А.И. Вахрамеев (1874-1926). Автопортрет. 1921 г. Желтая бумага, карандаш,
акварель, белила. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Александр Иванович Вахрамеев в 1904 г. закончил Императорскую Академию художеств (мастерская П.О. Ковалевского), был постоянным участником выставок в Академии художеств, «Общества А.И. Куинджи», «Нового общества художников», был организатором «Товарищества Независимых», после революции участвовал в выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1921 г. был избран профессором живописи живописного факультета Академии художеств. Он известен как автор жанровых сцен, зарисовок бытовых деталей и уличных типажей. С 1906 г. по 1909 г. художник жил в Пензе, преподавал в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого. Остро сатирически Вахрамеев передал неприглядный быт царской России, выразил озабоченность несчастной судьбой «маленького человека». Работы, относящиеся к периоду 1910-1914 годов, Вахрамеев объединил в серии «Улица» и «Белые ночи». После Октябрьской революции он продолжил сатирическую серию под названием «Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов».
Е. Балабанова. Из моих странствий и приключений. Пиренеи. Рассказы дядюшки Бертрана. С 2-мя картинами
А. Вахрамеева. Санкт-Петербург, тип. М.А. Александрова, 1913 г. – 90 с., 2 с. ил. Обложка и титульный лист.
Остро сатирически А.И. Вахрамеев передал неприглядный быт царской России, выразил озабоченность несчастной судьбой «маленького человека». Его ранние жанровые картинки подсмотрены прямо «на улице», в них яркие типы, ярко выраженные мотивы социальной критики («Свидание на Мойке», «Улица», «В кабачке», «Городовые», «Разгон проституток»). Работы, относящиеся к этому периоду 1910-1914 годов, Вахрамеев объединил в серии «Улица» и «Белые ночи» и продолжал их пополнять до 1917 г. Смелое обнажение пороков Российской империи, острое чувство современности - вот то, что отличает жанровые работы этого мастера. В «злободневных» жанрах Вахрамеева чувствуется подчеркнутый гротеск, сатира. После Октябрьской революции он продолжил сатирическую серию под названием «Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов). Кроме того, в 1913 г. художник проиллюстрировал небольшую книгу Е.В. Балабановой «Из моих странствий и приключений. Пиренеи. Рассказы дядюшки Бертрана».
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Иллюстрация (1) к книге Е.В. Балабановой
«Из моих странствий и приключений. Пиренеи. Рассказы дядюшки Бертрана». 1913 г.
Екатерина Вячеславовна Балабанова (1847-1927) - историк литературы, переводчица, прозаик, детский писатель, происходила из дворянской семьи. Владея десятью языками и питая большой интерес к народному творчеству, она в своих путешествиях по Германии, Бретани, Шотландии, Испании записывала легенды и предания этих стран, результатом чего явились ее книги «Рейнские легенды», «Из моих странствий и приключений. Пиринеи. Рассказы дядюшки Бертрана», «Шотландия. Из лет далеких», а также произведения для детей «Рассказы старой бабушки», «Кавказские воспоминания», «Стародавнее», «Мисс Бойс» и другие.
Две иллюстрации ко второй книжке Е.В. Балобановой из серии «Из моих странствий и приключений» («Пиренеи: Рассказы дядюшки Бертрана» – 1913 г.) не очень похожи на того Вахрамеева, которого мы знаем – яркого, наблюдательного, остроумного. Но именно здесь, где нет ни цвета, ни обращения к живой современности, на первый план выходит композиционное мастерство художника, с почти геометрической точностью равноправно сопрягающего в единое целое людей и окружающий их вещный мир.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Иллюстрация (2) к книге Е.В. Балабановой
«Из моих странствий и приключений. Пиренеи. Рассказы дядюшки Бертрана». 1913 г.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). На островах. Картина экспонировалась на III выставке картин
«Товарищества Независимых» в Санкт-Петербурге в 1913 г.
