• Авторизация


РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АКАДЕМИСТ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЯКОВЛЕВ (1893-1953), ЧАСТЬ II 28-10-2025 20:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1953 Академик живописи Яковлев Василий Николаевич,  (700x503, 69Kb)
Академик живописи Василий Николаевич Яковлев. 1953 г.

Василий Николаевич Яковлев (1893-1953), живописец, реставратор станковой масляной живописи, искусствовед. В 1911-1913 гг. учился на физико-математическом факультете Московского университета и в МУЖВЗ у К. Коровина и А.Архипова, который окончил с дипломом классного художника в 1917 г. С 1918 по 1924 преподавал во ВХУТЕМАСе. С 1924 по 1926 гг. – художник-реставратор Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ, ныне им. Грабаря). С 1926 по 1932 работал в ГМИИ им. Пушкина, занимал должности хранителя-реставратора музея и заведующего реставрационной мастерской. За годы работы в ГЦРМ и ГМИИ он сохранил около 500 художественных произведений, среди которых приписываемое Рафаэлю «Святое семейство», «Христос перед Пилатом» («Се человек») Я. Мостарта, «Форнарина» Джулио Романо, «Сатир в гостях у крестьянина» Я. Йорданса, а также полотна Рембрандта, Тициана, Корреджо и К. Дольчи из ГМИИ. В 1927 был командирован Наркомпросом в Западную Европу для изучения постановки реставрационного дела в Германии (Берлин, Дрезден) и Франции (Париж). Последней крупной работой Яковлева было руководство реставрацией «Панорамы Севастополя» Франца Рубо (1952)

1940-е  Яковлев Василий Николаевич, Народный художник СССР. (505x700, 59Kb)
Василий Николаевич Яковлев, Народный художник РСФСР. Фото 1940-е гг.

«Ты хочешь красоваться на белом коне на фоне Бранденбургских ворот, а ты, мил человек, покрасуйся на фоне развалин в результате того, что немцы совершили, потому что войска отходили и отходили под твоим командованием» - честил Жукова с трибуны пленума ЦК КПСС Хрущев.
Ему вторил партийный идеолог Суслов, сравнив портрет с иконой Георгия Победоносца и обозвав «чепухой и клеветой на советскую действительность» ситуацию, при которой генерал на белом коне спасает страну.
Биографы Жукова, правда, пишут, что на момент создания портрета маршал о нем ничего не знал, и художник Яковлев писал его по фотографии в 1946 году. Да и вообще – мало ли кто писал маршала победы и во время войны, и после…

1946 Победа. Х, м. 400х300. РОСИЗО (481x700, 129Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Победа (Портрет маршала Г.К. Жукова). 1946 г.
Холст, масло. 400 х 300 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»,
Москва. Это третий вариант злополучного портрета маршала Г.К. Жукова.

1946 Натурщик сидящий. Бум, граф кар, итал кар, сангина, белила.  94,7х55,5. НИМ РАХ (409x700, 98Kb)1946 Натурщик сидящий. Бум, граф кар, итал кар, сангина, белила.113,2х55,2 см. НИМ РАХ (341x700, 87Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). 1. Натурщик сидящий. Бумага, графитный карандаш, итальянский карандаш, сангина, белила. 94,7х55,5 см. 2. Натурщик сидящий, руки вверх. Бумага, графитный карандаш, итальянский карандаш, сангина, белила. 113,2х55,2 см. Оба – 1946 г. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.

1947 Натурщик лежащий. Карт; уголь, сангина, граф кар, мел. 55 х 111,6. НИМ РАХ (700x347, 94Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натурщик лежащий. 1947 г. Картон, уголь, сангина, графитный карандаш, мел.
55 х 111,6 см. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.

1947 Сидящий натурщик. Х.М. Масловка (571x700, 120Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Сидящий натурщик.1947 г. Холст, масло.
Масловка, Городок художников, Москва.

1946 Натюрморт с кабачком. 1946 ВК (проверить) (700x512, 119Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натюрморт с кабачком. 1946 г. Холст, масло. https://soviet-art.ru.

