Александр Семёнович Ведерников (1898-1975) - известный советский художник. «Русский Матисс» - так называли художника современники. Член объединения «Круг художников». Живописец-акварелист. Главная тема его произведений – Ленинград. Обладал индивидуальной, благородно-сдержанной манерой живописи. Учился в Ленинградском художественно-техническом институте (бывшей Академии Художеств) с 1924 года. Занимался в мастерской Осипа Браза и Мстислава Добужинского. Благотворное влияние на его творчество оказала французская школа живописи, в первую очередь, Анри Матисс и Альбер Марке. Тесно общался с художниками Детского отдела Госиздата, который возглавлял Владимир Лебедев.
А.С. Ведерников (1898-1975). Адмиралтейство.1930 г. Бумага, акварель. 20 х 29,5 см. Частное собрание.
Ленинград полюбился Александру Ведерникову давно, с самого начала его самостоятельного творчества. Его первые пейзажи берегов Невы, Невки, узких каналов с горбатыми мостиками стали появляться на выставках уже в конце 20-х годов и очень скоро завоевали признание и любовь зрителей. С тех пор художник неотступно наблюдает за жизнью города. При этом его редко интересуют парадные пейзажи Ленинграда - прославленные ансамбли, величественные архитектурные памятники. Он умеет и в самых будничных уголках города увидеть сдержанную красоту, простую и строгую, умеет легко и непосредственно рассказать о ней людям.
А.С. Ведерников (1898-1975). Вдвоем. 1964 г. Бумага, акварель. 18 x 15,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Причал на Малой Неве. 1963 г. Бумага, цветная литография. 41,5 х 55,2 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
А.С. Ведерников (1898-1975). Город Горький. 1964 г. Бумага, акварель. 37,3 х 50 см.
Галерея Леонида Шишкина.
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинградская гавань. 1963 г. Бумага, цветная литография. 46,5 х 61,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Вид на взморье. 1963 г. Бумага, цветная литография. 45 х 60 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с желтым кувшином. 1963 г.
Бумага, литография. 54 х 42 см. Частное собрание.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт на табуретке. 1963 г.
Бумага, цветная автолитография. 53 х 39,3 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Плоский натюрморт. 1963 г.
Бумага, цветная литография. 53 х 41,5 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с синим флаконом. 1963 г.
Бумага, цветная литография. 52,5 x 41,8 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с полосатой драпировкой. 1963 г.
Бумага, цветная литография. 52,5 х 41,4 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Вид из окна. Ленинград. 1964 г.
Бумага, акварель. Аукционный дом Егоровых, Москва.
Ведерников - пейзажист-лирик, но лирика его не сентиментальна, а мужественна и проста. В эту гармонию тонких, слегка задумчивых пейзажей, с мягкими цветовыми отношениями, врывается другая линия творчества Ведерникова - его декоративные красочные натюрморты. Построенные на смелых контрастах цвета, они несут в себе то яркое радостное восприятие жизни, которое роднит их с русским народным искусством. Глиняная расписная игрушка, ситцевая набойка, узорная роспись по дереву - вот истоки этой буйной красочности. Любовь Ведерникова к народному искусству глубока и профессиональна. Хорошо зная это искусство с детства, художник органически воспринял народное отношение к красоте, понимание прелести чистого цвета.
А.С. Ведерников (1898-1975). Чаепитие за самоваром. Лубок. 1964 г.
Бумага, цветная автолитография. 63 х 46 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
На Ozon.ru продается копия за 31.000 руб.
А.С. Ведерников (1898-1975). Народная музыка. 1964 г.
Бумага, цветная автолитография. 62 х 47 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Народный танец. 1964 г.
Бумага, цветная автолитография. 63 х 47 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Свадьба. 1964 г. Бумага, цветная литография.
52 х 35,5 см. Серпуховский историко-художественный музей.
А.С. Ведерников (1898-1975). Тройка. 1964 г. Бумага, цветная автолитография.
63,7 х 46,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Две черные птицы. 1964 г.
Бумага, цветная литография. 52,5 х 35,7 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
А.С. Ведерников (1898-1975). Две птицы. 1965 г. Бумага, цветная литография.
53 х 36 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
А.С. Ведерников (1898-1975). Композиция на народные мотивы. 1965 г.
Бумага, цветная литография. 61 х 43 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
А.С. Ведерников (1898-1975). Композиция на народные мотивы. Беседа.
1965 г. Бумага, цветная литография. 61 х 43 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
А.С. Ведерников (1898-1975). Композиция из дымковских игрушек. 1965 г.
