Александр Иванович Вахрамеев (1874-1926) – русский и советский художник-живописец, график и педагог. Александр Вахрамеев родился в 1874 года в селе Пермогорье, Вологодской губернии Российской империи (ныне Архангельская область) в семье священнослужителя. В 1894 г. окончил Архангельскую духовную семинарию. В 1895 г. начал постигать живописное искусство в Санкт-Петербурге в Рисовальной школе княгини М.К. Тенишевой под руководством И.Е. Репина. В 1896 г. Вахрамеев поступил в Высшее художественное училище (ВХУ) при Императорской Академии художеств, где учился под руководством профессора П.О. Ковалевского. В 1904 году Вахрамеев удостоился звания художника за исполненную картину «Торжество духа (Самосожжение раскольников)». С 1902 г. Вахрамеев стал постоянным участником академических выставок. В 1906 г. переехал в Пензу, где преподавал в Пензенском художественном училище имени Н.Д. Селиверстова до 1909 года. Был изгнан из училища за революционную пропаганду, после чего вернулся в Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Архангельск. Вид с реки Двины. 1915 г.
Один из самых ярких художников первой половины ХХ века, Александр Иванович Вахрамеев, родился 26 февраля (10 марта по новому стилю) 1874 года в селе Пермогорье Великосельской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии Российской империи (сейчас это Красноборский район Архангельской области) в семье деревенского священника Ивана Вахрамеева, дьякона Воскресенской церкви, удаленным в северную глубинку за вольнодумство. Уступая желанию отца, Александр прошел курс обучения в Архангельской семинарии, которую окончил в 1894 году. В краеведческом музее соседнего Красноборска есть свидетельство об окончания им Архангельской духовной семинарии и письменное благословение (!) отца сыну на учёбу в Петербурге, на художника.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Этюд. Начало 1900-х гг. Холст, масло. 10,2 х 20 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Пейзаж со стогами. Начало 1900-х гг. Холст на картоне, масло. 21 х 33 см.
Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Вологодская обл.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Северный пейзаж. Начало 1900-х гг. Холст, масло. 19 х 25 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург. небо.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Деревенский пейзаж. 1902 г. Коленкор, масло. 20 х 28 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Набережная. 1900-1910-е гг.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Всадник. 1900-е гг. Бумага, гуашь, карандаш. 28,6 х 20,5 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Соловей Будимирович (из старой русской жизни). 1900-е гг.
Бумага, пастель, уголь. 47,5 х 31 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля,
Москва.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Иноземные дары. 1904 г. Бумага, смешанная техника. 30,7 х 43,2 см.
Частное собрание.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Дама с зонтиком. 1899 г. Бумага, белила, пастель,
итальянский карандаш. 28,1 х 21,3 см. Рязанский государственный областной
художественный музей им. И.П. Пожалостина.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет женщины с брошью. Начало 1900-х гг.
Бумага, смешанная техника. 44,5 х 28,2 см. Музей В.А. Тропинина
и московских художников его времени, Москва.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет больной актрисы. Начало 1900-х гг.
Картон, акварель, пастель, уголь. 66 х 48,5 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
В мире искусства принято считать, что главные работы Александра Вахрамеева связаны с жанровыми сценами репортажных зарисовок, демонстрирующих, как имперский Петербург превращался в мятежный Петроград. Или с портретами женской половины семьи известного в Петрограде врача Долинского. Но, оказывается, среди акварелей, живописных и графических картин Александра Вахрамеева очень много запечатлённой любви к родному краю - он писал Красноборск, Сию, Соломбалу, Соловки и даже Котлас, которого в качестве города ещё не существовало.
