский писатель, происходила из дворянской семьи. Владея десятью языками и питая большой интерес к народному творчеству, она в своих путешествиях по Германии, Бретани, Шотландии, Испании записывала легенды и предания этих стран, результатом чего явились ее книги «Рейнские легенды», «Из моих странствий и приключений. Пиринеи. Рассказы дядюшки Бертрана», «Шотландия. Из лет далеких», а также произведения для детей «Рассказы старой бабушки», «Кавказские воспоминания», «Стародавнее», «Мисс Бойс» и другие.
Две иллюстрации ко второй книжке Е.В. Балобановой из серии «Из моих странствий и приключений» («Пиренеи: Рассказы дядюшки Бертрана» – 1913 г.) не очень похожи на того Вахрамеева, которого мы знаем – яркого, наблюдательного, остроумного. Но именно здесь, где нет ни цвета, ни обращения к живой современности, на первый план выходит композиционное мастерство художника, с почти геометрической точностью равноправно сопрягающего в единое целое людей и окружающий их вещный мир.

1913 иллюстрация к книге Е. В. Балобановой из серии «Из моих странствий и приключений» (2) (474x700, 124Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Иллюстрация (2) к книге Е.В. Балабановой
«Из моих странствий и приключений. Пиренеи. Рассказы дядюшки Бертрана». 1913 г.

1913 На островах (Журнал Нива) (700x451, 123Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). На островах. Картина экспонировалась на III выставке картин
«Товарищества Независимых» в Санкт-Петербурге в 1913 г.

«Товарищество независимых» - художественное объединение, существовавшее с 1910 по 1917 год в Санкт-Петербурге и Петрограде. Объединение «Товарищество независимых» было основано в 1910 году молодыми питерскими художниками, нуждающимися в собственном объединении для организации групповых художественных выставок. С 1910 по 1914 год «Товарищество независимых» каждую зиму проводило крупные выставки. В 1915 году выставок не было, а в 1916 и 1917 году прошли две последние выставки объединения, организованные при сотрудничестве с «НОЖом» и «Миром искусства». Многие современные искусствоведы ошибочно путают между собой петербургское «Товарищество независимых» и одесское «Товарищество независимых художников», так как это разные художественные объединения.

1914 Великий Устюг (700x339, 124Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Великий Устюг. 1914 г.

1915 Архангельск. Вид с реки с. Двины (700x372, 125Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Архангельск. Вид с реки Северной Двины. 1915 г.

1915 Архангельский порт. Бум, акв. 24,6х34,5. ПКГ (700x558, 204Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Архангельский порт. 1915 г. Бумага, акварель. 24,6 х 34,5 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1914 Великий Устюг. Набережная. Бум на карт, акв, белила. 15,2 х 33. Вологодская КГ (700x332, 113Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Великий Устюг. Набережная. 1914 г. Бумага на картоне, акварель, белила.
15,2 х 33 см. Вологодская областная картинная галерея.

1910 Заводи на Северной Двине» (700x544, 98Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Заводи на Северной Двине. 1910 г. Бумага, акварель.

1910-е - пер. пол. 1920-х Набережная. Холст, масло. 20 × 27 см. ЧС2 (700x522, 116Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Набережная. 1910-е - пер. пол.1920-х гг. Холст, масло. 20 х 27 см.
Частное собрание.

1915 Финский залив. Х, м. 21 х 29. Стекл. небо. (700x526, 188Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Финский залив. 1915 г. Холст, масло. 21 х 29 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.

1915 Деревенский пейзаж. Х, м. 21 х 28. Стекл. небо2. (700x535, 209Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Деревенский пейзаж. 1915 г. Холст, масло. 21 х 28 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.

Пейзаж с коровами. Начало (700x446, 145Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Пейзаж с коровами. Холст, масло. Начало ХХ в.

