• Авторизация


ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ - РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ВАХРАМЕЕВ (1874-1926), ЧАСТЬ I 31-10-2025 18:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Александр Иванович Вахрамеев (574x700, 332Kb)
Александр Иванович Вахрамеев (1874-1926)

Александр Иванович Вахрамеев (1874-1926) – русский и советский художник-живописец, график и педагог. Александр Вахрамеев родился в 1874 года в селе Пермогорье, Вологодской губернии Российской империи (ныне Архангельская область) в семье священнослужителя. В 1894 г. окончил Архангельскую духовную семинарию. В 1895 г. начал постигать живописное искусство в Санкт-Петербурге в Рисовальной школе княгини М.К. Тенишевой под руководством И.Е. Репина. В 1896 г. Вахрамеев поступил в Высшее художественное училище (ВХУ) при Императорской Академии художеств, где учился под руководством профессора П.О. Ковалевского. В 1904 году Вахрамеев удостоился звания художника за исполненную картину «Торжество духа (Самосожжение раскольников)». С 1902 г. Вахрамеев стал постоянным участником академических выставок. В 1906 г. переехал в Пензу, где преподавал в Пензенском художественном училище имени Н.Д. Селиверстова до 1909 года. Был изгнан из училища за революционную пропаганду, после чего вернулся в Санкт-Петербург.

1915 Архангельск. Вид с реки с. Двины (576x307, 53Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Архангельск. Вид с реки Двины. 1915 г.

Один из самых ярких художников первой половины ХХ века, Александр Иванович Вахрамеев, родился 26 февраля (10 марта по новому стилю) 1874 года в селе Пермогорье Великосельской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии Российской империи (сейчас это Красноборский район Архангельской области) в семье деревенского священника Ивана Вахрамеева, дьякона Воскресенской церкви, удаленным в северную глубинку за вольнодумство. Уступая желанию отца, Александр прошел курс обучения в Архангельской семинарии, которую окончил в 1894 году. В краеведческом музее соседнего Красноборска есть свидетельство об окончания им Архангельской духовной семинарии и письменное благословение (!) отца сыну на учёбу в Петербурге, на художника.

1900-е нач. Этюд. Х, м. 10,2х20. ПКГ (700x366, 119Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Этюд. Начало 1900-х гг. Холст, масло. 10,2 х 20 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1900-е начало. Пейзаж со стогами. Х. на карт, м. 21 х 33 см. Кирилло-Белозерский муз-зап (700x463, 153Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Пейзаж со стогами. Начало 1900-х гг. Холст на картоне, масло. 21 х 33 см.
Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Вологодская обл.

1900-е ++ начало. Северный пейзаж. Х, м. 19 х 25. Стекл. небо. (700x526, 191Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Северный пейзаж. Начало 1900-х гг. Холст, масло. 19 х 25 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург. небо.

1902 Деревенский пейзаж (700x525, 341Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Деревенский пейзаж. 1902 г. Коленкор, масло. 20 х 28 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.

1900-1910-е Набережная (700x552, 154Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Набережная. 1900-1910-е гг.

1900-е Всадник. Бум, гуашь, кар. 28,6х20,5. ГЛМ им.Даля (525x700, 80Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Всадник. 1900-е гг. Бумага, гуашь, карандаш. 28,6 х 20,5 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1900-е Соловей Будимирович (из старой русской жизни) Бум, пастель, уголь. 47,5 х 31. ГЛМ им.Даля (488x700, 98Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Соловей Будимирович (из старой русской жизни). 1900-е гг.
Бумага, пастель, уголь. 47,5 х 31 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля,
Москва.

1904 Иноземные дары.ВК (700x495, 165Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Иноземные дары. 1904 г. Бумага, смешанная техника. 30,7 х 43,2 см.
Частное собрание.

1899 Дама с зонтиком. Бум, белил, паст, итал кар. 28,1х21,3. Рязанский ХМ (527x700, 116Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Дама с зонтиком. 1899 г. Бумага, белила, пастель,
итальянский карандаш. 28,1 х 21,3 см. Рязанский государственный областной
художественный музей им. И.П. Пожалостина.

1900-е нач. Портрет женщины с брошью. Бум, смеш.техн. 44,5х28,2 см. Музей Тропинина, Мск (446x700, 212Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет женщины с брошью. Начало 1900-х гг.
Бумага, смешанная техника. 44,5 х 28,2 см. Музей В.А. Тропинина
и московских художников его времени, Москва.