В мае 1895 года решено было соорудить ширококолейный железнодорожный путь от станции Пермь Уральской линии до пристани Котлас на Северной Двине. Постройка железной дороги длиной 812 вёрст с крупным железнодорожным узлом у Северной Двины была завершена в 1899 году. Так Котлас стал крупной железнодорожной станцией на высоком берегу Северной Двины. Именно этот исторический момент запечатлён на картинах Александра Вахрамеева.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Котласский берег. 1905 г. Музей изобразительных искусств, Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Котлас. 1905 г. Музей Московской духовной академии. Сергиев Посад,
Московская область.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Деревня на Северной Двине. 1905 г. Холст, масло. 10 х 19 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Деревенька на Северной Двине. 1905 г. Холст, масло. 10 х 19 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Великий Устюг. Древнее городище. 1905 г. Бумага, акварель. 34 х 43,3 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Разгрузка бочек (Великий Устюг), 1903 г. Бумага, акварель.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Котлас - железнодорожный узел у Северной Двины. 1905 г. Бумага, акварель.
Музей изобразительных искусств, Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Женский труд в Соломбале. Соломбалки. 1905 г. Бумага, акварель, карагдаш.
Музей изобразительных искусств, Архангельск.
По мнению знатоков, только это не Соломбала, и даже не какая-то другая часть Архангельска, это Великий Устюг.
На заднем плане – часть набережной, которая называется Городище.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Чаепитие у купцов. 1900-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 18 х 29,1 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Село Пермогорье Вологодской губернии стоит на берегу Северной Двины. От Пермогорья по рекам примерно 500 км на север до Архангельска и Белого моря, почти столько же на запад до Вологды, а к югу 100 км до Котласа, и 200 до Великого Устюга. Эта география определенно повлияла на судьбу будущего художника. Тут нужно отметить, что Пермогорье является местным художественным центром, известным своими росписями по дереву, в которых сочетаются растительные и жанрово-бытовые мотивы. Думается, эта среда не могла не оставить следа в душе молодого человека. Проработав около года на местной железнодорожной станции, Вахрамеев уехал в Петербург с мечтой об учебе в Академии художеств.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Соловецкий монастырь. Восточная стена. 1905 г. Бумага, акварель. 35 х 44,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Соловецкий монастырь. Вид с гавани. 1905 г.
Бумага, акварель. 14,5 х 35 см. Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Колокола. Великий Устюг. 1905 г. Картон, масло. 45,5 х 35,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Вологда. Стена с золотым куполом. 1905 г.
Бумага, акварель. 34 х 23 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Красноборск. Набережная. 1905 г. Бумага, акварель. 25 х 35 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Красноборск. Кумушки. 1905 г.
Бумага, акварель. 23 х 16 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Мурманский берег. 1905 г. Чайки. Холст, масло. 10 х 19 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Прогулка на заливе. Начало 1900-х гг. Бумага, темпера. 22 х 49 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Финский залив. Начало 1900-х гг. Холст, масло. 25 х 34 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). На привозе Архангельского базара. 1905 г. Холст, масло. 10,5 х 19 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). На Северной Двине. 1905 г. Бумага, акварель. 22,8 х 35,6 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Имея склонность к изобразительному искусству, уже через год, Вахрамеев начал учиться в только что открывшейся рисовальной школе княгини М.К. Тенишевой у И.Е. Репина. А вот тут самое интересное. Поступить в Академию художеств ему не удается. Как-то надо жить? И он становится газетным репортером. В этом и есть разгадка к выразительности тех типажей Петербурга-Петрограда. В газете он научился дотошно изучать характер, наблюдать, вербализировать жесты и позы. Понимать эту уличную чужую городскую жизнь - точно.
Потом в 1898 году он все же успешно поступит в Высшее художественное училище (ВХУ) при Императорской Академии художеств. Учиться будет в мастерской профессора П.О. Ковалевского, мастера батального и бытового жанров. Сам мэтр Илья Репин будет приветствовать и расхваливать его работы. Идеи передвижничества и реализма - кредо Вахрамеева, которому он не изменит всю свою короткую жизнь. Еще будучи студентом, с 1902 года Вахрамеев стал постоянным участником академических выставок. Александр Иванович сотрудничал с петербургскими журналами «Шут», «Гамаюн», «Весна».