1940-е Яковлев Василий Николаевич, Народный художник СССР. (2) (499x700, 59Kb)
Василий Николаевич Яковлев, Народный художник РСФСР. Фото 1940-е гг.

«В сталинской Москве, кроме Архитектурного института, было еще два центра, где кучковались «бывшие», склонные к реалистической живописи. Одним из таких центров была мастерская художника Василия Николаевича Яковлева в старом буржуазном доме где-то около Павелецкого вокзала…
В углу мастерской находились манекены с подлинными мундирами Сталина: Яковлев писал портреты вождя для министерств и обкомов партии, военных академий, за которые получал страшные деньги» - вспоминал художник Алексей Смирнов.
В паре с Яковлевым, поточным методом, работал его отец Глеб Смирнов. Первый писал сталинские мундиры, пуговицы и ордена, второй работал над усами и глазами, а 16-летний Леша сидел в углу и ел пирожки с капустой, которые Яковлеву ведрами приносили из ресторана, и очень радовался – в войну и после нее они были настоящим деликатесом.

1947 Портрет И.В. Сталина Х, м. 245,5х172,5. Аук СОВКОМ 2019. Эст. 35.000-80.000 дол$. (491x700, 108Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет И.В. Сталина. 1947 г. Холст, масло. 245,5 х 172,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2019 г. Эстимейт $35.000 - 80.000 дол.

1947 Весенняя путина (В.Астафбев Царь-рыба)Х, м. 200х350 см. Иркутский ХМ Карт. была представлена на Всесоюзной художественной выставке в 1947 г (700x388, 140Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Весенняя путина. 1947 г. Холст, масло. 200 х 350 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.
Картина была представлена на Всесоюзной художественной выставке в 1947 году. Приблизительно о такой рыбе
рассказывается в повести Виктора Астафьева «Царь-рыба», опубликованной в 1976 г.

1947 ДЕРЕВНЯ СВИСТУХА. Х, м. ГТГ (700x519, 210Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Деревня Свистуха. 1947 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

ПОВОЗКА. Х, м. 64 x 72 см. Гал Л.Шишкина (700x557, 178Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Повозка. Холст, масло. 64 x 72 см. Галерея Леонида Шишкина.

1947 Flowering meadow. 1947 (680x700, 279Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Цветущий луг (Flowering meadow). 1947 г. https://soviet-art.ru

1947 Весенняя охота (Глухари). Х, м. 138x201 см. ГТГ (700x479, 146Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Весенняя охота (Глухари). 1947 г. Холст, масло. 138 x 201 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1926-1932 Яковлев у картины во время работы в Отделе реставрации ГМИИ им.Пушкина (410x700, 88Kb)
В.Н. Яковлев у картины во время работы в Отделе реставрации ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Москва, 1926-1932 гг.

В.Н. Яковлев много лет служил художником-реставратором в Музее изящных искусств на Волхонке. При такой биографии и масштабе дарования подделать Рубенса при желании для него не составило бы труда, сам Арманд Хаммер не распознал бы.
Похоже, он не боялся ничего. Признанный художник-сталинист, член Академии художеств, двукратный лауреат Сталинских премий, Яковлев создает еще одно чудо-полотно: «Патриотическое молебствование 22 июня 1942 года в Москве» (и снова – 3х4 м). В то время как другие пишут Сталина на фронте, он увековечил молебен о даровании Победы оружию Советской армии, состоявшийся в храме святителя Николая на Преображенском кладбище в Москве. Художник писал картину два года и в 1944 года подарил ее отцу Сергию. В ноябре 1966 архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий передал это произведение в дар Ярославскому художественному музею. Как вскоре выяснилось, отношение власти к церкви потеплело, в ней увидели союзника в борьбе с врагом. И вот уже иностранные послы и покровитель искусств маршал Ворошилов приходят в его мастерскую взглянуть на необычное произведение. Сегодня эта традиция, как видите, продолжается.