1900-е нач. Портрет больной актрисы. Карт, акв, пастель, уголь. 66х48,5. ПКГ (512x700, 144Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет больной актрисы. Начало 1900-х гг.
Картон, акварель, пастель, уголь. 66 х 48,5 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

В мире искусства принято считать, что главные работы Александра Вахрамеева связаны с жанровыми сценами репортажных зарисовок, демонстрирующих, как имперский Петербург превращался в мятежный Петроград. Или с портретами женской половины семьи известного в Петрограде врача Долинского. Но, оказывается, среди акварелей, живописных и графических картин Александра Вахрамеева очень много запечатлённой любви к родному краю - он писал Красноборск, Сию, Соломбалу, Соловки и даже Котлас, которого в качестве города ещё не существовало.
В мае 1895 года решено было соорудить ширококолейный железнодорожный путь от станции Пермь Уральской линии до пристани Котлас на Северной Двине. Постройка железной дороги длиной 812 вёрст с крупным железнодорожным узлом у Северной Двины была завершена в 1899 году. Так Котлас стал крупной железнодорожной станцией на высоком берегу Северной Двины. Именно этот исторический момент запечатлён на картинах Александра Вахрамеева.

1905 Котласский берег. Музей ИЗО, Архангельск (700x362, 97Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Котласский берег. 1905 г. Музей изобразительных искусств, Архангельск.

1905 Котлас, Московская Духовная Академия (700x525, 144Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Котлас. 1905 г. Музей Московской духовной академии. Сергиев Посад,
Московская область.

1905 Деревня на Северной Двине. Х, м. 10 х 19 см. ХМ Рус. Север (700x394, 99Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Деревня на Северной Двине. 1905 г. Холст, масло. 10 х 19 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1905 Деревенька на Северной Двине. Х, м. 10 х 19 см. ХМ Рус. Север (700x394, 86Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Деревенька на Северной Двине. 1905 г. Холст, масло. 10 х 19 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1905 Великий Устюг. Древнее городище. Бум, акв. 34 х 43,3 см. ХМ Рус Север (700x540, 138Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Великий Устюг. Древнее городище. 1905 г. Бумага, акварель. 34 х 43,3 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1903 Разгрузка бочек (Великий Устюг), 1903. ХКРС (700x525, 136Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Разгрузка бочек (Великий Устюг), 1903 г. Бумага, акварель.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1905 Котлас - ж-д узел у Северной Двины. Музей ИЗО, Архангельск (700x525, 152Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Котлас - железнодорожный узел у Северной Двины. 1905 г. Бумага, акварель.
Музей изобразительных искусств, Архангельск.

1905 Женский труд в Соломбале. Соломбалки. Музей ИЗО, Архангельск (700x525, 170Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Женский труд в Соломбале. Соломбалки. 1905 г. Бумага, акварель, карагдаш.
Музей изобразительных искусств, Архангельск.
По мнению знатоков, только это не Соломбала, и даже не какая-то другая часть Архангельска, это Великий Устюг.
На заднем плане – часть набережной, которая называется Городище.

1900-е Чаепитие у купцов. Бум, акв, гуашь. 18 х 29,1. ПКГ (700x409, 116Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Чаепитие у купцов. 1900-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 18 х 29,1 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Село Пермогорье Вологодской губернии стоит на берегу Северной Двины. От Пермогорья по рекам примерно 500 км на север до Архангельска и Белого моря, почти столько же на запад до Вологды, а к югу 100 км до Котласа, и 200 до Великого Устюга. Эта география определенно повлияла на судьбу будущего художника. Тут нужно отметить, что Пермогорье является местным художественным центром, известным своими росписями по дереву, в которых сочетаются растительные и жанрово-бытовые мотивы. Думается, эта среда не могла не оставить следа в душе молодого человека. Проработав около года на местной железнодорожной станции, Вахрамеев уехал в Петербург с мечтой об учебе в Академии художеств.