Художественный журнал «Гамаюн» (Вещая птица). Под ред. А.Н. Златовратского.
Санкт-Петербург, 1906 г. № 1. Обложка А.И. Вахрамеева
(и иллюстрация к стихотворению)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Тотьма. 1905 г. Бумага, акварель, карандаш графитный,
карандаш черный. 34 х 23,7 см. Ярославский художественный музей.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Соловецкий монастырь. Чайки. 1905 г.
Картон, масло. 54 х 41 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Южный пейзаж. Начало 1900-х гг. Холст, масло. 21 х 27 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Стоянка лодок на Северной Двине. 1905 г. Холст, масло. 10,5 х 19 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Пейзаж с лодками. 1909 г. Холст, масло, 20 х 25 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2023 г.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Погрузка трески в Соломбале. 1905 г. Холст на картоне, масло. 44,7 х 66,2 см.
Галерея «Акант», Москва.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Переправа через Северную Двину в Архангельске. 1910 г.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Соломбала. У переезда через Двину. 1905 г. Холст, масло. 10 х 19 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Сбор капусты. Этюд. 1905 г. Холст, масло. 10 х 19 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Деревенский пейзаж с церковью. 1909 г. Холст, масло. 20 х 28 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Южный пейзаж. 1900-е гг. Холст, масло. 22 х 28 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Петербург (1) 1907 г. Холст, масло. 28 х 19 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Петербург (2). 1907 г. Холст, масло. 29 х 18 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.
Пензенское художественное училище им. Н.Д. Селивёрстова в начале 1900-х гг.
С 1955 года – имени К.А. Савицкого, первого директора училища.
В 1906 году Александр Иванович Вахрамеев покинул Петербург и перебрался в Пензу, где стал преподавать в Художественном училище имени Н.Д. Селивёрстова - одном из старейших художественных учебных заведений России. Генерал-лейтенант Н.Д. Селивёрстов, губернатор Пензы, завещал 300 тысяч рублей на открытие в городе этой рисовальной школы. Здание художественного училища было построено в период 1891-1898 годов по проекту инженера Александра Павловича Максимова. Первый приёмный экзамен в «Пензенское художественное училище имени Н.Д. Селиверстова» прошёл 2 февраля 1898 года. В училище Вахрамеев вел старший натурный класс, много рисовал и сам. В эти годы начало расцветать его искусство портретиста.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Девушка в красном сарафане (белом платке). 1906-1909 гг.
Холст на картоне, масло. 64 x 49 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Фигура девушки в украинском костюме. 1905 г.
Российский этнографический музей, Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Народный дом. Слушают музыку (Меланхолическая серенада П.И. Чайковского).
1909 г. Бумага, смешанная техника. 28 x 39,5 см. Галерея Леонида Шишкина.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). В саду ресторана «Аквариум». 1909 г. Бумага, акварель. 23,8 х 33,2 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). В ресторане. 1906-1910 гг. Бумага, итальянский карандаш. 26,5 х 24,3 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Театр «Аквариум», танцующие Ку-ку-эк. 1906-1910 гг.
Картон, карандаш, акварель, белила. 19,5 х 33,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Картежники во Владимирском клубе. 1906-1910 гг. Бумага, серый картон,
итальянский карандаш, акварель, белила. 28,7 х 37 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Дама на пляже. 1900-1910-е гг.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Две дамы. 1909 г. Бумага, итальянский карандаш, пастель.
48,7 х 33,7 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет художника Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова
(1873-1954). Начало 1900-х гг. Холст, масло. 88,5 x 75 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Александр Вахрамеев познакомился с художником Иваном Горюшкиным-Сорокопудовым еще в Петербурге. Они были друзьями, вместе учились в Академии художеств, вместе пытались издавать журнал «Гамаюн», затем вместе преподавали в Пензенском художественном училище, где Горюшкин-Сорокопудов впоследствии стал директором.
