• Авторизация


ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ ВЕДЕРНИКОВ (1898-1975), «РУССКИЙ МАТИСС», ЧАСТЬ IV 24-10-2025 16:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1960-е Ведерников_Александа_Семёнович (513x700, 107Kb)
Александр Семёнович Ведерников. 1960-е гг.

Александр Семёнович Ведерников (1898-1975), как художник со своей системой ценностей и приоритетов сформировался довольно рано. Он родился в 1898 году на Волге в небольшом городке Городец, что в Нижегородской губернии. После службы в армии учился в Нижегородском художественном техникуме (1921-1923) у известных авангардистов: А.В. Фонвизина, члена объединения «Голубая роза» и А.В. Куприна, члена объединения «Бубновый валет». Они его, в основном, и сформировали. Первый привил чувство цвета, второй – формально-конструктивное решение композиции. Художники «Бубнового валета» опирались на Сезанна, отчего их называли «московские сезаннисты», а также на традиции русского народного творчества, что также было близко и понятно молодому художнику. После войны Ведерников целеустремленно осваивает искусство печати с литографского камня. Ставка на декоративность, возведенная в ранг искусства Матиссом, становится стратегией Ведерникова, о чем свидетельствуют многочисленные декоративные работы начиная с 1957 года. В становлении мастера особое место принадлежит французской школе живописи, прежде всего импрессионистам и постимпрессионистам, к искусству которых он испытывал пристальный интерес. Стоит ли удивляться, что для друзей и почитателей Ведерников стал «русским Матиссом», а для властей и врагов – формалистом и космополитом.

1939 Н.Ф. Лапшин, В.А. Гринберг, А.С. Ведерников на выставке в Ленинградском Доме Архитектора (700x675, 109Kb)
Художники Н.Ф. Лапшин, В.А. Гринберг, А.С. Ведерников на выставке в Ленинградском Доме Архитектора. 1939 г.

В Русском музее, в Третьяковской галерее, на выставках и в художественных салонах Санкт-Петербурга и Москвы вы всегда найдете картины и эстампы известного ленинградского художника Александра Семёновича Ведерникова. Обычно это яркие декоративные натюрморты и тонкие, сдержанные по цвету пейзажи. Они привлекают зрителя легкой и смелой манерой рисунка, гармонией цветовых отношений, взволнованной эмоциональной настроенностью. Ведерников много работал в технике масляной и акварельной живописи, но сейчас он известен как мастер многоцветных станковых литографий. Значение автолитографии прежде всего в том, что художник сам создает печатную форму, рисуя непосредственно на камне. К тому же весь процесс печати происходит при его непосредственном участии. Поэтому оттиски сохраняют выразительность авторского почерка, тонкость, которые свойственны лишь подлинным произведениям искусства. Возможность тиражирования делает вещь доступной и позволяет знакомить с ней не только посетителей выставок, но и более широкий круг зрителей.

1970 акварель, восковой карандаш, соус (531x700, 146Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Гитаристка. 1970 г. Бумага, акварель, восковой карандаш, соус.
Музей рисунка drawing-museum.org

1970 За шитьем. Бум, акв, белила, черн кар. 30,5x27,7. ГТГ (646x700, 168Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). За шитьем. 1970 г. Бумага, акварель, белила, черный карандаш.
30,5 x 27,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1970 Из окна. Бум, гуашь. 50 х 70. Гал Л.Шишкина. (2) (700x493, 82Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Из окна. 1970 г. Бумага, гуашь. 50 х 70 см. Галерея Леонида Шишкина.

1971 Дождь. Бум, акв. (700x499, 69Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Дождь. 1971 г. Бумага, акварель. Государственный музей истории
Санкт-Петербурга.

1971 Мытнинская набережная. Б. цв. лито. 42,5х52. ГМИ СПб (700x554, 162Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Мытнинская набережная. 1971 г. Бумага, цветная автолитография.
42,5 х 52 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1971 Ленинградский дворик. Б, цв. лито. 51х42,5. ГМИ СПб. (584x700, 131Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинградский дворик. 1971 г. Бумага, цветная литография.
51 х 42,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1969 Проспект Римского-Корсакова. 1969 (557x700, 190Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Проспект Римского-Корсакова. 1969 г.
Бумага, цветная автолитография. 49,5 х 39,5 см. Частное собрание.