1905 Соловецкий монастырь. Восточная стена, (700x540, 165Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Соловецкий монастырь. Восточная стена. 1905 г. Бумага, акварель. 35 х 44,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1905 Соловецкий монастырь. Вид с гавани, Бум, акв. 14,5 х 35 см. ХМ Рус СЕвер (546x700, 160Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Соловецкий монастырь. Вид с гавани. 1905 г.
Бумага, акварель. 14,5 х 35 см. Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1905 Колокола. Великий Устюг. Карт, м. 45,5 х 35,5 см. ЗМ Рус. Север (549x700, 175Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Колокола. Великий Устюг. 1905 г. Картон, масло. 45,5 х 35,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1905 Вологда. Стена с золотым куполом. Бум, акв. 34 х 23. Вологодская КГ (485x700, 58Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Вологда. Стена с золотым куполом. 1905 г.
Бумага, акварель. 34 х 23 см. Вологодская областная картинная галерея.

1905 Красноборск. Набережная. Бум, акв. 25 х 35. Вологда муз-зап (700x515, 104Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Красноборск. Набережная. 1905 г. Бумага, акварель. 25 х 35 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1905 Красноборск. Кумушки. Бум, акв. 23 х 16. Вологда муз-зап (463x700, 37Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Красноборск. Кумушки. 1905 г.
Бумага, акварель. 23 х 16 см. Вологодская областная картинная галерея.

1905 Мурманский берег. Чайки. Х, м. 10 х 19 см. ХМ Рус Север (700x330, 97Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Мурманский берег. 1905 г. Чайки. Холст, масло. 10 х 19 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1900-е ++ начало. Прогулка на заливе. Бум, темп. 22 х 49. Стекл. небо. (700x307, 114Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Прогулка на заливе. Начало 1900-х гг. Бумага, темпера. 22 х 49 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.

1900-е ++ начало. Финский залив. Х, м. 25 х 34. Стекл. небо. (700x507, 289Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Финский залив. Начало 1900-х гг. Холст, масло. 25 х 34 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.

1905 На привозе Архангельского базара. Х, м. 10.5 х 19 см. ХМ Рус Север (700x378, 120Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). На привозе Архангельского базара. 1905 г. Холст, масло. 10,5 х 19 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1905 На Северной Двине. Бум, акв. 22,8 х 35,6 см. ХМ Рус Север (700x441, 167Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). На Северной Двине. 1905 г. Бумага, акварель. 22,8 х 35,6 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Имея склонность к изобразительному искусству, уже через год, Вахрамеев начал учиться в только что открывшейся рисовальной школе княгини М.К. Тенишевой у И.Е. Репина. А вот тут самое интересное. Поступить в Академию художеств ему не удается. Как-то надо жить? И он становится газетным репортером. В этом и есть разгадка к выразительности тех типажей Петербурга-Петрограда. В газете он научился дотошно изучать характер, наблюдать, вербализировать жесты и позы. Понимать эту уличную чужую городскую жизнь - точно.
Потом в 1898 году он все же успешно поступит в Высшее художественное училище (ВХУ) при Императорской Академии художеств. Учиться будет в мастерской профессора П.О. Ковалевского, мастера батального и бытового жанров. Сам мэтр Илья Репин будет приветствовать и расхваливать его работы. Идеи передвижничества и реализма - кредо Вахрамеева, которому он не изменит всю свою короткую жизнь. Еще будучи студентом, с 1902 года Вахрамеев стал постоянным участником академических выставок. Александр Иванович сотрудничал с петербургскими журналами «Шут», «Гамаюн», «Весна».

1906 Гамаюн  Художественный журнал  Под ред. А. Н. Златовратского. - СПб., № 1. Обложка (и иллюстрация к стихотворению) (525x700, 220Kb)
Художественный журнал «Гамаюн» (Вещая птица). Под ред. А.Н. Златовратского.
Санкт-Петербург, 1906 г. № 1. Обложка А.И. Вахрамеева
(и иллюстрация к стихотворению)

1905 Тотьма. Бум, акв, кар графит, кар черн. 34 х 23,7. ЯХМ (490x700, 122Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Тотьма. 1905 г. Бумага, акварель, карандаш графитный,
карандаш черный. 34 х 23,7 см. Ярославский художественный музей.

1905 Соловецкий монастырь. Чайки. Карт, м. 54 х 41. Вологда муз-зап2 (532x700, 154Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Соловецкий монастырь. Чайки. 1905 г.
Картон, масло. 54 х 41 см. Вологодская областная картинная галерея.

1900-е ++ начало.  Южный пейзаж Х, м. 21 х 27. Стекл. небо. (700x559, 216Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Южный пейзаж. Начало 1900-х гг. Холст, масло. 21 х 27 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.