В Пензе Вахрамеев поселился в доме инженера-железнодорожника Александра Трофимова и познакомился с его дочерью Татьяной (Татой). Она стала музой художника, вдохновив его на целую серию прекрасных портретов.
В Художественном училище имени Селивёрстова Вахрамеев преподавал до 1909 года. В Пензенской картинной галерее до сих пор хранится наиболее полное наследие художника. Однако, по доносу коллеги Вахрамеев был обвинен местной властью «в распространении недозволенных идей» среди молодёжи и был изгнан из училища за революционную пропаганду. После чего был вынужден вернуться в Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет молодой женщины в белом платье (Тата).
1900-е гг. Холст, масло. 141 x 66 см. Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Сидящая женщина. 1900-е гг. Бумага, карандаш. 27,9 х 21,9 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет дамы. 1906-1909 гг. Холст, масло. 55 х 70 см.
Из мастерской Горюшкина-Сорокопудова. Источник: ВКонтакте.ру.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Женский портрет. 1910 г. Бумага, пастель. 93,3 х 83,5 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Таты (Т.А. Трофимовой). 1911-1912 гг.
Холст на фанере, масло. 50,3 х 38 см. Пензенская областная картинная галерея
им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет женщины в шляпе. 1910-1920 гг. Картон, масло.
56 х 39,3 см. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Белые ночи. Этюд. 1909 г. Бумага, цветной карандаш. 20 х 28 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Свидание на набережной. 1909 г. Бумага, акварель. ЦГАЛИ, Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Девушка у Тучкова моста. 1906-1910 гг. Картон, гуашь. 25,5 х 34,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Вечерняя прогулка. Начало 1900-х гг.
Картон, масло. 25 х 20 см. Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Женщина у дерева. Начало 1900-х гг.
Картон, масло. 39 х 16 см. Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.
После того, как Вахрамеев уехал из Пензы в 1909-м году, он продолжал изображать Тату на своих картинах и рисунках. Они встречались в Петербурге до 1915 года, куда вернулся Вахрамеев и где Татьяна училась на курсах, но их 9-летний роман так и не завершился свадьбой.
В Петербурге Александр Вахрамеев дружил с профессором медицины Иваном Лукичом Долинским и его семьей – женой Эмилией и дочерьми Надеждой, Татьяной (Тасей), Людмилой и Марией. Он неоднократно бывал на даче Долинских в Мустамяках (ныне Яковлево), где написал несколько портретов. Тася Долинская была любимицей художника. К сожалению, судьба девушки оказалась печальна — в 18 лет она умерла от туберкулеза. Приведенный портрет был закончен совсем незадолго до этого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Женский портрет в синем (1). 1910-е гг. Холст, масло. 118 х 94 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого (кат. №635 ж)
Предположительно, на портрете изображена Тася Долинская – дочь ленинградского профессора медицины Ивана Лукича Долинского. Я точно не помню цветовой колор портрета, поэтому приведу оба варианта репродукции.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Женский портрет в синем (2). 1910-е гг. Холст, масло. 118 х 94 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого (кат. №635 ж)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Таты (Татьяны Александровны Трофимовой).
1912 г. Холст, масло. 84 х 64 см. Псковский музей-заповедник.
Особо можно выделить женский портрет дамы в черном, написанный в 1912 г. Благодаря тонкому большеглазому лицу хорошо узнается любимая модель художника Тата (Татьяна Александровна Трофимова). С ней художник познакомился в Пензе, когда он преподавал в художественном училище. Как пишет об изображенной исследовательница творчества художника В. Кобец: «мятущаяся, переменчивая, гибкая, пышноволосая, большеглазая барышня, упорно ищущая света, счастья и правды… Одно время она была курсисткой, затем пыталась учиться пению, потом просто жила, переживая душевные кризисы, неуспокоение и смятение».