1970 Натюрморт с раками. Бум, пастель, акв. 32 х 23,8. Чуваш ХМ (523x700, 121Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с раками. 1970 г. Бумага, пастель, акварель.
32 х 23,8 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1970 Натюрморт с клубникой и яблоками. Бум, акв. 28  20,5 см Аук дом Егор (513x700, 137Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с клубникой и яблоками. 1970 г.
Бумага, акварель. 28 х 20,5 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

1970 Натюрморт Цветы. Б, цв. лито.47,5х38. ГМИ СПб (550x700, 117Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт. Цветы. 1970 г. Бумага, цветная литография.
47,5 х 38 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1971 Натюрморт с батоном. Б, цв. лито. 55х42. ГМИ СПб (529x700, 123Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с батоном. 1971 г. Бумага, цветная литография.
55 х 42 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

В работах Ведерникова вы не увидите тщательно выписанных деталей и мелочных подробностей. Язык его работ предельно лаконичен. Свои непосредственные живые впечатления художник суммирует, отбирает, оставляя только то, что позволяет ему наполнить увиденный кусок жизни взволнованным поэтическим чувством. Ведерников – лирик, но лирика его не сентиментальна, а мужественна и проста. Его декоративные красочные натюрморты, построенные на смелых контрастах цвета, несут в себе то яркое радостное восприятие жизни, которое роднит их с русским народным искусством. Глиняная расписная игрушка, ситцевая набойка, узорная роспись по дереву – вот истоки этой буйной красочности. Любовь Ведерникова к народному искусству глубока и профессиональна. Хорошо зная это искусство с детства, художник органически воспринял народное отношение к красоте, понимание прелести чистого цвета.

Гимнастки на шесте. 1960-е гг. Бумага, гуашь, золотая краска. 29,5 х 20 см. В Никитском 2016. 20.000 - 22.000 руб. (700x468, 153Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Гимнастки на шесте. 1960-е гг. Бумага, гуашь, золотая краска. 29,5 х 20 см.
Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г. Эстимейт 20.000 - 22.000 руб.

Гимнастки. 1960-е гг. Бумага, гуашь. 29,5 х 20. В Никитском 2016. 20.000 - 22.000 руб. (456x700, 150Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Гимнастки. 1960-е гг. Бумага, гуашь. 29,5 х 20 см.
Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г. Эстимейт 20.000-22.000 руб.

Гимнастка. 1960-е гг. Бумага, гуашь.29,5 х 20 см. В Никитском 2016. 20.000 - 22.000 руб. (476x700, 171Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Гимнастка. 1960-е гг. Бумага, гуашь.29,5 х 20 см.
Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г. Эстимейт 20.000-22.000 руб.

1970-е Акробаты. Бумага, акварель. 29,5 Х 20 см.  (466x700, 146Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Акробатический этюд. 1960-1970-е гг. Бумага, акварель.
29,5 х 20 см. Аукционный дом №1, Москва, 2018 г. Эстимейт 18.000 – 23.000 pуб.

Двое обнаженных. Б, акв. 29,5х19,7. Гал. Арт-Бульвар, Мск (476x700, 156Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Двое обнаженных. Бумага, акварель, 29,5 х 19,7 см.
Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

На нудистском пляже. Бум, акв, каран, белила.  23,4х17,2 см Аук дом Егор (519x700, 130Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На нудистском пляже. Бумага, акварель, карандаш, белила.
23,4 х 17,2 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

Обнаженная (Галерея Элизиум) (553x700, 115Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. Бумага, акварель. Галерея «Элизиум», Москва.

Модель на полосатой драппировке (495x700, 102Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Модель на полосатой драпировке. Бумага, акварель.
Галерея «АртПанорама», Москва.

Сидящая + ню. 1960-е гг. Бум, акв, кар. 30,5 х 28 см. В Никитском. 2016. Прод 25.000 р. (636x700, 181Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Сидящая обнаженная. 1960-е гг. Бумага, акварель, карандаш.
30,5 х 28 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г. Лот продан за 25.000 руб.

Сидящая + обнаженная (549x700, 83Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Сидящая обнаженная. Галерея «Арт-Панорама», Москва.

Сидящая + на полу ню. 1960-е гг. Бумага, гуашь.31 х 23,7 смВ Никитском 2016. 25.000 - 27.000 руб. (532x700, 176Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Сидящая на полу обнаженная. 1960-е гг. Бумага, гуашь.
31 х 23,7 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г.
Эстимейт 25.000 - 27.000 руб.

Танцующая африканка. 1960-е гг. Бумага, гуашь. 23,5 х 17. В Никитском 2016. 20.000 - 22.000 руб. (505x700, 174Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Танцующая африканка. 1960-е гг. Бумага, гуашь. 23,5 х 17 см.
Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г. Эстимейт 20.000 - 22.000 руб.