1905 Стоянка лодок на Северной Двине. Х, м. 10,5 х 19 см. ХМ Рус Север (700x385, 103Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Стоянка лодок на Северной Двине. 1905 г. Холст, масло. 10,5 х 19 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1909 Пейзаж с лодками. , м, 20×25 см. Литфонд 2023 г (700x569, 227Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Пейзаж с лодками. 1909 г. Холст, масло, 20 х 25 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2023 г.

1905 Погрузка трески в Соломбале. Х. на карт, м, 44,7 х 66,2 см. Гал Акант (700x469, 192Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Погрузка трески в Соломбале. 1905 г. Холст на картоне, масло. 44,7 х 66,2 см.
Галерея «Акант», Москва.

1910 Переправа через Северную Двину в Архангельске. (700x488, 154Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Переправа через Северную Двину в Архангельске. 1910 г.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1905 Соломбала. У переезда через Двину. Х, м. 10 х 19 см. ХМ Рус Север (700x385, 136Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Соломбала. У переезда через Двину. 1905 г. Холст, масло. 10 х 19 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1905 Сбор капусты. Этюд. Х, м. 10 х 19 см. ХМ Рус. Север (700x379, 132Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Сбор капусты. Этюд. 1905 г. Холст, масло. 10 х 19 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1909 Деревенский пейзаж с церковью (700x522, 229Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Деревенский пейзаж с церковью. 1909 г. Холст, масло. 20 х 28 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.

1900-е ++ Южный пейзаж. Х, м. 22 х 28. Стекл. небо 2. (700x540, 190Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Южный пейзаж. 1900-е гг. Холст, масло. 22 х 28 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.

1907 Петербург (2) (499x700, 197Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Петербург (1) 1907 г. Холст, масло. 28 х 19 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.

1907 Петербург (1) (428x700, 184Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Петербург (2). 1907 г. Холст, масло. 29 х 18 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.

Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого 0 (700x233, 74Kb)
Пензенское художественное училище им. Н.Д. Селивёрстова в начале 1900-х гг.
С 1955 года – имени К.А. Савицкого, первого директора училища.

В 1906 году Александр Иванович Вахрамеев покинул Петербург и перебрался в Пензу, где стал преподавать в Художественном училище имени Н.Д. Селивёрстова - одном из старейших художественных учебных заведений России. Генерал-лейтенант Н.Д. Селивёрстов, губернатор Пензы, завещал 300 тысяч рублей на открытие в городе этой рисовальной школы. Здание художественного училища было построено в период 1891-1898 годов по проекту инженера Александра Павловича Максимова. Первый приёмный экзамен в «Пензенское художественное училище имени Н.Д. Селиверстова» прошёл 2 февраля 1898 года. В училище Вахрамеев вел старший натурный класс, много рисовал и сам. В эти годы начало расцветать его искусство портретиста.

1906-1909 Девушка в красном сарафане (белом платке). Х. на карт, м. 64 x 49 см. ПКГ (545x700, 184Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Девушка в красном сарафане (белом платке). 1906-1909 гг.
Холст на картоне, масло. 64 x 49 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1905 Фигура девушки в украинском костюме. (496x700, 112Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Фигура девушки в украинском костюме. 1905 г.
Российский этнографический музей, Санкт-Петербург.

1909 Народный дом. Слушают музыку. (Меланхолическая серенада П.И. Чайковского). Бум, см. техн. 28x40 см (700x511, 107Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Народный дом. Слушают музыку (Меланхолическая серенада П.И. Чайковского).
1909 г. Бумага, смешанная техника. 28 x 39,5 см. Галерея Леонида Шишкина.

1909 В саду ресторана Аквариум. Бум, акв. 23,8 х 33,2 см. ХМ Рус Север  (700x482, 104Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). В саду ресторана «Аквариум». 1909 г. Бумага, акварель. 23,8 х 33,2 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1906-1910 В ресторане. Бум. итал кар. 26,5 х 24,3 см. ГМИ СПб (646x700, 195Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). В ресторане. 1906-1910 гг. Бумага, итальянский карандаш. 26,5 х 24,3 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1906-1910 Театр Аквариум; танцующие Ку-ку-эк. Карт. граф кар, акв, белила. 19,5 х 33,5 см. ГМИ СПб (700x403, 92Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Театр «Аквариум», танцующие Ку-ку-эк. 1906-1910 гг.
Картон, карандаш, акварель, белила. 19,5 х 33,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1906-1910 Картежники во Владимирском клубе. Б, серый карт. итал кар, акв, бел. 28,7 х 37. ГМИ СПб (700x535, 147Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Картежники во Владимирском клубе. 1906-1910 гг. Бумага, серый картон,
итальянский карандаш, акварель, белила. 28,7 х 37 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1900-1910-е Дама на пляже. Н. ХХ в (565x700, 163Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Дама на пляже. 1900-1910-е гг.