Александр Вахрамеев был художником и человеком Серебряного века русской культуры, застигнутым врасплох бурями революций. Кроме блестящих сатирических изображений быта послереволюционного Петрограда он оставил множество изумительных женских портретов. В портретном мастерстве по мнению искусствоведов Вахрамеев не уступал Валентину Серову и Константину Сомову.
Портретный жанр является одной из сильных сторон Александра Вахрамеева. Мастер не стремится лишь к тому, чтобы запечатлеть облик правдиво и точно, он задается сложными задачами психологического анализа. Каждый портрет Вахрамеева отражает наблюдательность и понимание характера, тонкое проникновение во внутренний мир изображаемого человека. Выразительные и тонко прочувствованные образы Вахрамеев проносят сквозь время традиции русской реалистической школы, сочетая в себе интернациональные черты импрессионизма и модерна.

1915 Одна из сохран фото Татьяны Трофимовой (548x700, 78Kb)
Одна из сохранившихся фотографий Татьяны Трофимовой. 1910-е гг.

1915 Портрет Т.А. Трофимовой. Х, на карт, м. 57,2х52 см.ПКГ (633x700, 166Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Т.А. Трофимовой. 1915 г. Холст на картоне, масло.
57,2 х 52 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1915 Екатерина Рождественская - Наталья Синдеева (539x700, 117Kb)
Фотохудожник Екатерина Рождественская (род.1957). Портрет продюсера
Натальи Синдеевой в образе Т.А. Трофимовой с картины А.И. Вахрамеева.

1913 «Тата на балконе» из цикла «Белые ночи». Х,м. 62,5x49,5 см. Собрание Г.В. Туровского. Гал Л.Шишкина (542x700, 147Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). «Тата на балконе» из цикла «Белые ночи».
1913 г. Холст, масло. 62,5 x 49,5 см. Галерея Леонида Шишкина.

1916 Портрет девушки в голубом платке (Тася Долинская) Х, м. 46 х 31,5 см. ОПХ, СПб (462x700, 169Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет девушки в голубом платке (Тася Долинская).
1910-е гг. Холст, масло. 46 х 31,5 см. Общество Поощрения Художеств, Санкт-Петербург.

1916 Портрет (692x700, 167Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет. 1916 г. Источник: ВКонтакте.ру.

1913 Деловой разговор. Бум, гуашь. 24х34,5. ПКГ (700x527, 114Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Деловой разговор. 1913 г. Бумага, гуашь. 24 х 34,5 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1915 Антонина Луппова. Портрет (523x700, 110Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Антонина Луппова. Портрет. 1915 г.
Источник: ВКонтакте.ру.

1914 Танцовщица. Бум, пастель, кар итал. 41,8х25,8 см. Иузей Тропинина, Мск (430x700, 106Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Танцовщица. 1914 г. Бумага, пастель, карандаш итальянский.
41,8 х 25,8 см. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Москва.

1914 Северный этюд, Карт, м.  39,5х28,5 см. Псковский музей-заповедник (478x700, 165Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Северный этюд. 1914 г. Картон, масло. 39,5 х 28,5 см.
Псковский музей-заповедник.

Многолетняя дружба с семьёй доктора Ивана Лукича Долинского, вдохновила художника на серию великолепных женских образов. Об истории некоторых портретов известно от художницы Ольги Флоренской. Вахрамеев дружил с И.Л. Долинским, профессором медицины, и его семьей – женой Эмилией Васильевной, и четырьмя дочками – Надеждой, Татьяной (Тасей), Людмилой и Марией. Тася была музой художника, он сделал множество ее портретов. Людмила – бабушка Ольги Флоренской. Портреты сестер Таси и Надежды («Подруги», 1915) выражают сдержанное достоинство моделей, женственность и несомненную красоту. Очарование женщин передано поэтично и тонко. Обратите внимание на изображение Таси – тонкий психолог А. Вахромеев уловил во взгляде больших карих глаз боль и надежду. Через три месяца туберкулёз прервал жизнь девушки. Необыкновенно выразительны портреты - «Портрет женщины в белом платье», «Портрет Таси Долинской» и другие. Эти портретные и жанровые композиции проникнуты эстетикой La Belle Époque.

1915 Подруги. Тата и Валя, Бум, пастель, гуашь, соус. 80 х 97,3 см. ПКГ(Раб участ-ла под этим назван в выс-ке «Независимых» в 1916 г (700x476, 105Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Подруги (Тата и Валя). 1915 г. Бумага, пастель, гуашь, соус. 80 х 97,3 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого. Эта работа под названием «Подруги»
участвовала в выставке «Товарищества Независимых» в 1916 году.