Бумага, цветная автолитография. 60 х 45 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Русская песня и пляска. 1965 г.
Бумага, цветная автолитография. 62 х 47 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Одной или двумя как бы между прочим подчеркнутыми деталями Ведерников делает свои пейзажи легко узнаваемыми. Иногда это синеющий вдали силуэт здания, часть гранитной набережной, мост, иногда спешащий по Неве буксир - и зритель сразу вспоминает знакомые, много раз виденные места. В работах Ведерникова вы не увидите тщательно выписанных деталей и мелочных подробностей. Язык его работ предельно лаконичен. Свои непосредственные живые впечатления художник суммирует, отбирает, оставляя только то, что позволяет ему наполнить увиденный кусок жизни взволнованным поэтическим чувством.
А.С. Ведерников (1898-1975). Концерт русской народной музыки. 1966 г. Бумага, акварель, гуашь, тушь.
27,7 х 30,7 см. Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Лубок со львами. 1965 г.
Бумага, цветная литография. 53,5 х 36,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Девичник. 1965 г. Бумага, цветная литография.
53 х 35,5 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
А.С. Ведерников (1898-1975). Концерт. 1965 г. Бумага, цветная автолитография.
62 x 46,3 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Композиция с коровой. 1965 г.
Бумага, цветная автолитография. 63,5 х 46 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). В поле. 1965 г. Бумага, цветная литография.
51,5 х 35,5 см. Серпуховский историко-художественный музей.
А.С. Ведерников (1898-1975). На базаре в Городце. 1965 г.
Бумага, цветная литография. 53 х 45,5 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
А.С. Ведерников (1898-1975). На рынке. 1965 г. Бумага, цветная литография.
52 х 35,5 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
А.С. Ведерников (1898-1975). Рыба для стола. 1965 г.
Бумага, цветная автолитография. 62 x 46,5 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Рыбаки. 1965 г. Бумага, цветная литография.
52 х 35,5 см. Серпуховский историко-художественный музей.
А.С. Ведерников (1898-1975). Цирк. 1965 г. Бумага, цветная литография.
52,4 х 36,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Количественные характеристики произведений переставали быть решающим критерием оценки. Николай Тырса сдержанно намекал своим коллегам на эти метаморфозы: «Качество картины может быть в обратном отношении к затраченному времени». Николай Лапшин рассуждал о высоко ценимых работах своего товарища: «Картины у Ведерникова или этюды? Чем определяется их различие композицией. Его этюды построены очень строго. Содержанием. - Его вещи очень глубоко и полно передают мироощущение». Тырса отстаивал дорогую ему этюдность, позволявшую сохранить индивидуальное высказывание и личный почерк, а не суммарный стиль школы или группы: «Картина – это, скорее, формула, нежели сумма»
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Эскиз. 1965 г. Бумага, акварель. 18 x 24,7 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер с фигурой. 1965 г. Бумага, акварель. 29,1 х 24,7 см.
Частное собрание.
А.С. Ведерников (1898-1975). Акробатки. 1966 г. Бумага, цветная литография. 53 х 42,5 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
А.С. Ведерников (1898-1975). Акробатки. 1966 г. Бумага, цветная литография. 55,5 х 45 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
А.С. Ведерников (1898-1975). Лодочная станция. 1965 г. Бумага, цветная литография. 45 x 60 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Белые ночи. 1966 г. Бумага, цветная автолитография. 45,3 х 60,6 см.
Галерея «Арт-Бульвар», Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Тучков мост. 1966 г. Бумага, цветная автолитография. 45 х 59,7 см.
Частное собрание.
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинградская гавань. 1966 г. Бумага, цветная литография.
А.С. Ведерников (1898-1975). Набережная Макарова. 1966 г. Бумага, цветная автолитография.
А.С. Ведерников (1898-1975). Набережная Макарова в Ленинграде. 1966 г. Бумага, цветная автолитография.
47 х 66 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Залив со стадиона им. С.М. Кирова. 1966 г. Бумага, цветная автолитография, белила.
50 х 59,5 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.
«Картина, сделанная до последних деталей, производит на нас всегда странное впечатление статичности, все в ней остановилось. Мы ощущаем жизнь как непрерывный процесс изменения и движения, и вот эта-то незаконченность в какой-то мере может выражать это движение - жизнь. Это понимали многие большие мастера. У Ведерникова есть картина, где отражение отстает от буксира, потому что буксир идет, и сделал он это по чувству, неправильно, но верно». Таким образом, одновременно с государственно поддержанной эксплуатацией традиционной картинной формы происходило обновление резервов жанра частным порядком, путем личных проб и ошибок.