Танцующие африканки. 1960-е гг. Бумага, гуашь. 23,5 х 17. В Никитском 2016. 20.000 - 22.000 руб. (508x700, 143Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Танцующие африканки. 1960-е гг. Бумага, гуашь. 23,5 х 17 см.
Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г. Эстимейт 20.000 - 22.000 руб.

Ведерников – художник большого живописного дарования, он хорошо чувствует и умеет передать зрителю поэзию красок, поэзию, без которой художественное произведение не может существовать. Колорит у Ведерникова обычно строится на декоративных сочетаниях. Рисунок свободен, энергичен и прост. Широкая почти непрерывная линия контура обрисовывает форму. Декоративно-плоскостной характер работ придает им определенную условность, но произведения художника никогда не теряют подлинной реалистичности, потому что в основе их лежит глубокая любовь к природе, жизни и понимание ее поэтической красоты.

h-64822 (700x514, 155Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). В театре. Перед зеркалом. 1967 г. Бумага, цветная автолитография.
37 х 40 см. Галерея «АртПанорама», Москва.

1972 Три сестры. Б, автолито. 46 х 34,5 см. Гал Арт-Бульвар, МСк (528x700, 164Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Три сестры. 1972 г. Бумага, цветная автолитография.
46 х 34,5 см. Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

1973 Дама в профиль. Бум, акв. 30,6 х 21,7. Музей ХХ-ХХ1 вв (502x700, 85Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Дама в профиль. 1973 г. Бумага, акварель. 30,6 х 21,7 см.
Государственный музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.

1976 Портрет.Бум, автолито, кар. 59 × 44,7 см. Аук дом Егоровых (538x700, 132Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Портрет. 1976 г. Бумага, цветная автолитография,
карандаш. 59 х 44,7 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

1972 Ленинградский зимний пейзаж».Бум, цв литогр;37х47 см. Гос музей городской скульптуры,СПб (700x543, 156Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинградский зимний пейзаж. 1972 г. Бумага, цветная литография. 37 х 47 см.
Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург.

1972 На Неве_Бум, автолито. 61,2х43 см. Гал Арт-Бульвар, МСк (700x548, 132Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На Неве. 1972 г. Бумага, цветная автолитография. 61,2 х 43 см.
Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

1971 Питерский дворик. Б, цв. автолито. 47х37,5. ГМИ СПб (557x700, 146Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Питерский дворик. 1971 г. Бумага, цветная автолитография.
47 х 37,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1971 Район Ульянки. Б. цв. автолито. 52,5х41,5. ГМИ СПб. (546x700, 152Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Район Ульянки. Бумага, цветная автолитография. 52,5 х 41,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
В 1969 году Александр Ведерников переехал с Васильевского острова в Ульянку, новый район Ленинграда, с этого года жил по адресу ул. Бурцева, д. 19, кв. 44. Создал большое количество пейзажей Ульянки в техниках литографии и акварели.

1972 Набережная Карповки.  Ьум, автолито. 55,5х45. Гал Арт-Ьульвар, Мск (568x700, 181Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Набережная Карповки. 1972 г. Бумага, цветная автолитография.
55,5 х 45 см. Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

1975 Вид на Мойку» 1975 (521x700, 147Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Вид на Мойку из окна мастерской. 1975 г.

1972 Натюр. Б, цв. литогр. 60х45. ГМИ СПБ (519x700, 162Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт. 1972 г. Бумага, цветная литография. 60 х 45 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1972 Натюрморт. Бум, авто 53,7 × 44,7 см Аук дом Егор (580x700, 209Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт. 1972 г. Бумага, цветная автолитография.
53,7 х 44,7 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

1978 Натюрморт с кактусом. цв. автолитография 58х44 (2) (514x700, 166Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с кактусом. До 1975 г.
Бумага, цветная автолитография. 58 х 44 см.

Наиболее ранние сохранившиеся произведения Александра Ведерникова - это «Ленинградский пейзаж (Канал Грибоедова)» (ГРМ) и «Пригород» (ГТГ). Оба созданы в 1928 г., когда он был членом общества «Круг художников». В отличие от «Пригорода», надписанного и датированного на обороте холста, по-видимому, в более поздний период, «Ленинградский пейзаж. (Канал Грибоедова)» имеет дату и подпись «1928 Ведерников». Большинство живописных произведений Ведерникова 1930-х гг. не имеют подписи. Исключением являются редкие случаи, когда автор использует монограмму АВ: «Площадь Льва Толстого» (начало 1930-х гг.) и «Вокзал в Прибалтике» (1949, Оба - Музей Республики Карелии); «У Тучкова моста зимой» (1936, собрание Ю.М. Носова, Москва) и «Город Горький» (1938, Нижегородский музей). Авторская подпись А. Ведерников нанесена темной, контрастной к изображению краской, в нижнем углу на картинах «Нева с баржами» (1930, ГМИ СПб.), «Ленинград. Вид из окна мастерской» (1938, ГРМ).

