Академик живописи Василий Николаевич Яковлев. 1953 г.
Василий Николаевич Яковлев (1893-1953), живописец, реставратор станковой масляной живописи, искусствовед. В 1911-1913 гг. учился на физико-математическом факультете Московского университета и в МУЖВЗ у К. Коровина и А.Архипова, который окончил с дипломом классного художника в 1917 г. С 1918 по 1924 преподавал во ВХУТЕМАСе. С 1924 по 1926 гг. – художник-реставратор Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ, ныне им. Грабаря). С 1926 по 1932 работал в ГМИИ им. Пушкина, занимал должности хранителя-реставратора музея и заведующего реставрационной мастерской. За годы работы в ГЦРМ и ГМИИ он сохранил около 500 художественных произведений, среди которых приписываемое Рафаэлю «Святое семейство», «Христос перед Пилатом» («Се человек») Я. Мостарта, «Форнарина» Джулио Романо, «Сатир в гостях у крестьянина» Я. Йорданса, а также полотна Рембрандта, Тициана, Корреджо и К. Дольчи из ГМИИ. В 1927 был командирован Наркомпросом в Западную Европу для изучения постановки реставрационного дела в Германии (Берлин, Дрезден) и Франции (Париж). Последней крупной работой Яковлева было руководство реставрацией «Панорамы Севастополя» Франца Рубо (1952)
Василий Николаевич Яковлев, Народный художник РСФСР. Фото 1940-е гг.
«Ты хочешь красоваться на белом коне на фоне Бранденбургских ворот, а ты, мил человек, покрасуйся на фоне развалин в результате того, что немцы совершили, потому что войска отходили и отходили под твоим командованием» - честил Жукова с трибуны пленума ЦК КПСС Хрущев.
Ему вторил партийный идеолог Суслов, сравнив портрет с иконой Георгия Победоносца и обозвав «чепухой и клеветой на советскую действительность» ситуацию, при которой генерал на белом коне спасает страну.
Биографы Жукова, правда, пишут, что на момент создания портрета маршал о нем ничего не знал, и художник Яковлев писал его по фотографии в 1946 году. Да и вообще – мало ли кто писал маршала победы и во время войны, и после…
В.Н. Яковлев (1893-1953). Победа (Портрет маршала Г.К. Жукова). 1946 г.
Холст, масло. 400 х 300 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»,
Москва. Это третий вариант злополучного портрета маршала Г.К. Жукова.
В.Н. Яковлев (1893-1953). 1. Натурщик сидящий. Бумага, графитный карандаш, итальянский карандаш, сангина, белила. 94,7х55,5 см. 2. Натурщик сидящий, руки вверх. Бумага, графитный карандаш, итальянский карандаш, сангина, белила. 113,2х55,2 см. Оба – 1946 г. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натурщик лежащий. 1947 г. Картон, уголь, сангина, графитный карандаш, мел.
55 х 111,6 см. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Сидящий натурщик.1947 г. Холст, масло.
Масловка, Городок художников, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натюрморт с кабачком. 1946 г. Холст, масло. https://soviet-art.ru.
Василий Николаевич Яковлев, Народный художник РСФСР. Фото 1940-е гг.
«В сталинской Москве, кроме Архитектурного института, было еще два центра, где кучковались «бывшие», склонные к реалистической живописи. Одним из таких центров была мастерская художника Василия Николаевича Яковлева в старом буржуазном доме где-то около Павелецкого вокзала…
В углу мастерской находились манекены с подлинными мундирами Сталина: Яковлев писал портреты вождя для министерств и обкомов партии, военных академий, за которые получал страшные деньги» - вспоминал художник Алексей Смирнов.
В паре с Яковлевым, поточным методом, работал его отец Глеб Смирнов. Первый писал сталинские мундиры, пуговицы и ордена, второй работал над усами и глазами, а 16-летний Леша сидел в углу и ел пирожки с капустой, которые Яковлеву ведрами приносили из ресторана, и очень радовался – в войну и после нее они были настоящим деликатесом.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет И.В. Сталина. 1947 г. Холст, масло. 245,5 х 172,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2019 г. Эстимейт $35.000 - 80.000 дол.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Весенняя путина. 1947 г. Холст, масло. 200 х 350 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.
Картина была представлена на Всесоюзной художественной выставке в 1947 году. Приблизительно о такой рыбе
рассказывается в повести Виктора Астафьева «Царь-рыба», опубликованной в 1976 г.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Деревня Свистуха. 1947 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Повозка. Холст, масло. 64 x 72 см. Галерея Леонида Шишкина.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Цветущий луг (Flowering meadow). 1947 г. https://soviet-art.ru
В.Н. Яковлев (1893-1953). Весенняя охота (Глухари). 1947 г. Холст, масло. 138 x 201 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Н. Яковлев у картины во время работы в Отделе реставрации ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Москва, 1926-1932 гг.