1942-1944 Патриотическое молебствие 22 июня 1942 года в Москве. Х, м. 399 х 301,5. ЯХМ (490x700, 51Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Патриотическое молебствие 22 июня 1942 года в Москве.
1942-1944 гг. Холст, масло. 399 х 301,5 см. Ярославский художественный музей.

1948 Вохвращенин с охоты (Охотники), Х, м, 245х325 Пермская художественная галерея. (700x499, 182Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Возвращение с охоты (Охотники). 1948 г. Холст, масло. 245 х 325 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1947 Пейзаж с лошадью. Х, м. 65х90 см. ГИМ (700x503, 162Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Пейзаж с лошадью. 1947 г. Холст, масло. 65 х 90 см.
Государственный исторический музей, Москва.

1947-1948 Лето в деревне. Холст, масло. 78,4 × 167. 461-е торги AI Аукциона, 2022 г. (700x331, 115Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Лето в деревне. 1947-1948 гг. Холст, масло. 78,4 х 167 см.
461-е торги AI Аукциона, Москва, 2022 г.

1948 Колхозное стадо. Х, м. 250х300 см. (Сталинская премия 1949 г.) Оренбургский ГМИИ2 (700x423, 149Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Колхозное стадо. 1948 г. Холст, масло. 250 х 300 см. 1949 г.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
В 1949 году за пасторальный пейзаж «Колхозное стадо» (1948) В.Н. Яковлев получил Сталинскую премию
Второй степени.

1949 Диплом Совета министров СССР о присуждении Сталинской премии 2-й степени Яковлеву В.Н. за карт. Колхозное стадо (700x480, 112Kb)
Диплом Совета министров СССР о присуждении Сталинской премии Второй степени В.Н. Яковлеву
1949 года за картину «Колхозное стадо» (1948).

Сталинская премия за выдающиеся достижения в области науки и техники, военных знаний, литературы и искусства присуждалась с 1939 по 1955 год. По подсчетам экспертов, размер Сталинской премии составлял: 1-я премия – 100.000 руб., 2-я премия – 50.000 руб., 3-я премия – 25.000 руб. Для сравнения размер высокооплачиваемого рабочего в то время составлял в среднем 1000 руб. в месяц.

1948 Стадо. Б.г. Х, м. 90 х 150 см. Нац ХМ Респ. Калмыкия (700x442, 172Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Стадо. 1948 г. Холст, масло. 90 х 150 см.
Национальный музей Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова, Элиста.

1949 Глухари. Х.М. Ст. Масловка.  (2) (600x402, 96Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Глухари. 1949 г. Холст, масло. Масловка. Городок художников, Москва.

Автопортрет. Б.г. ВК (532x700, 95Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Автопортрет. Бумага, карандаш.
Источник: ВКонтакте.ру.

За годы работы в ГЦРМ и ГМИИ им. А.С. Пушкина В.Н. Яковлев сохранил около 500 художественных произведений. В ЦГРМ он работал в секции новой живописи. При его участии в секции была произведена реставрация известных произведений живописи, таких как «Мадонна с Младенцем», «Се человек» Яна Мостарта, картины Xарменса ван Рейна Рембрандта, Карло Дольчи, Фраческо Гварди из Музея изящных искусств. В своей статье для второго выпуска сборника ЦГРМ «Вопросы реставрации» именно Яковлев сформулировал основные подходы ЦГРМ к консервации и реставрации памятников новой живописи.
В ГМИИ им. А.С Пушкина отреставрировал картины: «Смерть Дидоны» Джамбаттисты Тьеполо; «Святой Иероним» Якопо Пальмы Младшего; «Геркулес и Омфала» Франсуа Буше; «Христос-страстотерпец» Яна Мостарта; «Христос» Рембрандта; «Се человек» Тициана, «Иоанн евангелист» Карло Дольчи. Принимал также участие на первых стадиях реставрации картины Джулио Пиппи, прозванного Джулио Романо «Дама за туалетом».

1948 Портрет Г.К.Жукова. Х, м.  206x153 см. ГТГ (519x700, 156Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет Г.К. Жукова. 1948 г. Холст, масло. 206 x 153 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Четвертый вариант конного портрета Г.К. Жукова, который наконец-то приобрела Третьяковская галерея.