1970 Три обнаженные. Бум, акв. 32,5  25 см Аук дом Егор (545x700, 113Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Три обнаженные. 1970 г. Бумага, акварель. 32,5 х 25 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1970-е Обнаженная. Бум, кар. 29х20,2. Аук СОВКОМ (491x700, 54Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. 1970-е гг. Бумага, карандаш. 29 х 20,2 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2012 г.

Две +девушки. Бум, акв. 31 х 43 см. Гал Л.Шишкина (700x509, 85Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Две девушки. Бумага, акварель. 31 х 43 см. Галерея Леонида Шишкина.

1970-е Две Обнага. в кресле. Бум, акв. 36×30,2 ЧС  (593x700, 137Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Две обнаженные в кресле. 1970-е гг.
Бумага, акварель. 36 х 30,2 см. Частное собрание.

1970 Обнага. Бумага; акварель, цвет. кар-ши. 32 х 25 см. ЧС (532x700, 134Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. 1970 г. Бумага, акварель,
цветные карандаши. 32 х 25 см. Частное собрание.

1970-е Обнага. в кресле. Бум, акв. 36×30. ЧС  (580x700, 118Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная в кресле. 1970-е гг. Бумага, акварель.
36 х 30 см. Частное собрание.

1970 Ожидание. Бум, акв 31,5 x 24. АртПанорама (536x700, 71Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ожидание. 1970 г. Бумага, акварель. 31,5 x 24 см.
Галерея «АртПанорама», Москва.

1971 Обнаженная. Бум, уголь,кар, акв. 43 х 30,5. Музей ХХ-ХХ1 вв (586x700, 78Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. 1971 г. Бумага, уголь, карандаш, акварель.
43 х 30,5 см. Государственный музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.

Обнаженная + 2 (496x700, 66Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. Бумага, карандаш, акварель.

1970 Обнаженная на коленях. Бум, акв, белила, черн кар. 28x30,4 см. ГТГ (700x647, 162Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная на коленях. 1970 г. Бумага, акварель, белила, черный карандаш.
28 x 30,4 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1971 На колене. Натурщица. Бум, акв. 32 x24. ГРМ (520x700, 102Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На колене. Натурщица. 1971 г. Бумага, акварель.
32 x 24 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1930-е конец  Преподаватели и аспиранты ЛИИКСа (700x504, 132Kb)
Преподаватели и аспиранты Ленинградского института инженеров коммунального строительства. Конец 1930-х гг. В первом ряду сидят (слева направо): А. Косичкин, Н. Лапшин, В. Гринберг, Н. Тырса, А. Ведерников, А. Юнгер, С. Серафимов, А. Никольский, А. Шаров, В. Твелькмеер и др. (Опубликовано в альбоме «Николай Лапшин». Москва, 2005).

На протяжении следующего десятилетия подобным образом Ведерников подписывал живописные произведения «Ленинград. Чернышёва площадь» (1946, собр. Бабичева); «Пейзаж с белым пароходом» (1946, ГТГ). В 1940-е гг. художник гораздо чаще датирует свои работы на лицевой стороне холста. На картинах «Цветы в двух кувшинах» (1946, Плёсский музей) и «Ленинград. Чернышёва площадь осенью» (1946, собр. Бабичева) он делает это подробно, в манере своего покойного друга Николая Лапшина, указывая точное число и обозначая месяц римской цифрой (справа внизу: А Ведерников 3 VII 46 и справа внизу: А.В. 6/Х 46, соответственно). Чаще Ведерников фиксирует только две последние цифры года: «Натюрморт с желтыми цветами» (1943, собр. Бабичева); «На Крестовском острове» (1947, ГРМ); «Первый снег» (1947, ГМИ СПб) и др., или пишет год полностью: «Букет на балконе» (1948, Музей Республики Карелии). Для этого автора характерна работа крупными пятнами цвета, широкими планами, которые приведены в гармонию друг с другом.

Городец. Бум, акв. 35,3 x 28,7 см Аук дом Егор (563x700, 209Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Городец. Бумага, акварель, 35,3 x 28,7 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1970-е На улице Городца. Бум, акв, фломастер. 32,7  24,7 см Аук дом Егор (544x700, 204Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На улице Городца. 1970-е гг. Бумага, акварель, фломастер.
32,7 х 24,7 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

На Неве. Б.г. Бум, цв. литогр. 49,5 х 33,5 см. Духовщинский районный историко-ХМ (700x460, 119Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На Неве. Бумага, цветная литография. 49,5 х 33,5 см.
Духовщинский районный историко-художественный музей, Смоленская обл.