«Товарищество независимых» - художественное объединение, существовавшее с 1910 по 1917 год в Санкт-Петербурге и Петрограде. Объединение «Товарищество независимых» было основано в 1910 году молодыми питерскими художниками, нуждающимися в собственном объединении для организации групповых художественных выставок. С 1910 по 1914 год «Товарищество независимых» каждую зиму проводило крупные выставки. В 1915 году выставок не было, а в 1916 и 1917 году прошли две последние выставки объединения, организованные при сотрудничестве с «НОЖом» и «Миром искусства». Многие современные искусствоведы ошибочно путают между собой петербургское «Товарищество независимых» и одесское «Товарищество независимых художников», так как это разные художественные объединения.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Великий Устюг. 1914 г.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Архангельск. Вид с реки Северной Двины. 1915 г.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Архангельский порт. 1915 г. Бумага, акварель. 24,6 х 34,5 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Великий Устюг. Набережная. 1914 г. Бумага на картоне, акварель, белила.
15,2 х 33 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Заводи на Северной Двине. 1910 г. Бумага, акварель.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Набережная. 1910-е - пер. пол.1920-х гг. Холст, масло. 20 х 27 см.
Частное собрание.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Финский залив. 1915 г. Холст, масло. 21 х 29 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Деревенский пейзаж. 1915 г. Холст, масло. 21 х 28 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Пейзаж с коровами. Холст, масло. Начало ХХ в.
Александр Вахрамеев был художником и человеком Серебряного века русской культуры, застигнутым врасплох бурями революций. Кроме блестящих сатирических изображений быта послереволюционного Петрограда он оставил множество изумительных женских портретов. В портретном мастерстве по мнению искусствоведов Вахрамеев не уступал Валентину Серову и Константину Сомову.
Портретный жанр является одной из сильных сторон Александра Вахрамеева. Мастер не стремится лишь к тому, чтобы запечатлеть облик правдиво и точно, он задается сложными задачами психологического анализа. Каждый портрет Вахрамеева отражает наблюдательность и понимание характера, тонкое проникновение во внутренний мир изображаемого человека. Выразительные и тонко прочувствованные образы Вахрамеев проносят сквозь время традиции русской реалистической школы, сочетая в себе интернациональные черты импрессионизма и модерна.
Одна из сохранившихся фотографий Татьяны Трофимовой. 1910-е гг.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Т.А. Трофимовой. 1915 г. Холст на картоне, масло.
57,2 х 52 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Фотохудожник Екатерина Рождественская (род.1957). Портрет продюсера
Натальи Синдеевой в образе Т.А. Трофимовой с картины А.И. Вахрамеева.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). «Тата на балконе» из цикла «Белые ночи».
1913 г. Холст, масло. 62,5 x 49,5 см. Галерея Леонида Шишкина.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет девушки в голубом платке (Тася Долинская).
1910-е гг. Холст, масло. 46 х 31,5 см. Общество Поощрения Художеств, Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет. 1916 г. Источник: ВКонтакте.ру.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Деловой разговор. 1913 г. Бумага, гуашь. 24 х 34,5 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Антонина Луппова. Портрет. 1915 г.
Источник: ВКонтакте.ру.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Танцовщица. 1914 г. Бумага, пастель, карандаш итальянский.
41,8 х 25,8 см. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Москва.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Северный этюд. 1914 г. Картон, масло. 39,5 х 28,5 см.
Псковский музей-заповедник.
Многолетняя дружба с семьёй доктора Ивана Лукича Долинского, вдохновила художника на серию великолепных женских образов. Об истории некоторых портретов известно от художницы Ольги Флоренской. Вахрамеев дружил с И.Л. Долинским, профессором медицины, и его семьей – женой Эмилией Васильевной, и четырьмя дочками – Надеждой, Татьяной (Тасей), Людмилой и Марией. Тася была музой художника, он сделал множество ее портретов. Людмила – бабушка Ольги Флоренской. Портреты сестер Таси и Надежды («Подруги», 1915) выражают сдержанное достоинство моделей, женственность и несомненную красоту. Очарование женщин передано поэтично и тонко. Обратите внимание на изображение Таси – тонкий психолог А. Вахромеев уловил во взгляде больших карих глаз боль и надежду. Через три месяца туберкулёз прервал жизнь девушки. Необыкновенно выразительны портреты - «Портрет женщины в белом платье», «Портрет Таси Долинской» и другие. Эти портретные и жанровые композиции проникнуты эстетикой La Belle Époque.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Подруги (Тата и Валя). 1915 г. Бумага, пастель, гуашь, соус. 80 х 97,3 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого. Эта работа под названием «Подруги»
участвовала в выставке «Товарищества Независимых» в 1916 году.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Надежды Долинской-Тюлиной в Мустамяках.