1948 Портрет В.Н.Мешкова. Бум. тонир, кар. 39,7х30. ХМ Кузбасса, Кекмерово (613x700, 176Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет учителя Василия Никитича Мешкова (1868-1946),
тестя художника. 1948 г. Бумага тонированная, карандаш. 39,7 х 30 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
В 1952 году В.Н. Яковлев напишет и издаст небольшую книгу, посвященную жизни и творчеству В.Н. Мешкова.

1952 Брошюра. Василий Никитич Мешков Народный художник РСФСР, 1867-1946  В. Яковлев. - Москва Искусство (462x700, 81Kb)
В.Н. Яковлев. Книга «Василий Никитич Мешков (1867-1946)», Народный художник РСФСР.
Москва, Издательство «Искусство», 1952 г. Серия «Массовая библиотека. Искусство».
Обложка - гравюра на дереве М. Маторина.

1950  Натурщик. Бум, кар. 74х58,5 см. Муз Оборона Севас (508x700, 125Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натурщик. 1950 г. Бумага, карандаш. 74 х 58,5 см.
Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя.

1949 Утро на реке Яхроме. Х, м. 152 x 222. ГРМ (700x476, 192Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Утро на реке Яхроме. 1949 г. Холст, масло. 152 x 222 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1949 Натюрморт с тыквой. Х, м. 90 х 60 см. Тверская КГ (464x700, 175Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натюрморт с тыквой. 1949 г. Холст, масло. 90 х 60 см.
Тверская областная картинная галерея.

1950-е Василий Николаевич Яковлев (1893-1953), живописец, народный художник РСФСР, академик, действительный член АХ СССР (453x700, 107Kb)
В.Н. Яковлев. Фотография 1950-е гг.

Василий Яковлев вообще, за что ни брался – все шедевр. И многое с подтекстом, двойным смыслом. Взять хотя бы «Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции И.С. Сталину» 1937 года. Намек понятен, кажется, даже школьнику.
Или «Спор об искусстве», поражающий не только своими размерами (3,5х4 м). «Картина двусмысленна и иронична до предела при полном формальном соответствии невинной теме. Даже слишком невинной для того времени. Картина советская, сталинская, и одновременно в ней абсолютно все не стыкуется со временем. Даже стиль – сочный, предельно отточенный академизм – совершенно не похож на тупой сталинский неоклассицизм пополам с передвижничеством.» (Д. Хмельницкий)
Да, Яковлев умел шутить, создавая парадоксальные полотна, которые теперь называют предтечей соцарта, хотя направление это оформилось позднее, во времена хрущевской оттепели. А что еще Вы хотите от человека, который умел совмещать несовместимое? Сначала учился на математика в МГУ, а потом – у Константина Коровина и Абрама Архипова в МУЖВЗ.

1946 Спор об искусстве. Х, м. 344 x 143 см. ГРМ (700x580, 224Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Спор об искусстве. 1946 г. Холст, масло. 344 x 143 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

На картине изображена беседа, сокровенный разговор автора с художниками - В.Н. Мешковым, Д.М. Тарховым, Н.И. Чижовым. На картине мастерски написанный интерьер, роскошный натюрморт из ковров, портретное сходство моделей, автопортрет. И все-таки тема полотна значительно шире- красота и женщина как воплощение ее совершенства.

1946 Спор об искусстве. Деталь 1 (700x700, 212Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Спор об искусстве. Фрагмент (1). 1946 г. Холст, масло. 344 x 143 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1946 Спор об искусстве. Деталь (700x465, 113Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Спор об искусстве. Фрагмент (2). 1946 г. Холст, масло. 344 x 143 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1950 Натурщик стоящий. Х, м. 200x85. НИМ РАХ (293x700, 38Kb)1953 до. Натурщик стоящий. Х, м. 208x108. НИМ РАХ (358x700, 81Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). 1. Натурщик стоящий. 1950 г. Холст, масло. 200x85 см. 2. Натурщик стоящий. До 1953 г. Холст, масло. 208x108 см. Оба - Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.