Невский пейзаж (700x548, 110Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Невский пейзаж. Бумага, гуашь, акварель.

Пристань. Б.г. Б.цв. лито. 31х45 см. Царскосель кол (700x546, 151Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Пристань. Бумага, цветная литография. 31 х 45 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин, Санкт-Петербург.

Белые ночи. Бум, акв. 30,5 х 36 см Аук дом Егор (700x579, 102Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Белые ночи. Бумага, акварель, 30,5 х 36 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

Измайловский мост. Б.г. Б, цв. лито. 30х42 см. Омский ХМ (700x504, 94Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Измайловский мост. Бумага, цветная литография. 30 х 42 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

Набережная.. (700x522, 100Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Набережная. Бумага, цветная литография.

Строительство моста лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге» (700x584, 133Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Строительство моста лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Сорока на березе. Бум, акв.17 × 12 см   Аук дом Егор (700x514, 142Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Сорока на березе. Бумага, акварель. 12 х 17 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

Метро. 1964. Бум, автолито. 55х36 см. Гал Арт-Бульвар, Мск (2) (513x700, 133Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Метро. 1964 г. Бумага, цветная автолитография.
55 х 36 см. Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

В автобусе. 1963. Бум, автолито. 62х47 см. Гал Арт-Бульвар, Мск (521x700, 186Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). В автобусе. 1963 г. Бумага, цветная автолитография.
62 х 47 см. Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

Такой принцип живописи Ведерникова соответствовал рельефу и самому образу Ленинграда, хотя мог вызывать критику за «однообразие, пустоватость», по выражению художницы Лидии Тимошенко. Ассоциации с акварелью возникали из-за технических приемов, о которых писала еще при жизни мастера его биограф Алла Павлинская: «Работая масляными красками, Ведерников пишет на скипидаре, отчего картины приобретают матовую поверхность; краски накладывает очень жидким прозрачным слоем, иногда оставляет чистую поверхность белого грунта. Это придает его работам почти акварельную легкость».

Девушка в белом. Бум, акв. 31 × 23,8. В Никитском 2016. Эст 25000 - 27000 руб.) (532x700, 164Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Девушка в белом. Бумага, акварель, 31 х 23,8 см.
Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г. Эстимейт 25.000-27.000 руб.

Женщина в голубом платье. Бум, акв.31 х 23,5 см. В Никитском 2017. Эсм 20.000-25.000 р (522x700, 169Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Женщина в голубом платье. Бумага, акварель. 31 х 23,5 см.
Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2017 г. Эстимейт 20.000 - 25.000 руб.

Парка, ткущая нить. 1960-е гг. Б. гуашь, кар, сангина, акв31 х 24 см. В Никитском 2016. 25000 - 27000 руб. (533x700, 183Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Парка, ткущая нить. 1960-е гг. Бумага, гуашь, карандаш,
сангина, акварель. 31 х 24 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г.
Эстимейт 25.000 - 27.000 руб.

Коровница. бумага, тушь, акварель43 х 30,5. Музей ХХ-ХХ1 вв (700x700, 203Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Коровница. Бумага, тушь, акварель. 43 х 30,5 см.
Государственный музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.

Девушка -- в платье в полоску. 1960-е. Бум, акв. 29,7 × 19,7 см. Аук дом Егор,  (460x700, 153Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Девушка в платье в полоску. 1960-е гг.
Бумага, акварель. 29,7 х 19,7 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

Женщина у окна. 1960 г. Бумага, гуашь.32,5 х 24 см. В Никитском.2016. Прод. 38.000 р (520x700, 179Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Женщина у окна. 1960 г. Бумага, гуашь. 32,5 х 24 см.
Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г. Лот продан за 38.000 руб.

Девушка -- в шляпе. 1970. Бум, акв. 31,5 × 24,2. Гал Элизиум, Мск  (548x700, 148Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Девушка в шляпе. 1970 г. Бумага, акварель.
31,5 х 24,2 см. Галерея «Элизиум», Москва.

Задремавшая (575x700, 89Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Задремавшая. Галерея «АртПанорама», Москва.