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет Таты. 1912 г. Бумага, акварель, карандаш.
Пензенский краеведческий музей.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет неизвестной. 1912 г. Холст, масло.
Псковский музей-заповедник.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет молодой болгарки. 1912 г. Холст, масло.
Кадр из видеофильма о А.И. Вахрамееве.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Женский портрет. 1912 г. Холст, масло.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Ресторанные встречи. 1911 г. Бумага, акварель, гуашь. 28,6 х 29,5 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Портрет писателя-вологжанина Павла Владимировича
Засодимского (Скитальца, 1843-1912). 1911 г. Холст, масло. 103 х 77 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Порыв ветра. Фрагмент. 1910-е гг. Бумага, акварель, карандаш. 22 х 30 см.
Аукционный лом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 70.000-120.000 руб.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Рисунок из журнала «Нива». 1911 г.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Пейзаж. 1910-е гг. Холст, масло. ЦГАЛИ, Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Летний пейзаж. 1910-1920-е гг.
Картон, масло. 37 х 26 см. Частное собрание.
Революции
Как многие разночинцы и люди творческих профессий Александр Вахрамеев придерживался левых взглядов. Возможно, это шло еще от «вольнодумства» отца, несомненно витало в петербургской студенческой среде, подпитывалось и «хроникерской» работой, когда будущий художник общался с людьми самых разных социальных слоев и ощущал бурление петербургских улиц.
Революция 1905 года всколыхнула все общество, остро реагировали на события студенты. Вахрамеев не только был среди протестующих, но как истинный репортер живо откликался на события в своих работах. Одной из первых его картин на революционную тему был «Разгон студенческой демонстрации у Казанского собора» (1905, Частное собр.)
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Разгон студенческой демонстрации у Казанского собора. 1905 г. Холст, масло.
Частное собрание.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). 1-2. Расстрел революционера. 1905 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Справа: журнал «Гамаюн», 1906 г. № 1.
Репродукция «Расстрела» была опубликована в первом (и единственном) номере журнала «Гамаюн», который Вахрамеев издал вместе с Горюшкиным-Сорокопудовым и Н. Пироговым, и который немедленно по выходе был запрещен цензурой и конфискован. Это стало одной из причин, по которой в 1906 году Вахрамеев уехал из Петербурга в Пензу. Картину «Аллегорию революции» (1908) вполне можно считать картиной пророческой. Разбуженная революционная стихия окажется столь же неукротимой, как дикий жеребец.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Расстрел революционера, 1905 г. Холст на картоне, масло.
42 x 32,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Аллегория революции. 1908 г. Холст, масло. 100 х 137 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Жандарм на коне.1908 г. Картон, гуашь, темпера.
37,5 x 27,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Расправа семеновцев. Эскиз к картине. 1905 г. Бумага, уголь. 23 х 25,2 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Белые ночи. Свидание. 1912 г. Бумага, акварель, гуашь. 27 х 26 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Начиная с 1905 года Вахрамеев написал много живописных работ революционного направления: «Расстрел революционера», «Разгон студенческой демонстрации у Казанского собора», «Аллегория революции», «Жандарм на коне» и другие. В 1909 году Вахрамеев вернулся обратно в Петербург, где по приглашению Н.К. Рериха в 1912 году начал преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (Рерих был там директором). Вместе с талантливыми русскими художниками-педагогами И.Я. Билибиным, Д.Н. Кардовским, А.А. Рыловым, А.В. Щусевым он продолжил художественно-педагогическую деятельность в школе ОПХ (1912-1918), а после школы - в передовых школах и рабочих студиях. В 1920-1925 годах преподавал в Академии художеств, с 1921 года - профессор.
Тематические, жанровые картины и портреты занимают большое место в творчестве Вахрамеева, отдельная его страница – участие в 1912 году в росписи собора Святого Александра Невского в Софии, в Болгарии.