1915 г. Холст, масло. Собрание О.А. Флоренской.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Таси Долинской. 1914 г. Холст на картоне,
масло. 44 х 36 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 15 сентября 2025 года.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Летние забавы. Журнал «Нива», 1915 г.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Праздник на севере. 1915 г. Бумага, акварель. 26 х 34 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Два солдата и девушка. 1913 г. Бумага, акварель, карандаш.
24 х 16 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 50.000-70.000 руб.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Усмирение буяна. 1913 г. Бумага, уголь, карандаш.
30,5 х 23 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Брожение умов».
1915 г. Бумага, карандаш. 32,5 х 26 см. Пензенская областная картинная галерея
им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет художника Н.В. Пирогова. До 1913 г.
Холст, масло. 142 х 80 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Николай Васильевич Пирогов (1872-1913), русский художник-живописец, график. Работал в основном в анималистическом и пейзажном жанрах. Один из организаторов издания журнала «Гамаюн» в 1906 г.
Вахрамеев стал одним из первых художников, запечатлевшим события Октябрьской революции в рисунках, объединённых в серию «Сцены и типы 1917-1921 годов», включающую около 150 работ. В них изображён быт революционного Петрограда, живо и увлекательно, порой не без юмора, переданы характерные сцены и эпизоды из жизни взбудораженных улиц города. Так главным в творчестве художника стали «злободневные жанры». Серия имеет и немалую историческую ценность. Полностью она была показана на посмертной выставке художника в 1927 году. Примером является работа «Пожар в Литовском замке» (1917, ГРМ).
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Пожар в Литовском замке. 1917 г. Бумага, гуашь. 23 x 33 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Март 1917 г. Митинг. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Жгут орлов. 1917 г. Холст, масло. 88 x 285 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Жгут орлов. Фрагмент. 1917 г. Холст, масло. 88 x 285 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Жгут орлов. 1917 г. Холст на картоне, масло. 23 х 52 см.
Псковский музей-заповедник.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Демонстрация на Невском проспекте (Манифестация). 1917 г.
Бумага на картоне, карандаш графитный, акварель. 17,2 x 25 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Революционные солдаты на Исаакиевской площади в Петрограде.
1917 г. Картон, масло. 31,5 х 25,8 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Отдельными зарисовками идут типы 1917-1921 годов – самодовольные красноармейцы. Вахрамеев одним из первых показывает перевоплощения имперского Петербурга в революционный Петроград. Сатирическое изображение типов – позы, выражение лиц – недвусмысленно даёт понять об отношении их автора, человека, застигнутого врасплох штормом революции, к новой власти.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Эпизод из Февральской революции. 1917 г. Бумага на картоне, акварель, гуашь.
32 х 50 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). 1. На вокзале. Домой. 1918 г. Бумага, угольный карандаш, акварель. 29,5х17,5 см. 2. Февраль 1917 г. К поезду. (Бегущий солдат). Бумага, уголь, карандаш, акварель. 27,6х19,5 см. Оба - Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). 1. На толкучке. 1919 г. Псковский музей-заповедник. 2. Красноармеец в рукавицах. 1917 г. Бумага, акварель. 28,4х17,5 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Реалист по своей природе, Вахрамеев и в художественно-педагогической деятельности продолжал линию глубоко содержательного реалистического искусства. Воспитанный на идеях подвижничества, он примкнул к группе художников, которая в период поднимавшегося символизма, декадентства и формализма продолжала демократическую линию русского искусства. Начиная с дипломной работы «Торжество духа (Самосожжение раскольников)», он сосредоточил внимание прежде всего на жанрово-психологическом раскрытии народных образов.