1915 Портрет Надежды Долинской-Тюлиной в Мустамяках. Собрание О.А.Флоренской (538x700, 177Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Надежды Долинской-Тюлиной в Мустамяках.
1915 г. Холст, масло. Собрание О.А. Флоренской.

1914 Портрет Таси Долинской. ЧС (600x700, 190Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Таси Долинской. 1914 г. Холст на картоне,
масло. 44 х 36 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 15 сентября 2025 года.

1916 Летние забавы (журнал Лукоморье) (700x528, 142Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Летние забавы. Журнал «Нива», 1915 г.

1915 Праздник на севере. Бум, акв. 26 х 34. ПКГ (700x522, 166Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Праздник на севере. 1915 г. Бумага, акварель. 26 х 34 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1913 Два солдата и девушка. Бум, акв, кар. 24х16. Аук СОВКОМ 2007. Эстим. 50.000-70.000 руб (2) (447x700, 86Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Два солдата и девушка. 1913 г. Бумага, акварель, карандаш.
24 х 16 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 50.000-70.000 руб.

1913 Усмирение буяна. Бум, уголь, кар. 30,5х23 см. ПКГ (527x700, 143Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Усмирение буяна. 1913 г. Бумага, уголь, карандаш.
30,5 х 23 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1915 Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова Брожение умов. Бум, кар. 32,5х26 см. ПКГ (531x700, 196Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Брожение умов».
1915 г. Бумага, карандаш. 32,5 х 26 см. Пензенская областная картинная галерея
им. К.А. Савицкого.

1913 до Портрет художника-анималиста Н.В. Пирогова (1872-1913). Х, м. 142х80 см. ПКГ (395x700, 92Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет художника Н.В. Пирогова. До 1913 г.
Холст, масло. 142 х 80 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Николай Васильевич Пирогов (1872-1913), русский художник-живописец, график. Работал в основном в анималистическом и пейзажном жанрах. Один из организаторов издания журнала «Гамаюн» в 1906 г.

Вахрамеев стал одним из первых художников, запечатлевшим события Октябрьской революции в рисунках, объединённых в серию «Сцены и типы 1917-1921 годов», включающую около 150 работ. В них изображён быт революционного Петрограда, живо и увлекательно, порой не без юмора, переданы характерные сцены и эпизоды из жизни взбудораженных улиц города. Так главным в творчестве художника стали «злободневные жанры». Серия имеет и немалую историческую ценность. Полностью она была показана на посмертной выставке художника в 1927 году. Примером является работа «Пожар в Литовском замке» (1917, ГРМ).

1917 Пожар в Литовском замке. ВК (700x482, 150Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Пожар в Литовском замке. 1917 г. Бумага, гуашь. 23 x 33 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1917 март. Митинг (Саратов ХМ). (700x533, 165Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Март 1917 г. Митинг. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева

1917 Жгут орлов. Х, м. 88 x 285 см. ГРМ (2) (700x217, 82Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Жгут орлов. 1917 г. Холст, масло. 88 x 285 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1917 Жгут орлов, февраль 1917 (фрагмент). ГРМ (700x432, 143Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Жгут орлов. Фрагмент. 1917 г. Холст, масло. 88 x 285 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1917 Жгут орлов, Х. на карт, м. 23 х 52 см. Псковский музей-заповедник (700x294, 104Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Жгут орлов. 1917 г. Холст на картоне, масло. 23 х 52 см.
Псковский музей-заповедник.

1917 Демонстрация на Невском проспекте (Манифестация) Бум на карт, кар графитный, акв. 17,2 x25. ГРМ (700x484, 114Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Демонстрация на Невском проспекте (Манифестация). 1917 г.
Бумага на картоне, карандаш графитный, акварель. 17,2 x 25 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1917 Революционные солдаты на Исаакиевской площади в Петрограде (570x700, 136Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Революционные солдаты на Исаакиевской площади в Петрограде.
1917 г. Картон, масло. 31,5 х 25,8 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Отдельными зарисовками идут типы 1917-1921 годов – самодовольные красноармейцы. Вахрамеев одним из первых показывает перевоплощения имперского Петербурга в революционный Петроград. Сатирическое изображение типов – позы, выражение лиц – недвусмысленно даёт понять об отношении их автора, человека, застигнутого врасплох штормом революции, к новой власти.