А.С. Ведерников (1898-1975). Тройка. 1966 г. Бумага, цветная автолитография. 30 х 35 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 16 сентября 2025 г. Лот продан за 12.500 руб.
А.С. Ведерников (1898-1975). Трактор в поле. 1966 г. Бумага, акварель, тушь, гуашь, белила.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с персиками. 1965 г.
Бумага, цветная автолитография. 59,5 x 44,8 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Ананас. 1966 г. Бумага, цветная автолитография.
https://rexstar.ru
А.С. Ведерников (1898-1975). Два апельсина. Натюрморт. 1966 г.
Бумага, цветная автолитография. 61,7 х 46 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт. 1965 г.
Бумага, цветная авторская литография. 18 х 13 см.
Общество Поощрения Художеств, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с фикусом. 1965 г.
Бумага, акварель. 68 х 49 см.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт (с балалайкой). 1966 г.
Бумага, цветная литография. 15,7 х 10,5 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
А.С. Ведерников (1898-1975). Красный стол с двумя яблокам. 1966 г.
Бумага, цветная автолитография. 19 х 12,5 см.
Общество Поощрения Художеств, Санкт-Петербург.
Так ненавязчивы однотипные фигурки в акварелях Николая Лапшина, написанные оттенками черного и закрепляющие передний план. Еще более скрытен прием Александра Ведерникова: оживляя первый план, он покрывает гладь воды группой коротких волн-мазков. Нанесенные с одной силой, они могли бы нарушить перспективу, но соседство с контрастными пятнами прячет их однообразие. На утраченное чувство меры легко указать, труднее объяснить, с какого момента мера считается нарушенной. И следование канонам школы не может ничего гарантировать.
А.С. Ведерников (1898-1975). За мир и дружбу. 1967 г. Бумага, цветная автолитография. 45 х 60 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). За мир и дружбу. 1968 г.
Бумага, цветная автолитография. 62 х 47 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Девушка с голубем. 1967 г.
Бумага, цветная автолитография. 59 х 44 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Виолончелистки. 1966 г. Бумага, цветная литография.
62 х 47 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
А.С. Ведерников (1898-1975). Концерт. 1967 г. Бумага, цветная автолитография.
62 х 46 см. Галерея «Арт-Бульвар», Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Концерт артистов Индонезии. 1967 г.
Бумага, акварель, восковой карандаш, тушь, кисть. 43 х 30,7 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Девушки. 1967 г. Бумага, цветная автолитография.
51 х 39 см. Галерея «Арт-Бульвар», Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Цыганский концерт. 1967 г.
Бумага, цветная автолитография. 62 х 47 см.
Галерея «Арт-Бульвар», Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Мать и дитя. 1967 г. Бумага, цветная литография.
53,5 х 39 см. Серпуховский историко-художественный музей.
А.С. Ведерников (1898-1975). Волейболисты. 1966 г. Бумага, цветная автолитография.
62 х 46,8 см. Аукционный дом «Знакъ Арт», Москва. Лот продан за 28.000 руб.
«Прием подчинялся языку, в литературе упрощался синтаксис, в живописи унифицировалась техника. Происходил взаимный обмен: в живописи приживались различные варианты темного графического (анти-импрессионистического) контура, графика пользовалась пятном-мазком с живописным происхождением. Большинство художников были специалистами «широкого профиля», занимаясь живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, дизайном. В журнальной графике по условиям печати цветной рисунок раскладывался на 2-3 формы-клише, но из этих ограничений получался живописный оттиск, дающий эффект сложных оттенков» (Алексей Успенский). Опыт работы с цветной линогравюрой и литографией опосредованно влиял на живопись, причем и на чистых станковистов, и на многостаночников.
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. 1967 г. Бумага, акварель, восковой карандаш,
гуашь, тушь, кисть. 23,5 х 17,3 см. Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженные (Танец). 1966 г. Бумага, акварель, гуашь, бронзовая краска.
25 х 29,6 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная у зеркала. 1966 г. Бумага, акварель, гуашь. 27,8 х 30,9 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). В интерьере. 1966 г. Бумага, цветная автолитография. 31,1 х 41 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натурщик в интерьере. Бумага, акварель. 29,7 х 36 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная в интерьере. Галерея Арт-Панорама, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. Бумага, акварель. 29,5 х 35,5 см. Галерея Леонида Шишкина
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная, лежащая на диване. Бумага, акварель.
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная в интерьере. Бумага, акварель. 30,2 х 36 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. Бумага, акварель. 27,5 х 29,5 см. Галерея Леонида Шишкина
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная на диване. Бумага, акварель. 29,5 х 20 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
Альбер Марке с женой в Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ).