Интересны мужские портреты. Сходство портретов с подлинниками поразительно. В выразительных взглядах Вахрамеев передает решительность, энергию, ум. Все портреты художника чрезвычайно современны, свежи, новы. С трудом верится, что написаны они столетие назад.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). 1. Портрет художника А.А. Рылова. 1918 г. Бумага на картоне, уголь, пастель, сангина. 66,5х48,5 см. Симферопольский художественный музей. 2. Портрет А.А. Рылова. 1917 г. Бумага, дублированная на картон, пастель. 63,7х49,7 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет художника А.А. Рылова. 1918 г.
Картон, масло. 58 х 43 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет художника Фаддея(Тадеуша) Владиславовича
Дмоховского. 1918 г. Бумага, мел, сангина, пастель, уголь.
Рыбинский музей-заповедник, Ярославская обл.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Б.А. Ларина, преподавателя
на государственных курсах при Институте истории искусств. 1919 г.
Бумага, уголь, белила, акварель. ЦГАЛИ, Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет К.П. Слезкиной. 1917 г. Бумага, пастель. 67 х 48 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Девушка с куклой. 1919 г. Бумага, карандаш, сангина.
28 х 23 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г. Эстимейт 120.000-200.000 руб.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). За чтением. 1918 г. Рисунок.
Твердый реалист, академик, Вахрамеев, в свою очередь, оказался не чужд визуальным приемам импрессионизма и утверждающегося в то время модерна. Ярко выраженное декоративное начало, плавность линий и плоскостная работа цветом без труда обнаруживаются в некоторых его работах, например, «Свидание на набережной». Границы переднего и заднего планов нивелируются, пространство картины становится эфемерным. Многие произведения отличают колористическая экспрессия и свободная трактовка композиции.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Ночной патруль. 1918 г. Бумага, гуашь. Государственный музей истории
Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). «Февраль 1917 г.» 1917 г. Бумага, карандаш. 24 х 25,8 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Патруль. 1919 г. Бумага, гуашь. 33,5 х 24,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Демобилизованные. Из серии «Сцены и типы Петрограда
1917-1921 годов». 1918 г. Картон, акварель. Музей политической истории России,
Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Калики перехожие. Из серии «Сцены и типы Петрограда
1917-1921 годов». 1918 г. Бумага, гуашь, карандаш. 32,7 х 23,7 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Два спекулянта. 1919 г. Псковский музей-заповедник.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Торгующие солдаты на Аничковом мосту. Из серии
«Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов». 1918 г. Фанера, масло. 46,5 х 36,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). На барахолке. 1919 г. Холст, масло. 44 х 34 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). На толкучке. 1918 г. Псковский музей-заповедник.
Небольшие работы художника, особенно портреты «Писатель-народник В.П. Засодимский» (1911), «Болгарская девушка» (1912), «Подруги» (1915), «Автопортрет» (1915) и ряд других произведений проникнуты глубоким лиризмом и задушевностью. Каждый его портрет отличают наблюдательность и понимание характера, тонкое психологическое проникновение во внутренний мир изображаемого человека. Особенно ярко это проявилось в большой портретной серии художников Общества им. А.И. Куинджи, написанной в 1920-1921 гг.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Деревенские хороводы. Из серии «Типы и сцены 1917-1922 годов».
1917-1922 гг. Бумага, акварель. 28,8 х 36,2 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). На набережной Мойки. 1917-1922 гг. Бумага, акварель. 21,2 х 30 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Матрос с женщиной на набережной Невы. 1919 г. Бумага, гуашь 21,2 х 28 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Призванные в Красную Армию. 1919 г. Бумага, гуашь. 23,5 х 29,5 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Читают газеты. 1919-1920 гг. Бумага, акварель, карандаш. 17 х 25 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Торгующие на толкучке. 1919 г. Бумага, акварель. 17,5 х 13,2 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 55.000-70.000 руб.