Вечерний интерьер. 1968. Бум, автолито. 60х45,1 см. Гал Арт-Бул, Мск_ (513x700, 177Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Вечерний интерьер. 1968 г. Бумага, цветная автолитография.
60 х 45,1 см. Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

Интерьер со столом. Бум, акв. 28,1 × 30,6 см Аук дом Егор (700x643, 188Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер со столом. Бумага, акварель, 28,1 х 30,6 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

Ленинград. Лампа на окне. Бум, акв. 30 х 35 см. Аук дом Егор (700x580, 154Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Лампа на окне. Бумага, акварель. 30 х 35 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

Ленинград строится. Бум, акв.  36х30 см Аук дом Егор (563x700, 142Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград строится. Бумага, акварель. 36 х 30 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

В 1947 году Ведерников был исключен из Ленинградского союза советских художников «за формализм» и на следующий год, после восстановления членства в Союзе, предпочел перейти из живописной в графическую секцию. Тем не менее в 1950-е гг. он продолжил заниматься живописью, создавая более компактные камерные варианты пейзажей Ленинграда и берегов Волги, эпизодически обращаясь к изображению натурщиц и натюрмортов. Авторская подпись А. Ведерников, контрастная по цвету остальному изображению, справа внизу проставлена на холстах «Натюрморт с петухом» (1950); «На стадионе имени С.М. Кирова» (1951, ГРМ); «Телега у пристани» (1950-е гг., ГТГ) и др.

Мать и дитя. 1960-е гг. Бумага, гуашь. 23 х 31 см. . В Никитском 2016. Прод. 25.000 р (700x529, 143Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Мать и дитя. 1960-е гг. Бумага, гуашь. 23 х 31 см.
Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г. Лот продан за 25.000 руб.

Женщина с голубем» Б.г. Бум, акв. 31,0х23,5 см. Серпуховской муз (541x700, 122Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Женщина с голубем. Бумага, акварель. 31 х 23,5 см.
Серпуховский историко-художественный музей.

Читающая». Без года. Б.г. Бум, пастель, акв. 30,5х28 см. Серпуховской муз (654x700, 152Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Читающая. Бумага, пастель, акварель. 30,5 х 28 см.
Серпуховский историко-художественный музей.

Мужской портрет» (в тельняшке). Б.г. Бум, акв. 32,5х25 см. Серпуховской муз (545x700, 109Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Мужской портрет (в тельняшке). Бумага, акварель. 32,5 х 25 см.
Серпуховский историко-художественный музей.

Мужской портрет» (в шапке) Б.г. Бум, акв. 32,5х25 см. Серпуховской муз. (532x700, 124Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Мужской портрет (в шапке). Бумага, акварель. 32,5 х 25 см.
Серпуховский историко-художественный музей.

Пограничник с лошадью» Б.г. Бум, акв, гуашь. 23,5х17,2 см. см. Серпуховской муз. (500x700, 123Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Пограничник с лошадью. Бумага, акварель. 23,5 х 17,2 см.
Серпуховский историко-художественный музей.

Синий интерьер». Б.г. Бум, акв, гуашь. 31,2х23,5 см.. Серпуховской муз (532x700, 106Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Синий интерьер. Бумага, акварель, гуашь. 31,2 х 23,5 см.
Серпуховский историко-художественный музей.

Музыкантша. Бум, цв. лито. 40,5×31. ЧС (524x700, 160Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Музыкантша. Бумага, цветная литография. 40,5 х 31 см.
Частное собрание.

1972 Композиция. Бум, автолитография. 49х36,5 см. Гал Арт-Бульвар, Мск (529x700, 128Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Композиция. 1972 г. Бумага, цветная автолитография.
49 х 36,5 см. Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

Портрет дамы. Бум, см. техн. 31,2 х 23 см Аук дом Егор (529x700, 175Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Портрет дамы. 1960-1970-е гг. Бумага, смешанная техника.
31,2 х 23 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

По мотивам Миро. 1960-1970-е. Бумага, тушь, белила. 23,4 x 17,3 см Аук дом Егор (514x700, 152Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). По мотивам Хуана Миро. 1960-1970-е гг. Бумага, тушь, белила.
23,4 x 17,3 см. Аукционный дом Егоровых, Москва, 2019 г. Эстимейт 9.500 – 12.000 руб.

Судя по каталогам выставок 1930-х гг., Ведерников экспонировал исключительно произведения живописи (Каталог первой выставки ленинградских художников, 1935 г. и др., Осенняя выставка ленинградских художников; Выставка картин и графики; Выставка произведений ленинградских художников), хотя также писал акварели. Несмотря на гибель значительной части его наследия во время блокады Ленинграда, довоенная графика в небольшом количестве сохранилась. Акварели подписаны и датированы автором графитным карандашом в нижней части листа. В 1942 г. Ведерников испытывал большие сложности с получением художественных материалов для графики и тем более живописи. Он сам изготовил кисти и краски из ольхи, о чем сообщал в письмах. Возможно, в связи с этим новым опытом, а также ввиду недостатка материалов для живописи и необходимости использовать более «мобильную» технику акварели Ведерников переходит на работу водными красками и в 1945 г. исполняет серию «Пулково - Псков - Пушкин», посвященную фиксации разрушений архитектурных памятников.