В.Н. Яковлев много лет служил художником-реставратором в Музее изящных искусств на Волхонке. При такой биографии и масштабе дарования подделать Рубенса при желании для него не составило бы труда, сам Арманд Хаммер не распознал бы.
Похоже, он не боялся ничего. Признанный художник-сталинист, член Академии художеств, двукратный лауреат Сталинских премий, Яковлев создает еще одно чудо-полотно: «Патриотическое молебствование 22 июня 1942 года в Москве» (и снова – 3х4 м). В то время как другие пишут Сталина на фронте, он увековечил молебен о даровании Победы оружию Советской армии, состоявшийся в храме святителя Николая на Преображенском кладбище в Москве. Художник писал картину два года и в 1944 года подарил ее отцу Сергию. В ноябре 1966 архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий передал это произведение в дар Ярославскому художественному музею. Как вскоре выяснилось, отношение власти к церкви потеплело, в ней увидели союзника в борьбе с врагом. И вот уже иностранные послы и покровитель искусств маршал Ворошилов приходят в его мастерскую взглянуть на необычное произведение. Сегодня эта традиция, как видите, продолжается.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Патриотическое молебствие 22 июня 1942 года в Москве.
1942-1944 гг. Холст, масло. 399 х 301,5 см. Ярославский художественный музей.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Возвращение с охоты (Охотники). 1948 г. Холст, масло. 245 х 325 см.
Пермская государственная художественная галерея.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Пейзаж с лошадью. 1947 г. Холст, масло. 65 х 90 см.
Государственный исторический музей, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Лето в деревне. 1947-1948 гг. Холст, масло. 78,4 х 167 см.
461-е торги AI Аукциона, Москва, 2022 г.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Колхозное стадо. 1948 г. Холст, масло. 250 х 300 см. 1949 г.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
В 1949 году за пасторальный пейзаж «Колхозное стадо» (1948) В.Н. Яковлев получил Сталинскую премию
Второй степени.
Диплом Совета министров СССР о присуждении Сталинской премии Второй степени В.Н. Яковлеву
1949 года за картину «Колхозное стадо» (1948).
Сталинская премия за выдающиеся достижения в области науки и техники, военных знаний, литературы и искусства присуждалась с 1939 по 1955 год. По подсчетам экспертов, размер Сталинской премии составлял: 1-я премия – 100.000 руб., 2-я премия – 50.000 руб., 3-я премия – 25.000 руб. Для сравнения размер высокооплачиваемого рабочего в то время составлял в среднем 1000 руб. в месяц.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Стадо. 1948 г. Холст, масло. 90 х 150 см.
Национальный музей Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова, Элиста.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Глухари. 1949 г. Холст, масло. Масловка. Городок художников, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Автопортрет. Бумага, карандаш.
Источник: ВКонтакте.ру.
За годы работы в ГЦРМ и ГМИИ им. А.С. Пушкина В.Н. Яковлев сохранил около 500 художественных произведений. В ЦГРМ он работал в секции новой живописи. При его участии в секции была произведена реставрация известных произведений живописи, таких как «Мадонна с Младенцем», «Се человек» Яна Мостарта, картины Xарменса ван Рейна Рембрандта, Карло Дольчи, Фраческо Гварди из Музея изящных искусств. В своей статье для второго выпуска сборника ЦГРМ «Вопросы реставрации» именно Яковлев сформулировал основные подходы ЦГРМ к консервации и реставрации памятников новой живописи.
В ГМИИ им. А.С Пушкина отреставрировал картины: «Смерть Дидоны» Джамбаттисты Тьеполо; «Святой Иероним» Якопо Пальмы Младшего; «Геркулес и Омфала» Франсуа Буше; «Христос-страстотерпец» Яна Мостарта; «Христос» Рембрандта; «Се человек» Тициана, «Иоанн евангелист» Карло Дольчи. Принимал также участие на первых стадиях реставрации картины Джулио Пиппи, прозванного Джулио Романо «Дама за туалетом».
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет Г.К. Жукова. 1948 г. Холст, масло. 206 x 153 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Четвертый вариант конного портрета Г.К. Жукова, который наконец-то приобрела Третьяковская галерея.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет учителя Василия Никитича Мешкова (1868-1946),
тестя художника. 1948 г. Бумага тонированная, карандаш. 39,7 х 30 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
В 1952 году В.Н. Яковлев напишет и издаст небольшую книгу, посвященную жизни и творчеству В.Н. Мешкова.
В.Н. Яковлев. Книга «Василий Никитич Мешков (1867-1946)», Народный художник РСФСР.
Москва, Издательство «Искусство», 1952 г. Серия «Массовая библиотека. Искусство».