Натурщики. Б.г. Бум, кар, сангина. 57,5х50,8. Рязанский ХМ (625x700, 191Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натурщики. Бумага, карандаш, сангина. 57,5 х 50,8 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.

1950-е Натур. сид. Карт; граф кар, итал кар, сангина. 79,2х54. НИМ РАХ (476x700, 115Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натурщик сидящий. 1950-е гг. Картон, графитный карандаш,
итальянский карандаш, сангина. 79,2 х 54 см. Научно-исследовательский музей
Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.

1953 Яковлев Василий Николаевич и Герой Советского Союза Терновский Г.В., военный консультант панорамы. (514x700, 96Kb)
Василий Николаевич Яковлев и Герой Советского Союза Терновский Г.В.,
военный консультант панорамы «Оборона Севастополя». 1952 г.

Длительное занятие реставрацией наложило определенный отпечаток на личное творчество. Он перенял у старых мастеров множество виртуозных приемов, писал свои произведения в темно-коричневой (музейной) колористической гамме. Четкая лепка объемов, выверенный, точный, но суховатый рисунок, исключительная материальная осязаемость предметов, приводили к неизбежному натурализму. Особенно сильные ассоциации со старыми мастерами вызывают его натюрморты. Эти помпезные, грандиозные постановки, включающие в себя сложные композиции из цветов, плодов и фруктов выглядят нарочитыми. В них художник добивался большого натурного сходства в передаче объемов и материальности предметов, эти качества доводил до иллюзии, тем самым иногда впадая в натурализм («Овощи» (1928), «Возвращение с охоты» (1948), «Глухари» (1949), «На кухне» (1940-е), «Натюрморт. Битая дичь. (После удачной охоты)» (1952), «Весенняя охота», «Натюрморт. Серебряный сервиз», «Натюрморт с тыквой», «Цветы у окна», напоминают работы фламандских и голландских художников XVII в.: Ф. Снейдерса, К. де Воса, Я. Вермеера.

Обнага. Б.г. Дерево, масло. 33 х 42,7 см. ЧС  (700x524, 137Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Обнаженная. Дерево, масло. 33 х 42,7 см. Частное собрание.

Модель ++ художника. Х, м. 98×74. Sotheby's, Лондон, 22 ноября 1989 г (526x700, 297Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Модель художника. Холст, масло. 98 х 74 см.
Аукцион Sotheby's, Лондон, 22 ноября 1989 г.

1953 до. Натурщица сидящая. Х, м. 167x107. НИМ РАХ (472x700, 56Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натурщица сидящая. До 1953 г. Холст, масло. 167 x 107 см.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.

1953 до. Натурщица с табуретом. Х, м. 184x108. НИМ РАХ (423x700, 55Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натурщица с табуретом. До 1953 г. Холст, масло. 184 x 108 см.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.

Этюд (обнаженная женская фигура) (542x700, 111Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Этюд (обнаженная женская фигура). Частное собрание.

Обнажённая в красной драпировке. Дер, м. 57,5 х 46,5. ЧС (448x700, 109Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Обнажённая в красной драпировке.
Дерево, масло. 57,5 х 46,5 см. Частное собрание.

1952 Яковлев Василий Николаевич (в центре) и художник Котов Г.Н. (слева) обсуждают панораму с военными консультантами. (700x489, 70Kb)
Василий Николаевич Яковлев (в центре) и художник Г.Н. Котов (слева) обсуждают панораму
«Оборона Севастополя» с военными консультантами. 1952 г.

Василий Николаевич Яковлев был не только одним из ведущих мастеров советского изобразительного искусства, но и активным деятелем, выступающим как педагог, как теоретик и как художественный критик. С 1934 по 1938 г. он руководил мастерской в Ленинградской Академии художеств и преподавал в Московском архитектурном институте (МАРХИ). В 1948 г. Василий Яковлев становится профессором, руководителем мастерской в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова.

1950-е Невод идет. Х,м. 271х462 см. Астрахан КГ (700x413, 148Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Невод идет. 1950-е гг. Холст, масло. 271 х 462 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.