Фотография 1934 г.
Живопись Александра Ведерникова (Николая Лапшина, отчасти Владимира Гринберга) не имитация графики, но обновление, оздоровление языка живописи через ограничение возможностей, постный режим ее технического снабжения. Графический контур, широко использовавшийся в школе ленинградского пейзажа, принято считать влиянием французского живописца Альбера Марке и других французов. В работах Ведерникова можно ощутить влияние Альбера Марке, в том числе размытость контуров, локальные цвета, мечтательно-лирическая атмосфера, пейзаж, будто подернутый дымкой. После поездки по СССР в газете «Советское искусство» вышла восторженная статья Марке о его туристическом вояже - ему, кажется, больше всего понравился Ленинград, «заманчивая натура для художника-пейзажиста». Ленинград и ленинградцы отвечали ему взаимностью - по числу «маркистов» ленинградская школа, то есть объединение «Круг художников», опережала остальные.
Альбер Марке (1875-1947). Дождливый день в Париже. Собор Парижской Богоматери.
1910 г. Холст, масло. 81 х 66 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Писатель Эрнест Хемингуэй (Терпкое вино).
1968 г. Бумага, литография. 60 см х 44,5 см. https://www.ozon.ru.
Цена 51.000 руб.
А.С. Ведерников (1898-1975). К Солнцу. 1966 г. Эстамп. 30 х 20,9 см.
Новосибирский государственный краеведческий музей.
А.С. Ведерников (1898-1975). Причал на набережной Макарова. 1966 г.
Бумага, цветная автолитография. 17,8 х 12,7 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Река Ждановка. У станции имени В. И. Ленина. 1966 г.
Бумага, цветная литография. 41,7 х 57,3 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Зима у Петропавловской крепости. 1967 г. Бумага, цветная литография.
50,6 х 63 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Набережная Макарова. 1967 г. Бумага, цветная литография. 49 х62,1 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Набережная Макарова со стороны стадиона им. В.И. Ленина. 1968 г.
Бумага, цветная автолитография, восковой карандаш. 40 х 54 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Пушкинская площадь в Ленинграде. 1967 г. Бумага, цветная литография.
46,7 х 60,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). На берегу. 1967 г. Бумага, акварель. 26,2 х 38,7 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
Взвешенный лаконизм пейзажей Александра Ведерникова известен по его технике гравюры по линолеуму в три краски. Этот живописец использует цвет белого, не закрашенного грунта как опытный график-печатник цвет бумаги, раскладывает многоцветие натуры на несколько цветов, пользуется тоновыми градациями одного цвета, будто этого требует технология печати.
А.С. Ведерников (1898-1975). Мать и дитя. 1969 г. Бумага, акварель. 44 х 31 см.
Галерея Леонида Шишкина.
А.С. Ведерников (1898-1975). Яхт-клуб. 1967 г. Галерея Леонида Шишкина.
А.С. Ведерников (1898-1975). У моста строителей в Ленинграде. 1969 г. Бумага, хромолитография.
39 х 47 см. Аукционный дом «КабинетЪ», Москва, 2013 г. Эстимейт 30.000 – 35.000 руб.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с клубникой. 1968 г. Бумага. цветная литография. 39,5 х 53 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с гитарой. 1967 г. Бумага, цветная автолитография.
62 х 47,2 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с электрической лампой. 1967 г.
Бумага, цветная литография. Музей рисунка. http://drawing-museum.org
А.С. Ведерников (1898-1975). В цирке. 1968 г. Бумага, цветная автолитография.
55 х 39 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт в день юбилея. 1969 г.
Бумага, цветная автолитография. 54 х 44 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт. 1969 г. Бумага, акварель. 35,5 x 30 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
«Ведерников - пейзажист-лирик, но лирика его не сентиментальна, а мужественна и проста. В эту гармонию тонких, слегка задумчивых пейзажей, с мягкими цветовыми отношениями, врывается другая линия творчества Ведерникова — его декоративные красочные натюрморты. Построенные на смелых контрастах цвета, они несут в себе то яркое радостное восприятие жизни, которое роднит их с русским народным искусством. Ведерников — художник большого живописного дарования, он хорошо чувствует и умеет передать зрителю поэзию красок, поэзию, без которой художественное произведение не может существовать. Колорит у Ведерникова обычно строится на декоративных сочетаниях. Рисунок свободен, энергичен и прост» (А. Павлинская, искусствовед).
ИСТОЧНИКИ
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. –
Стр. 158, 169-172, 242-243, 264-266, 309 и др.