1909 Две дамы. Бум. итал кар, пастель. 48,7 х 33,7 см. ГМИ СПб (498x700, 94Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Две дамы. 1909 г. Бумага, итальянский карандаш, пастель.
48,7 х 33,7 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1900-е начало. Портрет художника И. С. Горюшкина-Сорокопудова. Х, м. 88,5x75 см. ПКГ (581x700, 139Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет художника Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова
(1873-1954). Начало 1900-х гг. Холст, масло. 88,5 x 75 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Александр Вахрамеев познакомился с художником Иваном Горюшкиным-Сорокопудовым еще в Петербурге. Они были друзьями, вместе учились в Академии художеств, вместе пытались издавать журнал «Гамаюн», затем вместе преподавали в Пензенском художественном училище, где Горюшкин-Сорокопудов впоследствии стал директором.
В Пензе Вахрамеев поселился в доме инженера-железнодорожника Александра Трофимова и познакомился с его дочерью Татьяной (Татой). Она стала музой художника, вдохновив его на целую серию прекрасных портретов.
В Художественном училище имени Селивёрстова Вахрамеев преподавал до 1909 года. В Пензенской картинной галерее до сих пор хранится наиболее полное наследие художника. Однако, по доносу коллеги Вахрамеев был обвинен местной властью «в распространении недозволенных идей» среди молодёжи и был изгнан из училища за революционную пропаганду. После чего был вынужден вернуться в Санкт-Петербург.

1900-е Портрет молодой женщины в белом платье. Х, м. 141x66 см. (ХМ Рус. Север, Архангельск) (323x700, 86Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет молодой женщины в белом платье (Тата).
1900-е гг. Холст, масло. 141 x 66 см. Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1900-е Сидящая женщин. Бум, кар. 27,9х21,9. ГМИИ РТ, Казань (556x700, 144Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Сидящая женщина. 1900-е гг. Бумага, карандаш. 27,9 х 21,9 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1906-1909 Без названия. 55-70см. Из мастерской Горюшкина-Сорокопудова. (700x538, 134Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет дамы. 1906-1909 гг. Холст, масло. 55 х 70 см.
Из мастерской Горюшкина-Сорокопудова. Источник: ВКонтакте.ру.

1910 Женский портрет. Бум, паст. 93,3х83,5. ПКГ (630x700, 172Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Женский портрет. 1910 г. Бумага, пастель. 93,3 х 83,5 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1911-1912 Портрет Таты (Т.А. Трофимовой) Х. на фанере, м. 50,3 х 38 см. ПКГ (536x700, 160Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Таты (Т.А. Трофимовой). 1911-1912 гг.
Холст на фанере, масло. 50,3 х 38 см. Пензенская областная картинная галерея
им. К.А. Савицкого.

1910-1920. Портрет женщины в шляпе. Карт, м. 56х39,3 см. Музей Тропинина, Мск (486x700, 113Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет женщины в шляпе. 1910-1920 гг. Картон, масло.
56 х 39,3 см. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва.

1909 Белые ночи. Этюд. Бум, цветной кар. 20х28 см. ПКГ (700x467, 151Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Белые ночи. Этюд. 1909 г. Бумага, цветной карандаш. 20 х 28 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1909 Свидание на набережной. Бум, акв. ЦГАЛИ СПб (700x471, 141Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Свидание на набережной. 1909 г. Бумага, акварель. ЦГАЛИ, Санкт-Петербург.