1950-е К вечеру. Этюд. Фанера, м. 11,7х30,6 см. Муз-зап. героич. обороны и освобождения Севастополя (700x252, 78Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). К вечеру. Этюд. 1950-е гг. Фанера, масло. 11,7 х 30,6 см.
Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя.

Весенний -- пейзаж. Х.М. 34х72 см. Ст. МАсловка (700x326, 72Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Весенний пейзаж. Холст, масло. 34 х 72 см. Городок художников, Москва.

Портрет музыканта. 1937 (вставить поле Мешкова). Холст, масло. 55 х 45 см. Аук дом Худож-й, 27.09.2025. 100 000 - 120 000 ₽.. (574x700, 167Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет музыканта. 1937 г. Холст, масло. 55 х 45 см.
Аукционный дом «Художественный», Москва, 27 сентября 2025 г.
Эстимейт 100 000 - 120 000 руб.

1950 РАБОТНИЦА В КОСЫНКЕ. Бум, кар. 53 х 39. Гал Л.Шишкина. (504x700, 99Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Работница в косынке. 1950 г. Бумага, карандаш. 53 х 39 см.
Галерея Леонида Шишкина.

1951 Два портрета. Бум, кар. 60,5 х 42,5. Гал Л.Шишкина (504x700, 120Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Два портрета. 1951 г. Бумага, карандаш.
60,5 х 42,5 см. Галерея Леонида Шишкина.

1950 до. Портрет неизвестной. Металл, масло. Д=5,5 см. ГИМ (630x700, 105Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953), атрибуция. Портрет неизвестной. До 1950 г. Металл, масло. D=5,5 см.
Государственный исторический музей, Москва.

1952 Осень. бумага, кара40х29,5 см. Севастоплль (511x700, 143Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Осень. 1952 г. Бумага, карандаш. 40 х 29,5 см.
Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя.

1952 В мастерской художника Яковлева Василия Николаевича (в центре), справа 2-ой – Плеханов Н.И., художник, член коллектив  (700x476, 86Kb)
В мастерской художника Василия Николаевича Яковлева (в центре), справа 2-ой – Н.И. Плеханов,
художник, член коллектива реставраторов панорамы «Оборона Севастополя». 1952 г.

ФОТО Здание панорамы «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» (700x466, 236Kb)
Здание панорамы «Оборона Севастополя 1854 - 1855 гг.»

В 1952 году Василий Яковлев возглавил группу художников и руководил реставрационными работами по восстановлению панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», сильно поврежденной бомбардировками и артиллерийскими обстрелами. Она была спасена от полного уничтожения моряками-черноморцами и вывезена на эсминце «Ташкент» из осажденного города 25 июня 1942 года (удалось спасти 86 отдельных частей картины). После смерти Яковлева в 1953 году группу возглавил академик живописи П. П. Соколов-Скаля.
Также Яковлев пробовал себя и как литератор, написав в 1930-е годы автобиографическую повесть «Фрол Скопин» (опубликована в его посмертной очерковой книге «Мое призвание», 1963); также «О живописи» (1951), «О великих русских художниках» (1952).

1952 Натюрморт Битая дичь. (После удачной охоты). Х, м. 121,5x182, ГРМ (700x438, 133Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натюрморт «Битая дичь (После удачной охоты)». 1952 г.
Холст, масло. 121,5 x 182 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1952 На кухне. Эскиз к карт. Битая дичь. Х, м. 100х99,5. Тамбовская КГ (700x692, 123Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). На кухне. Эскиз к картине «Битая дичь». 1952 г. Холст, масло. 100 х 99,5 см.
Тамбовская областная картинная галерея.

1953 Похороны Сталина. Бум, смеш. тех. 21,4 х 31 см. Галерея Л.Шишкина (700x480, 119Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Похороны Сталина. 1953 г. Бумага, смешанная техника. 21,4 х 31 см.
Галерея Леонида Шишкина.

1953 Фрукты на подносе, Х, м, 60 × 80 см. Собр. Р. Бабичева (700x522, 173Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Фрукты на подносе. 1953 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Собрание Романа Бабичева.