Обложка - гравюра на дереве М. Маторина.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натурщик. 1950 г. Бумага, карандаш. 74 х 58,5 см.
Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Утро на реке Яхроме. 1949 г. Холст, масло. 152 x 222 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натюрморт с тыквой. 1949 г. Холст, масло. 90 х 60 см.
Тверская областная картинная галерея.
В.Н. Яковлев. Фотография 1950-е гг.
Василий Яковлев вообще, за что ни брался – все шедевр. И многое с подтекстом, двойным смыслом. Взять хотя бы «Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции И.С. Сталину» 1937 года. Намек понятен, кажется, даже школьнику.
Или «Спор об искусстве», поражающий не только своими размерами (3,5х4 м). «Картина двусмысленна и иронична до предела при полном формальном соответствии невинной теме. Даже слишком невинной для того времени. Картина советская, сталинская, и одновременно в ней абсолютно все не стыкуется со временем. Даже стиль – сочный, предельно отточенный академизм – совершенно не похож на тупой сталинский неоклассицизм пополам с передвижничеством.» (Д. Хмельницкий)
Да, Яковлев умел шутить, создавая парадоксальные полотна, которые теперь называют предтечей соцарта, хотя направление это оформилось позднее, во времена хрущевской оттепели. А что еще Вы хотите от человека, который умел совмещать несовместимое? Сначала учился на математика в МГУ, а потом – у Константина Коровина и Абрама Архипова в МУЖВЗ.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Спор об искусстве. 1946 г. Холст, масло. 344 x 143 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
На картине изображена беседа, сокровенный разговор автора с художниками - В.Н. Мешковым, Д.М. Тарховым, Н.И. Чижовым. На картине мастерски написанный интерьер, роскошный натюрморт из ковров, портретное сходство моделей, автопортрет. И все-таки тема полотна значительно шире- красота и женщина как воплощение ее совершенства.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Спор об искусстве. Фрагмент (1). 1946 г. Холст, масло. 344 x 143 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Спор об искусстве. Фрагмент (2). 1946 г. Холст, масло. 344 x 143 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). 1. Натурщик стоящий. 1950 г. Холст, масло. 200x85 см. 2. Натурщик стоящий. До 1953 г. Холст, масло. 208x108 см. Оба - Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натурщики. Бумага, карандаш, сангина. 57,5 х 50,8 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натурщик сидящий. 1950-е гг. Картон, графитный карандаш,
итальянский карандаш, сангина. 79,2 х 54 см. Научно-исследовательский музей
Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.
Василий Николаевич Яковлев и Герой Советского Союза Терновский Г.В.,
военный консультант панорамы «Оборона Севастополя». 1952 г.
Длительное занятие реставрацией наложило определенный отпечаток на личное творчество. Он перенял у старых мастеров множество виртуозных приемов, писал свои произведения в темно-коричневой (музейной) колористической гамме. Четкая лепка объемов, выверенный, точный, но суховатый рисунок, исключительная материальная осязаемость предметов, приводили к неизбежному натурализму. Особенно сильные ассоциации со старыми мастерами вызывают его натюрморты. Эти помпезные, грандиозные постановки, включающие в себя сложные композиции из цветов, плодов и фруктов выглядят нарочитыми. В них художник добивался большого натурного сходства в передаче объемов и материальности предметов, эти качества доводил до иллюзии, тем самым иногда впадая в натурализм («Овощи» (1928), «Возвращение с охоты» (1948), «Глухари» (1949), «На кухне» (1940-е), «Натюрморт. Битая дичь. (После удачной охоты)» (1952), «Весенняя охота», «Натюрморт. Серебряный сервиз», «Натюрморт с тыквой», «Цветы у окна», напоминают работы фламандских и голландских художников XVII в.: Ф. Снейдерса, К. де Воса, Я. Вермеера.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Обнаженная. Дерево, масло. 33 х 42,7 см. Частное собрание.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Модель художника. Холст, масло. 98 х 74 см.
Аукцион Sotheby's, Лондон, 22 ноября 1989 г.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натурщица сидящая. До 1953 г. Холст, масло. 167 x 107 см.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натурщица с табуретом. До 1953 г. Холст, масло. 184 x 108 см.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Этюд (обнаженная женская фигура). Частное собрание.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Обнажённая в красной драпировке.
Дерево, масло. 57,5 х 46,5 см. Частное собрание.
Василий Николаевич Яковлев (в центре) и художник Г.Н. Котов (слева) обсуждают панораму
«Оборона Севастополя» с военными консультантами. 1952 г.
Василий Николаевич Яковлев был не только одним из ведущих мастеров советского изобразительного искусства, но и активным деятелем, выступающим как педагог, как теоретик и как художественный критик. С 1934 по 1938 г. он руководил мастерской в Ленинградской Академии художеств и преподавал в Московском архитектурном институте (МАРХИ). В 1948 г. Василий Яковлев становится профессором, руководителем мастерской в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Невод идет. 1950-е гг. Холст, масло. 271 х 462 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
В.Н. Яковлев (1893-1953). К вечеру. Этюд. 1950-е гг. Фанера, масло. 11,7 х 30,6 см.
Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Весенний пейзаж. Холст, масло. 34 х 72 см. Городок художников, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет музыканта. 1937 г. Холст, масло. 55 х 45 см.
Аукционный дом «Художественный», Москва, 27 сентября 2025 г.
Эстимейт 100 000 - 120 000 руб.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Работница в косынке. 1950 г. Бумага, карандаш. 53 х 39 см.
Галерея Леонида Шишкина.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Два портрета. 1951 г. Бумага, карандаш.
60,5 х 42,5 см. Галерея Леонида Шишкина.
В.Н. Яковлев (1893-1953), атрибуция. Портрет неизвестной. До 1950 г. Металл, масло. D=5,5 см.
Государственный исторический музей, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Осень. 1952 г. Бумага, карандаш. 40 х 29,5 см.
Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя.
В мастерской художника Василия Николаевича Яковлева (в центре), справа 2-ой – Н.И. Плеханов,
художник, член коллектива реставраторов панорамы «Оборона Севастополя». 1952 г.
Здание панорамы «Оборона Севастополя 1854 - 1855 гг.»
В 1952 году Василий Яковлев возглавил группу художников и руководил реставрационными работами по восстановлению панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», сильно поврежденной бомбардировками и артиллерийскими обстрелами. Она была спасена от полного уничтожения моряками-черноморцами и вывезена на эсминце «Ташкент» из осажденного города 25 июня 1942 года (удалось спасти 86 отдельных частей картины). После смерти Яковлева в 1953 году группу возглавил академик живописи П. П. Соколов-Скаля.
Также Яковлев пробовал себя и как литератор, написав в 1930-е годы автобиографическую повесть «Фрол Скопин» (опубликована в его посмертной очерковой книге «Мое призвание», 1963); также «О живописи» (1951), «О великих русских художниках» (1952).
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натюрморт «Битая дичь (После удачной охоты)». 1952 г.
Холст, масло. 121,5 x 182 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). На кухне. Эскиз к картине «Битая дичь». 1952 г. Холст, масло. 100 х 99,5 см.
Тамбовская областная картинная галерея.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Похороны Сталина. 1953 г. Бумага, смешанная техника. 21,4 х 31 см.
Галерея Леонида Шишкина.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Фрукты на подносе. 1953 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Собрание Романа Бабичева.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Цветы у окна. Холст, масло. 35,5 х 47,5 см.
Масловка. Городок художников, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Художник Петр Шухмин. Бумага, карандаш. 46 х 37 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 50.000 - 80.000 руб.
Профессор Пётр Митрофанович Шухмин (1894-1955) входил в состав творческого коллектива, работавшего
на восстановлении панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя» в 1952-1954 гг.
Фрагмент восстановленной панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.»
Б.А. Чередник (1925-2000). Портрет академика Василия Николаевича Яковлева.
1962 г. Холст, масло. 70 x 55 см. Музей-заповедник героической обороны
и освобождения Севастополя.
Василий Николаевич Яковлев скончался в Москве 29 июня 1953 года на 4 месяца позже своего кумира
в возрасте 60 лет и был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.
Могила народного художника РСФСР, академика Василия Яковлева
на Новодевичьем кладбище Москвы.
Сегодня произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Государственном изобразительном музее им. А. С. Пушкина, Музее современной истории России, Музее обороны и блокады Ленинграда, Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Тамбовской картинной галерее, других крупных музеях страны, а также в многочисленных частных собраниях в нашей стране и за ее пределами.
ИСТОЧНИКИ
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» Москва,
Издательство «Галарт», 2008 г. – Стр. 136, 196.
P.S.
Не могу не добавить пару нелицеприятных слов в адрес хваленого академика В.Н. Яковлева. В книге Ольги Ройтенберг его имя упоминается всего два раза. 16 мая 1938 г. на заседании правления МОССХа обсуждался вопрос о приеме в Союз известного советского художника-авангардиста Климента Редько (1918-1993), вернувшегося из творческой командировки во Францию. В.Н. Яковлев выступил решительно против, и его слово было решающим. К. Редько в МОССХ не приняли. Зато честь и слава В.Н. Яковлеву!
1. 1949 А.Н. Сидоров. Василий Яковлев. Москва, Издательство «Искусство», 1949 г. 2. Василий Николаевич Яковлев. Альбом. Статья Н. Соболевского о творчестве художника и репродукции с его произведений. Москва, 1952 г.
Альбом репродукций работ Народного художника РСФСР
Василия Николаевича Яковлева. Издательство «Советский художник»,
Москва, 1957 г.