1917 Эпизод из Февральской революции. Бум на карт, акв, гуашь. 32х50. ПКГ (700x434, 123Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Эпизод из Февральской революции. 1917 г. Бумага на картоне, акварель, гуашь.
32 х 50 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1918 На вокзале. Домой. Бум, угольный кар, акв. 29,5х17,5 см. ПКГ (372x620, 95Kb)1917 К поезду. (Бегущий солдат). Бум, уголь, кар, акв. 27,6х19,5 см. ПКГ.jpg (413x620, 104Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). 1. На вокзале. Домой. 1918 г. Бумага, угольный карандаш, акварель. 29,5х17,5 см. 2. Февраль 1917 г. К поезду. (Бегущий солдат). Бумага, уголь, карандаш, акварель. 27,6х19,5 см. Оба - Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
1919 На толкучке, Псковский музей-заповедник (355x700, 125Kb)1917 Красноармеец в рукавицах. Бум, акв. 28,4х17,5. ПКГ (441x700, 91Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). 1. На толкучке. 1919 г. Псковский музей-заповедник. 2. Красноармеец в рукавицах. 1917 г. Бумага, акварель. 28,4х17,5 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Реалист по своей природе, Вахрамеев и в художественно-педагогической деятельности продолжал линию глубоко содержательного реалистического искусства. Воспитанный на идеях подвижничества, он примкнул к группе художников, которая в период поднимавшегося символизма, декадентства и формализма продолжала демократическую линию русского искусства. Начиная с дипломной работы «Торжество духа (Самосожжение раскольников)», он сосредоточил внимание прежде всего на жанрово-психологическом раскрытии народных образов.
Интересны мужские портреты. Сходство портретов с подлинниками поразительно. В выразительных взглядах Вахрамеев передает решительность, энергию, ум. Все портреты художника чрезвычайно современны, свежи, новы. С трудом верится, что написаны они столетие назад.

1918 Портрет художника А.А.Рылова, Бум на карт, уголь, паст, санг66,5 х 48,5 см. Симферополь ХМ (381x530, 86Kb)1917 Портрет А.А.Рылова, Бум, дублиров на карт, пастель. 63,7х49,7. ПКГ (416x530, 105Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). 1. Портрет художника А.А. Рылова. 1918 г. Бумага на картоне, уголь, пастель, сангина. 66,5х48,5 см. Симферопольский художественный музей. 2. Портрет А.А. Рылова. 1917 г. Бумага, дублированная на картон, пастель. 63,7х49,7 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1918 Портрет художника А.А.Рылова. Карт, м. 58 х 43 см. Вологда муз-зап (524x700, 126Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет художника А.А. Рылова. 1918 г.
Картон, масло. 58 х 43 см. Вологодская областная картинная галерея.

1918 Портрет художника Ф.В.Дмоховского.Бум, мел, сангина, пастель, уголь. Рыбинский муз-зап (540x700, 78Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет художника Фаддея(Тадеуша) Владиславовича
Дмоховского. 1918 г. Бумага, мел, сангина, пастель, уголь.
Рыбинский музей-заповедник, Ярославская обл.

1919 Портрет Б.А. Ларина, преподавателя на гос. курсах при Институте истории искусств. Бум, уголь, белила, акв.. ЦГАЛИ СПб (493x700, 92Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Б.А. Ларина, преподавателя
на государственных курсах при Институте истории искусств. 1919 г.
Бумага, уголь, белила, акварель. ЦГАЛИ, Санкт-Петербург.

1917 Портрет К.П. Слезкиной. Бум, паст. 67х48. ПКГ (502x700, 88Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет К.П. Слезкиной. 1917 г. Бумага, пастель. 67 х 48 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1919 Девушка с куклой. Бум, кар, сангина. 28х23. Аук СОВКОМ 2009. Эстим. 120.000-200.000 руб (561x700, 120Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Девушка с куклой. 1919 г. Бумага, карандаш, сангина.
28 х 23 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г. Эстимейт 120.000-200.000 руб.