Цветы у окна. Х.М. 35,5х47,5 см. Старая Масловкаhttpsold.maslovka.orgmodules.phpname=Content&pa=showpage&pid=210 (700x525, 151Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Цветы у окна. Холст, масло. 35,5 х 47,5 см.
Масловка. Городок художников, Москва.

Петр Шухмин Бум, кар. 46х37. Аук СОВКОМ 2007 г. Эст. 50.000 - 80.000 руб. (573x700, 101Kb)
В.Н. Яковлев (1893-1953). Художник Петр Шухмин. Бумага, карандаш. 46 х 37 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 50.000 - 80.000 руб.
Профессор Пётр Митрофанович Шухмин (1894-1955) входил в состав творческого коллектива, работавшего
на восстановлении панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя» в 1952-1954 гг.
ФОТО Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» фрагмент (700x525, 173Kb)
Фрагмент восстановленной панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.»

1962 Чередник Б.А. - Портрет академика Яковлева В.Н. (Яковлев Василий Николаевич 1962 г. Х, м. 70x55 см. Севастоп (560x700, 91Kb)
Б.А. Чередник (1925-2000). Портрет академика Василия Николаевича Яковлева.
1962 г. Холст, масло. 70 x 55 см. Музей-заповедник героической обороны
и освобождения Севастополя.

Василий Николаевич Яковлев скончался в Москве 29 июня 1953 года на 4 месяца позже своего кумира
в возрасте 60 лет и был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

ФОТО Могила В.Н. Яковлева — копия (595x700, 226Kb)
Могила народного художника РСФСР, академика Василия Яковлева
на Новодевичьем кладбище Москвы.

Сегодня произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Государственном изобразительном музее им. А. С. Пушкина, Музее современной истории России, Музее обороны и блокады Ленинграда, Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Тамбовской картинной галерее, других крупных музеях страны, а также в многочисленных частных собраниях в нашей стране и за ее пределами.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» Москва, Издательство «Галарт», 2008 г. (504x700, 156Kb)
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» Москва,
Издательство «Галарт», 2008 г. – Стр. 136, 196.

P.S.
Не могу не добавить пару нелицеприятных слов в адрес хваленого академика В.Н. Яковлева. В книге Ольги Ройтенберг его имя упоминается всего два раза. 16 мая 1938 г. на заседании правления МОССХа обсуждался вопрос о приеме в Союз известного советского художника-авангардиста Климента Редько (1918-1993), вернувшегося из творческой командировки во Францию. В.Н. Яковлев выступил решительно против, и его слово было решающим. К. Редько в МОССХ не приняли. Зато честь и слава В.Н. Яковлеву!

1949 А.Н. Сидоров - Василий Яковлев Москва Издательство Искусство. (376x540, 63Kb)1952 Василий Николаевич Яковлев» [Статья Н. Соболевского о творчестве художника и репродукции с его произведений]. (427x540, 101Kb)
1. 1949 А.Н. Сидоров. Василий Яковлев. Москва, Издательство «Искусство», 1949 г. 2. Василий Николаевич Яковлев. Альбом. Статья Н. Соболевского о творчестве художника и репродукции с его произведений. Москва, 1952 г.

1957 Альбом репродукций работ Народного художника РСФСР Василия Николаевича Яковлева. Изд-во Советский художник, г. Москва (495x700, 125Kb)
Альбом репродукций работ Народного художника РСФСР
Василия Николаевича Яковлева. Издательство «Советский художник»,
Москва, 1957 г.

1.За этот портрет Жукова обвинили в императорских амбициях: антисоветские картины в мастерской художника-сталиниста

2.130 лет со дня рождения советского художника Василия Яковлева

3.Портрет эпохи. Часть 2 – Газета «Экспресс» 11 мая 2007 г.

4.Кража века в ГМИИ им. А.С. Пушкина и роль В.Н. Яковлева в реставрации найденных произведений



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АКАДЕМИСТ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЯКОВЛЕВ (1893-1953), ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»