Три музыкантши. 1961. Бум. лито.    63×46. Гал Арт-Бульвар, Мск. Эст 48.750 - 65.000 (515x700, 168Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Три музыкантши. 1961 г. Бумага, цветная литография.
63 х 46 см. Галерея «Арт-Бульвар», Москва. Эстимейт 48.750 - 65.000 руб.

Две обнаженные модели. Б.г. Бум, акв.28х30,5 см. Серпуховской муз. (700x642, 147Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Две обнаженные модели. Бумага, акварель. 28 х 30,5 см.
Серпуховский историко-художественный музей.

Сидящая в профиль. Б.г. Бум, акв, уголь. 28,0х30,7 см. Серпуховской муз (700x643, 133Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Сидящая в профиль. Бумага, акварель, уголь. 28 х 30,7 см.
Серпуховский историко-художественный музей.

Сидящая голышка с опущенной головой. 1960-е гг. Б, пастель, акв.28 х 30,5 см.В Никитском. 2016. Прод 28.000 р. (700x638, 201Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Сидящая голышка с опущенной головой. 1960-е гг.
Бумага, пастель, акварель. 28 х 30,5 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г.
Лот продан за 28.000 руб.

Обнаженная на зеленом фоне. 1970.  Бум, акв. 32,7 × 25. Гал Элизиум, Мск   (538x700, 98Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная на зеленом фоне. 1970 г.
Бумага, акварель. 32,7 х 25 см. Галерея «Элизиум, Москва.

Стоящая обнаженная (540x700, 124Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. 1970 г. Бумага, акварель. 32 х 24,5 см.
Галерея «Элизиум, Москва.

Стоящая обнаженная-2 (497x700, 77Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Стоящая обнаженная. Бумага, акварель.

Сидящая обнаженная (3) (504x700, 91Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Сидящая обнаженная. Бумага, акварель.
Галерея «АртПанорама», Москва.

Сидящая обнаженная (2) (499x700, 101Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Сидящая обнаженная. Бумага, акварель.
Галерея «АртПанорама», Москва.

Ню» (обнаженная женская модель, сидящая в повороте влево). Б.г. Бум, акв. 31,2х24 см. Серпуховской муз (521x700, 106Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ню (Обнаженная женская модель, сидящая в повороте влево).
Бумага, акварель. 31,2 х 24 см. Серпуховский историко-художественный музей.

СЕМЬЯ АЛЕКСАНДРА ВЕДЕРНИКОВА

1930-е конец. Надежда Павловна и А. С. Ведерниковы и их воспитанник Виля (Вилхо). Конец 1930-х год (700x498, 97Kb)
Надежда Павловна Ведерникова, Александр Семёнович и их воспитанник Виля (Вилхо). Конец 1930-х гг.

В марте 1930 года Александр Семёнович Ведерников с женой Надеждой Павловной Ведерниковой (1890-1958) поселились в Ленинграде в доме на Набережной Макарова Васильевского острова на шестом этаже. Они заняли две большие комнаты с окнами, выходящими на Малую Неву. Александр Семёнович работал в то время учителем рисования и черчения в 216 средней школе для трудновоспитуемых детей, жена была учителем начальных классов и была старше мужа на восемь лет. В 1932 г. Ведерников стал членом ленинградского отделения Союза советских художников и преподавателем архитектурного факультета Академии художеств на кафедре рисунка и живописи. А Надежда Павловна стала завучем средней школы. Своих детей у них не было, а по соседству жила семья Фриборгов с трехлетним сыном Вилхо. В 1937 году его родители были репрессированы, и Ведерниковы усыновили Вилхо.
1940 Надежда Павловна Ведерникова и Вилхо Фриборг. 1940 (434x600, 72Kb)
Надежда Павловна Ведерникова и Вилхо Фриборг. 1940 г.