В дореволюционной России художник Вахрамеев приобрел известность замечательными пейзажами и портретами. Его произведения неоднократно печатались в журнале «Художникъ» в 1913 году. Зрителю Александр Вахрамеев также знаком и по произведениям демократической направленности. Он один из первых мастеров изобразительного искусства обратился к теме октябрьской революции 1917 года в графическом цикле «Типы и сцены 1917–1921 годов». Цикл состоит более чем из 150 работ.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Коммунистический субботник. 1919 г. Бумага, акварель, карандаш. 26 х 34 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 100.000-150.000 руб.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Заготовка дров на Неве. Петроград. 1920 г. Бумага, акварель.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Разборка дома на дрова. 1918 г. Бумага, гуашь. 26 х 33,7 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Коммунальные дрова. 1920 г. Бумага. гуашь, акварель, карандаш. 27 х 38 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Охрана дров у Адмиралтейства. Из серии «Типы и сцены 1917-1922 годов».
1920 г. Бумага, акварель. 22,8 x 29,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Задержанные. 1920 г. Картон, гуашь. 23,3 х 28,6 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Лирический и «психологический» характер носят и его пейзажи. Художника особенно привлекал Русский Север, куда он совершил ряд творческих поездок. Сохранились полотна, рисунки, отображающие жизнь архангельского порта, типы моряков-поморов, грузчиков, большие пейзажи с жанровыми фигурами, посвящённые Северу: «Вотчина Господина Великого Новгорода. Ушкуйники» (1911), «У перевоза в Великом Новгороде» (1913), «Перевоз в Великом Устюге»(1914), «На Северной Двине» (1915).
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Железная дорога. 1917 г. Холст на картоне, масло. 34 х 43 см.
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Строительство Мурманской железной дороги. 1917 г. Холст на картоне, масло.
29 х 21 см. Общество Поощрения Художеств, Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). 1. Милиционер. НЭП. Из серии «Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов». 1920 г. Бумага, свинцовый карандаш, акварель. 29х25 см. 2. Матрос с розой (Краснофлотец). Бумага, акварель. 28,5х18 см. Оба – 1920 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Милиционер. 1918 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 25,7 x 23,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Очередь. 1920 г. Бумага, акварель, карандаш. 22,2 х 28,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Ночной патруль. Из серии «Типы и сцены 1917-1920 годов». 1920 г.
Бумага, акварель, белила. 22 х 30,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Первый призыв в Красную Армию. Из серии
«Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов». 1921 г. Бум, гуашь. 29,4 х 22,6 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Особое место в творчестве Вахрамеева занимает Санкт-Петербург. Художник пишет город так, как его видели жители. В этих работах нет и намека на любование красотами Северной столицы – город наполнен трудягами, романтичными парочками, праздной аристократией и простыми мальчишками. Все персонажи поглощены урбанистической средой, а сам город наполнен жизнью.
Впечатляет, как автору удается создать достоверный образ города – экспрессивный, ритмичный, поэтично-дождливый, цельный – не прибегая к фотографической точности. Разные по настроению и стилистике работы передают цельный и многогранный портрет жизни города. Задумчивая созерцательность, уютная тишина, динамичная суета, сатирическое недовольство – все работы передают особую атмосферу Петербурга. В его изображении преобладают яркие и теплые тона, плавные линии и мягкие ракурсы.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Приём женщин в милицию. 1920 г. Бумага, акварель. 24,4 х 32,8 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). С хлебом (из серии «Типы и сцены 1917-1922 годов». 1920 г.
Бумага, гуашь, акварель. 28 х 29,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Таты (Маузе). 1919 г. Бумага, акварель, карандаш.
Пензенский краеведческий музей.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет девушки. 2/4.1920 г.
Бумага, карандаш, цветной карандаш.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет девочки Мартыновой. 1920 г.
Бумага, уголь, карандаш. Репродукция из журнала «Художник» №11 за 1964 г.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет девочки. 1920 г. Бумага, картон,
белила, сангина. 30,8 х 22,8 см. Псковский музей-заповедник.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет С. Дудина. 1920 г. Бумага, карандаш.
Псковский музей-заповедник
Самуил Мартынович Дудин-Марцинкевич (1863-1929) - российский и советский этнограф, художник.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Посадка на трамвай. 1920 г. Бумага, акварель, карандаш.
25 х 17 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Изобразительный язык Александра Вахрамеева искусно сочетает в образах немногословность цвета, плавность и гармонию линий, придавая портретам особую лирическую интонацию. Портретные и жанровые композиции проникнуты эстетикой, индивидуальными чертами, живостью красок.