1906-1910 Девушка у Тучкова моста. Карт, гуашь. 25,5 х 34,5 см. ГМИ СПб (700x513, 167Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Девушка у Тучкова моста. 1906-1910 гг. Картон, гуашь. 25,5 х 34,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1900-е ++ начало. Вечерняя прогулка. Карт, м. 25 х 20. Стекл. небо. (558x700, 194Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Вечерняя прогулка. Начало 1900-х гг.
Картон, масло. 25 х 20 см. Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.
1900-е начало.  Женщина у дерева Карт, м. 39 х 16. Стекл. небо (299x700, 108Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Женщина у дерева. Начало 1900-х гг.
Картон, масло. 39 х 16 см. Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.

После того, как Вахрамеев уехал из Пензы в 1909-м году, он продолжал изображать Тату на своих картинах и рисунках. Они встречались в Петербурге до 1915 года, куда вернулся Вахрамеев и где Татьяна училась на курсах, но их 9-летний роман так и не завершился свадьбой.
В Петербурге Александр Вахрамеев дружил с профессором медицины Иваном Лукичом Долинским и его семьей – женой Эмилией и дочерьми Надеждой, Татьяной (Тасей), Людмилой и Марией. Он неоднократно бывал на даче Долинских в Мустамяках (ныне Яковлево), где написал несколько портретов. Тася Долинская была любимицей художника. К сожалению, судьба девушки оказалась печальна — в 18 лет она умерла от туберкулеза. Приведенный портрет был закончен совсем незадолго до этого.

1910 Женский портрет в синем. Госфонд РФ (573x700, 162Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Женский портрет в синем (1). 1910-е гг. Холст, масло. 118 х 94 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого (кат. №635 ж)
Предположительно, на портрете изображена Тася Долинская – дочь ленинградского профессора медицины Ивана Лукича Долинского. Я точно не помню цветовой колор портрета, поэтому приведу оба варианта репродукции.

1910 Женский портрет. Х, м. 118 х 94 см. (Пензенская карт. гал.) (541x700, 152Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Женский портрет в синем (2). 1910-е гг. Холст, масло. 118 х 94 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого (кат. №635 ж)

1912 Портрет Таты (Татьяны Александровны Трофимовой). Х, м. 84х64 см. Псковский муз-зап (526x700, 178Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Таты (Татьяны Александровны Трофимовой).
1912 г. Холст, масло. 84 х 64 см. Псковский музей-заповедник.

Особо можно выделить женский портрет дамы в черном, написанный в 1912 г. Благодаря тонкому большеглазому лицу хорошо узнается любимая модель художника Тата (Татьяна Александровна Трофимова). С ней художник познакомился в Пензе, когда он преподавал в художественном училище. Как пишет об изображенной исследовательница творчества художника В. Кобец: «мятущаяся, переменчивая, гибкая, пышноволосая, большеглазая барышня, упорно ищущая света, счастья и правды… Одно время она была курсисткой, затем пыталась учиться пению, потом просто жила, переживая душевные кризисы, неуспокоение и смятение».

1912 Портрет Таты, 1912 (476x700, 123Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Таты. 1912 г. Бумага, акварель, карандаш.
Пензенский краеведческий музей.

1912  Портрет неизвестной. (Псковский худ. музей) (524x700, 68Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет неизвестной. 1912 г. Холст, масло.
Псковский музей-заповедник.

1912 Портрет молодой болгарки (618x700, 129Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет молодой болгарки. 1912 г. Холст, масло.
Кадр из видеофильма о А.И. Вахрамееве.

1912 Женский портрет. Х, м. Пензенская картинная галерея им. Савицкого. (511x700, 152Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Женский портрет. 1912 г. Холст, масло.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1911 Ресторанные встречи. Бум, акв, гуашь. 28,6х29,5 см. ПКГ (700x698, 160Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Ресторанные встречи. 1911 г. Бумага, акварель, гуашь. 28,6 х 29,5 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1911 Портрет писателя - вологжанина Засодимского. Х, м. 103 х 77 см. Вологда муз-зап (523x700, 116Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет писателя-вологжанина Павла Владимировича
Засодимского (Скитальца, 1843-1912). 1911 г. Холст, масло. 103 х 77 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1910-е Порыв ветра. Фрагмент. Бум, акв, кар. 22 х 30. Аук СОВКОМ 2008. Эстим. 70.000-120.000 руб.jpg (700x507, 125Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Порыв ветра. Фрагмент. 1910-е гг. Бумага, акварель, карандаш. 22 х 30 см.
Аукционный лом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 70.000-120.000 руб.

1911 Рисунок (журнал Нива) (448x700, 84Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Рисунок из журнала «Нива». 1911 г.