Официальную опеку оформила Надежда Павловна. Летом 1941 года А.С. Ведерникова с группой преподавателей Ленинградского инженерно-строительного института мобилизовали в качестве проектантов для строительства ложного аэродрома и маскировки действующего на станции Горелово, недалеко от города. Он вернулся довольно скоро, сказав: «Немцы раздолбали и ложный, и настоящий аэродром». И смачно выругался. Чтобы получить рабочую карточку, Ведерников становится рабочим у литографского станка. Далее семья художника была в эвакуации в Волхове и Городце и вернулась в Ленинград в феврале 1945 г. Вилхо Эдвардович Фриборг окончил Горный институт, женился и 37 лет работал в Объединении электронного приборостроения «Светлана». (Из воспоминаний Вилхо Фриборга). Ведерников, после смерти жены Надежды Павловны в 1958 г., женился на Наталии Петровне Мазайс (1913-1995), брак с которой продолжился до конца жизни художника.

1949 Вилхо Эдвардович Фриборг. 1949 (369x600, 58Kb)
Вилхо Эдвардович Фриборг. 1949 г.

Портрет мальчика (Виля Фрибаум) (531x700, 151Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Портрет мальчика (Виля Фриборг), приемный сын художника.
1938 г. Бумага, акварель. 44 х 33 см. Частное собрание.

Окно. Цв. дитогр. 67х47 см. Омский ХМ (553x700, 140Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Окно в мастерской. Бумага, цветная литография.
67 х 47 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

Натюрморт. 1964. Бум, цв. автолито. 53,6 × 40,6. ГТГ (509x700, 184Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт. 1964 г. Бумага, цветная автолитография.
53,6 х 40,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Комната на даче. 1937. Бумага, акварель. 52,4 × 37.  (483x700, 121Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Комната на даче. 1937. Бумага, акварель. 52,4 х 37 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Натюрморт с алоэ. 1961 Эстамп. Открытка. Гал Арт-Бульвар, Мск (465x700, 304Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с алоэ. 1961 г. Эстамп. Открытка.
Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

Натюрморт с цветами. 1960- е Бум, автолито. 46 х 34. Гал Арт-Ьульвар, Мск (501x700, 247Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с цветами. 1960-е гг.
Бумага, цветная автолитография. 46 х 34 см.
Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

Натюрморт со скрипкой (535x700, 102Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт со скрипкой. Галерея «АртПанорама», Москва.

Натюрморт. Б.г. Аук дом Егоровых (532x700, 147Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Абстрактный натюрморт. Аукционный дом Егоровых,
Москва, 2017 г. Аукцион №1. Лот №141. Эстимейт 24.000 – 30.000 руб.

1960-е Ведерников А.С. 1960-е годы. (569x700, 94Kb)
Александр Семёнович Ведерников. 1960-е гг.

Александр Семёнович Ведерников скончался 21 января 1975 года в Ленинграде на 77 году жизни
и похоронен на Богословском кладбище.

ФОТО Надгробный камень на могиле А.С. Ведерникова. (386x600, 98Kb)
Могила А.С. Ведерникова и его второй жены Н.П. Мазайс
на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Лучшая часть творческого наследия художника - лирические пейзажи Ленинграда, часто написанные из окна его дома на Малом проспекте Васильевского острова. Произведения художника находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в ГМИИ имени А. С. Пушкина, в музеях Петрозаводска, Пскова, Чебоксар и частных собраниях России, Финляндии, Германии, Великобритании, Франции и других стран.

1982 Александр Ведерников. Каталог. Советский художник, Москва, 1982 г. (700x452, 54Kb)
Александр Ведерников. Каталог выставки произведений. Издательство «Советский художник»,
Москва, 1982 г. Фронтиспис и титульный лист.

Александр Ведерников. Каталог. Советский художник, Москва, 1982  (561x700, 55Kb)
Александр Ведерников. Каталог выставки произведений. Издательство
«Советский художник», Москва, 1982 г. Обложка.

2017 Ал-р Ведерников. Модернизм без манифеста. Сост. Р.Бабичев. Текст Александра Струкова. 440 стр (548x700, 176Kb)
Александр Ведерников. Модернизм без манифеста. Собрание и состав. Роман Бабичев.
Текст Александра Струкова. Москва, 2017 г. - 440 стр., илл.

ИСТОЧНИКИ

Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век»,2024 (490x700, 87Kb)
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. –
Стр. 158, 169-172, 242-243, 264-266, 309 и др.

1.О жизни и творчестве А. С. Ведерникова в воспоминаниях современников и его родственников

2.Выставка «Ленинградская литография. Место встречи». К 55-летию выставки 27 ленинградских художников в Лондоне и Нью-Йорке. Печатная графика. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург, 2017 г.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Отличного отдыха и приятной погодки!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ ВЕДЕРНИКОВ (1898-1975), «РУССКИЙ МАТИСС», ЧАСТЬ IV | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»