1918 За чтением. 1918 (508x700, 129Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). За чтением. 1918 г. Рисунок.

Твердый реалист, академик, Вахрамеев, в свою очередь, оказался не чужд визуальным приемам импрессионизма и утверждающегося в то время модерна. Ярко выраженное декоративное начало, плавность линий и плоскостная работа цветом без труда обнаруживаются в некоторых его работах, например, «Свидание на набережной». Границы переднего и заднего планов нивелируются, пространство картины становится эфемерным. Многие произведения отличают колористическая экспрессия и свободная трактовка композиции.

1918 Ночной патруль. Бум, гуашь. ГМИ СПб (700x560, 123Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Ночной патруль. 1918 г. Бумага, гуашь. Государственный музей истории
Санкт-Петербурга.

1917 Февраль 1917. Бум, кар. 24х25,8. ГМИ СПб (700x645, 170Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). «Февраль 1917 г.» 1917 г. Бумага, карандаш. 24 х 25,8 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1919 Патруль. Бум, гуашь. 33,5х24,5. ГМИ СПб (509x700, 143Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Патруль. 1919 г. Бумага, гуашь. 33,5 х 24,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1918 Демобилизованные (из серии Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов) (СПб. Музей политической истории России). Карт, акв. (482x700, 131Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Демобилизованные. Из серии «Сцены и типы Петрограда
1917-1921 годов». 1918 г. Картон, акварель. Музей политической истории России,
Санкт-Петербург.

1917-1921 Калики перехожие (из серии Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов). Бум, гуашь, кар. 32,7х23,7. ПКГ (510x700, 136Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Калики перехожие. Из серии «Сцены и типы Петрограда
1917-1921 годов». 1918 г. Бумага, гуашь, карандаш. 32,7 х 23,7 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1919 Два спекулянта, Псковский музей-заповедник (511x700, 152Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Два спекулянта. 1919 г. Псковский музей-заповедник.

1918 Торгующие солдаты на Аничковом мосту (из серии Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов) Фан, м. 46,5х36,5 см. ГМИ СПб (547x700, 122Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Торгующие солдаты на Аничковом мосту. Из серии
«Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов». 1918 г. Фанера, масло. 46,5 х 36,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1919 На барахолке. Х, м. 44х34 см. ГМИ СПб (501x700, 153Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). На барахолке. 1919 г. Холст, масло. 44 х 34 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1918 На толкучке., Псковский музей-заповедник (444x700, 115Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). На толкучке. 1918 г. Псковский музей-заповедник.

Небольшие работы художника, особенно портреты «Писатель-народник В.П. Засодимский» (1911), «Болгарская девушка» (1912), «Подруги» (1915), «Автопортрет» (1915) и ряд других произведений проникнуты глубоким лиризмом и задушевностью. Каждый его портрет отличают наблюдательность и понимание характера, тонкое психологическое проникновение во внутренний мир изображаемого человека. Особенно ярко это проявилось в большой портретной серии художников Общества им. А.И. Куинджи, написанной в 1920-1921 гг.

1917-1922 Деревенские хороводы (Из серии Типы и сцены 1917-1922гг.) Бум, акв. 28,8 х 36,2. ПКГ новый (700x545, 166Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Деревенские хороводы. Из серии «Типы и сцены 1917-1922 годов».
1917-1922 гг. Бумага, акварель. 28,8 х 36,2 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1917-1922 На набережной Мойки. Бум, акв. 21,2х30. ПКГ (700x484, 131Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). На набережной Мойки. 1917-1922 гг. Бумага, акварель. 21,2 х 30 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1919 Матрос с женщиной на набережной Невы. Бум, гуашь 21,2х28. ПКГ (700x522, 142Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Матрос с женщиной на набережной Невы. 1919 г. Бумага, гуашь 21,2 х 28 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1919 Призванные в Красную Армию. Бумага, гуашь. 23,5х29,5. ПКГ (700x567, 162Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Призванные в Красную Армию. 1919 г. Бумага, гуашь. 23,5 х 29,5 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1919-1920 Читают газеты. Бум. акв, кар. 17х25. ГМИ СПб (700x475, 109Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Читают газеты. 1919-1920 гг. Бумага, акварель, карандаш. 17 х 25 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1919 Торгующие на толкучке.  Бум, акв. 17,5х13,2. Аук СОВКОМ 2007. Эстим. 55.000-70.000 руб (541x700, 125Kb)