1910-е Пейзаж. Холст, масло.ЦГАЛИ СПб. (591x700, 201Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Пейзаж. 1910-е гг. Холст, масло. ЦГАЛИ, Санкт-Петербург.

1910-1920-е Летний пейзаж. Карт, масло. 37 х 26 см. ЧС (496x700, 142Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Летний пейзаж. 1910-1920-е гг.
Картон, масло. 37 х 26 см. Частное собрание.

Революции
Как многие разночинцы и люди творческих профессий Александр Вахрамеев придерживался левых взглядов. Возможно, это шло еще от «вольнодумства» отца, несомненно витало в петербургской студенческой среде, подпитывалось и «хроникерской» работой, когда будущий художник общался с людьми самых разных социальных слоев и ощущал бурление петербургских улиц.
Революция 1905 года всколыхнула все общество, остро реагировали на события студенты. Вахрамеев не только был среди протестующих, но как истинный репортер живо откликался на события в своих работах. Одной из первых его картин на революционную тему был «Разгон студенческой демонстрации у Казанского собора» (1905, Частное собр.)

1905 Разгон студенческой демонстрации у Казанского собора. ЧС (700x439, 141Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Разгон студенческой демонстрации у Казанского собора. 1905 г. Холст, масло.
Частное собрание.

1905 Расстрел революционера, 1905. ГРМ. Справа Ж-л  Гамаюн, №1, 1906 (700x467, 179Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). 1-2. Расстрел революционера. 1905 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Справа: журнал «Гамаюн», 1906 г. № 1.

Репродукция «Расстрела» была опубликована в первом (и единственном) номере журнала «Гамаюн», который Вахрамеев издал вместе с Горюшкиным-Сорокопудовым и Н. Пироговым, и который немедленно по выходе был запрещен цензурой и конфискован. Это стало одной из причин, по которой в 1906 году Вахрамеев уехал из Петербурга в Пензу. Картину «Аллегорию революции» (1908) вполне можно считать картиной пророческой. Разбуженная революционная стихия окажется столь же неукротимой, как дикий жеребец.

1905 РАССТРЕЛ (Расстрел революционера). Х. на карт, м. 42 x 32,3. ГРМ (518x700, 218Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Расстрел революционера, 1905 г. Холст на картоне, масло.
42 x 32,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1908 Аллегория на революцию. Х, м. 100 х 137 см. Вологда КГ (700x504, 170Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Аллегория революции. 1908 г. Холст, масло. 100 х 137 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1908 Жандарм на коне. Карт, гуашь, темпера. 37,5 x 27,5. ГРМ (496x700, 135Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Жандарм на коне.1908 г. Картон, гуашь, темпера.
37,5 x 27,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1905 Расправа семеновцев. Бум, уголь. 23х25,2. ПКГ (700x598, 170Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Расправа семеновцев. Эскиз к картине. 1905 г. Бумага, уголь. 23 х 25,2 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1912 Белые ночи. Свидание. Бум, акв, гуашь. 27 х 26 см. ПКГ (674x700, 159Kb)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Белые ночи. Свидание. 1912 г. Бумага, акварель, гуашь. 27 х 26 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Начиная с 1905 года Вахрамеев написал много живописных работ революционного направления: «Расстрел революционера», «Разгон студенческой демонстрации у Казанского собора», «Аллегория революции», «Жандарм на коне» и другие. В 1909 году Вахрамеев вернулся обратно в Петербург, где по приглашению Н.К. Рериха в 1912 году начал преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (Рерих был там директором). Вместе с талантливыми русскими художниками-педагогами И.Я. Билибиным, Д.Н. Кардовским, А.А. Рыловым, А.В. Щусевым он продолжил художественно-педагогическую деятельность в школе ОПХ (1912-1918), а после школы - в передовых школах и рабочих студиях. В 1920-1925 годах преподавал в Академии художеств, с 1921 года - профессор.
Тематические, жанровые картины и портреты занимают большое место в творчестве Вахрамеева, отдельная его страница – участие в 1912 году в росписи собора Святого Александра Невского в Софии, в Болгарии.

ИСТОЧНИКИ

1. Вахрамеев Александр Иванович – Википедия

2. Александр Иванович Вахрамеев в Псковском музее-заповеднике

(Продолжение следует)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ - РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ВАХРАМЕЕВ (1874-1926), ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»