А.И. Вахрамеев (1874-1926). Торгующие на толкучке. 1919 г. Бумага, акварель. 17,5 х 13,2 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 55.000-70.000 руб.

В дореволюционной России художник Вахрамеев приобрел известность замечательными пейзажами и портретами. Его произведения неоднократно печатались в журнале «Художникъ» в 1913 году. Зрителю Александр Вахрамеев также знаком и по произведениям демократической направленности. Он один из первых мастеров изобразительного искусства обратился к теме октябрьской революции 1917 года в графическом цикле «Типы и сцены 1917–1921 годов». Цикл состоит более чем из 150 работ.

1920 Коммунистический субботник. Бум, акв, кар.  26х34. Аук СОВКОМ 2008. Эстим. 100.000-150.000 руб (700x539, 166Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Коммунистический субботник. 1919 г. Бумага, акварель, карандаш. 26 х 34 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 100.000-150.000 руб.

1920 Заготовка дров на Неве. Петроград. Акварель. (Пензенская карт. гал.) (700x566, 153Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Заготовка дров на Неве. Петроград. 1920 г. Бумага, акварель.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1919 Разборка дома на дрова. Бум, гуашь. 26х33,7. ГМИ СПб. (700x540, 143Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Разборка дома на дрова. 1918 г. Бумага, гуашь. 26 х 33,7 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1920 Коммунальные дрова. Бум. гуашь, акв, кар. 27 х 38. ГМИ СПб (700x490, 139Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Коммунальные дрова. 1920 г. Бумага. гуашь, акварель, карандаш. 27 х 38 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1920 Охрана дров у Адмиралтейства (из серии Типы и сцены 1917-1922 ге). Бум, акв. 22,8 x 29,2. ГРМ ОРИГИНАЛ (700x533, 164Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Охрана дров у Адмиралтейства. Из серии «Типы и сцены 1917-1922 годов».
1920 г. Бумага, акварель. 22,8 x 29,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1920 Задержанные. Карт, гуашь. 23,3х28,6 см. ПКГ (700x508, 126Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Задержанные. 1920 г. Картон, гуашь. 23,3 х 28,6 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Лирический и «психологический» характер носят и его пейзажи. Художника особенно привлекал Русский Север, куда он совершил ряд творческих поездок. Сохранились полотна, рисунки, отображающие жизнь архангельского порта, типы моряков-поморов, грузчиков, большие пейзажи с жанровыми фигурами, посвящённые Северу: «Вотчина Господина Великого Новгорода. Ушкуйники» (1911), «У перевоза в Великом Новгороде» (1913), «Перевоз в Великом Устюге»(1914), «На Северной Двине» (1915).

1917 Железная дорога. Холст, карт, масло.34х43 см. Дагестанский музей ИЗО искусств им. П.С. Гамзатовой (700x572, 142Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Железная дорога. 1917 г. Холст на картоне, масло. 34 х 43 см.
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала.

1917 Строительство Мурманской железной дороги. Х. на карт, м. 29 х 21. ОПХ, СПб (700x511, 127Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Строительство Мурманской железной дороги. 1917 г. Холст на картоне, масло.
29 х 21 см. Общество Поощрения Художеств, Санкт-Петербург.

1920 Милиционер. НЭП. (из серии Сцены и типы Петрограда 1917-1921 гг) Бум, свинц. кар, акв. 29х25. ПКГ (437x590, 91Kb)1920 Матрос с розой. (Краснофлотец) Бум, акв. 28,5х18 см. ПКГ (369x590, 76Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). 1. Милиционер. НЭП. Из серии «Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов». 1920 г. Бумага, свинцовый карандаш, акварель. 29х25 см. 2. Матрос с розой (Краснофлотец). Бумага, акварель. 28,5х18 см. Оба – 1920 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1920 Милиционер. Бум, акв, графит кар. 25,7x23,7. ГТГ (639x700, 222Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Милиционер. 1918 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 25,7 x 23,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1920 Очередь. Бум. акв, кар. 22,2х28,5. ГМИ СПб (700x541, 141Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Очередь. 1920 г. Бумага, акварель, карандаш. 22,2 х 28,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1920 Ночной патруль. Из серии Типы и сцены 1917-1920 годов (700x413, 119Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Ночной патруль. Из серии «Типы и сцены 1917-1920 годов». 1920 г.
Бумага, акварель, белила. 22 х 30,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1920 Первый призыв в Красную Армию. (из серии Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов). Бум, гуашь. 29,4 х 22,6. ПКГ (538x700, 167Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Первый призыв в Красную Армию. Из серии
«Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов». 1921 г. Бум, гуашь. 29,4 х 22,6 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Особое место в творчестве Вахрамеева занимает Санкт-Петербург. Художник пишет город так, как его видели жители. В этих работах нет и намека на любование красотами Северной столицы – город наполнен трудягами, романтичными парочками, праздной аристократией и простыми мальчишками. Все персонажи поглощены урбанистической средой, а сам город наполнен жизнью.
Впечатляет, как автору удается создать достоверный образ города – экспрессивный, ритмичный, поэтично-дождливый, цельный – не прибегая к фотографической точности. Разные по настроению и стилистике работы передают цельный и многогранный портрет жизни города. Задумчивая созерцательность, уютная тишина, динамичная суета, сатирическое недовольство – все работы передают особую атмосферу Петербурга. В его изображении преобладают яркие и теплые тона, плавные линии и мягкие ракурсы.

1920 Приём женщин в милицию. Бум, акв. 24,4 х 32,8. ПКГ (700x519, 155Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Приём женщин в милицию. 1920 г. Бумага, акварель. 24,4 х 32,8 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1920 С хлебом (из серии «Типы и сцены 1917-1922 годов»)Бумага, гуашь, акварель. 28 х 29,7. ГРМ (700x664, 154Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). С хлебом (из серии «Типы и сцены 1917-1922 годов». 1920 г.
Бумага, гуашь, акварель. 28 х 29,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1919 Портрет женский. Маузе, 1919 (510x700, 90Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Таты (Маузе). 1919 г. Бумага, акварель, карандаш.
Пензенский краеведческий музей.

1920 Портрет куку (496x700, 67Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет девушки. 2/4.1920 г.
Бумага, карандаш, цветной карандаш.

1920 Портрет девочки Мартыновой. Бум, уголь, кар. Репродукция из журнала «Художник» № 11 за 1964 г. (567x700, 134Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет девочки Мартыновой. 1920 г.
Бумага, уголь, карандаш. Репродукция из журнала «Художник» №11 за 1964 г.

1920 Портрет девочки, Бум, карт, белила, сангина. 30,8 х 22,8 см. Псковский музей-заповедник (506x700, 97Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет девочки. 1920 г. Бумага, картон,
белила, сангина. 30,8 х 22,8 см. Псковский музей-заповедник.

1920 Портрет С. Дудина, Псковский музей-заповедник (548x700, 79Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет С. Дудина. 1920 г. Бумага, карандаш.
Псковский музей-заповедник
Самуил Мартынович Дудин-Марцинкевич (1863-1929) - российский и советский этнограф, художник.

1920 Посадка (448x700, 130Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Посадка на трамвай. 1920 г. Бумага, акварель, карандаш.
25 х 17 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Изобразительный язык Александра Вахрамеева искусно сочетает в образах немногословность цвета, плавность и гармонию линий, придавая портретам особую лирическую интонацию. Портретные и жанровые композиции проникнуты эстетикой, индивидуальными чертами, живостью красок.

ИСТОЧНИКИ

1.Визуальные уроки истории. Петербург-Петроград-Ленинград Александра Вахромеева

2.Миры Александра Вахрамеева

(Окончание следует)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ - РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ВАХРАМЕЕВ (1874-1926), ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»